Зло и проблема теодицеи (оправдания Бога)

Зло не есть извечная антитеза добра. Материальность мира не означает его прирожденной порочности. Не является источником зла и Сам Бог.

Природное и социальное зло — результат грехопадения (см. Быт. 3), которое представляет собой сознательное и добровольное отчуждение свободных и разумных тварных существ от Бога: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Но, в силу грехопадения части ангелов, произошедшего прежде сотворения мира, проблема зла имеет не только земное, но и небесное (вселенское) измерение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9).

Грехопадение первых людей, выразившееся в желании «быть, как боги», привело к разрыву отношений между человеком и Творцом — источником всякого блага. В результате греховный выбор человека исказил его природу, повлек за собой неисчислимые страдания, болезни, биологическое старение и смерть. Грех разрушил гармонию отношений между людьми, превратив всю последующую историю человечества в нескончаемую череду войн, насилия, жестокости, вражды. По причине греха человек находится в антагонистических отношениях и с природой (см. Быт. 3:17, 18), поэтому нередко он ведет себя не как мудрый управитель, а как нерасчетливый и безжалостный эксплуататор, варварски и хищнически относящийся к среде своего обитания: «.. .вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22; Откр. 11:18).

Зло по своей природе временно. Уважая свободу сотворенных Им существ и поэтому допуская, чтобы зло проявило себя во всей его трагической сущности, Господь однажды положит ему конец и вернет вселенную в состояние мира и гармонии: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21:3—5).