Краткая история Церкви Адвентистов Седьмого Дня в России

Церковь Адвентистов Седьмого Дня — одна из крупных протестантских церквей. Она возникла в первой половине XIX века в связи с глубоким интересом к идее скорого Второго Пришествия Христа. Адвентистское движение, объединившее в своих рядах тысячи христиан из различных церквей, дало целую плеяду выдающихся проповедников и исследователей Библии. Среди тех, кто стоял у истоков движения, следует отметить известную христианскую писательницу Елену Уайт (1827—1915), чье духовное дарование оказало серьезное влияние на формирование религиозно-социального облика будущей Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Название Адвентисты Седьмого Дня, отражающее отличительные особенности вероучения этого движения, заключает в себе указание на два основных библейских события: изначальное — сотворение мира Богом: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… и благословил Бог седьмой день и освятил его» (Быт. 2:2,3) и заключительное — Второе Пришествие Христа: «…Приду опять» (Ин. 14:3). Лат. адвентус означает приход, пришествие*. (* Адвентисты верят, что сущность библейской истины может быть раскрыта не иначе как через признание исходной причины и конечной цели Божьего откровения в мире). Адвентисты Седьмого Дня сегодня — динамично развивающаяся всемирная христианская Церковь, имеющая своих членов в 206 странах и проповедующая на 735 языках народов мира. Численность Церкви АСД, включая детей и подростков, составляет более 25 млн. человек. В своем организационном устройстве Церковь АСД руководствуется демократическими принципами управления, позволяющими любому ее члену активно участвовать в жизни Церкви.

В России адвентистское вероучение стало распространяться в конце XIX века и оказалось духовно близким для многих россиян. Сознание русского человека было приготовлено (к принятию Библии как единственного мерила веры и субботы как святого дня Господня) религиозно-реформационными движениями, никогда не прекращавшимися на Руси, начиная с XV века. Известный русский богослов и историк Георгий Флоровский, характеризуя вторую половину XIX века как время «острого религиозно-моралистического возбуждения» и как эпоху «искания правды»», указывает на схожесть «чаяния Грядущего» первых русских адвентистов и «странников» из православных в среде крестьянских общин*(* Прот. Георгий Флоровский. Пути Русского Богословия. Париж, 1937. С. 401.).

Распространение адвентизма в России было сопряжено с большими трудностями, поскольку религиозная принадлежность российских граждан строго контролировалась государством и Православной Церковью. Согласно ст. 187 УК Российской империи, всякая попытка «совращения» приверженца Православной Церкви в иную веру каралась пожизненной ссылкой в Сибирь. Однако, несмотря на такое сопротивление, в середине 80-х годов XIX века появились первые общины Церкви АСД, главным образом, на Юге России и в Поволжье. После издания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Церковь АСД была официально признана царским правительством. Началось организационное становление Церкви, стала налаживаться ее издательская, миссионерская и благотворительная деятельность, устанавливались связи с руководством всемирной Церкви. К сожалению, перед Первой мировой войной политика в сфере государственно-церковных отношений меняется. Царское правительство снова издает ряд законов, ограничивающих свободу вероисповедания.

После октября 1917г. история Церкви АСД складывалась еще более драматично. Несмотря на демократический характер многих статей Декрета Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г., провозгласившего отделение церкви от государства, гарантировавшего свободу вероисповедания и отменявшего всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры, в действительности советское государство проводило политику подавления религии. Тем не менее в трудные годы гражданской войны, голода и разрухи Церковь при поддержке зарубежных общин пыталась помочь своим соотечественникам. Советское правительство одобрило создание адвентистской благотворительной организации по оказанию помощи голодающим во главе с И.А. Львовым. Активистами организации были разосланы тысячи посылок с продовольствием, созданы бесплатные столовые для беспризорных детей. Большую социальную программу наметил 5-й Всесоюзный съезд Церкви АСД, состоявшийся в 1924 г., — Церковь участвовала в ликвидации неграмотности, создании лечебных заведений, сельскохозяйственных коммун.

Постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» (1929 г.) резко ограничило деятельность Церкви. В последующие годы церковная организация была фактически ликвидирована, многие священнослужители и члены Церкви репрессированы. Только после окончания Великой Отечественной войны предпринимаются попытки воссоздания разрушенной в 30—40-е годы церковной организации. В 1946 г. возобновил свою деятельность Всесоюзный Совет Церкви АСД, возглавляемый А.Г. Григорьевым. Однако, несмотря на потепление в государственно-церковных отношениях, о созыве очередного съезда и выборах руководителей Церкви не могло быть и речи. Государство строго контролировало ситуацию на местах, подавляя всякую инициативу, ведущую к росту Церкви.

