Глава 23. Рост церкви

Как находить новых членов для Церкви

Каждый пастор должен осуществлять служение евангелизации. — Выполнение церковных программ играет важную роль, приобретение же для Церкви новых членов — первостепенную. «Служители Божий, сердца которых исполнены любовью ко Христу и к своим собратьям, ищут возможностей для пробуждения тех, кто погибает в грехах» («Служители Евангелия», с. ориг. 35).

«Служители неустанно пекутся о церквах, знающих истину, в то время как тысячи гибнут, не ведая о Христе» («Евангелизм», с. ориг. 381). «Вместо того чтобы удерживать служителей в тех церквах, которые уже знают истину, члены наших общин должны сказать этим работникам: «Идите и трудитесь ради тех душ, которые погибают во тьме. Мы сами будем организовывать церковные служения. Мы будем проводить собрания и, пребывая во Христе, поддерживать духовную жизнь («Свидетельства», т. 6, с. ориг. 30.)

К евангелистам не следует относить лишь профессионалов. Евангелистом является не только тот, кто отдает себя исключительно этому служению. Среди тех, кто прославился умением приобретать душ, были и пасторы. Муди постоянно переезжал с места на место, а Сперджен на протяжении 35 лет был пастором одной и той же церкви. Мы нуждаемся и в людях, подобных Муди, и в таких, как Сперджен.

Каждая церковь является евангельским центром. — Служение евангелизации есть та цена, которую община с радостью платит за честь называть себя христианской. Нет ничего более вдохновляющего, чем исполненная энтузиазма, хорошо организованная церковь, ревностно исполняющая Евангельское служение под руководством истинного пастора-евангелиста. Глубину христианской любви церкви можно измерить тем, сколько времени она уделяет на евангельские программы. Даже сторонний наблюдатель быстро определит, является ли церковь истинным евангельским центром. Когда это действительно так, то богослужение, занятия в субботней школе и все остальные церковные программы строятся с учетом присутствия людей «извне». Все совершающееся как бы проходит через фильтр мысли о том, как это будет воспринято находящимися вне Церкви, о том, как это поймет нехристианин. Люди, входящие в такие общины, с удовольствием приглашают на богослужения своих друзей, не являющихся членами Церкви.

Каждый активный член общины является свидетелем. — Не пастырь, но овцы приумножают стадо. Повествуя об Иисусе, члены новозаветной Церкви ходили повсюду. Сегодня многие члены Церкви напоминают агентов секретной службы — они молчат о Благой спасающей вести и ведут себя подобно тем, о ком говорится в Мк. 16:8: «И никому ничего не сказали, потому что боялись».

Если вы, пастор, не помогаете членам своей церкви свидетельствовать о вере, то вполне вероятно, содействуете их погибели. «В великий судный день те, кто не трудился для Христа, кто в этой жизни думал и заботился лишь о себе, будут приравнены Судьей всей земли к тем, кто творил зло. Их ждет то же наказание» («Христос надежда мира», с. ориг. 641).

Проведенное в шести быстро растущих адвентистских церквах исследование показало, что члены этих общин чрезвычайно активно свидетельствовали о вере. Интересно отметить, что происходило это не столько в рамках церковных программ, сколько незапланированно. Большинство душ было приобретено в ходе общения свидетельствовавших с коллегами по работе и соседями. «Желательно, чтобы члены Церкви верно свидетельствовали в течение недели, а в субботу делились своим опытом. Тогда собрание будет подобно пище для голодного, заряжая всех присутствующих свежими силами и вливая в них новую жизнь» («Служители Евангелия», с. ориг. 199).

Каждый охладевший член общины вызывает озабоченность. — Во многих общинах посещаемость собраний может стать вдвое больше, если вновь привлечь охладевших членов. Большого успеха в их возвращении в церковную жизнь могут добиться активные члены, особенно пресвитеры и другие служители, поскольку в былые времена они были друзьями охладевших и лучше понимают причины их ухода.

