XIII. Социальное служение церкви как ответ на нужды общества

Ценности социального служения

Социальное служение Церкви должно рассматриваться в двух измерениях: богословском и общественно-историческом. С одной стороны, Церковь соотносит свое служение с жизнью Христа, Писанием, а с другой — с той реальностью, в которой она пребывает в мире.

Христианский смысл служения милосердия

Библия говорит о Боге как Основоположнике, Вершителе и Источнике сострадания и милосердия. Уже в Ветхом Завете милость к ближнему расценивалась как непременное требование повседневной жизни. Человек был призван проявлять милость по отношению к нуждающемуся, потому что ему самому уже была оказана милость Богом.

В Новом Завете образ любящего милосердного Бога раскрылся в служении Иисуса Христа. Собственно, служение милосердия и есть прежде всего служение Самого Сына Божьего, Который пребывает «посреди» нас «как служащий» (Лас. 22:27) «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Проявляя милосердие, Господь неоднократно наставлял и Своих учеников в любви к ближнему (см. Мф. 5:42; 22:39).Согласно Писанию, социальное служение, дела милосердия предназначены открывать путь к познанию Бога и к спасению. Утратив возможность открытого и непосредственного общения с Богом, человек обретает познание о Нем через откровение Его любви, в том числе через служение ему других людей. Познание Всевышнего и спасение человека в Священном Писании тесно связаны между собой, и потому дела милосердия носят наряду с познавательным и спасительный характер. Это не означает, что спасения можно достичь добрыми делами, но через них проявляется истинность веры. Евангелист Матфей пишет, что оказанная нуждающемуся человеку милость сотворена в его лице Самому Господу (см. Мф. 25). В этом смысле для христианина встреча с чужим горем или нуждой является встречей с Богом.

Миссия социального служения (диакония)

продолжение христианами служения Иисуса Христа людям. Господь так выразил суть Своей миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).

Церковь — наследница Иисуса и продолжательница Его миссии — в своей целостности действует как единое с Ним Тело Христово.

Ничто в нашей жизни не исключено из служения • Христа, Который обновляет человека и совершенствует его, продолжая пребывать среди нас «как служащий», даруя Свою помощь и поддержку. Социальное служение Церкви — не только благотворительность одних — имущих, по отношению к другим — неимущим, но и кропотливый труд по избавлению человека от власти присущего ему зла и воссозданию в нем Божьего образа и подобия, как помощь в реализации каждым человеком его личностного потенциала.

Человек в современном мире

При всех неоспоримых достижениях современного общества многие социальные проблемы, так остро поднятые еще в XIX веке, остаются актуальными и по сей день. Ни капиталистическая, ни социалистическая системы не смогли их разрешить. Церковь не выступает апологетом ни той, ни другой, но она призвана служить человеку, исходя из основанных на Евангелии социальных принципов в рамках любой системы. Ущемление прав и достоинства личности, социальная несправедливость побуждают Церковь еще усерднее являть миру Бога, Который есть Любовь и Справедливость.

Социальное служение Церкви опирается на два принципа:

Достоинство человека

Понимание ценности человеческой личности основывается на вере в Божественное происхождение человека. Служение человеку — высшее служение, цена которого — жизнь Сына Божьего. Все, что ущемляет права и свободы личности или тормозит ее развитие, порождает в человеке безответственность, иждивенчество и духовную инертность, вступает в конфликт с его богоданной природой. Поэтому Церковь стремится помочь человеку освободиться от этих негативных влияний, мешающих ему реализоваться как личность.

В своем служении Церковь также выступает против обращения с человеком как с объектом жалости. Даже нуждаясь и находясь в трудных жизненных обстоятельствах, он — личность и потому не объект, а субъект своего собственного развития. Это означает, что, оказывая человеку поддержку, мы не должны поощрять его к пассивному ожиданию таковой. Задача состоит в том, чтобы помочь ему найти в себе силы вернуться к трудовой деятельности, снова стать активным участником жизни, реализовать заложенный в нем Богом потенциал.

Всеобщее предназначение земных благ

Источником всякого блага является Бог. Он предоставил всем людям равные права, возможность трудиться и использовать плоды своего труда (см. Быт. 1:28). Попрание этого порядка вещей и стремление, в угоду своекорыстным интересам, любыми средствами ограничить доступ к социальным, экономическим, культурным благам одних в пользу других недопустимо. По этой причине Церковь считает, что ее социальное служение должно быть направленно на сохранение всеобщего равенства и оказание помощи наиболее обделенным членам общества, утверждая тем самым принцип социальной справедливости.

Социальная справедливость, милосердие и любовь

Церковь в своем социальном служении выступает последовательным защитником всякого рода справедливости, тем более социальной. Справедливость предусматривает предоставление каждому человеку возможности для реализации принадлежащего ему права от Бога.

