Глава 24. Богослужение

Цель богослужения

Совместное богослужение особо подчеркивает непостижимость и вездесущность Бога: Бог велик, но Бог здесь; Бог выше нас, но Бог и среди нас. Пасторы должны научиться приобщать общину к такому пониманию богослужения. Слишком часто «мы не получаем и сотой части того благословения, которое должны получить, собираясь для совместного поклонения Богу» («Свидетельства», т. 6, с. ориг. 362).

Богослужение есть встреча. — Многие из наших пасторов привыкли проводить богослужение, следуя одному и тому же порядку, делая одни и те же объявления, с одними и теми же музыкальными произведениями, используя одни и те же молитвы и произнося одни и те же проповеди год за годом и десятилетие за десятилетием. Мы все-таки должны с уважением относиться к различиям в проведении богослужения, если они проистекают из различия культур. С другой стороны, к попыткам приспособить богослужение к постоянно происходящим переменам в обществе мы должны относиться с опасением.

Некоторые пасторы идут в богослужении новыми путями. Но подобные новации имеют свои сложности. Вполне возможно, что с течением времени некоторые моменты в наших богослужениях в определенной мере утратили свой смысл, но нельзя заменять их трюками и развлекательностью. История показывает, что иногда Церковь утрачивала свое влияние из-за неспособности к переменам; однако бывало, что она страдала и из-за людей, одержимых страстью к переменам настолько, что служение утрачивало уникальную весть, которую должна нести Церковь.

Адвентистские служители не должны страшиться нововведений в богослужении, если они руководствуются определенными принципами. Наилучшим образом они отражены в уникальной «адвентистской»14-й главе Откровения. Стих седьмой напоминает нам о том, что мы должны быть народом, поклоняющимся Богу. Именно поклонение Творцу отличает народ Божий. Адвентистское богослужение имеет три отличительные черты:

1. Богослужение должно быть благоговейным. Первый ангел возвещает: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу». «Бояться» в данном случае означает почитать, благоговеть. Богослужение, помимо всего прочего, подчеркивает добрые отношения среди собратьев верующих, поскольку в одиночестве невозможно реализовать Евангелие любви. Богослужение предполагает также расположенность к Богу. Но все это лишь части целого. Совместное богослужение должно вести народ Божий к престолу Господа.

Основная цель богослужения состоит не в том, чтобы испытать добрые чувства, но в том, чтобы узреть Бога. «Пока наш народ не станет верно понимать богослужение и не почувствует истинного благоговения, до тех пор будет нарастать стремление принизить священное и вечное до уровня обыденности, и те, кто будто бы исповедует истину, в сущности, будут оскорблять Бога и навлекать позор на религию» («Свидетельства», т. 5, с. ориг. 500).

2. Богослужение должно быть радостным. Книга Откровение (14:2, 3) описывает богослужение искупленных: «И услышал (я) голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь». Это небесное пение и игра на гуслях отражают радость и глубокие чувства поклоняющихся Богу. Наше богослужение должно быть радостным, поскольку мы готовимся поклоняться Ему на небесах. Богослужение выражает наши помыслы и чувства, требуя ясной головы и горячего сердца. Оно включает в себя старание познать Бога, а старание познать Господа наполняет нас чувством любви и радости от более полного познания Его.

Слишком часто мы наблюдаем совершенно бесстрастных адвентистских служителей. Они до такой степени избегают эмоциональности, что опасаются любого проявления чувств вообще. Но неверно думать, что, защищая официальный и формальный подход, мы защищаем основоположников нашей веры. Богослужения ранних адвентистов преизобиловали выражениями чувств, и в них проявлялось активное участие всех членов общины.

3. Богослужение должно ориентироваться на личный опыт общения с Богом. О песни ста сорока четырех тысяч в Книге Откровение (14:3) сказано: «И никто не мог научиться сей песни». Почему? Потому что она основана на личном опыте. Никто не может обрести опыт за нас. Богослужение отражает опыт личного общения с Богом.

Богослужение никогда не бывает обыденностью. Это не нечто традиционное. Это не пассивное наблюдение. Богослужение — это событие, это личное общение между Творцом и сотворенными. Богослужение — это встреча.

Иногда по окончании богослужения пастору необходимо остаться в святилище одному, когда люди разошлись и ряды опустели. Он должен задаться единственным и самым важным вопросом: «Состоялась ли сегодня встреча между Богом и участниками служения?»

Богослужение нужно планировать. — «Разве не является вашей обязанностью обдумывать и планировать проведение религиозных собраний — как их нужно проводить, чтобы совершить максимальное благо и оставить наилучшее впечатление у посещающих их? Вы планируете свои мирские дела. Получив профессию, вы стремитесь совершенствоваться в ней год от года, реализуя планы, которые продемонстрируют, насколько вы продвинулись в своем труде. Но неужели ваш мирской труд столь же важен, как служение Богу?.. Богу неугодна ваша унылая манера поведения в Его храме, ваше безразличие в проведении богослужения» (Елена Уайт, «Ревью энд Геральд», 14 апреля 1885 г.).

