Глава 8. Семейная жизнь

Служение начинается дома

Специфика работы пастора накладывает свой отпечаток на атмосферу в его семье. —Работа пастора сопряжена со стрессовыми ситуациями. Это и перегрузки в работе, и всякого рода угрызения совести. В течение всего дня пастор должен быть «святым» — он должен улыбаться и быть любезным независимо от того, как относятся к нему. И только в семье он может позволить себе расслабиться — излить душу или дать выход накопившемуся раздражению.

Нет иной сферы, которая столь очевидно напоминала бы пасторам о том, что они люди и притом грешные, как их отношения в семье. Не важно, насколько успешно пастору удается помогать окружающим разрешать конфликтные ситуации, но если он не в состоянии разрешить свои проблемы, то будет ощущать себя неудачником.

Стрессы испытывают жены пасторов. Состояние напряжения служителей передается их женам. В связи с частыми переездами у последних может возникнуть ощущение одиночества. Иногда жены обижаются на то, что их мужья так преданны церковной работе, и порождают у последних чувство вины. Стрессовые ситуации в семье бывают обусловлены и другими факторами: жена жалуется, например, на нехватку времени или денег, или у нее возникает ощущение, что она не достойна быть женой служителя, или она услышала критику в свой адрес со стороны членов церкви, или появляется тревога по поводу оценки работы мужа конференцией.

Стресс испытывают дети пастора. Он может быть обусловлен тем, что дети пастора наблюдают несоответствие между тем, что их отец проповедует, и тем, как он живет. Выборочный опрос детей служителей школьного и университетского возраста показывает, что они испытывают состояние напряжения, стремясь соответствовать ожиданиям членов церкви. Восемьдесят восемь процентов исследуемых отметили, что взрослые относятся к ним иначе, чем к другим детям, потому что они дети служителей. Пятьдесят шесть процентов высказали свое недовольство тем, что установленные в их семьях правила поведения отличаются от тех, которые приняты в семьях их друзей.

Как положительные результаты нужно отметить следующее: 88 процентов опрошенных детей хотели бы, чтобы их религиозные и нравственные ориентиры, когда они станут взрослыми, в основном совпадали с ориентирами их родителей; 80 процентов детей отметили, что им в целом нравится быть детьми пасторов.

Исторически сложилось так, что семье пастора не уделяют достаточно внимания. — Если у апостолов и были семьи, они, похоже, не уделяли им много внимания. Возможно, что Павел какое-то время был женат, но он особо подчеркивал преимущества безбрачия для служителей. Римско-католическая церковь придерживается обета безбрачия для священников. Адвентизм развился из методистской церкви, основатель которой, Джон Уэсли, не женился до 48 лет. Но и вступив в брак, он ограничил свой медовый месяц и пояснил, что, женившись, методистский проповедник должен читать ровно столько же проповедей и проводить в поездках ровно столько же времени, как в холостой жизни.

Казалось бы, такая историческая традиция извиняет недостаток внимания к семье, типичный для современного служителя. Аргументы против, однако, куда более весомы. Иисус относился к Своей матери с большим вниманием. Апостолы же не могли иметь обычной семейной жизни в силу уникальности своего служения, сопряженного с необходимостью постоянно путешествовать.

В качестве новозаветного образца поведения мы вполне можем взять служителя, описанного в 3-й главе Первого послания к Тимофею. Обычно считают, что апостол Павел здесь описал служение пресвитера местной церкви. Апостол настоятельно подчеркивает важность семьи для служителя (стих 2). Фактически он считает, что неспособность разумно устроить семейную жизнь указывает на неспособность к служению: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5).

«Обязанности служителя многочисленны и разнообразны; но прежде всего он несет ответственность перед своими детьми… Мир нуждается не столько в великих умах, сколько в добрых мужьях, которые были бы благословением для своих семей» («Служители Евангелия», с. ориг. 204).

С богословской точки зрения, в семье пастора осуществляется главное его служение. — Христианское богословие утверждает, что служитель может быть примерным супругом. Почему?

1. Христианская религия построена на любви. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

2. Любовь чувство приобретенное. Никто не рождается с чувством любви, даже если это «новое рождение». Мы рождаемся с потребностью в любви и с возможностями для любви, но любовь познается в опыте жизни. Поэтому Бог создал семью.