Стремящиеся вернуть в общину тех, кто отошел от нее, должны уметь слушать. Им следует приготовиться выслушать обидные слова, не оскорбляясь и не пытаясь ответить тем же. Зачастую люди отходят от общины в силу каких-либо взволновавших их событий, случившихся как в церкви, так и вне ее. Их зов о помощи остался неуслышанным, и в конце концов они исчезли. Для того чтобы вернуть их в общину, следует как бы повернуть вспять все случившееся. Их нужно выслушать.

Мы не ждем того, что вернутся все отпавшие. Однако четвертую часть этих людей можно вернуть, если их навестят хорошо подготовленные члены их бывшей церкви. Чем скорее вы придете к этим людям, тем больше шансов на их возвращение. Но, по статистике, три четверти из числа тех, кто не посещал церковь на протяжении уже пяти лет, редко возвращаются.

Каждый возможный путь должен быть использован. — Ищите души везде. Иисус приобретал души повсюду — даже у колодца в Самарии. Ищите души на свадьбе, на похоронах, во время общественных мероприятий. Ищите их на каждом богослужении. Записывайте имена и адреса всех посетителей и поддерживайте с ними связь. Воспитывайте в себе евангельское рвение.

Организуйте семинары по борьбе с курением, стрессом и лишним весом, по кулинарному искусству. Узнавайте имена и адреса новых жителей района. Пытайтесь с ними познакомиться, высылая им программы, проводимые церковью и приглашая на богослужения. Просматривайте газеты с объявлениями о семейных праздниках (где это принято) и посылайте этим людям поздравление от имени церкви.

Желательно подготовить и распространить брошюру, в которой перечислялись бы те случаи, когда люди могут обращаться к пастору. Если у людей вне нашей Церкви нет своего пастора, пригласите их обращаться в таких случаях в адвентистскую церковь. Членов вашей церкви приглашайте на занятия по изучению Библии, чтобы и они могли у вас поучиться проводить подобные. Используйте все методы работы служения евангелизации, которые подходят для условий в вашем районе. И, прежде всего, регулярно проводите евангельские собрания или семинары. Плоды есть всегда, нужно лишь старание и евангельское рвение, чтобы найти их.

Подготовка новых членов церкви

Послушанию предшествует обращение. — «Богу более угодны шестеро подлинно обратившихся к истине, чем шестьдесят заявляющих об этом, но по сути не обратившихся» («Служители Евангелия», с. ориг. 370). Сатану нисколько не встревожит крещение нами большого числа людей, если крестившиеся не обратились глубоко и искренне. Его целям более соответствует приход в нашу церковь как можно большего числа необратившихся людей.

Нас прежде всего должно заботить, глубоко ли обращены кандидаты на крещение. Не следует торопиться и ожидать слишком многого от людей, только вступающих в христианскую жизнь. Если они истинно обращены, то перемены в их образе жизни не заставят себя ждать.

Принявших крещение новых членов церкви можно уподобить фруктовым деревьям. Прежде всего следует заботиться о том, чтобы они пустили корни (обратились или укоренились во Христе), а затем уже можно ждать от них плодов.

Крещению предшествует послушание. — Установление должной связи между обращением и послушанием усложняется тем, что мы, люди, можем судить, воистину ли дерево укоренилось, лишь по тем плодам, которое оно приносит. Поэтому, хотя в предшествующей крещению жизни кандидата и не могло появиться обилие плодов, но какие-то из них должны наличествовать. От кандидата, безусловно, следует ожидать соблюдения субботы, посещения церкви и воздержания от дурных привычек.

С другой стороны, не следует пытаться требовать от кандидатов выполнения каких-то норм, не принятых всем телом Церкви. Нужно понимать, что спасение достигается не соблюдением правил и установлений, но лишь принятием Христа в свое сердце, посредством которого жизнь человека все более и более преображается, уподобляясь Его образу.

Крещение символизирует не только смерть, погребение и воскресение Иисуса, но также смерть и погребение старой жизни (Рим. 6:1-3). Поэтому неправильно было бы неискренне отказаться частично от мирского — лишь ради крещения. Смерть для жизни греховной и для мира должна предшествовать погребению во крещении. Неверно погребать того, кто еще не умер.