Пасторы несут прямую ответственность за проведение субботних богослужений. Эту ответственность, однако, они должны делить с пресвитерами и, возможно, с комитетом по проведению богослужений. Такой комитет мог бы встречаться с пастором примерно раз в месяц и обсуждать новые пути совершенствования богослужения.

Пастору следует подготовить программу проведения субботнего утреннего богослужения, учтя все то, за чем должен следить либо он сам, либо ведущий служение пресвитер. Особое внимание следует уделить специальному музыкальному оформлению, звуковой системе, людям, которые будут находиться на возвышении, их расположению, выбору тех гимнов, которые будет исполнять хор, а также порядку выхода на сцену.

Лица, не имеющие действительного, непросроченного удостоверения адвентистского служителя, не могут быть допущены на кафедру.

Составляющие части богослужения

Служение для детей. — Определяя порядок проведения богослужения, очень важно установить время служения для детей. Следует ли выделять особое время? Одни говорят, что да, так как это демонстрирует детям их значимость. Другие же возражают, говоря, что с учетом присутствия детей должно проходить все богослужение и неправильно выделять им лишь незначительную его часть, как будто все остальное не имеет к ним отношения.

Многие пасторы включают в богослужение время для детской истории. На это время все дети выходят вперед и рассаживаются вместе. Общинам такой порядок нравится. Однако это занимает много времени, а рассказ не всегда привлекает внимание детей. Иногда находящиеся на сцене садятся вместе с детьми на то время, пока длится рассказ, и это помогает им сосредоточиться. Таким образом присутствующие демонстрируют свой интерес к детям и помогают рассказчику управлять ситуацией.

Иногда программу неплохо варьировать. Один раз в служение можно включить детскую историю, в другой раз участие детей обеспечивается такими, например, путями:

1. Подготовьте листок с вопросами по теме сегодняшней проповеди и попросите детей ответить на них.

2. Примеры в своей проповеди адресуйте детям.

3. Пригласите ребенка на сцену, чтобы он прочитал текст из Писания или произнес молитву благословения.

4. Один-два раза в году, может быть, в День следопытов, спланируйте все богослужение так, чтобы оно было обращено к детям.

В некоторых церквах в ходе богослужения дети собирают пожертвования, которые затем используются для финансирования молодежной программы церкви. Один из детей с корзиной для пожертвований встает в проходе перед сценой, остальные же идут по проходу, собирая приношения. Хотя община может с неодобрением отнестись к неоднократному сбору пожертвований в течение одного служения, однако в целом подобная практика достаточно популярна, поскольку людям нравится отдавать свои деньги детям и смотреть, как они несут приношения к сцене.

Вступление к богослужению. — Для тех, кто будет находиться на сцене, богослужение начинается еще до выхода. Кратко обсуждаются обязанности каждого. А оставшееся время до выхода проводится в молитве. Хорошо, если в это же время присутствуют все пресвитеры, даже если в этот день не все из них будут находиться на сцене.

При предоставлении времени для объявлений у пастора могут возникнуть некоторые сложности. Если для служителей не выделяется времени на объявления, то у них может возникнуть ощущение, что ими пренебрегают. Члены церкви же могут счесть, что объявления мешают богослужению. Некоторые церкви не считают объявления частью богослужения, поэтому выделяют для них время до того, как служители выйдут на сцену. Другие же возражают, говоря, что если делать объявления в перерыве между субботней школой и служением, то их слушает лишь половина общины.

Сказать, что объявления не могут быть частью церковной службы, — значит неверно понимать последнюю. Большинство объявлений имеет непосредственное отношение к работе для Господа, а поощрение членов церкви к такой работе есть основополагающая цель богослужения. В богослужении не могут быть неуместными сообщения о делах, угодных Богу.

Неплохо, когда объявления вывешиваются в печатной форме. Если церковь издает свой бюллетень, то можно его использовать и для объявлений. Некоторые церкви не могут позволить себе такое издание, другие же, имеющие бюллетень, намеренно не печатают в нем объявления, чтобы они прозвучали более актуально во время служения. Однако следует найти возможность вывешивать объявления в письменном виде. Помните одно хорошее правило: если вы желаете проинформировать о чем-то, напишите об этом; если хотите вдохновить, сделайте свое сообщение устно.

Ведущий богослужение способен и информацию сделать формой поклонения Богу. Сделайте так, чтобы объявления создавали атмосферу теплоты и братства. Пусть они станут частью церковной жизни. Назовите время, уделяемое информации, временем сообщений о новостях церковной жизни, временем сообщений о радостях и заботах и т. д.

