10.4. Участие верующих в охране природы

Церковь открыта для активного сотрудничества с природоохранными организациями и образовательными учреждениями в природоохранной и эколого-просветительской работе.

Самое действенное участие Церкви в сохранении окружающей среды состоит в соответствующем духовно-нравственном просвещении людей. «Научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — поручил Христос Своим ученикам (Мф. 28:19). Такое просвещение осуществляется как в проповедовании, так и в личном свидетельстве верующих.Разъяснение норм экологической этики может проводиться в субботних школах (особенно, детских), во время молодежных походов, в христианских лагерях и иных собраниях на лоне природы. В церковных учебных заведениях образовательные программы должны включать экологический компонент и обеспечиваться необходимыми методическими материалами. Издание духовной литературы (как для детей, так и для взрослых), освещающей взаимоотношения человека с природой и Творцом, также содействует развитию бережного отношения к природе у людей верующих и ищущих Бога. Важнейшую же роль в экологическом воспитании играет семья. Способствуя укреплению семей и распространению духовности, Церковь призвана внести свой уникальный вклад в формирование экологической культуры широких слоев населения, не охваченных другими формами эколого-просветительской работы.

Принимая природоохранный принцип «Думай глобально, действуй локально», Церковь поощряет (но не контролирует) личное участие своих членов в деле охраны природы. Само же природоохранное служение понимается как особая форма благотворительности — помощь бедствующим творениям. Некоторые благотворительные программы Церкви вносят определенный вклад в решение проблем утилизации отходов и снижения потребления. Так, в большинстве общин действует система вторичного использования одежды для помощи нуждающимся и терпящим бедствие. Общины, имеющие свои здания, должны заботиться об озеленении и благоустройстве прилегающей территории. Места собраний на лоне природы необходимо содержать в чистоте и, насколько возможно, благоустраивать. Посадка деревьев может ознаменовывать памятные для верующих события (см. Быт. 21:32—34), а установка в местах поклонения искусственных гнезд не только поможет защитить насаждения от вредителей, но и присовокупит к хвале человеческой пение птиц. Церковь одобряет и поддерживает выявление и охрану ценных природных объектов и территорий (деревьев-долгожителей, пещер, родников, местообитаний редких видов животных и растений и др.), но не рассматривает их как наделенные сверхъестественной силой — язычество и христианство несовместимы (см. ] Ин. 5:21, 1 Кор. 10:14—22, 2 Кор. 6:16—18). Уже то, что Господь есть Податель жизни, достаточно для сохранения разнообразия Его творений.

В современном мире христиане должны утверждать своей жизнью (см. Флп. 2:15) и отстаивать словом (см. Иез. 33:1—9, Рим. 10:14) высокие нравственные нормы, в том числе и природоохранные, выступая против корриды, собачьих боев, спортивной охоты и других жестоких развлечений. Верующие могут также участвовать в акциях против нарушения природоохранного законодательства, в том числе и в судебных процессах, используя исключительно ненасильственные методы. При этом природоохранное служение не должно выливаться в политическую деятельность. Приоритетная же задача природоохранного служения Церкви состоит в изменении отношения людей к Богу, природе и самим себе.