Слабые церкви — это результат недостаточной подготовки их членов. «Принятие в члены тех, кто еще не обновился сердцем и не преобразил свою жизнь, — это источник слабости церкви. Зачастую этим соображением пренебрегают. Некоторые служители и церкви столь ревностно стремятся увеличить численность своих членов, что недостаточно серьезно возражают против их нехристианских привычек и наклонностей, и принимающие истину не получают наставления относительно того, что невозможно называться христианином и одновременно придерживаться мирских привычек» («Свидетельства», т. 5, с. ориг. 172).

Крещение кандидатов, не подтвердивших делами свое обращение и послушание, безнравственно, поскольку оно возлагает дополнительное бремя на служителей, которым предстоит работать с этими людьми. «Служитель не должен оставлять какую-то часть работы несделанной на том основании, что она у него не получается, и надеясь, что ее завершит служитель, который придет ему на смену. Потому что, когда следующий служитель придет и объяснит, чего требует Бог от Своего народа, то некоторые люди уйдут со словами: «Служитель, возвещавший нам истину, об этом ничего не говорил»… Куда лучше было бы, если бы первый вестник истины верно и тщательно наставил обращенных по всем важнейшим вопросам — пусть даже его труды и привели бы в церковь меньше людей» («Евангелизм», с. ориг. 321).

Свидетельству о вере предшествует наставление. — Желающие присоединиться к Церкви должны знать те принципы, на которых она основана. Нельзя просить людей засвидетельствовать свою приверженность вере, если они не знают, о чем будут свидетельствовать. Крещению должна предшествовать тщательная подготовка, включающая личное чтение и исследование Писаний, посещение общих собраний, занятий по изучению Библии, занятий для готовящихся ко крещению и т. д. Следует использовать все средства обучения, включая наглядные пособия. Каждый человек учится по-своему.

Одним из наиболее распространенных и продуктивных методов наставления в евангельской программе церкви являются проводимые пастором библейские уроки. Обычно на них присутствуют как кандидаты ко крещению, так и новые члены Церкви. Если урок не может вести пастор, то его заменяет пресвитер или иной ревностный в приобретении душ служитель. Часто эти занятия проводятся в то же время, что и уроки субботней школы. Там должны присутствовать еще не вошедшие в Церковь, новые ее члены или те, кто привел в церковь новых людей.

На этих уроках изучаются основы вероучения. Периодически эта серия занятий должна повторяться, поскольку, обретя зрелость христианского опыта, посещающие их переходят в обычную субботнюю школу. Обсуждаться должны не только положения вероучения, но также и вопросы духовной жизни.

С другой стороны, для подготовки ко крещению одного теоретического наставления недостаточно. Кандидаты должны также обрести опыт общения со Христом и одержать победу над грехом. Поэтому необходимо, чтобы более опытные члены церкви уделили достаточно времени каждому готовящемуся ко крещению для индивидуальных бесед и молитвы.

Всемирная Церковь на сессии Генеральной Конференции твердо высказалась за тщательную подготовку ко крещению. Вы обязаны выдать каждому кандидату удостоверение о крещении или свидетельство об исповедании веры, в котором были бы перечислены в полной форме все основные учения Церкви именно в том виде, как они изложены в разделе «Основные положения вероучения адвентистов седьмого дня» «Церковного руководства».

Хотя сокращенный вариант основ вероучения может быть использован для опроса кандидатов перед общиной (см. «Церковное руководство», гл. 5), но каждый крещаемый должен получить полное изложение основ вероучения. Пасторская ассоциация располагает образцами рекомендуемых свидетельств.

Принятию кандидата на крещение предшествует одобрение общины. — Предшествующий крещению опрос кандидата должен проводиться перед всей общиной или перед представительной группой, например, перед пресвитерами или церковным советом. В какой бы форме ни проводился опрос, было бы неразумно и сомнительно, с богословской точки зрения, возлагать всю ответственность за него лишь на пастора. Помимо общины, ни один человек, либо группа людей — даже комитет Генеральной Конференции — не имеют полномочий на то, чтобы добавить в церковный список, либо изъять из него хотя бы одно имя. Таким правом обладает исключительно местная церковь. Эта ответственность будет восприниматься с большей серьезностью, если участие общины не будет низводиться до простого голосования за принятие нового члена.