3. Любовь проверяется именно в семье. В семье мы наиболее полно и последовательно узнаем о несовершенстве нашей любви.

4. Любовь лучше всего познается в прочной семье. Дети познают любовь, если она есть рядом с ними. Точно так же взрослые учатся любить более полно, если окружены любящими людьми.

Таким образом, если любовь составляет сущность христианской религии и если семья является именно тем местом, где любовь познается и проверяется, следовательно, в семейной жизни сильнее всего проявляется сущность христианства. Если христианская любовь не проявляется в семье, следовательно, ее вообще нет.

При всей значимости четвертой заповеди, о семье Десять Заповедей говорят больше. Собственно говоря, прямо или косвенно о семье говорят пять заповедей, а именно:

— вторая — поскольку имеется в виду, что дети склонны следовать примеру своих родителей;

— четвертая — в установлении о субботнем покое упоминаются родитель, сын и дочь;

— пятая — потому что говорит о взаимоотношениях между младшими и старшими членами семьи, то есть о том, что в любом возрасте дети имеют обязанности по отношению к родителям;

— седьмая — согласно которой грехом неизменно является прелюбодеяние, то есть нарушение статуса семьи;

— десятая — говорящая о разнице в отношении к своей жене и жене ближнего.

Поскольку семейному очагу в Десяти Заповедях уделяется больше места, чем соблюдению субботы, то полностью соблюдающими заповеди Божьи могут считать себя лишь люди, пекущиеся о семье.

На первой брачной церемонии Бог сказал: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Муж и жена должны быть ближе друг другу, чем кому-либо или чему-либо иному в мире. Семья пастора должна стоять у него на первом месте, а потом уже идут служение для членов церкви, исследования, выполнение поставленных конференцией задач, любимые увлечения — все… кроме Самого Бога.

Как стать счастливой пасторской семьей

1. Регулярно посвящайте семье достаточно времени. Не скупитесь на время. Исследование, проведенное среди жен адвентистских служителей, показывает, что пасторы распределяют свое время согласно следующим приоритетам: 1) церковная работа, 2) время общения с Богом, 3) забота о здоровье, 4) жена, 5) дети. Семьдесят два процента опрошенных выразили обеспокоенность тем, что мужья их не уделяют семье мало времени.

Самый большой подарок, который вы можете преподнести своей семье, — это вы сами. «Ничто не может извинить служителя, пренебрегающего своими близкими ради общения с более широким кругом людей. На первом месте должно стоять духовное благополучие его семьи» («Служители Евангелия», с. ориг. 204.).

Общение с семьей должно быть регулярным. Семьи пасторов жалуются не столько на то, что служители уделяют им недостаточно времени, сколько на то, что это время невозможно планировать. Когда вы обещаете своим близким побыть с ними, а затем изменяете свои планы из-за неожиданно возникших обстоятельств, семья ваша начинает ощущать себя второстепенной для вас, и это вынуждает ее видеть в церкви конкурента. Поэтому никогда не нарушайте своих обещаний. Старайтесь не менять время, предназначенное для семейных дел, а если этого избежать невозможно, при первой же возможности выполните то, что обещали семье.

Общение с семьей должно быть полноценным. Выделяйте для общения с семьей время, когда вы не чувствуете себя уставшим. Общаясь с детьми, вы должны принадлежать им безраздельно, а не просто находиться с ними в одной комнате, занимаясь своими делами. И не забывайте, что жена тоже нуждается в вашем внимании, в общении наедине.

Принимайте участие в домашних делах. Вместо того чтобы выполнять свои домашние обязанности в одиночку, старайтесь все делать сообща. Это не только позволит вам провести время вместе, вдобавок сэкономив его, но и доставит удовольствие от совместно выполненной работы. Однажды, когда Мартин Лютер вывешивал во дворе пеленки, соседи стали высмеивать его. Лютер воскликнул: «Пусть высмеивают! Зато Бог с ангелами счастливы».

2. Семейное общение должно быть глубоким. Общайтесь со своим ребенком. Слово «общаться» имеет тот же корень, что и слово «общий». Насколько умело мы общаемся со своими детьми, столько у нас и общего с ними. Общение предполагает как умение говорить, так и умение слушать. Мы слишком много говорим (или читаем нотации) нашим детям и слишком мало слушаем их. Язык тела — это тоже общение. Дети любят, когда их ласкают и обнимают.

