Глава 16. Служение рукоположения

Рукоположение служителей

Участие общины. — Согласно адвентистскому вероучению, рукоположение есть служение, в процессе которого вся церковная община направляет своих руководителей на пасторское служение. На практике, однако, прослеживается тенденция участия в рукоположении лишь служителей. Участие же всей общины в целом столь незначительно, что у людей возникает чувство, будто они наблюдают за служением, которое одни служители совершают для других.

Братство между служителями важно, и отдавать должное ему можно во время специального приема, организованного рукоположенными служителями для рукополагаемого и его жены. А само рукоположение представляет собой церемонию, в которой участвует вся церковь и которая направлена для своих служителей; это служение совершается отнюдь не служителями друг для друга. Если рукоположение в принципе совершается для того, чтобы принявший его имел возможность служения в местных церквах, то в этой церемонии должны активно участвовать те церкви, где будут служить рукополагаемые.

Можно предложить четыре способа повышения активности общины в этом служении:

1. В то время, когда кандидата представляют присутствующим и сопровождают к возвышению, пригласите членов всех церквей, где служил рукополагаемый, а также членов его семьи встать.

2. Предложите аудитории участвовать в церемонии.

3. В определенный момент служения пригласите на сцену пресвитеров тех церквей, где в настоящее время служит рукополагаемый. Они могут принести ему свои поздравления сразу же вслед за служителями.

4. Служение рукоположения проведите в местной церкви, где рукополагаемый является в данное время пастором. Безусловно, это еде-лает рукоположение более значимым для церкви и будет соответствовать желаниям пастора.

Участие жены. — Вот пять рекомендаций относительно более активного участия в служении рукоположения жены кандидата:

1. Сопроводите жену рукополагаемого на сцену вместе с мужем.

2. Пригласите ее преклонить колени рядом с мужем для молитвы рукоположения.

3. Пусть она остается рядом с мужем во время получения им напутствий на служение и поздравлений.

4. Будет уместно, если жена рукоположенного служителя особо поприветствует жену рукополагаемого.

5. Одновременно с вручением служителю удостоверения о его рукоположении подарите его жене цветы (если, согласно местному обычаю, ему вручается подарок, сделайте подарок также и жене.) Подарок может исходить от местного отдела жен служителей, а вручает его руководитель отдела.

Порядок проведения служения. — Если это уместно, то к началу служения рукоположения все рукоположенные служители должны сидеть на возвышении. Порядок служения может быть следующим.

Псалом

Молитва

Представление кандидата (кандидатов) и его (их) жены (жен)

Вначале попросите кандидатов и их жен расположиться в первом ряду зала. Всякий раз, когда называют имена очередного кандидата и его жены, они встают и поднимаются на сцену. Очень хорошо, если на сцену их будет сопровождать чета опытного служителя и его супруги, выбранная самим рукополагаемым. Когда рукополагаемый и его жена поднимаются, члены их семьи и члены той церкви, в которой они служили, также встают и стоят до тех пор, пока главные участники торжественного акта не займут места на сцене. Тем временем секретарь пасторской ассоциации или иной работник представляет кандидата присутствующим, рассказывает о нем и его служении. Следует также упомянуть о дарованиях его жены и о той роли, которую она избрала себе в служении.

Исполнение музыкальных произведений

Хорошо, если в данном случае выступает группа жен служителей.

Краткая проповедь

Она должна быть действительно краткой. Кандидаты и их жены располагаются таким образом, чтобы говорящий мог обращаться непосредственно к ним. Завершается проповедь приглашением кандидату сказать ответное слово.

Ответное слово кандидата

Эта часть служения может быть опущена, если одновременно рукополагаются много служителей. Ответное слово должно быть не проповедью, но кратким личным свидетельством.

Молитва рукоположения (см. ниже)

Напутствие (см. ниже)

Приветствие (см. ниже)

Выступление хора служителей (если это уместно) или исполнение музыкальных произведений

Служители уже находятся на возвышении. Исполняемое ими произведение может быть их приветствием и призывом, обращенным к рукоположенным.

Завершение служения

На поздравления новых служителей и их жен зачастую уходит много времени, но община в этом не участвует и начинает проявлять беспокойство. На этом этапе можно объявить находящимся в зале, что они свободны. Кто пожелает, может остаться и наблюдать за происходящим или присоединиться к поздравляющим.

Поздравляющие подходят в следующем порядке:

Руководители, вручающие удостоверения о рукоположении, подарки, цветы и т. д.

Рукоположенные служители.

Пресвитеры тех церквей, где служили рукоположенные.

Родные и друзья рукоположенных. Они могут сидеть на особо выделенных местах в зале.

