7.4. Деловая этика и социальная ответственность предпринимателей

Библия о предпринимательстве

Активность человека в хозяйственной деятельности, как в виде индивидуального частного предпринимательства, так и коллективных, крупных акционерных обществ отвечает воле Божией (Исх. 20:8—11, Еккл. 4:9). Однако предпринимательская деятельность принесет подлинное удовлетворение людям лишь при условии, если она будет основана на принципах гуманности и справедливости, а человек будет помнить «Господа, Бога … ибо Он дает … силу приобретать богатство» (Втор. 8:18).

Библия не поощряет праздность: «Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь; и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный» (Притч. 24:34). Напротив, человек призывается к честному и смиренному труду, в котором Бог может являть Свою милость и благословлять его земными благами: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:3). «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Притч. 22:4).

Предпринимательство и особого рода этика

Развитие свободного предпринимательства в последние столетия потребовало совершенно иной, нетрадиционной этики. Она сформировалась в эпоху Реформации и получила распространение в протестантских странах — Германии, Англии, США и др., а впоследствии оказала влияние на экономику других государств, в том числе и России с ее традиционным укладом хозяйства.

Новой этике, возникшей в протестантской среде, присущи, по меньшей мере, три особенности:

1) отношение к труду как к призванию, как способу реализовать Божественный замысел в жизни. Деловой человек-христианин мыслил свой труд как особую форму богопоклонения;

2) стремление к получению прибыли, даже большей, чем человек мог использовать для себя и своей семьи. Слова Христа о том, что каждый должен умножать полученные от Господа таланты (см. Мф. 25), побуждали христианина радеть о деле и стремиться к тому, чтобы оно было успешным. Труд всячески рационализировался. Стали весьма востребованными такие качества, как бережливость, расчетливость, эффективность;

3) «аскетизм в миру» — строгость в использовании полученного богатства. Экономический скачок, который произошел в результате такого подхода к труду, не привел к банальному самоугождению. В протестантской этике изначально ценилась скромность и умеренность во всем.

Таковы основные этические принципы предпринимательства — ответственного и свободного.

Сегодня российская экономика крайне нуждается в возрождении этических норм, которые даны в Священном Писании. Церковь призывает современных предпринимателей к честному ведению дел, она молится за их успех и готова оказывать им духовную поддержку.

Социальная ответственность предпринимателей

Усердный труд и предприимчивость должны вознаграждаться. В хозяйственной деятельности это происходит через получение дохода и прибыли, а также в виде морального удовлетворения от реализации своих способностей. Однако прибыль, получаемая в процессе труда, с христианской точки зрения, не должна использоваться для удовлетворения собственной алчности и эгоизма, но предназначена послужить удовлетворению разумных потребностей своей семьи, а также потребностей ближних.

Предприниматель обязан понимать, что все, что он имеет, принадлежит Господу, а он лишь Его управляющий. Бог же, как Отец, заботится обо всех людях.

Социальная ответственность предпринимателей должна реализоваться следующим образом:

Добросовестная уплата налогов, ибо через налоговую систему государство осуществляет солидарное управление национальным богатством и его справедливое распределение.

Развитие бизнеса и создание новых рабочих мест. Многие люди сегодня могли бы жить значительно лучше, имей они постоянную, достойную работу. Деньги, не используемые для развития дела, создания новых рабочих мест, в результате могут стать проклятьем.

Установление подлинно человеческих отношений. Важно, чтобы предприниматель помнил о том, что цель всякого дела — человек. Это требует создания достойных условий труда и соответствующей его оплаты. Важно также, чтобы работник, ощущая свою личную значимость, мог творчески раскрыться, тогда отдача от его труда станет во много крат больше, а всеобщая польза окажется бесспорной.

Все вопросы (заработная плата, условия труда и отдыха и т. д.) должны решаться в процессе социального диалога, на основе четких договоренностей, устраивающих обе стороны.

Поддержка социальных программ как продуманная политика фирмы или корпорации, в том числе в форме личной благотворительности или партнерства с другими коммерческими, некоммерческими, благотворительными или религиозными организациями. Партнерство с религиозными организациями предпочтительней, ибо позволяет всем ощутить причастность к общему делу, общему благу, к социуму.