11.3. Вопросы войны и мира

Тотальная война

Одним из самых важных и сложных политических и этических вопросов современности является вопрос войны и мира. В настоящее время в мировом сообществе сложилась ситуация, не имеющая аналогов в истории. Человечество изобрело средства самоуничтожения, которыес каждым годом становятся все более эффективными. Население земного шара стало «мишенью» страшных видов оружия — ядерного, биохимического и других — способных за короткий промежуток времени уничтожить жизнь на нашей планете. Это заставляет людей постоянно испытывать неуверенность и чувство страха за жизнь своих близких и за собственную.

Церковь убеждена, что войны являются результатом греха. С момента грехопадения человека раздор и вражда стали неизбежной реальностью его существования. Цель дьявола — играя на греховных чувствах собственной исключительности и себялюбия, подстрекать народы к войнам друг против друга. Ведение войн, несущих страдания и смерть миллионам людей, является его же диверсионной тактикой, отвлекающей от выполнения Евангельского поручения. Церковь, в силу своей природы, безусловно, осуждает гонку вооружений, угрожающую миру, и призывает политиков и государственных деятелей делать все возможное для преодоления взаимного недоверия и вражды между народами. Она поддерживает инициативу ООН и ряда религиозных организаций, объявивших первое десятилетие XXI века десятилетием содействия миру и безопасности.

Терроризм

На нашей планете появилась еще одна разновидность насилия — организованный международный терроризм. Терроризм сам по себе существует давно, однако создание всемирной террористической сети — это совершенно новое явление.

Некоторые террористические организации стремятся подвести под свои действия религиозную основу. Называя себя орудием Божьего правосудия, они кощунственно извращают религиозное понимание сущности Бога и Его великой любви к человеку. Международный терроризм полностью противоречит идее религиозной свободы, поскольку в его основе лежат религиозно-политический экстремизм и фундаменталистский фанатизм. Они присваивают себе право навязывать людям собственные взгляды, уничтожают тех, кто эти взгляды не разделяет. Возникновение международного терроризма подтверждает, что войны могут вести не только целые народы или государства, но и радикальные экстремистские группировки. Как указывала сто лет назад одна из основателей Церкви Адвентистов Седьмого Дня Елена Г. Уайт, «нашим величайшим грехом является жестокость одних людей по отношению к другим». Греховная человеческая природа склонна к насилию. С христианской точки зрения, все акты жестокости и насилия на самом деле являются частью вселенской войны, Великой борьбы добра и зла.

Церковь убеждена, что использование государствами для защиты от насилия и террора одних лишь силовых средств не может решить проблему, поскольку в ее основе лежат серьезные социальные и духовные причины. Для установления прочного мира необходимы комплексные меры. Исходя из того, что единственно правильным шагом в этом направлении является всемерное содействие миру, Церковь Адвентистов Седьмого Дня призывает все народы перековать свои мечи на орала и копья свои на серпы (см. Ис. 2:4). Один из пунктов вероучения Церкви АСД утверждает, что мужчины и женщины были созданы для славы Божией и были призваны любить Его и друг друга и заботиться об окружающей их среде, а не уничтожать или ущемлять друг друга. Сам Христос сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся детьми Божиими» (Мф. 5:9).

Фундамент мира

С точки зрения Церкви, прочный мир во всех случаях предполагает наличие по крайней мере четырех основных составляющих: диалога, справедливости, прощения и примирения.

Диалог. Прочного мира невозможно добиться путем насилия, он достигается посредством диалога, переговоров, которые, при наличии доброй воли, в конечном счете приводят к взаимным политическим компромиссам. Конструктивные переговоры способны решить проблему и создать предпосылки к политической стабильности, чего невозможно добиться силой оружия. Как миротворцы христиане всегда готовы к всестороннему и разумному обсуждению разногласий, ибо этому учит нас Библия.