Присутствующие на церемонии.

Молитва рукоположения. — Во время молитвы рукоположения присутствующие в зале обычно сидят, склонив головы. Служители и кандидат преклоняют колени, причем кандидат располагается в середине группы. Его жена также может преклонить колени рядом с мужем, на она не получает возложения рук. Принимающие непосредственное участие в служении, а также все, кому это удобно, преклоняют колени рядом с кандидатом, чтобы принять участие в акте возложения рук.

В молитве рукоположения выражается благодарность Богу за семью, вырастившую кандидата, за жену и детей, которые всегда рядом с ним, и за местные общины, поддерживающие его; признается, что этот служитель призван Богом для Его работы и нуждается в силе Божьей для выполнения призыва. Служители возлагают руки на кандидата в знак того, что Церковь признает его призванным Богом, — ив этот момент в молитве звучит обращенное к Господу прошение в преизобилии наделить кандидата силой Святого Духа.

Как только в молитве упоминается возложение рук, каждый рукоположенный служитель возлагает руку на голову кандидата или на тех, кто возлагает руки на кандидатов: все участвуют в этом акте совместно и остаются в таком положении до окончания молитвы.

Напутствие. — (встав после молитвы, служители остаются стоять все то время, пока звучит напутствие):

Брат (имя кандидата), Бог призвал тебя к работе служения, и в знак признания этого призыва Церковь теперь отделила тебя посредством возложения рук. Отныне ты наделяешься полным церковным авторитетом. Для человека нет чести выше. Но эта честь сопряжена также и с огромной ответственностью.

Я призываю тебя служить, подобно слуге.

Будучи слугой, посвяти свою жизнь познанию своего Спасителя. Знай, чему учишь, но прежде всего знай, о Ком ты учишь. Общаясь с Иисусом, ты уподобишься Иисусу. Взирая на Него, мы меняемся. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его» (Мф. 10:24, 25).

Будучи слугой, живи так, как жил твой Господь.

Подобно Иисусу, живи просто: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисус: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:5-7). «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2:3, 4).

Подобно Иисусу, будь сам таким, какими ты желал бы видеть других. «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Я призываю тебя служить, подобно пастырю.

Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» (Ин. 10:11, 13).

Будь пастырем, а не наемником. Трудись во благо овец, но не ради денег. Превыше всего люби Христа, и Он поможет тебе полюбить Своих упрямых, сбивающихся с пути овец так, как любил их Он. Надо «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2:24).

И помни о том, что твоя семья — наипервейшее стадо, которому ты призван служить.

Я призываю тебя служить, подобно стражу.

Будучи стражем, предостерегай. «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей… Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:7, 8, 11).

Будучи стражем, побеждай. Иисус сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16).

«Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием… Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:1, 2, 5).

Я призываю тебя служить учителем.

Учи, как пастырь, готовя других тоже быть руководителями. «И что слышал от меня… то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).

Учи разумно, всю жизнь читая книги и исследуя Слово Божье. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Учи согласно вероучению. «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал… Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:6, 16).

Учи ясно и наглядно, чтобы даже дети слушали и понимали тебя. «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).А когда труды твои окончатся, ты вместе с Павлом сможешь сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил: а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7, 8).

Приветствие. — (Находящиеся на сцене стоят в течение всего времени, пока назначенный служитель произносит следующее приветствие):

Дорогой брат (имя кандидата), я счастлив предоставленной мне возможности сердечно приветствовать тебя в рядах служителей Евангелия.

Я приветствую тебя от имени конференции и всемирной Церкви. Будь верным ее руководству. Используй все, что она предлагает, в своей работе. Никогда не забывай о том, что нам дано «вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6).

Я приветствую тебя от имени твоих собратьев-служителей. Всякая проблема и всякое разочарование, с которыми ты столкнешься, уже возникали перед другими служителями и успешно преодолевались ими. Избери одного из них в качестве своего пастора-наставника. Пусть твои коллеги-служители послужат тебе.

Я приветствую тебя от имени общин, которым ты будешь служить. Их члены имеют право многого ожидать от тебя. Вдохновением и утешением тебе должно служить то, что общины возносят молитвы за нас, мы же, в свою очередь, видим в своих собратьях соработников в деле приобретения душ.

Как всякого воина Христова, тебя не обойдут раны и шрамы. Никто из нас не может избежать этого. Но когда мы наконец победоносно встанем на стеклянном море вместе с теми, ради кого трудились, то покрытая ранами от гвоздей рука Того, Кто нас вел, с любовью упокоится на наших ранах. И наши рубцы покажутся совсем незначительными в сравнении с Его, и мы услышим Его возвещение: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).