Однако социальное служение Церкви не ограничивается только восстановлением справедливости там, где она попрана, но включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы — милосердие и любовь (см. Мих. 6:8). Христианское милосердие и любовь простираются за пределы человеческой справедливости — они не противоречат ей, но вступают в силу там, где справедливость бессильна. Справедливость может требовать наказания виновного, но исправить его она не в силах, любовь же и милосердие не перестают бороться за согрешившего и отступившего человека, стремясь восстановить поруганное им же самим собственное достоинство.

Солидарность и принцип максимального участия

Еще одной важной составляющей социального служения Церкви, от которой зависит его успех, является солидарность, основанная на принципе взаимоуважения и взаимной ответственности.

Во-первых, это солидарность с Богом, Который есть Источник и Вершитель всякого милосердия. Солидарность в служении с Богом — это способ раскрытия миру Его любви. Во-вторых, это солидарность с бедными, морально-психологическим выражением которой является способность поставить себя на место униженного человека, посмотреть на мир его глазами, «плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (см. Рим. 12:15). В-третьих, проявление солидарности ожидается и со стороны нуждающегося. Иначе говоря, оказываемая ему помощь не должна быть авторитарной, необходимо взаимное уважение с обеих сторон. И, наконец, необходима солидарность всех людей. В результате такой всеохватывающей солидарности достигается максимальное соучастие всех, от кого зависит благополучие конкретного человека, и солидарность становится благословенным средством распространения Божьей любви среди людей. «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка… чтобы была равномерность» (2 Кор. 8:13, 14). «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением инее принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:6—8).

Библейское представление о социальном служении как служении Самого Христа, понимание миссии и содержания этого служения, а также достоинства личности, всеобщего предназначения земных благ, социальной справедливости, любви и солидарности формируют принципы, на которых строится социальная активность Церкви.

Социальное служение и свидетельство Церкви

Социальное служение Церкви означает видимое проявление Невидимого Бога. Оно раскрывает образ любящего Господа в конкретных делах милосердия. Однако они ни в коем случае не могут выступать в роли рекламы. В век информационных технологий мы осознаем всю важность создания положительного образа организации, в том числе и Церкви. Однако мы считаем абсолютно недопустимым использование чужого горя и несчастья для создания своего положительного имиджа. Благотворительность не является также способом привлечения людей в Церковь, своего рода «приманкой» для их последующего обращения. Церковь полностью отвергает такие методы как унизительные и не достойные человека.

Социальное служение и всестороннее развитие личности

Всякая помощь, оказываемая Церковью человеку и обществу, рассматривается ею как предпосылка к всестороннему раскрытию человеческой личности. Никакие разовые гуманитарные акции не могут заменить кропотливой работы Церкви, направленной на гармоничное развитие человека. В кризисных и чрезвычайных ситуациях такие акции необходимы, но ими отнюдь не ограничивается социальная активность Церкви. Первостепенное внимание уделяется стратегическому долгосрочному планированию социальных программ. Социальное служение важно не только для того, кому оказывается помощь, но и для оказывающего ее, так как способствует совершенствованию христианского характера, избавляет от эгоизма, умножает в человеке любовь, терпимость и сострадание. Оно подразумевает также постоянное обучение, повышение квалификации, профессиональной и духовной компетентности в решении задач социального служения.

Социальное служение и вспомоществование

Необходимо с осторожностью подходить к реализации помощи, вспомоществованию, или, как это принято называть в современной социальной науке, субсидиарное. Субсидиарность не должна означать постоянное вмешательство в дела человека, даже через предоставление ему помощи (субсидии). В первую очередь, необходимо бороться за человеческую самостоятельность, ответственность и компетентность. Можно признать лишь две причины, дающие право на вмешательство извне, если для решения проблемы человеку не хватает компетенции, или он столкнулся с проблемой, выходящей за рамки его компетенции: например, война, стихийное бедствие, потеря трудоспособности. В противном случае пассивное ожидание вспомоществования делает его безответственным иждивенцем, не способным к самостоятельному существованию.

Социальное служение — сотрудничество и партнерство

Служение человеку должно объединить Церковь и государственные, общественные и религиозные организации в их деятельности в социальной сфере. Служа людям, находящимся в нужде, Церковь прилагает все усилия, чтобы их жизнь преобразилась. Однако социальные проблемы нередко требуют больших материальных и человеческих ресурсов, комплексности (системности) в их решении. Кроме того, социальное служение включает оказание человеку духовной, гуманитарной, социальной, правовой и иной помощи. В связи с этим возникает необходимость слаженной координации большого количества участвующих в нем организаций. Такое партнерство не только возможно, но необходимо и должно подразумевать открытость всех участвующих сторон.

