Глава 15. Рукоположение

«Имеющий свидетельство служитель обычно рукополагается на служение евангелизации после того, как удовлетворительно завершит период пасторского/Евангельского служения, доказав за это время свое призвание к служению. Духовный обряд рукоположения представляет собой официальное признание Церковью адвентистов седьмого дня Божественного призвания к служению как пожизненного посвящения, что является подтверждением полномочий прошедшего рукоположение служителя быть служителем Евангелия в любой части мира» («Рабочий курс Генеральной Конференции», L 25 30).

Невозможно дать определенные предписания относительно продолжительности служения, предшествующего рукоположению, поскольку это зависит от самых разнообразных факторов. Обычно же имеющий свидетельство служитель рукополагается после четырех лет работы.

Общие принципы рукоположения

[В данном разделе изложены общие принципы рукоположения, разработанные Пасторской ассоциацией Генеральной Конференции и Институтом библейских исследований. Эти общие принципы широко распространены по всему мировому полю; они были подвергнуты многочисленным пересмотрам.]

Христианская Церковь есть совокупное тело, составляемое людьми, примирившимися с Богом и со своими ближними посредством Иисуса Христа (см. Еф. 2:16; Рим. 12:5). Объединенные для Бога крещением (Мф. 28:19), христиане совместно выполняют Его работу искупления как «царственное священство», чтобы «возвещать совершенства Призвавшего… из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9). Помимо прочего, это означает, что христиане должны быть служителями примирения, посланниками от имени Христова в мире (2 Кор. 5:18, 20). Поэтому служение исполняется как каждым отдельным христианином, так и всей Церковью в целом посредством тех даров, которыми наделяет Святой Дух (Рим. 12:4-8; 1 Кор. 12:4-7; Еф. 4:8-16; 1 Петр. 4:10).

Рукоположение на особое служение. — Хотя духовное служение выполняют все христиане, Новый Завет повествует нам об организованной Церкви, руководимой и воспитываемой людьми, специально призванными Богом и выделенными на особое служение посредством возложения рук. Помимо назначения и рукоположения двенадцати апостолов на исполнение уникального, не имеющего аналогов служения (Мк. 3:13, 14; «Христос — надежда мира», с. 206), Писание называет еще три категории рукополагаемых руководителей:

1) служитель Евангелия, который является проповедником, учителем и пастырем, руководит совершением обрядов и заботится о душах и церквах (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 4:1-5);

2) пресвитер (называемый иногда в Писании епископом), который осуществляет руководство местной общиной, выполняя также необходимые пастырские функции (Деян. 14:23; 20:17; Тит. 1:5, 9; 1 Тим. 3:2, 5);

3) диакон, которому вверено руководство благотворительной работой общины (Флп. 1:1; Деян. 6:1-6; 1 Тим. 3:8-13).

Служение рукоположенных пресвитеров и диаконов направлено на улучшение духовного состояния местной общины и ограничивается их территорией. На рукоположенных же проповедников, возможно, отражая единственную в своем роде роль апостолов, возлагается более широкая обязанность. Где бы они ни были, эти люди — при содействии пресвитеров и диаконов — служат Церкви словом и делом, неустанно проявляя заботу о сохранении ее библейского основания (2 Тим. 4:1-5).

Служение благовествования как особое призвание. — Пресвитеров и диаконов назначают, исходя из их духовного опыта и способностей (Тит 1:5; Деян. 6:3). Проповедование же Евангелия, по мнению адвентистов седьмого дня, есть особое призвание от Бога. Независимо от того, какими средствами Господь извещает о Своем призвании, оно превращается в потребность, в неустанный зов, побуждающий того, к кому он обращен, воскликнуть: «Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Эта убежденность превращается в «огонь, заключенный в костях», удерживать который невозможно (Иер. 20:9). На протяжении всей своей истории адвентисты седьмого дня полагали обязательным совершать рукоположение над людьми, призванными именно таким образом.

Значимость рукоположения. — Подобно тому как в Израиле пророки, священники и цари помазывались елеем для исполнения особых задач, так и в нашей Церкви обряд рукоположения через возложение рук означает, что Бог призывает из Своего народа тех, кого Он выделил для особого служения (см. Мк. 3:13, 14). Рукоположение на пасторское служение отражает следующие нужды Церкви:

1) нужду в руководителях, которые являли бы собой пример для верующих и побуждали их к продвижению выполнения плана Божьего (1 Кор. 11:1; 1 Тим. 4:12);

2) нужду в стражах «на стенах Сиона», облеченных обязанностью вразумлять и предостерегать народ Божий (Иез. 3:17, 19; 2 Кор. 11:2, 3);

3) нужду в авторитетном возвещении Слова Божьего и воли Божьей членам Церкви, равно как и в основывающемся на серьезном изучении Писания служении евангелизации тех, кто еще не знает Господа (Деян. 6:2-4; 2 Тим. 4:2).

