10.2. Духовные корни экологического кризиса. Значение искупления

Загрязнение окружающей среды есть результат «загрязнения» человеческого сердца. Если исходить из библейского учения, то станет ясно, что первопричина экологического кризиса не во вредных выбросах или плохих технологиях, а в оскверненной грехом внутренней природе человека, в его разрыве с Богом. Вслед за человеком планета со всеми ее обитателями невольно также оказалась под проклятием: «Проклята земля за тебя, со скорбию будешь питаться от нее… Терние и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:17, 18). Греховный выбор первых людей многократно повторяется их потомками. Убийство Каином своего брата Авеля, пролитая им неповинная кровь осквернили землю, а ожесточившийся братоубийца, построив первый на земле город (см. Быт. 4:1—17), отделил себя и от природы, и от Бога. Усиливаясь во времени, проклятие первого греха действует и поныне: почти всякое вмешательство человека в природные процессы порождает различные «терния и волчцы». Нерациональное природопользование ведет к истощению природных ресурсов, отходы все более загрязняют окружающую среду и т. п.

«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29), вылившиеся в культ денег, техники, знаний и многие другие современные формы идолопоклонства. Поклонение этим кумирам породило в человеке ненасытный эгоизм. Данную свыше ответственность (см. Быт. 1:28, 2:15) он стал воспринимать как право безраздельного владычества, попирая права природы.

Экологическая значимость искупления

Центральная доктрина АСД — учение о спасении мира от греха — имеет и экологические аспекты. Крестная смерть Спасителя стала залогом не только освобождения людей от проклятия, но и избавления Земли от последствий греха в будущем. Искупив человека, Сын Божий искупил и зависимую от него природу: Божья милость к человеку распространяется и на все живое. Спасение от потопа животных (см. Быт. 8:1), избавление от беды «множества скота» в Ниневии (см. Иона 4:11) и все другие проявления милости Бога к Его творениям происходили в ветхозаветные времена благодаря будущей жертве Христа, имеющей не только общечеловеческий, но и биосферный, вселенский масштаб. Через ходатайство Христа, пришедшего примирить все живое, каждый человек может примириться и с Творцом, и с другими творениями, и со всей окружающей средой, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). В свою очередь, вера в примирение побуждает доброжелательно и с любовью относиться ко всем живым существам.

Природа в сознании верующих

Мироощущение христианина отличается особым восприятием окружающей природы. Для верующего природа — одно из ярчайших видимых свидетельств любви, мудрости и всемогущества невидимого Творца, что само по себе придает ей ценность. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). «Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной и возвестит тебе; или побеседуй с землею и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не усмотрит, что рука Господа сотворила сие?» (Иов. 12:7—9). «Рассматривание творений» и «беседа с землею» помогают неверующим поверить, а верующим — укрепиться в вере и прославить Создателя.

Сравнивая сегодня уголки первозданной природы, которых становится все меньше, с местами, измененными человеком, мы видим, как безответственно человек отнесся к Божьему дару. «Земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (Ис. 24:5). По вине человека «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Само время призывает людей пересмотреть свое отношение к природе.Природа — это великая книга, наряду с Библией открывающая истину. Но любящие знания читатели обычно бережно обращаются с книгами! Сотворенная Богом природа не мастерская, а храм, и это побуждает христианина поклониться ее Создателю и с любовью относиться ко всему, что ее составляет, следуя нормам экологической этики.