IX. Проблемы биомедицинской этики

В современном мире все очевиднее усиливаются процессы секуляризации, что неизбежно ведет к ослаблению влияния извечных ценностей и ориентиров. Более того, все заметнее стремление к подмене авторитета Божьего закона прагматически заземленными и нравственно выхолощенными понятиями и установлениями. Особенно это проявляется в сфере биомедицинских технологий, повсеместно и бесконтрольно вторгающихся в жизнь современного общества, что приводит к тяжелым социальным и духовно-нравственным последствиям, угрожая не только достоинству человеческой личности, но и самому существованию человека.

В складывающейся ситуации особую значимость приобретают христианские вероучительные принципы и личные убеждения верующих, основанные на Божественном Откровении. В нем человеческая жизнь определяется как бесценный дар Божий, а свобода человека, достоинство его личности — как залог обретения богоподобного характера. Достигается это единственным путем — через добровольное и осознанное следование заповедям, любви к Богу и ближнему (см. Флп. 3:14; Мф. 5:48; 2 Петр. 1:4).

Аборт и ценность человеческой жизни

Дар жизни исходит из рук Божьих, и поэтому он свят. Человеческий эмбрион в глазах Творца уже личность — бесценная и уникальная. Псалмопевец Давид пишет: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш, мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:14—16). Решения о прерывании зародившейся жизни всегда имели и имеют серьезные моральные последствия, свидетельствуя о трагической глубине человеческого падения. Известно, что легализация абортов началась и получила почти повсеместное распространение только в XX веке. Явление это имеет явно эсхатологическую окраску и представляет собой осуществление пророчества о конце мира, в котором говорится, что в последнее время, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

Сегодня в России ежедневно производится около 13 тысяч абортов*(* Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2000.). Ложно понятые свободы породили не только нравственную вседозволенность, но и предоставили женщине-матери право решать участь собственного ребенка. При этом здоровье и жизнь самой женщины подвергаются большой опасности. На фоне девальвации христианских ценностей и безответственного отношения к жизни и здоровью человека в России (как и вообще в Европе) нарастает и усугубляется демографический кризис.

Способность к зачатию и деторождению является одновременно даром и проявлением Божьей любви к человеку, выраженной в изначальной заповеди: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:27). Согласно Библии, человеческий плод уже с момента зачатия содержит в себе всю совокупность явных и потенциальных свойств будущей личности (см. Пс. 138:13,15—16; Иов. 10:8—12,18;Иер. 1:5,6). Поэтому всякое неоправданное прерывание беременности на любой ее стадии является нарушением шестой заповеди «Не убивай». В случае сложной и критической ситуации, когда продолжение беременности представляет угрозу для жизни матери и будущего ребенка, вопрос сохранения беременности решается родителями в соответствии с убеждениями их совести, тщательного медицинского обследования и консилиума врачей. Следует учитывать также важность разделения ответственности. Церковь не считает, что основная ответственность за принятие решения лежит на матери, а напоминает, что и будущий отец, и врач разделяют эту ответственность. Церковь считает, что для христиан недопустимо совершать аборты, исходя из желания контролировать рождаемость, выбирать пол ребенка или сохранить привычный жизненный комфорт. Людям, которым предстоит лично решать вопрос об аборте, Церковь предлагает свою милосердную поддержку. Христиане призваны быть любящей, заботливой, преисполненной веры общиной, которая помогает людям найти выход из трудного положения.

Осуществляя духовное руководство в такой жизненно важной сфере, Церковь призвана способствовать:

■ реализации убежденности в ценности человеческой жизни;

■ укреплению семейных отношений;

■ обучению представителей обоих полов христианским принципам сексуальных отношений;

■ повышению ответственности супругов за планирование семьи;

■ созданию благоприятного климата для обсуждения моральных проблем, связанных с абортами;

■ оказанию необходимой помощи женщинам, находящимся в поиске правильного решения относительно прерывания беременности;

■ поощрению отцов в их готовности разделять с матерями ответственность за воспитание детей;

■ воспитанию в мужчинах и женщинах ответственности за последствия поведения, несовместимого с христианскими принципами.