Справедливость. В Слове Божьем мы не найдем ничего, что можно было бы использовать для одобрения политики, при которой один класс обогащался бы за счет притеснения и страданий других. Справедливость требует отказа от дискриминации, уважения достоинства и равенства людей, а также справедливого распределения жизненно необходимых благ. Экономическая стратегия и социальная политика могут приводить либо к миру, либо к противостоянию. Справедливость и мир всегда шли рука об руку — так же, как несправедливость и война. Забота Адвентистов Седьмого Дня об обеспечении социальной справедливости находит свое выражение в деятельности церковных учреждений и организаций, направленной на борьбу с бедностью и обеспечение приемлемых для людей условий жизни. Такие усилия Церкви способствуют ослаблению общественного недовольства и закладывают фундамент для прочного мира.

Прощение. Наш христианский долг состоит в том, чтобы помочь отдельным людям и целым народам освободиться от груза ошибок, совершенных в прошлом, и отказаться от ненависти и насилия, обременявших жизнь предыдущих поколений. Поэтому одной из первостепенных своих задач Церковь считает воспитание культуры прощения (см. Мф. 6:12).

Примирение

Прощение является необходимым условием для примирения и восстановления разрушенных в прошлом отношений. Примирение — это единственный путь к успешному достижению сотрудничества, гармонии и мира.

Церковь АСД, будучи посланницей примирения, призывает христианские церкви и их руководителей, а также последователей всех религий, всех людей доброй воли присоединиться к служению примирения (см. 2 Кор. 5:17—79). Это всегда нелегкая и деликатная задача. Во избежание многих политических ловушек, расставленных на пути примирения, необходимо провозглашать по всему миру свободу — от преследований, дискриминации, крайней нищеты и других форм несправедливости. Христианский долг состоит в стремлении защитить тех, кому угрожает насилие, эксплуатация, террор. Христианское служение примирения способствует восстановлению человеческого достоинства, равенства и единства через благодать Господа, благодаря которой люди видят друг в друге членов семьи Божией.

Миротворческая миссия Церкви

Окружающий мир судит о Церкви не только по ее духовному вкладу в жизнь общества (хотя он имеет основополагающее значение), но также по ее трудам во имя практического повседневного благополучия людей. В этом отношении особенно важно активное миротворчество Церкви. Адвентисты призывают с покаянием отказаться и отмежеваться от насильственных способов действий, к которым как в историческом прошлом, так и в относительно недавнее время прибегало немало религиозных и светских организаций и деятелей, многие мирились с ними или даже пытались их оправдать.

В мире, исполненном ненависти и вражды, террора и военных конфликтов, Адвентисты Седьмого Дня выступают как активные миротворцы, содействуя наведению мостов, трудясь во имя мира и установления всеобщей справедливости. Церковь АСД призывает Божий народ всех стран молиться о мире, возводя преграду силам раздора и войны. Она призывает всех верующих в Творца-Жизнедателя и всех людей доброй воли оказывать, насколько это в их силах, содействие в созидании мира и братства, взаимопонимания между людьми различных национальностей, верований и политических убеждений.

Иисус Христос назван Князем мира (см. Ис. 9:6). Он желает видеть Своих последователей миротворцами и поэтому называет их «блаженными» (Мф. 5:9).

Будущее миротворчества

Хотя миротворчество может показаться неблагодарной задачей, мы имеем обетование о возможности изменения людей посредством духовного возрождения: «…и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12). Все виды насилия и террора являются, с богословской точки зрения, одной из сторон борьбы между Христом и сатаной. Христиане питают надежду и уверены в том, что зло — таинство беззакония — не имеет будущего и будет побеждено Иисусом Христом, после чего наш мир ждет обновление. В этом состоит наше упование.

Ветхий Завет, хотя и содержит летопись войн и насилия, устремлен к новому творению и так же, как и Новый Завет, прозревает завершение порочного круга войн и террора, когда оружие будет перековано на сельскохозяйственные орудия, а мир и ведение Господа, Его любовь наполнят всю землю, как воды наполняют море (см. Ис. 2:4; 11:9).

В период между Первым и Вторым Пришествиями Христа Церковь должна неустанно и целенаправленно содействовать сохранению мира. Конечно, христиане не могут лишь своими силами устроить царство мира на земле. Только Бог установит подлинный мир в Своем Царствии благодаря пришествию Его Сына. Но быть миротворцами нас побуждает любовь к Богу, которая одновременно означает и любовь к человеку. Иисус пришел не губить, а спасать, и Церковь должна следовать Его примеру (см. Л к. 9:56).