Иногда члены Церкви обращаются с просьбой о совершении повторного крещения. Повторное крещение можно считать уместным, если первое крещение не было истинным олицетворением смерти этого человека для греха и его нового рождения. Крещение, однако, есть символ духовной смерти, а поскольку мы умираем лишь один раз, то и крещение обычно проводится лишь один раз. Нельзя считать крещение подходящим символом духовного возрождения — таковым является Вечеря Господня (включая омовение ног).

Крещению детей предшествует их подготовка. — Наставление, данное Иисусом Своим ученикам, можно воспринимать как наставление к Его служению: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16).

Следует поощрять детей младшего возраста посвящать свою жизнь Христу и обретать уверенность в спасении. «Восьми-, десяти- и двенадцатилетние дети уже достаточно взрослые для того, чтобы обсуждать с ними вопросы их личной веры. Обучая детей, не откладывайте на некое будущее, когда они достаточно повзрослеют для того, чтобы покаяться и уверовать в истину. При правильном воспитании даже маленькие дети способны обрести верный взгляд на свое греховное состояние и путь ко спасению через Христа» («Свидетельства», т. 1, с. ориг. 400).

«Не позволяйте своим детям считать, что они станут детьми Божьими, лишь достигнув возраста принятия крещения. Крещение не превращает детей в христиан, точно так же как оно и не обращает их» («О воспитании детей», с. ориг. 499).

С другой стороны, крещению должно предшествовать достижение определенного уровня зрелости, а также подготовки. «Крещение представляет собой наиболее священный и важный из церковных обрядов, поэтому следует глубоко уяснить себе его смысл. Крещение означает покаяние в грехах и вступление в новую жизнь во Христе Иисусе. В принятии крещения не должно быть ненужной поспешности» («Свидетельства», т. 6, с. ориг. 93).

Оптимальный возраст для принятия крещения — примерно 12 лет. В ветхозаветные времена именно двенадцатилетний ребенок получал возможность участвовать в богослужениях наравне со взрослыми. Именно в этом возрасте Иисус совершил Свое первое паломничество в Иерусалим. С психологической точки зрения, 12 лет — весьма важная ступень развития. Есть определенные преимущества в том, чтобы совершить крещение — это важное свидетельство веры — до вступления в трудный подростковый период. Многие пасторы начинают готовить детей к принятию крещения в возрасте 11-12 лет.

Следует ли побуждать детей к принятию крещения? Для родителей-адвентистов крещение их ребенка может быть свидетельством успеха семейной педагогики; крещение же в очень раннем возрасте может говорить о весьма значительном успехе воспитания. Родителей, однако, следует предостерегать относительно слишком раннего крещения. Если ребенок хочет принять крещение в возрасте 11 лет или ранее, то, наверное, совершение этого акта следует допускать лишь по настоятельной просьбе самого ребенка. Если же к двенадцатилетнему возрасту ребенок крещения еще не принял, то вполне нормально, если родители начнут обсуждать с ним этот вопрос, поощряя, но ни в коем случае не настаивая.

В христианской семье при подготовке детей к принятию крещения родители должны играть главную роль. «Достаточно усердно потрудившись и уверившись в том, что дети уяснили для себя смысл обращения и крещения и искренне обратились, вы можете одобрить их крещение. Но, повторяю, прежде всего вам следует подготовиться к роли верных пастырей, чтобы помогать своим детям делать первые нетвердые шаги по тропе послушания. Требуется работа Божья в родителях для того, чтобы они подавали детям пример любви, добропорядочности, христианского смирения и того, как следует всецело отдавать себя Христу» (там же, с. ориг. 94).

Превосходно, если занятия по подготовке ко крещению отец или мать могут проводить дома. В таком случае раз в неделю родители и дети должны приходить в церковь, где один из служителей повторяет с детьми пройденное за предыдущие семь дней, другой же дает родителям наставления относительно уроков на следующую неделю.