Что касается контрацепции, то вопрос этот решается при обоюдном согласии супругов. Однако Церковь выступает против тех средств и препаратов, которые обладают абортивным действием, то есть приводят к искусственному прерыванию жизни плода. Ухудшение материального положения и внутрисемейных отношений, недостаток возможностей для достойного и полноценного воспитания и образования ребенка не могут быть поводом для применения абортивной контрацепции и абортов.

Нравственную оценку использования неабортивных противозачаточных средств можно дать на основании побудительных мотивов их применения. Переоценка ценностей в современном мире привела к господству эгоцентризма и гедонистического подхода к жизни, при котором рождение и воспитание детей рассматриваются как обуза, препятствующая обретению полноты жизненных радостей. Такой взгляд обесценивает как содержание брака, так и его назначение, выражающееся в сотворчестве Богу в деле продолжения человеческого рода.

Бездетность

то есть неспособность к зачатию, во все времена воспринималась супругами как большое несчастье. Только вера и христианское смирение позволяют такой семье увидеть Божье провидение и достойно нести свой жизненный крест, находя утешение во взаимной любви и духовном единстве. Тем не менее, некоторые супруги с эгоистичной настойчивостью, любой ценой и какими угодно средствами пытаются обрести желаемое, чему способствуют современные технологии зачатия с помощью донорских половых клеток. Однако донорское оплодотворение и внематеринское вынашивание ребенка неизбежно сопровождается психологическими и социальными коллизиями, возникающими не только в отношениях между самими супругами, но также и с их детьми, обретенными таким способом. Более того, донорское зачатие и суррогатное материнство могут в будущем обернуться как для ребенка, так и для родителей не только тяжелым психологическим кризисом, но и юридическими проблемами.

Единственно допустимым в решении проблемы бесплодия может быть искусственное оплодотворение половыми клетками супруга. В этом случае духовное и физиологическое содержание как материнства, так и отцовства не умаляется присутствием чужеродного начала. По библейскому принципу, рождение ребенка должно совершаться только в лоне семьи, что позволяет избежать многих внутрисемейных проблем.

Клонирование

Дерзновенные замыслы по клонированию человека, равно как и дискуссии по этому поводу, были бы просто невозможны в христианском мире. Между тем современное богоборчество стало причиной самонадеянного посягательства человека на прерогативы Бога-Творца посредством воплощения его поистине эгодемонических замыслов. Триумф науки в области расщепления атомного ядра обернулся для планеты трагедией Хиросимы и Нагасаки и непреходящим страхом, вызванным угрозой ядерной войны. В наши дни вполне реальны опасения, что манипуляции с генетической матрицей человека могут иметь для цивилизации еще более тяжкие и далеко идущие последствия. Уже сейчас становится очевидным, что реализация замысла по клонированию человека приведет к уничтожению в нем богообразности ценностного достоинства и в конечном счете к обезличиванию. Человеческим особям, вызванным к жизни путем массового генетического воспроизводства по желанию «заказчиков», могут быть заданы любые индивидуальные характеристики. Например, «клоноиды» могут использоваться как «человеческий наполнитель» для тоталитарных обществ, где они станут безвольными исполнителями чьей-то своекорыстной политической воли. Клонирование ставит под угрозу «святое святых» в человеке — богоданную неповторимость и свободу. В сфере межчеловеческих и родственных отношений такие эксперименты могут привести к противоестественным ситуациям. Как известно, ребенок, рожденный в результате генетического воспроизводства, может оказаться сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Человек, появившийся на свет таким образом, может затем всю свою жизнь мучиться от комплекса собственной неполноценности, сознавая себя всего лишь чьей-то копией.

Единственной оправданной целью клонирования можно считать воспроизведение отдельных видов клеток и тканей для сохранения жизни человека.

