7.2. Религиозный смысл и социальное значение труда

Духовное основание труда. Труд не только имеет первостепенное значение во всех сферах жизни общества, не менее важно и то, что в нем формируется и развивается человеческая личность. Созданный Богом, человек изначально был призван к владению и освоению сотворенного Им мира. «И благословил их Бог, и, сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28), и «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). В этих словах Церковь видит указание на высокое предназначение труда как неотъемлемой составляющей образа Божьего в человеке и средства к самораскрытию человеческой личности в ее телесно-духовной целостности.

Вследствие грехопадения человека смысл его труда изменился коренным образом: «проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:17—19). С того времени в сердце человека утвердилось стремление действовать без Бога и господствовать над ближними.

Однако Бог в Своем милосердии предусмотрел путь для восстановления благодатного смысла труда. Сам Спаситель провел Свою земную жизнь, трудясь в поте лица, и тем самым освятил и возвеличил труд. Жертва Иисуса Христа на кресте восстановила утерянные отношения между Богом и человеком, подняла статус человека как соработника Творца.

Социальное значение труда

Труд является важнейшим измерением человеческого присутствия в мире. Труд человека, в отличие от животных, носит сознательный характер, в силу чего он способен творчески решать поставленную Богом задачу — заботиться о мире, в котором живет.

Человеческий труд выступает, прежде всего:

Как необходимость. Человек трудится, чтобы добывать свой насущный хлеб. В необходимости поддерживать свои физические силы раскрывается земная, телесная сторона человеческого бытия.

Как призвание. Труд дает человеку сознание значимости своей жизни, уникальности своей миссии в мире.

Как способ самореализации человеческой личности. В труде раскрываются дарованные ей Богом творческие таланты. Именно в труде человек может достигать высот своего развития.

Как условие личного, семейного и общественного благополучия. Трудясь, человек не только созидает свою жизнь. Благодаря труду созидается и укрепляется семейное и общественное благополучие. Трудящийся человек имеет возможность послужить другим людям, творить благо ближним: «.. .а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).

Как созидание окружающего мира. Изначальный смысл труда, как он представлен в Библии, — освоение и владычество человека над природой, которая была доверена ему Богом. Такое владычество и освоение обязано быть экологичным и социально ответственным, так как мир принадлежит всем людям — нашим современникам и нашим потомкам — в равной мере.

Библейское отношение к труду

Священное Писание наставляет человека: «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11:13—15).

Хотя человек не обладает Божественным естеством, ему следует стремиться как можно полнее подражать Создателю в своей жизни и в своем труде. К этому призывает и четвертая заповедь Десятисловного Закона: работая шесть дней в неделю и покоясь в седьмой субботний день, мы следуем примеру нашего Творца (см. Исх. 20:8—11).

Труд и достоинство человеческой личности

Церковь призывает организовать труд так, чтобы человек имел возможность полностью реализовывать заложенный в него Богом потенциал, содержать себя и свою семью, оказывать помощь ближним, проявляя тем самым христианскую добродетель. Важно помнить, что субъект, цель и смысл всякого труда — человек, и непозволительно, чтобы труд, предназначенный возвышать достоинство человеческой личности, приводил к ее деградации.

Отказ человека от созидательного труда лишает его права на материальные блага: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Уклоняющийся от труда утрачивает одну из важнейших радостей жизни, обречен на неполноценное существование.