Слишком часто занятия по подготовке детей ко крещению проходят недостаточно интересно. «Как обучающие, так и сами проходящие обучение должны избегать длинных рассуждений. Прекрасно воздействуют краткие высказывания непосредственно по теме. Если сказать нужно много, говорите побыстрее, чтобы это заняло меньше времени» («О воспитании детей», с. ориг. 495). Используйте любые наглядные пособия, которые есть в вашем распоряжении. Таким образом вы сможете охватить больше материала, обеспечив лучшее его запоминание.

Если у вас есть церковная школа, то готовить ко крещению можно в часы школьных занятий. Там, где школы нет, подготовка должна идти в церкви. Дети могут также посещать проводимые пастором занятия по изучению Библии в обычное время субботней школы. Вот еще несколько возможных вариантов: занятия будут более плодотворными и интересными, если вы проведете краткие устные или письменные контрольные работы; ответы детей помогут узнать, кому из них требуются индивидуальные дополнительные занятия. Поощряйте детей пройти до крещения заочный курс библейских уроков. В конце учебной программы дайте им контрольные вопросы и сообщите, что крещению будет предшествовать экзамен. Это поможет серьезным ученикам трудиться еще усерднее и выявит тех, кто решил принять крещение просто за компанию с другими.

Цель предшествующей крещению подготовки должна состоять не в ознакомлении ребенка с вероучением, но в том, чтобы он стал новой личностью во Христе Иисусе. В качестве одного из способов добиться этого можно в конце занятий предложить всем детям написать что-то вроде короткого сочинения на тему: «Почему я считаю, что готов принять крещение».

Утверждение новых членов церкви

Иисус сказал Своим ученикам: «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16).

В чуде Пятидесятницы наиболее удивительно не то, что три тысячи человек крестились в один день, но что они «постоянно пребывали в учении Апостолов (и) в общении» (Деян. 2:42). С помощью Святого Духа можно добиться как количественного, так и качественного умножения церкви.

Пребывание «в учении Апостолов» есть вопрос не личных предпочтений, но выполнения данного Христом поручения. Иисус сказал: «Идите, научите все народы, крестя их… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20). В греческом оригинале слова «идите», «крестите» и «учите» грамматически выражены причастием. Все эти причастия связаны с глаголом, означающим «превращать в учеников». Идти, крестить и учить — не самоцель; венцом этих трудов должно стать приобретение учеников. Иисус сказал, что цель Церкви состоит в приобретении учеников.

Слишком многие адвентистские церкви напоминают рыбака, который поймал рыбу, но не может показать ее, поскольку рыбу эту он положил в дырявый мешок. Бог благословил нашу Церковь успехом в приобретении душ. Но мы удерживаем далеко не всех, кого приобрели.

Если рыбак зашьет дырку в мешке, это никак не заменит ему рыбной ловли. Церковь, не проводящая работы по обращению душ, застынет. Но следует в полной мере представлять себе, что наш успех заключается не только в том, чтобы приобретать, но и в том, чтобы удерживать.

Уделяйте новичкам повышенное внимание. — Господь резко высказался по поводу тех пастырей, которые не надзирают в своем стаде прежде всего за слабыми. «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря» (Иез. 34:2-5).В своем христианском становлении новые члены церкви обычно проходят четыре кризисных этапа:

1. Кризис разочарования наступает очень быстро, когда новообращенные обнаруживают свою неспособность жить по тем высоким нормам, которым в момент крещения обязались следовать.

2. Кризис вживания наступает спустя несколько месяцев и связан с тем, что новые члены церкви не сразу обретают в общине новых друзей взамен тех, которые были у них в прежней жизни.

3. Позже наступает кризис ценностей, когда новые члены церкви начинают все чаще пренебрегать изучением Библии и семейным служением в молитве, все более и более отходя от адвентистского образа жизни.

4. Кризис доверия к руководству наступает спустя год или два после крещения, когда вошедшим в церковь поручают в ней ответственные посты, и несовершенство работы церковного механизма вызывает у них разочарование.

Пасторы должны быть готовы к появлению у новообращенных признаков кризисного состояния, особенно в первые два года их членства в Церкви.