Церковь АСД, признавая и уважая миссию и цели этих организаций, заявляет о своей готовности совместно с ними осуществлять данное благородное служение.

Социальное служение и рациональное использование ресурсов

Человеческие, природные, материальные и финансовые ресурсы — дар Божий. Бережное отношение к ним побуждает Церковь к мудрой, рациональной расчетливости, которая, впрочем, не противопоставляется щедрости, но выступает против неразумной расточительности.

Социальное служение и эсхатологическая перспектива

Церковь АСД осуществляет свое служение, руководствуясь эсхатологическим учением. Это позволяет ей реально оценивать свои возможности и силы. Без лишнего оптимизма и не впадая в пессимизм, Церковь АСД осознает, что окончательного разрешения социальных проблем в этом мире не произойдет, но с надеждой ожидает того времени, когда милосердие, любовь и справедливость во всей своей полноте раскроются в Царстве Небесном.

Священное Писание очерчивает достаточно широкий круг социальных проблем, требующих участия верующих: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, принимать странников, посещать больных, приходить к заключенным (см. Мф. 25). Оно призывает верующих заботиться о вдовах (см. Деян. 6:1) и сиротах (см. Иак. 1:27), идти к грешникам, учить тех, кому не хватает знания, советовать сомневающимся, утешать страждущих, переносить несправедливость, прощать обидчиков, молиться за друзей и врагов (см. Мф. 5). И это далеко не полный перечень задач, стоящих сегодня перед Церковью. Социально-исторические реалии современного российского общества также побуждают Церковь к участию в решении межэтнических проблем, в воспитании толерантности, укреплении принципов свободы совести, нравственных и духовных основ, столь необходимых для построения гражданского общества. Адвентисты стремятся к активному межконфессиональному сотрудничеству и согласию, участвуя в разного рода советах и ассоциациях.

Церковные благотворительные и профилактические организации

Основа благотворительной деятельности — личное участие в ней каждого верующего, высокая мотивация и творческая реализация заложенного в христианине потенциала милосердия и любви. Однако масштабность современных социальных проблем, сложность решаемых задач требуют более высокого уровня организации благотворительной деятельности, нежели эпизодическое (часто по случаю) участие в ней отдельных людей. Церковь считает необходимым не только побуждать каждого верующего к проявлению добродетели и милосердия, но призывает всех к солидарности, к участию в общественных и благотворительных организациях для утверждения в обществе идеалов Божественной любви и милосердия.

Социальное служение осуществляют люди, чьи сердца исполнены милости и любви. Никакая слаженно функционирующая организация с ее бюрократическим аппаратом, четким документооборотом, современной оргтехникой и даже хорошим финансированием не может реализовать принципы служения милосердия, если в ней нет любящих, сострадающих и милосердных людей.

В регионах России центрами социального служения Церкви АСД являются местные общины. Именно здесь верующий человек встречается со Христом, видит проявления Его милосердия в служении своих собратьев по вере и может проявлять дух Христовой любви в собственном служении. В общинах существуют отделы «Тавифа», в которых члены Церкви АСД объединяют свои усилия в добровольном бескорыстном служении ближним. Каждая община при этом исходит из нужд общества и собственных сил, ресурсов и дарований. Ничто не может заменить труда людей, бескорыстно отдающих себя на служение, и потому Церковь высоко оценивает труд своих скромных подвижников.

Есть у Церкви и иные отделы, так или иначе связанные с социальным служением. Эти отделы и службы осуществляют широкую просветительскую работу в области здорового образа жизни, помощи молодым семьям, профилактики курения, алкоголизма и наркомании. Так, отделы Служение семье ведут при загсах добрачное консультирование. Просвещению в вопросах подготовки к браку и укрепления семейных взаимоотношений посвящаются публичные выступления работников отделов в клубах, ДК, на производстве, в школах и в общинах. В помощь работникам отделов выпускаются уроки «Счастливая семья» (21 урок), видеоматериалы, ма-I териалы по добрачному консультированию и т. п.

Члены Церкви АСД, работающие в отделах Женского служения, организуют и проводят благотворительные акции в помощь беспризорникам и воспитанникам детских домов, собирая для них одежду, продукты питания, игрушки, организуя концерты. Для малообеспеченных людей, заключенных, пациентов больниц эти самоотверженные последователи Христа также организуют раздачу одежды, продуктов питания, литературы, устраивают концерты с угощением. Придя в женский клуб «За чашкой чая» при поместной церкви, одинокие, теряющие надежду люди обретают тепло и поддержку искренних сердец. Отдел Здоровья проводит программы помощи желающим бросить курить. Специально обученные инструкторы в доступной форме, с помощью наглядных пособий и видеофильмов раскрывают секреты одержания победы над коварным действием никотина, добиваясь при этом прекрасных результатов. Для детей и молодежи отдел проводит также программы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, СПИДа, к примеру, «Остановись, подумай!», «Молодежь в действии». Он успешно сотрудничает с Молодежным, и Семейным отделами, организовывая специальные клубы по профилактике всякого рода зависимостей.

