12.2. Отношение Церкви к экуменизму

Церковь Адвентистов Седьмого Дня не осуждает экуменическое движение, в том числе существующее в рамках Всемирного Совета Церквей(ВСЦ). Нельзя отрицать, что экуменизм имеет ряд достойных целей и достиг определенных положительных результатов. Ни один адвентист не будет выступать против того единства, о котором молился Сам Христос. Экуменическое движение содействует развитию широких межцерковных отношений, активизации межцерковного диалога, помогает преодолевать предубеждения.

ВСЦ через свои организации способствует распространению более точной и своевременной информации о Церквах, выступает в защиту религиозной свободы и прав человека, борется против расизма и привлекает внимание к социальным аспектам Евангелия. Во всем этом видны добрые намерения, и некоторые плоды таких усилий можно оценивать положительно. Вместе с тем Церковь АСД критически относится к некоторым принципиальным позициям и практике экуменизма.

К ним относятся:

Экуменическое понимание единства

Новый Завет представляет единство Церкви в духе и истине, характеризуемое святостью, радостью, верностью и послушанием (см. Ин. 17:7,13,17,19,23,26). Приверженцы экуменического движения стремятся к внешнему единству и рассматривают «конфликт разделения» как непростительный грех, игнорируя при этом ересь и отступничество в вопросах библейской веры. Его главная цель заключается в зримом христианском объединении. Однако эсхатологическая картина Божией Церкви перед Вторым пришествием Христа представлена не одной грандиозной Церковью, объединившей все человечество, но как «остаток» христианского мира, который соблюдает заповеди Божий и веру Иисуса (см. Откр. 12:17; Лк. 18:8).Экуменическое понимание вероучения. Считается, что настоящий экуменист не должен быть определенным в своем веровании и может легко менять свои доктринальные взгляды. Характерным для экуменизма являются аморфность и относительность вероучения. Ставится под вопрос само понятие ереси. В последнее время подвергается сомнению даже существенность отличия «язычества» от единобожия. Церковь АСД не может согласиться с такими суждениями.

Экуменическое понимание Писания

Церковь АСД рассматривает Библию как неопровержимое и неоспоримое откровение воли Божьей и истины, как правдивую летопись могущественных действий Бога в истории спасения. Адвентисты рассматривают Библию как единое целое, как богодухновенное произведение. Для многих же лидеров Всемирного Совета Церквей Библия не является столь авторитетным откровением Божиим. Они признают так называемый «библейский плюрализм» и отрицают наличие в Священном Писании сверхъестественного. Для многих экуменистов, как и для либерального христианства в целом, богодухновенность заключается не в Слове Божьем, а в личном опыте его читателя.

Экуменическое понимание миссии церкви и евангелизации

Традиционное понимание миссии Церкви выдвигает на первый план проповедь Евангелия. Экуменизм же рассматривает свою миссию как утверждение «мира» сродни общественному согласию. Для адвентистов неприемлемы любые попытки преуменьшить первостепенную важность провозглашения Благой вести об искуплении грехов. Христианское понимание спасения, включая и адвентистское, всегда подразумевало спасение людей от греха. Духовное обращение человека означает также возрождение всех сфер его жизни.

Экуменическое понимание социально-политической ответственности

Вопрос социальной и политической ответственности христиан является одним из сложных. ВСЦ и другие экуменические организации (например, Национальный Совет церквей в США) активно вовлечены в то, что мы обычно называем сферой политики. Церковь Адвентистов Седьмого Дня проявляет осмотрительность в этой области и считает, что необходимо различать социально-политическую активность отдельных христиан и участие в политике Церкви в целом. Задачей Церкви является утверждение нравственных принципов, открытие людям библейского пути спасения и забота о ближнем, а не принятие и реализация различных политических директив. ВСЦ же время от времени принимает участие в тех или иных политических акциях.

Экуменическое понимание религиозной свободы

На первой Генеральной ассамблее ВСЦ (Амстердам, 1948 г.) вопрос о религиозной свободе был включен в программу экуменической деятельности. Религиозная свобода рассматривалась как жизненно важная предпосылка экуменического единства. В 1968 году в канцелярии ВСЦ был учрежден секретариат религиозной свободы. Однако в более поздние годы позиция ВСЦ относительно религиозной свободы стала недостаточно определенной.

Сегодня, вместо того чтобы считать религиозную свободу фундаментальным правом, на котором основываются все другие права человека, ВСЦ склонен рассматривать ее лишь в ряду других прав. Такое принижение значимости религиозной свободы присуще светскому мышлению, отказывающемуся признавать исповедание веры как нечто особое, стоящее выше других актов человеческой деятельности. Здесь кроется опасность того, что религиозная свобода утратит свой уникальный характер, который делает ее стражем всех других истинных свобод.

Перспективы религиозной свободы вызывают все большую тревогу оттого, что некоторые представители экуменического движения довольно легко соглашаются на ее ограничение, когда речь идет о верующих других конфессий, которые занимают иную позицию по вопросам общественной жизни. Более того, некоторые лидеры экуменизма согласны с ограничением религиозной свободы как «временной мерой» при особых обстоятельствах, ради обеспечения единства нации и сохранения общественного благополучия в целом.

Экуменическое сотрудничество

Для адвентистов приемлемо сотрудничество с другими религиозными организациями в совместной (экуменической) деятельности, если оно служит проповедованию истинного Евангелия и удовлетворению насущных нужд людей. Церковь Адвентистов Седьмого Дня, не являясь членом ВСЦ или иной подобной организации, предпочитает иметь статус наблюдателя на проводимых ими мероприятиях. Адвентисты готовы быть партнерами экуменического движения в тех сферах деятельности, которые не противоречат их совести и убеждениям. ВСЦ как партнер обладает приемлемыми и положительными качествами, однако как институт согласованного формального единства церквей он вызывает ряд сомнений.