Рукоположение, будучи актом поручения, признает Божье призвание, выделяет призванного и назначает его на служение Церкви в особой роли. Рукоположение является официальным подтверждением того, что данный человек наделен авторитетом представителя Церкви. Посредством этого акта Церковь дает своим служителям право служить в качестве представителей Церкви, руководить церковными обрядами, организовывать новые общины и — в рамках, установленных Словом Божьим — указывать путь верующим (Мф. 16:19; Евр. 13:17). Иными словами, рукоположение дает служителю всеобъемлющую священническую власть действовать от имени Церкви в любом месте всемирного миссионерского поля, куда он может быть назначен Церковью (см. «Деяния Апостолов», с. ориг. 161). Адвентисты седьмого дня не считают, что рукоположение является таинством в смысле наделения человека некими особыми качествами, властью или способностью формулировать правильное вероучение. Оно не добавляет «ни новой благодати, ни добродетельных черт» (там же, с. 162).

Библейское основание этого обряда указывает на то, что он «был признанной формой, обозначающей назначение на определенное служение и признающей наделение рукоположенного властью в этом служении» (там же). Иными словами, Церковь своим авторитетом подтверждает ту работу Господню, которая выполняется ее служителями и их помощниками из числа рядовых работников. Обрядом рукоположения Церковь просит Бога публично благословить тех, кого Он избрал и посвятил на эту особую работу служения.

Качества, необходимые для рукоположения. — Господь наделяет тех, кого Он призывает на особое служение, необходимыми дарами (Исх. 31:1-5; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6). Актом рукоположения Церковь признает подготовку служителя, совершенную Главою Церкви, Христом. Поскольку служители выполняют свою работу в рамках земной организации, эта организация должна определить, обладает ли человек лишь общим призванием служить Христу, как должны служить Ему все верующие, или он действительно предназначен к служению благовествования. Когда Господь призывает человека и наделяет его Своими дарами, это представляет собой первый шаг к служению; а признание и подтверждение этого призвания людьми, наделенными властью определить его подлинность, является шагом вторым (см. 1 Тим. 5:22).

Кандидаты на служение евангелизации должны демонстрировать:

1. Духовный опыт. Они должны иметь глубокое, основанное на опыте личного общения, знание Господа Иисуса Христа и любовь к Нему, которые проявляются в примерном образе жизни, хорошей репутации, здравомыслии, достойном подражания семейном укладе и добрых чертах характера (1 Тим. 3:1^-7; Тит. 1:6-11).

2. Знание Писания. Христианские пасторы призваны служить прежде всего Словом Божьим. Поэтому рукополагаемые должны быть умудрены в истине, иметь глубокое знание Писания и подготовку, позволяющую им выявлять и ясно толковать его истинный смысл. Рукополагаемые должны представить свидетельства того, что они глубоко изучили и способны применять на практике в своем проповедовании, обучении и вразумлении все богословские дисциплины (Тит. 1:9; 2 Тим. 2:15,24-26; 2 Кор. 4:1, 2; ср. «Служители Евангелия», с. ориг. 105).

3. Качества, необходимые для выполнения задач служения. Рукополагаемые должны показать, что Бог наделил их способностями, необходимыми для служения: умом и красноречием, позволяющими провозглашать вероучение, защищать его и обучать ему (Еф. 4:12; 1 Тим. 3:1; Тит. 1:9; 2 Тим. 2:2); а также способностями руководителя, дающими возможность направлять, пробуждать и воспитывать общину, доверенную их попечению (1 Петр. 5:1-4).

А. Плодотворность служения. Невозможно представить себе, чтобы Христос призвал Своих слуг и наделил соответствующими дарами, не благословив их усилия. Кандидаты на рукоположение должны подтвердить свой призыв к служению как успехами в приобретении душ, так и способностью воспитывать тех, кто вверен их заботам (1 Кор. 9:2).