Приветствие, обращенное к жене. — (Жена кандидата стоит рядом со своим мужем. Находящиеся на возвышении продолжают стоять в течение всего времени, пока жена служителя, которой это поручено, приветствует жену рукоположенного следующим образом):

Добро пожаловать (имя жены кандидата), в семью женщин, чьи мужья рукоположены на Евангельское служение Церкви адвентистов седьмого дня.

Добро пожаловать в совместное служение вместе со своим мужем. В Едеме, для того чтобы в достаточной мере отразить образ Божий, понадобился не только Адам, но и Ева. Пастырское служение требует одновременно силы мужа и отзывчивости жены, для того чтобы достаточно полно представлять Христа перед Церковью.

Ты необходима для служения мужа, независимо от того, понимает он это или пока еще нет. Все данные тебе способности вложи в работу совместно с мужем — так, чтобы служение было общим и в равной степени обогащающим для вас обоих. Ваше единство будет примером для молодых, светом для неверующих и источником помощи для ищущих наставления.

Добро пожаловать в твое собственное служение. Не следует рассчитывать, что все, чего от тебя ожидает церковь, а может быть, даже и твой муж, вы сможете совершить. Обязательно будет то, чего вы совершить не в состоянии. От человека и нельзя ожидать способности выполнить все, но каждый член Церкви должен делать то, что ему по силам. Я хочу, чтобы ты нашла свое место в служении и утвердилась в нем. Не пытайся быть всем для всех людей. Но всей душой посвяти себя тому, чего желает от тебя Бог.

Добро пожаловать во все сложности, ожидающие жену служителя.

— В их числе одиночество и чувство оторванности, возникающие от слишком многочисленных переездов, от неуверенности в том, хорошо ли для семьи пастора иметь близких друзей в церкви.

— Это и ощущение неспособности соответствовать своему положению, опасение, что ты не всегда сможешь улыбаться, когда это необходимо, говорить нужные слова и обладать всеми теми дарами, которых ждут от тебя члены церкви.

— Это тяжкая необходимость всегда быть на виду, когда тебя рассматривают как пример для других, а ты иногда и сама не можешь определить, что же ты из себя представляешь.

— Это слезы молитвы за людей, не отвечающих на совершаемое ради них служение.

— Это материальные трудности и напряженный график работы.

— Это и моменты кризисов, когда хочется активно встать на защиту своего подвергающегося нападкам мужа, а можно лишь закусить губу.

Добро пожаловать во все то доброе, что несет с собой положение жены служителя.— Это жизнь с человеком, который хотя и далек от совершенства, но стремится быть истинным христианином.

— Это соучастие в работе мужа, полное настолько, насколько ты сама пожелаешь.

— Это предлагаемая людям Евангельская весть — то единственное в мире, что воистину отвечает всем их нуждам.

— Это радость самореализации в действительно важном деле.

— Это ощущение, что ты нужна.

— Это понимание того, что служение как жизненная цель — пусть оно и приносит иногда разочарования — приносит величайшее удовлетворение в жизни.

— Это знание, что члены твоей церкви любят тебя и многие из них ежедневно молятся за тебя.

— Это обретение знания о том, что Иисус никогда не обманет твоих ожиданий и ты можешь доверять Ему.

— Это осознание, что Бог запланировал для тебя этот день еще до того, как ты родилась. Господь привел тебя сюда не для поражения, поэтому Он предоставит все, в чем ты нуждаешься, для выполнения порученного Им.

Помни, пожалуйста, о том, что твои коллеги — жены служителей молятся за тебя. Ты всегда можешь опереться на нашу помощь. Добро пожаловать.

Дополнительные рекомендации. — При подготовке к церемонии рукоположения можно учесть и следующие дополнительные рекомендации:

1. Руководители конференции могут устроить для кандидата и его жены вечер братского общения и ободрения. Или жена президента конференции может пригласить жену кандидата к себе домой.

2. Можно собрать служителей для совместного проведения Святой Вечери и особого общения с семьей рукополагаемого. Последним вполне уместно вручить подарок в память об этом событии.

3. Представляется целесообразным использование приведенного в разделе «Пасторская этика» Нравственного кодекса. Его можно включить в проповедь, зачитать в качестве напутствия на служение, отпечатать на обратной стороне удостоверения о рукоположении или же отдельно — так, чтобы рукополагаемый подписал его в качестве документа, отражающего его посвященность на служение.

4. Выступая с ответным словом, мужья могут обращаться к своим женам, а жены — к мужьям.5. В некоторых местах рукополагаемым по традиции вручают во время рукоположения Библию. В таком случае следует вручить подарок и супруге — это может быть сборник духовных песен или иной уместный подарок.