Продумайте, как создать для новообращенных дружеское окружение. — Новые члены церкви должны сблизиться с уважаемыми людьми, которые могли бы проявлять о них заботу. Обратите внимание на три момента. Нужно, чтобы у новообращенных появились близкие им люди. По своей природе мы склонны или пытаться помочь исправлять слабости недавно вошедших в церковь, или, отстраняясь, осуждать их. Тогда как истинно христианским поведением было бы приблизиться к этим людям, чтобы помочь им. Апостол наставляет: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим. 15:1). «Неся» слабого друга, вы поддерживаете его своими руками, предлагая ему опереться на вас. Вы должны быть очень близки этому человеку, чтобы ваша сила помогла ему преодолеть свои слабости.

Подружите вошедших в Церковь с людьми, которых они уважают. Духовное наставничество возможно лишь тогда, когда наставником является человек уважаемый, вызывающий симпатию и стремление равняться на него. Но если более твердые в христианских принципах члены Церкви со стажем отказываются уделять внимание еще неоперившимся новичкам, те редко утверждаются в общине. Подружите новых членов церкви с людьми, которые к ним небезразличны. Люди редко стремятся покинуть среду, в которой ощущают себя желанными, значимыми, необходимыми и любимыми. Если бы новички ощущали себя любимыми в другом месте, они, возможно, не пришли бы к нам. Если они не ощущают любви у нас, то, возможно, не останутся.

Следует подумать о том, чтобы рядом с каждым из новых членов общины был опытный наставник, опекун, «подпасок» или друг. Те, кого привели в церковь «ветераны», почти автоматически обретают в последних наставника. Это отчасти объясняет, почему люди, пришедшие в церковь таким путем, чаще в ней остаются.

«Церкви, в которых есть недавно пришедшие к вере, должны относиться к ним терпеливо и нежно. Более опытные члены общины должны продумать пути и средства для выражения им своей приязни, готовности помочь и наставить тех, кто сознательно удалился от иных церквей ради истины, отделив себя таким образом от привычного им пасторского попечительства» («Евангелизм», с. ориг. 351).

Для того, чтобы ввести в своей церкви систему наставничества, может быть, следует собрать наставников с целью их обучения. Возможно, этим людям нужно подтвердить свою готовность посвятить себя задаче наставничества, по меньшей мере, на один год. Затем, на утреннем субботнем служении (перед крещением или после него) можно организовать встречу новичков, принявших веру, и их наставников. Принявшие крещение выходят перед общиной. Наставники выходят и становятся перед ними. Зачитываются напутствия новым членам общины и их наставникам. Можно каждому из них вручить по экземпляру напутствия. Наставники пожимают руки своим подопечным, что является первым официальным поздравлением с вступлением в церковь.

Можно попросить наставников примерно один раз в квартал встречаться с пастором или пресвитером, чтобы сообщить последнему о том, что из индивидуальной программы утверждения в церкви ее нового члена уже выполнено. Наставники могут взять на себя следующие поручения: в день крещения навестить принявших крещение дома и поприветствовать их менее официально, а возможно, вручить им свидетельства о крещении. Показать, как соблюдается суббота, пригласив их к себе домой вечером после захода солнца в пятницу, а затем, в другой раз, на обед в субботу. (Новый образ жизни лучше усваивается на личном опыте, нежели посредством учебы.) Когда необходимо, наставники могут приносить своим подопечным нужные книги, а также познакомить их с церковной библиотекой, помочь им подписаться на газету униона, «Адвентистский вестник» и другие периодические издания. Наставникам следует интересоваться тем, как уверовавшие посещают церковь. Пусть на каждом собрании новички слышат от вас дружеские слова.

Познакомьте принявших крещение с другими членами общины. (Согласно данным исследований, те новые члены общины, которые за первые шесть месяцев своего пребывания в церкви обрели среди адвентистов нескольких друзей, почти всегда остаются в церкви.) Если новички этого желают, садитесь на богослужениях рядом с ними. После того как новые члены церкви завершили подготовительные занятия по изучению Библии, проводимые пастором, помогите им освоиться в своей группе субботней школы.

Продолжайте обучать их. — «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2). Никому еще не удавалось одним обедом насытиться до конца своих дней. Ни одна евангельская кампания, ни один цикл библейских уроков не могли дать духовной пищи, которой хватило бы на всю оставшуюся жизнь. Продолжайте обучение после крещения.