Ответственность рукоположения. — Хотя рукоположение не наделяет служителя никакими особыми дарами, оно возлагает огромную ответственность, и поэтому должно рассматриваться как чрезвычайно серьезное событие. Рукоположенные служители принадлежат не себе, но Богу. Свое время, способности и жизнь они посвящают без остатка Ему, ибо являются Его устами и представителями Его Церкви. Служители провозглашают Слово Божье, обращенное к тем, кому предстоит суд, на котором будет определена их вечная участь. Спасение душ и забота о них — ответственное поручение, доверенное служителям «во время и не во время» (2 Тим. 4:2). Намерение Божье состоит в том, чтобы Его поручение выполнялось непрестанно — пока хватает сил и жизни, доколе Господь, «праведный Судия», не возложит «венец правды» на всех верных слуг Своих в «день оный» Его явления (2 Тим. 4: 8).

Право быть рукоположенным

После того как те, кого призвал Иисус, доказали свое призвание к служению, Он отобрал избранных для рукоположения. «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:13, 14). Таким образом, пример Иисуса наделяет Его Церковь правом рукополагать тех, кто испытывает близость ко Христу, кто готов проповедовать Христа.

Варнава и Савл некоторое время благовествовали вместе, и работа их была отмечена успехом на поприще обращения в веру. Затем Святой Дух определил им быть рукоположенными. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Сав-ла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:2, 3).

Елена Уайт комментирует: «Бог щедро благословлял труды Павла и Варнавы на протяжении того года, который они провели с верующими Антиохии. Но они еще не были официально рукоположены на Евангельское служение… Прежде чем отправиться миссионерами в языческий мир, эти апостолы были торжественно посвящены Богу постом, и молитвой, и возложением рук. Таким образом Церковь наделила их правом не только научать, но и совершать обряд крещения, организовывать церкви, имея на то полный авторитет служителя… Павел и Варнава уже получили свое поручение непосредственно от Самого Бога, и церемония возложения рук не добавила им новой благодати или каких-либо добродетельных качеств» («Деяния Апостолов», с. ориг. 161, 162). Поэтому современная Церковь должна подтверждать своим авторитетом рукоположение лишь тех, кого Бог уже избрал и проверил.

Рукоположение не награда. — «Рукоположение ни в коем случае не должно превращаться просто в награду за верное служение либо восприниматься как возможность получить новые титулы и добиться престижа. Равным образом это и не почетное звание, которое может получить человек или — от его имени — семья либо друзья» («Рабочий курс Генеральной Конференции», L 35 50).

Рукоположение служителей, не являющихся пасторами. — «Рукополагаемые на служение благовествования работники отделяются для работы во всемирной Церкви прежде всего в качестве пасторов и проповедников Слева Божьего. Вид и место их деятельности определяются Церковью. Следовательно, принимающие рукоположение работники, занятые в таких специализированных служениях, как управление, преподавание и руководство отделами, должны осознавать себе, что Церковь может изменить их назначение, направив этих работников на выполнение пасторских, проповеднических и миссионерских обязанностей» («Рабочий курс Генеральной Конференции», L 40).

Призвание для служения Церкви в ином, помимо пасторского, качестве также может иметь Божественное происхождение, но признание этого должно происходить несколько иначе, чем рукоположение на Евангельское служение.

Процедура принятия решения о рукоположении

«Рукоположение на служение есть отделение работника на священное служение не для одного лишь местного поля, но для всей всемирной Церкви, поэтому оно должно совершаться после широкого обсуждения» («Рабочий курс Генеральной Конференции», L 45 05). Процедура принятия решения о рукоположении выглядит следующим образом:

1. Предварительная проверка на уровне руководства местной конференции/миссии;

2. Рекомендация комитетом конференции/миссии;

3. Утверждение кандидатуры унионом;

4. Окончательное испытание.

«Время и место совершения церемонии рукоположения, включая испытание кандидата и собеседование с его женой, определяется утверждающей организацией и согласовывается с унионом» («-Рабочий курс Генеральной Конференции», L 45 10). Окончательное испытание обычно проводится группой служителей, в том числе приглашенными из других конференций и униона. Этим подчеркивается, что рукоположение производится всемирной Церковью и для нее.

«Испытание кандидата на рукоположение совершается рукоположенными служителями. Присутствующие рукоположенные представители конференций, унионов, дивизионов и Генеральной Конференции могут быть приглашены для содействия проверке пригодности. Там, где исполнительный комитет конференции/миссии полагает это целесообразным, для участия в испытании могут быть выбраны один или несколько рядовых работников» (Рабочий курс Генеральной Конференции», L 50).