6. Желательно, чтобы удостоверение о рукоположении было внушительного вида и красиво оформлено. Образцы таких удостоверений можно получить через Пасторскую ассоциацию Генеральной Конференции.

Рукоположение пресвитеров и диаконов

Конференции/миссии нет необходимости утверждать кандидатов на рукоположение в пресвитеры или диаконы — они избираются местной церковью. Совершать служение рукоположения пресвитера или диакона может, однако, лишь рукоположенный пастор. Это помогает дополнительно удостовериться в том, что рукоположение проводится после вдумчивого рассмотрения кандидатур опытными руководителями местной церкви.

Есть страны, где рукоположение пресвитеров или диаконов является весьма редким событием. Причина этого заключается, возможно, в местной традиции или во влиянии других церквей, где полагают, что служение кандидата будет пожизненным, подобно служению пастора или священника. Согласно учению Адвентистской церкви, диаконы и пресвитеры должны быть людьми опытными и тщательно отобранными. Но после того как местная община выбрала кандидатов на служение и выразила им свое доверие, рукоположение не должно необоснованно откладываться. Хорошо, если кандидаты имеют возможность пройти обучение, но не следует считать, что их рукоположение от этого зависит.

Рукоположение пресвитеров. — Правильно организованное рукоположение пресвитера проводится следующим образом:

1. Руководит этой церемонией рукоположенный пастор. Для содействия ему можно привлечь других рукоположенных служителей и пресвитеров.

2. В подходящее время, обычно в часы утреннего субботнего служения, кандидата приглашают на сцену. Читается текст из Писания, например, 1 Тим. 3:1-7. Можно вкратце рассказать о работе пресвитера (см. «Церковное руководство», глава 6). Вполне уместно упомянуть о жене рукополагаемого.3. Кандидат и служитель преклоняют колени. Служитель произносит молитву, прося Бога подтвердить уже признанное церковью: то, что Святой Дух истинно призвал кандидата на данное служение. Во время молитвы на голову кандидата возлагается рука. В этой церемонии могут участвовать приглашенные служители и пресвитеры.

4. После молитвы служитель и его ассистенты пожимают кандидату руку и произносят благословения. Может быть выдано удостоверение о рукоположении. Затем рукоположенный садится среди членов общины или остается сидеть на возвышении на протяжении всего служения.

Если данный человек был однажды рукоположен как пресвитер, то нет необходимости вновь рукополагать его при переизбрании или при избрании пресвитером в какую-либо другую общину при условии, что данный служитель все это время сохранял добрую репутацию и твердое положение в общине. Однажды рукоположенный в пресвитеры может впоследствии осуществлять и диаконское служение без повторного рукоположения.

Рукоположение диаконов. — Обряд рукоположения диакона практически тот же, что и церемония рукоположения пресвитера. В качестве текста из Писания рекомендуется зачитать 1 Тим. 3:8-13. Более подробное изложение обязанностей диакона можно найти в «Церковном руководстве».

Рукоположение в диаконы не дает человеку права служить пресвитером. Если работник церкви был однажды рукоположен в диаконы, то при повторном избрании на диаконство нет необходимости вновь его рукополагать.

Дополнительные рекомендации. — При организации рукоположения пресвитеров или диаконов можно учесть также следующие рекомендации.

1. Жен кандидатов можно пригласить сесть в первом ряду. В определенное время в ходе служения можно вручить им цветы или соответствующий памятный подарок. Это одновременно является и знаком уважения к женам, и представляет их членам церкви.

2. После рукоположения старший пресвитер может поздравить новых пресвитеров, а старший диакон — новых диаконов.

3. Кандидаты на рукоположение преклоняют колени вокруг служителя, а те, кто уже рукоположен, стоят коленопреклоненными за кандидатами. После совершения акта они в знак братства протягивают правую руку рукоположенным, стоящим на коленях. Возможен вариант, когда каждый кандидат избирает в качестве опекуна уже рукоположенного на служение диакона/пресвитера (его также может назначить церковь). Каждый опекун должен содействовать подготовке одного из рукополагаемых. Они могут даже сопровождать кандидатов на сцену, затем преклоняют колени позади них, а после акта рукоположения пожимают им руку.

Акт напутствия на особое служение

В некоторых регионах мира на особое духовное служение отделяют актом напутствия (а не посредством рукоположения) и диаконис.

«Церковное руководство» рекомендует: «Церковь может организовать для диаконисы соответствующее служение напутствия, проведенное рукоположенным пастором, имеющим удостоверение» («Церковное руководство», глава 6).

Порядок подобного служения может в значительной степени следовать порядку рукоположения пресвитеров или диаконов.