7.3. Собственность и ее предназначение

В восьмой заповеди Божьего Закона: «Не кради» (Исх. 20:15) и десятой заповеди: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17) признается право частной собственности, ибо именно через собственность естественным образом проявляется свобода и ответственность человека.

Право собственности учреждено Богом для земного благополучия людей. Господь не для того создавал этот мир, чтобы люди страдали от нищеты и болезней. Призыв Священного Писания собирать сокровища на небе, а не на земле (см. Мф. 10:19,20) предназначен исключительно для восстановления правильной иерархии ценностей.

Кроме того, обладание собственностью предполагает служение общему благу, т. к. все, что человек имеет, изначально принадлежит Богу. Бог наделяет людей разными ресурсами и в разном объеме. Поэтому богатый должен помнить о бедных и социально обделенных людях и, следуя принципу общечеловеческой солидарности, проявлять заботу о них.

Бедность и болезни не всегда являются следствием нерадивости и безответственности, и оказавшиеся в такой ситуации люди, доверяя Богу и проявляя должное смирение, должны прилагать усилия к исправлению ситуации. Частная собственность объединила в себе два вида отношений, в которые вступает человек: управление собственностью Бога — то есть взаимоотношения человека и Бога, и межчеловеческие отношения при ее использовании. Творец утверждает оба вида этих отношений как законные, что обусловливает отсутствие между ними противоречия при исполнении человеком воли Божьей.

Однако, помня о греховности человеческой природы, Церковь одобряет наличие законодательства, ограничивающего право частной собственности во избежание накопления слишком большого богатства в одних руках, а также устанавливающего соответствующее налогообложение недвижимости.