Основательное испытание необходимо. «Перед рукоположением необходимо провести основательное, неспешное и подкрепленное молитвой испытание кандидатов, в ходе которого выясняется их пригодность к служению. Следует проанализировать работу кандидатов за время их служения нерукоположенными проповедниками, а само испытание должно охватывать проверку знания всех основополагающих истин Евангелия» («Рабочий курс Генеральной Конференции», L 50).

«Слишком мало делается для проверки пригодности служителей. Именно по этой причине в церквах работают люди необращенные и не способные добиться серьезных результатов, которые вводят народ в спячку, вместо того чтобы пробуждать его к большему рвению и радению в деле Божьем» («Служители Евангелия», с. ориг. 437).

Углубленное испытание кандидатов на рукоположение лучше всего проводить на упомянутой выше первой стадии — во время предварительной проверки, проводимой местным руководством. Это наиболее целесообразное время и место, когда в распоряжении экзаменаторов имеется вся необходимая информация. Руководитель пасторской ассоциации местной конференции должен собрать подробные сведения о жизни и служении кандидатов. Испытание кандидатов может проводиться индивидуально руководителями конференции/миссии, включая и руководителя пасторской ассоциации местной конференции.

Испытание служителями из вышестоящей организации непосредственно перед рукоположением проводится в самом конце процесса, предваряющего рукоположение. Кандидатам уже сообщено о рукоположении. Уже строятся планы, приглашены члены семьи и друзья. В сущности, отменять рукоположение уже поздно. Времени остается не, столько на принятие решения о рукоположении, сколько на утверждение этого решения, наставление и ободрение кандидатов.

Рекомендуется, хотя это и не обязательно, чтобы рукополагаемый был человеком семейным. Если кандидат на рукоположение женат, то следует выяснить, соответствуют ли образ жизни и посвященность его супруги положению будущей жены пастора. Ряд проведенных исследований показывает, что именно несчастливый брак часто является причиной, побуждающей пасторов оставить служение.

Не следует ни спешить с рукоположением, ни задерживать его. «Выдвижение кандидатов на рукоположение иногда сопровождается ненужной спешкой. С другой стороны, происходили и неоправданные задержки, продолжительность которых — бывали такие случаи — достигала 20 и более лет. И та, и другая практика неверна. Не следует проявлять поспешность с рукоположением работника, но столь же важно, чтобы не было ненужного промедления, когда человек созрел для отделения на такое служение» («Рабочий курс Генеральной Конференции», L 35 25).

Информирование возможных кандидатов на рукоположение. — Рукоположение на служение евангелизации — не пост, к которому можно стремиться. С другой стороны, Церковь ясно учит, что рукоположение есть ритуал, посредством которого утверждается служение имеющего удостоверение работника. Нельзя ставить в вину имеющим удостоверение служителям и их семьям глубокую озабоченность относительно того, будет ли их работа одобрена. Руководители конференции/миссии должны откровенно информировать их. Избегайте всякой завесы таинственности, окружающей рукоположение. Это важный и торжественный шаг, но в нем нет ничего тайного.

Повторное рукоположение священнослужителей других конфессий. — «В том случае, если священнослужитель другого вероисповедания примет адвентистскую весть и пожелает стать адвентистским служителем, предполагается, что, прежде чем приступить к обучению по установленной программе, этот служитель должен предоставить свидетельства верности адвентистской вести и пригодности быть кандидатом в адвентистские служители посредством активного членства в местной церкви» («Рабочий курс Генеральной Конференции», L 30).

Проработав под руководством пастора местной церкви от шести месяцев до года, такие служители могут быть направлены в адвентистский колледж или семинарию, и срок обучения там должен составлять для них не менее одного года. После этого их можно считать подготовленными к принятию призвания на адвентистское служение. «Рукоположенным или нерукоположенным служителям других вероисповеданий, принявшим адвентистскую весть и продолжающим служение, могут выдаваться свидетельства служителей после завершения ими периода ознакомления и учебы и принятия на штатную работу в конференцию, миссию или адвентистскую организацию. Рукоположенные служители, принятые таким образом на церковную работу, рукополагаются на служение Церкви адвентистов седьмого дня до выдачи им лицензии служителя» (там же, L 30).

Испытание перед рукоположением

Самоанализ. — Наиболее серьезное испытание, предваряющее рукоположение, должно проводиться не комитетом или какой-либо группой, но самим кандидатом на рукоположение. В письме одному служителю Елена Уайт писала: «Вы не исследуете со всей тщательностью свое сердце. Вы изучили множество трудов, что позволяет вам произносить тщательно подготовленные, талантливые и приятные для слуха проповеди; но пренебрегли величайшим и самым необходимым исследованием —исследованием самого себя» («Свидетельства», т. 1, с. ориг. 433).