Трансплантация органов

Достижениям в области трансплантации органов сопутствуют всевозможные негативные моменты, обусловленные всепроникающим действием греха. Нравственно оправдана готовность человека пожертвовать своим органом ради спасения жизни и облегчения страданий своего ближнего. Такое сострадание и самозабвенная любовь всегда высоко оценивались Церковью. К сожалению, в наши дни трансплантация человеческих органов приобретает коммерческий размах и криминальную окраску. Повсеместно участились случаи похищения детей и взрослых, чьи органы используются в качестве «запчастей» для состоятельных клиентов, способных щедро заплатить за подобную услугу.

В тех случаях, когда трансплантация совершается по добровольному согласию, донора необходимо предупреждать о возможных последствиях операции для его собственного здоровья. Одним из условий трансплантации должна быть гарантия безопасности его собственной жизни. Коммерциализация донорства привела к тому, что продление жизни одних людей нередко происходит за счет явного ухудшения здоровья других. В современной трансплантологии все чаще используется посмертное донорство, при котором большое значение имеет установление момента смерти и наличие прижизненного согласия умершего. Морально недопустимо начинать операцию по трансплантации органов в состоянии клинической, а не биологической смерти донора, так как только последняя свидетельствует о прекращении жизнедеятельности мозга и всего организма.

Эвтаназия

Современное общество почти готово узаконить эвтаназию — так называемое «милосердное прекращение жизни». Пассивная эвтаназия представляет собой прекращение подачи питания или отключение систем, поддерживающих жизнь безнадежно больного человека. Активная эвтаназия — это прекращение жизни человека с целью освобождения его от страданий.

Сам человек, стоящий на пороге смерти, его семья и врачи сталкиваются с целым рядом вопросов. Оправданно ли поддерживать в человеке жизнь, когда жизненно важные системы его организма уже отказали? Считается ли убийством прекращение страданий умирающего? Должны ли родственники исполнить волю больного, у которого нет больше сил переносить страдания? Кто вправе принимать подобные решения? Какой ответ на эти вопросы дает Библия?

По заповеди, прекращение жизни по просьбе самого страдающего нельзя определить иначе как самоубийство. Соответственно можно расценить и умышленное уклонение пациента от рекомендованных препаратов, продлевающих его жизнь. В случае если эвтаназия совершается по настоянию родственников или лечащего врача, это можно рассматривать как убийство. Доводы о бессмысленности страданий не всегда основательны, так как нередко именно они побуждают умирающего к покаянию, сопровождаются душевным просветлением, пробуждают желание примириться с Богом и ближними. Для родных и близких больного дни, недели, а возможно, и месяцы, сопряженные с заботами по уходу за ним, также могут благотворно сказаться на их душевном состоянии. Само собой разумеется, что роль врача как инициатора и исполнителя эвтаназии не имеет ничего общего с его профессиональным долгом.

Основываясь на законе любви, уважении к жизни, принципе справедливости, Церковь уверена в том, что только Бог, дарующий человеку жизнь, имеет право забрать ее в тот момент, в который Он сочтет нужным. Мы, христиане, обязаны заботиться о наших ближних, старых или безнадежно больных, до их последнего вздоха.

Транссексуальность и гермафродитизм

Такое явление, как транссексуальносгпь, представляет собой одну из патологий полового развития. Побуждения к изменению половой ориентации могут быть различны — чаще всего от болезненного осознания своей принадлежности к другому полу. Этому можно духовно противостоять. В противном случае, достигаемое хирургическим путем или с помощью гормональных средств изменение пола является, по сути, вызовом Богу-Творцу, дарующему нам вместе с жизнью и половую принадлежность. Как показывает жизнь, люди, перенесшие такую операцию, только усугубляли свои внутренние ощущения и жизненную неустроенность.

Выступая в защиту двуполой семьи и моногамного брака, Церковь в то же время призывает верующих не унижать людей, изменивших свою сексуальную ориентацию, но пытаться в духе христианской любви раскрывать перед ними достоинство человеческой личности и цели ее существования.

Более осторожно следует относиться к оценке такого редкого патологического состояния, как гермафродитизм, или двупол ость. Гермафродитизм — врожденная патология, в большинстве случаев обусловленная генетически. Ребенок, родившийся с признаками обоих полов, нуждается в хирургической коррекции. Деликатный вопрос по установлению половой принадлежности решается специалистами вместе с родителями ребенка.