Члены семьи не могут питаться правильно, если не являются к столу вовремя. В качестве абсолютного минимума наша программа ученичества должна включать в себя посещение субботней школы и церковных служений. Отсутствующего следует немедленно посетить, оказав ему необходимую помощь и ободрение. Если новый член общины пропустил три субботних служения подряд, об этом следует уведомить пресвитера или пастора.

Занятия под руководством пастора или занятия для принявших крещение должны непременно входить в план работы каждой церкви. Проводимые в обычное время занятий субботней школы, они вырабатывают у новичков привычку к посещению субботней школы и церкви. Такие занятия предлагают духовную пищу, соответствующую их потребностям и возможностям.

Темами для занятий могут быть: положения вероучения, порядок соблюдения субботы, богослужение, здоровый образ жизни, семейный бюджет, самостоятельное изучение Библии, жизнь, исполненная молитвы, семейное богослужение, отношения в семье, христианское воспитание и свидетельство. Особое значение следует придавать установлению личных отношений со Христом. Помогите новым членам ознакомиться с Библией. Необходимо найти время для того, чтобы поделиться с ними своим опытом и чувствами. Занятия по углубленному изучению Евангелия необходимы для того, чтобы вновь, более полно и в иной ситуации рассмотреть те истины, которые новичкам уже знакомы. Особое внимание следует уделить пророчествам, изложенным в Книге Даниила и в Откровении.

Привлекайте обращенных к работе в общине. — «Когда души обращены, сразу же вовлекайте их в работу. Трудясь соответственно своим возможностям, они окрепнут. Мы утверждаемся в своей вере, когда сталкиваемся с враждебными воздействиями» («Евангелизм», с. ориг. 355).

Один из наиболее верных признаков того, что принявшие крещение окрепли в своем ученичестве, является их стремление помогать в приобщении к вере другим. Бывает, что люди добиваются самых больших успехов в приобретении душ именно вскоре после своего обращения. Со временем среди друзей у обращенных будут преобладать адвентисты, но на первом этапе они ограничиваются кругом прежних друзей и членами семьи. Могучим орудием приобретения душ является одновременное влияние крестившегося на своих старых друзей и привлекательный пример его изменившейся жизни.

Нет ничего удивительного в том, что Иисус следующими словами напутствовал исцеленного им бесноватого: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Мк. 5:19).

Помогите новичкам определить, в чем состоит их дар и то служение, которое этому дару наиболее соответствует. Организуйте специальный комитет, который поможет новообращенным применить их способности в церковной работе. Приобщайте новых членов общины к работе служения евангелизации. Важно, чтобы они участвовали в занятиях по изучению Библии или в другой церковной работе. Выделите на протяжении богослужения особое время, когда новообращенные могли бы обратиться к общине с заранее продуманным свидетельством, рассказав о том, что делает церковь для них и что они делают для церкви.

Другие виды участия в жизни общины. — Устройте в день крещения праздничный вечер, на котором почетными гостями будут новые члены церкви. Вручите каждому из них комплект всех церковных программ и служений. Устройте вегетарианский обед. (Члены церкви приносят вегетарианские блюда, а также рецепты их приготовления. Новички обеспечивают салаты, фрукты или десерт.)

Запишите детей новичков в церковную школу и в клуб следопытов. Уделяйте в своих проповедях особое внимание новообращенным. Поощряйте их объединиться в группу принявших крещение в данном году, например, в группу 1997-го года. Попросите служителей не забывать о новичках при распределении несложной церковной работы. Поддерживайте программы отдыха.

Ежегодно устраивайте праздничный обед специально для принявших крещение в этом году. Попросите конференцию/миссию выступить в роли спонсора ежегодного праздника, когда новообращенные собираются в одном из центров для того, чтобы познакомиться с руководством конференции.

Атмосфера любовного попечительства фактически может стать одной из форм успешного благовествования Евангелия. В заботливых общинах их члены ощущают себя нужными. Они делятся этим ощущением со своими друзьями и близкими, что привлекает в церковь тех, кто ищет церковной семьи.