Общайтесь со своей женой. Вашей жене нужно не только сердце мужа, но и его слух. Павел увещевал: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19). Выслушайте жену с любовью. Выслушайте, не критикуя.

Беседуйте с ней. Вы радуетесь успехам в служении — так поделитесь этой радостью с супругой. Жены слишком много слышат о недостатках в церкви и слишком мало — о ее успехах.

Общайтесь на глубоком уровне истинных чувств. В беседах о сделанных покупках или о ценах на продукты слишком мало подлинного общения. Мы знаем человека настолько близко, насколько нам известны его глубинные чувства. Человек раскрывается и осмеливается говорить о сокровенном лишь в том случае, если уверен, что его не упрекнут, не попытаются подавить или высмеять.

Пасторы должны беседовать со своими женами о насущном в их жизни. Какое место в их жизни занимает церковь? В какой роли видит себя спутница вашей жизни в церкви? Насколько комфортно она себя в ней ощущает?

Говорите о любви, в том числе и об ее интимных сторонах. Для того, чтобы физическая близость приносила полное удовлетворение, ей должна предшествовать близость душевная и духовная. Если вы достаточно близки для физической близости, вы должны быть достаточно близки и для того, чтобы говорить об этом.

3. Побольше внимания жене. — Возьмите себе за правило ежедневно замечать в жене и детях что-нибудь хорошее и красивое — и говорить им об этом. Пишите для своих детей записки-минутки: такие, которые можно набросать в одно мгновение, а прочитать еще быстрее. Это могут быть поздравления, выражения благодарности, важные мысли или просто ваше мнение по тому или иному вопросу — что вы об этом думаете. Почаще появляйтесь с женой на людях. Ей это доставит удовольствие, а члены церкви будут знать, что их пастор любит свою супругу. Если это уместно, то, сойдя с кафедры по окончании субботнего богослужения, стойте на выходе из церкви вместе с вашей женой, прощаясь с выходящими. С кафедры говорите о спутнице своей жизни лишь добрые, ободряющие слова. В проповедях не используйте в качестве примера — как хорошего, так и дурного — собственных детей. Поддерживайте авторитет своей семьи.

4. Молитесь ежедневно. — Пусть семейное богослужение станет вашим главным делом в течение дня. Для всех членов семьи это должно быть счастливое время. Оставайтесь пастором, но не стремитесь всегда быть богословом. То есть в своей семье вы должны быть духовным лидером, но не следует показывать, что вы знаете ответы на все вопросы. По своей сути, христианство в высшей степени индивидуально. Никто не располагает полнотой знания относительно другого человека. Следует обсуждать в семье положения вероучения и нормы поведения, а не пытаться просто объявить их семейными традициями или церковными правилами.

Не стесняйтесь время от времени ободрить кого-то из членов семьи, пригласив всех остальных сказать о той христианской черте, которую вы подметили в его характере. Перед молитвой спросите: «О чем мы сегодня помолимся?» Во время молитвы используйте принятые в вашей среде формы выражения семейной близости.

Преимущества, которые имеют семьи служителей

Разумеется, жизнь пасторской семьи сопряжена со множеством стрессов. Но она отличается и особыми благословениями. По данным проведенных исследований, лишь 10-15 процентов детей проповедников по каким-либо причинам выразили недовольство своим положением. Большинство же опрошенных детей пасторов отмечали, что имеют больше возможностей для общения с людьми, знакомства с новыми идеями, что у них прочные семьи, духовно призванные нести весть людям о спасающей любви Христовой.

Вот другие преимущества, перечисленные служителями и их женами:

— Осознание реальной жизненной цели.

— Возможность реализовать в семье задачи непреходящей важности.- Профессия пастора ориентирована на людей и дает ответы на их нужды.

— Приносит чувство удовлетворения от осознания возможности помочь людям обрести Божью любовь.

— Радость жизни в кругу христиан.

Быть счастливой пасторской семьей, служить примером для других — чрезвычайно сложная задача, но ее решение стоит затраченных усилий. Бывает, в семье что-то не ладится, но это не означает, что семейные отношения разрушены безвозвратно. Будьте христианином. Стремитесь возродить их. Это станет благословением для семьи и многократно умножит действенность вашего служения. «Одна хорошо организованная, дисциплинированная семья говорит в пользу христианства больше, чем все произнесенные проповеди» («Христианский дом», с. 31,32).