Большим успехом пользуется программа «Как справиться со стрессом», а также программы для анонимных алкоголиков и семей, в которых есть алкоголики. Проводятся выставки (ярмарки) здоровья, на которых излагается информация о принципах здорового образа жизни, читаются лекции, распространяются анкеты, помогающие определить состояния здоровья, измеряются давление, вес. Даются рекомендации по улучшению здоровья. С этой целью также организуются школы здорового питания, клубы здоровья; издается журнал «Гармония жизни» (специальные выпуски посвящены никотиновой зависимости, наркомании, СПИДу и алкоголизму); выпущены книги о здоровье: «Новый старт»; «Ключи к здоровью», «Вегетарианство — ключ к здоровью»; проводятся парады молодежи «Нет наркотикам»; подготовлены курс о здоровье, состоящий из 12 уроков, а также книга о здоровье для детей.

Важное служение обществу осуществляют Молодежный и Подростковый отделы, где молодые адвентисты разрабатывают и реализуют как разовые проекты, так и долговременные и широкомасштабные. Молодежь приводит в порядок городские улицы и парки, убирает подъезды, шефствует над детскими садами и домами, помогает одиноким, больным и престарелым. Много времени и сил они отдают своим сверстникам, утратившим истинные ценностные ориентиры. Для этого существуют специальные программы: «Следопыт», «NEXT», «Шторм» и другие. В частности, программа «Следопыт» предназначена для детей и подростков, которые в течение шести лет изучают природу, Библию, обретают необходимые жизненные и специальные навыки (их по программе более 250). Программа «Поколение NEXT» помогает детям среднего и старшего школьного возраста обретать верных и надежных друзей и самим оказывать положительное влияние на подростков. В средних и высших учебных заведениях молодые адвентисты в свободное от занятий время проводят для желающих программу «Неделя ужасов». Демонстрируя ужасы современной жизни — наркоманию, табакозависимость, алкоголизм, последствия добрачных связей, юные миссионеры убедительно доказывают, что единственная возможность избежать их заключается в духовности и здоровом образе жизни.

Добрую славу заслужили «Летние миссионерские лагеря», которые разбиваются летом у населенных пунктов. В течение одной или двух недель молодые адвентисты проводят в лагере семинары по молодежной тематике, организуют спектакли, игры, песни у костра. В первой же половине дня, по согласованию с городской или поселковой администрацией, проводится плановая работа по благоустройству этих населенных пунктов. По завершении работ молодежь и все желающие приглашаются на культурную программу в местном Доме культуры или убранном днем парке.

Члены Церкви АСД во многих странах мира также создают различные благотворительные и общественные организации. Для решения тех или иных задач, выходящих за рамки только одной местности, благотворительные организации нередко объединяются в ассоциации и агентства.

Целью созданного Церковью АСД Адвентистского агентства помощи и развития (ADRA) является, с одной стороны, оказание масштабной экстренной помощи при кризисных ситуациях (в зонах военных конфликтов, при стихийных бедствиях и катастрофах), с другой — помощь различным регионам мира в их устойчивом развитии. С помощью ADRA открываются школы, больницы, фабрики, предназначенные содействовать развитию того или иного региона и утверждению его самостоятельности в решении собственных социальных и экономических проблем. ADRA регулярно оказывает помощь российским регионам, начиная с 1991 г.

Заключение

Представляя «Основы социального учения», Комитет по их подготовке попытался изложить взгляд Церкви на основные проблемы нашего общества, а также осветить основные направления социального служения, которое осуществляют члены и служители Церкви АСД.

Активное социальное служение Церкви диктуется верой в Бога, стремящегося помочь человеку, порой потерянному и одинокому, оставленному наедине со своими проблемами в несовершенном человеческом обществе.

Включаясь в разрешение насущных социальных проблем человека и общества в целом, адвентисты стремятся консолидировать лучшие устремления людей. Для достижения успеха в решении этих проблем Церковь Адвентистов Седьмого Дня призывает все наше сообщество объединиться вокруг вечных, признанных общечеловеческими, библейских принципов сосуществования людей (см. Исх. 20:1—17).

Авторы Основ осознают, что время постоянно ставит перед человечеством новые проблемы, на которые Церковь должна будет дать свой адекватный ответ.