В конце 50-х гг. начинается новая волна гонений на Церковь. Ее религиозная и социальная активность жестко ограничивается. Возглавивший в 1952 г. Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня П.А. Мацанов пытается активизировать деятельность Церкви, однако власти инкриминируют ему «противозаконную деятельность». Грубо вмешиваясь во внутренние дела Церкви, государственные органы фактически спровоцировали в ней раскол. В декабре 1960 г. Всесоюзный Совет Адвентистов Седьмого Дня (ВСАСД) без какого-либо объяснения причин со стороны государственных чиновников был ликвидирован. Многочисленные адвентистские общины на территории СССР перешли на полулегальное положение. Демократические преобразования в обществе, начавшиеся во второй половине 1980-х годов, открыли новую эпоху в истории Церкви в России. Христиане адвентисты с воодушевлением встретили принятие в сентябре 1990 г. нового законодательства о свободе совести и вероисповедания, которым было отменено большинство запретов на религиозную деятельность. Церковь АСД вновь получила возможность заниматься благотворительной и просветительской деятельностью, создавать образовательные учреждения, владеть собственностью, вести миссионерскую деятельность, заниматься религиозным воспитанием детей и молодежи. В том же году окончательно сложилась организационная структура Церкви Адвентистов Седьмого Дня на территории бывшего Советского Союза — по образцу устройства Всемирной Церкви АСД. Значительную роль в истории Церкви в этот период сыграл М.П. Кулаков. Благодаря энергии и мудрости этого руководителя Церковь вступила в новый этап своего развития сплоченной доктриналь-но и организационно.

Демократические преобразования в российском обществе позволили Церкви выйти на качественно новый уровень служения. В 1990-е годы были открыты первые общеобразовательные и духовные учреждения как начального, так и высшего образования, созданы издательство и типография, радиотелецентры, благотворительные фонды и ассоциации, развернута программа овощеводства, завоевавшая большую популярность у населения, открыты центры по профилактике алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Сегодня Церковь продолжает укреплять свою инфраструктуру, уделяет серьезное внимание раз-витию христианского образования и подготовке священнослужителей, вносит свой вклад в подготовку нового перевода Священного Писания на современный русский язык* (*Созданный при Заокской духовной академии Институт Перевода Библии возглавил бывший первый руководитель Евро-Азиатского Отделения ГК Всемирной Церкви АСД, д-р богословия М. П. Кулаков).

Церковь активно участвует в отстаивании принципов религиозной свободы. Ее представители являются одними из учредителей и членов Евразийского Отделения Международной Ассоциации Религиозной Свободы.

В настоящее время Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России насчитывает более 1000 поместных церквей и 500 групп. По справедливому замечанию академика С.С. Аверинцева сегодня «…адвентисты и другие неопротестантские деноминации успешно проявляют свойственный им динамизм»** (**Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х т. М., 1995. Т. 3. С. 481). :Наиболее известными учреждениями Церкви являются: Заокская духовная академия — первое высшее протестантское учебное заведение в России, основанное в 1988 году, Заокский христианский гуманитарно-экономический институт, издательство «Источник жизни», Институт Перевода Библии, Адвентистский центр здоровья в Москве, клиника для детей, больных церебральным параличом, в Рязани, радиотелецентр «Голос Надежды» в Туле, телекомпания «Три ангела» в Нижнем Новгороде, представительства Адвентистского агентства помощи и развития (ADRA) в различных регионах России, ряд общеобразовательных школ и гимназий и др.

.История адвентистской Церкви в России тесно связана с историей народов нашей страны. Адвентисты как часть многонационального и многоконфессионального российского общества вместе с верующими других исповеданий и неверующими переживали тяготы Первой и Второй мировых войн, смутное время революций и сталинские репрессии. Церковь АСД в России сегодня — значительная часть общества, не мыслящая себя в отрыве от радостей и бед своего многострадального народа, с которым уже столько лет она разделяет общую судьбу.

Осуществляя евангелизационно-просветительскую, образовательную и издательскую деятельность, активно участвуя в социальном служении, христиане адвентисты России с надеждой смотрят в будущее. Они готовы и впредь выполнять доверенную им Богом миссию, внося свой посильный вклад в дело духовно-нравственного и социально-экономического возрождения Отечества.