Официальное испытание. — Ниже перечислены три источника, откуда взяты вопросы, которые могут быть включены в официальное испытание перед рукоположением. Экзаменаторы могут избрать за основу любой из этих источников.

1. «Рабочий курс Генеральной Конференции», L 50.

Из этого источника можно предложить следующие тринадцать вопросов:

а) призвание к служению как к работе всей жизни;

б) вера в Писание и знание его;

в) знание и полное принятие основополагающих истин нашей веры, которые мы призваны провозглашать миру;

г) опытность в исполнении различных обязанностей служителя;

д) полное освящение тела, души и духа;

е) духовная твердость;

ж) общественная зрелость;

з) способность наставлять в истине;

и) способность вести души от греха к святости;

к) результатом труда служителя являются души, приобретенные для Христа;

л) доверие принципам организации и работы Церкви и стремление к сотрудничеству с ней;

м) неизменно примерное христианское поведение в жизни;

н) примерная семья.

2. «Руководство для начинающего служителя».

Это наставление рассматривает 50 обязанностей служителя, подразделив их на семь категорий. Конференция/миссия несет ответственность за то, чтобы кандидат получил подготовку для выполнения каждой из этих 50 функций. Таким образом, вопросы этого перечня экзаменуют как конференцию, так и кандидата.

Любое испытание, цель которого заключается в проверке призвания и готовности человека работать в какой-либо профессиональной области, должно основываться на знании тех функциональных обязанностей, которые связаны с этой профессией. «Руководство» перечисляет те области знаний и умений, в которых пастор должен ориентироваться. Поэтому, хотя вышеперечисленные функции и не изложены в форме описания служебных обязанностей, их перечень является наиболее полной официальной систематизацией того, как Церковь определяет круг обязанностей адвентистского пастора и чего ожидает от него в плане совершенствования его профессионализма:

а. Личный рост: 1) индивидуальный опыт молитвы и исследования Библии; 2) постижение адвентистского вероучения; адвентизма как уникального всемирного движения; 3) личная позиция, призыв к служению, посвященность служению; 4) усвоение «рабочего курса» Церкви, ее организационной структуры; 5) повышение своего образования; 6) формирование группы поддержки; 7) постоянная систематизация материалов; 8) иметь руководителя; 9) этика служителя; 10) внешний вид служителя; 11) личные финансы служителя; 12) здоровье; 13) служение совместно с супругой; 14) распределение времени; время, уделяемое семье;

б. Личные отношения: 15) отношения вне церкви — в семье, в обществе, расовые отношения; 16) отношения в Церкви — со Христом, с общиной, с конференцией;

в. Служение евангелизации и рост церкви: 17) системы информирования о росте церкви; 18) системы роста церкви в контексте миссионерской работы; 19) планирование и стратегия роста церкви; 20) принятие решений; 21) личная евангелизация; 22) публичная евангелизация; 23) евангелизация в малых группах; 24) особые виды миссионерской работы, такие, как служение в местах лишения свободы, и т. д.;

г. Подготовка рядовых работников: 25) подбор и подготовка добровольных служителей, подбор и подготовка руководителей местных церквей, духовные дары;

д. Проповедование и богослужение: 26) крещение; 27) благословление детей; 28) служение Святой Вечери; 29) служение на похоронах; 30) планирование и проведение богослужения; 31) проповедование; 32) служение по поводу бракосочетания; 33) проведение молитвенного богослужения;

е. Пастырская забота и воспитание: 34) забота об ассимиляции новых членов общины; 35) соблюдение церковной дисциплины; 36) духовное консультирование; 37) работа с бывшими членами, пассивными членами церкви; 38) воспитание духовности посредством общения с членами Церкви; 39) посещения членов общины;

ж. Организация и администрация: 40) христианское образование; 41) строительство и обустройство церквей; 42) церковная общественная жизнь; 43) комитеты; 44) отделы конференций; 45) финансы; 46) пасторское служение в округе с несколькими церквами; 47) решение возникающих проблем и конфликтов; 48) организация различных программ; 49) субботняя школа; 50) руководство молодежной работой.

з. «Нравственный кодекс служителя Церкви адвентистов седьмого дня».

Этот кодекс (см. с. 51) может послужить прекрасной основой для проверки посвященности рукополагаемого к служению. Иногда кандидатам на рукоположение предлагают подписать «Нравственный кодекс служителя» в качестве заявления.