Начало богослужения. — Следует обозначить некоторые основные моменты типичного адвентистского богослужения, несмотря на то, что здесь возможны варианты, обусловленные различиями культур.

Музыкальное вступление. Служение начинается с музыки. Цель ее в том, чтобы помочь собравшимся расположить свои сердца к богослужению. К сожалению, инструментальная музыка не всегда этого достигает. Одним из вариантов вступления может быть общее пение.

Музыка, открывающая собрание. Пока она звучит, служители поднимаются на сцену и преклоняют колени. «Выход служителя должен быть исполнен торжественности и достоинства. Взойдя на кафедру, он должен склониться в молчаливой молитве и искренне просить Бога о помощи. Какое это произведет впечатление! Настроением торжественности и благоговения проникнутся все присутствующие. Их служитель общается с Богом; он посвящает себя Богу прежде, чем осмелится предстать перед людьми» («Свидетельства» т. 5, с. ориг. 492).

Начало собрания нельзя считать удачным, если служители уже вышли и преклонили колени, а община не осознает, что богослужение началось. Уместно, чтобы в то время, когда служители выходят на сцену, община вставала. Собравшиеся могут тихо петь псалом, посвящая себя пением в то время, как служители посвящают себя посредством молитвы.

Предложение начать богослужение. С кафедры звучит предложение начать богослужение. Оно может быть более официальным, например, представлять собой текст псалма: «Приидите, поклонимся, преклоним колена пред лицем Господа». Приглашение может быть и менее формальным, например: «Итак, мы вновь собрались здесь, чтобы поклониться Господу». Начинать можно литанией (чтением с ответом) с участием общины.

Восхваление Бога. Это песнь хвалы Богу.

Просьба о присутствии Божьем. В эту часть служения может включаться пасторская молитва.

Цели этих составных частей вступления зачастую совпадают. Наверное, нет нужды на каждом богослужении использовать их все. Если какой-то из элементов служения уже не достигает своей цели, значит, он слишком часто использовался прежде. Цели остаются неизменными, но в поисках наилучшего их достижения можно экспериментировать.

Музыкальное служение. — Значение музыки для богослужения переоценить невозможно, если мы осознаем все возможности ее воздействия. «В музыке должна быть и красота, и пафос, и мощь» («Свидетельства», т. 4, с. ориг. 71). Прискорбно, когда между музыкантами и пасторами возникают разногласия относительно церковной музыки, хотя это и можно понять. Музыкантов более всего интересует музыка, пастора же — община. Музыканта прежде всего волнует, хорошим ли было исполнение, пастор же спросит, каким было ее воздействие на участников служения. Пасторы должны проявлять терпение при общении с музыкантами, равно как и музыканты при общении с пасторами. Пастор, позвольте своим музыкантам авторитетно судить о музыке, и им будет легче признать ваш авторитет в богослужении.

Одним верующим для создания расположения души, соответствующего богослужению, достаточно одной лишь музыки, другим же необходимы слова; поэтому в целом предпочтение отдается вокальной музыке. Но даже в этом случае могут возникнуть сложности с пониманием слов незнакомой песни в исполнении солиста или хора. Участникам служения хотелось бы иметь на руках тексты исполняемых песен.

Хоры улучшают богослужение, но не должны, однако, заменять пения общины. «Чаще всего петь следует всем вместе. Способность петь является даром влияния, и Бог желает, чтобы все развивали этот дар, используя его во славу имени Божьего» («Евангелизм», с. ориг. 504).

Несколько рекомендаций относительно того, как добиться разнообразия в музыке:

1. В промежутке между субботней школой и богослужением пригласите собравшихся спеть сообща. Должна быть исполнена хотя бы одна новая песня.

2. Пойте духовные песни не только из сборника, но и те, которые написаны на слова Писания.

3. Создайте молодежный хор.

4. Чтобы глубже понять смысл песни, следует петь не все стихи подряд, а, например, один из них прочесть или читать каждый второй.

5. Разделите общину на группы и попробуйте петь многоголосием.

6. Закончив проповедь, пригласите членов общины встать, взяться за руки [если это уместно для данной культуры] и общим пением выразить свою посвященность и единство.

7. Какой бы псалом ни использовался в богослужении, отметьте дату его исполнения в сборнике духовных песен, чтобы избежать слишком частого повторения одних песен и недостаточного — других.

8. Изыщите пути включения в богослужение игры на местных народных инструментах, учитывая культурные особенности среды, в которой вы работаете.

Молитва. — Обращаться к людям от имени Бога — это большая ответственность. Но не может быть ответственности большей, чем обращаться к Богу от имени народа. И в таком случае молитва должна рассматриваться как наиважнейшая часть богослужения. Согласно существующему среди адвентистов порядку, молитва совершается пресвитером либо одним из членов общины, что имеет свои преимущества: пресвитер или член общины самым непосредственным образом олицетворяет всех собравшихся. Пасторы, однако, отказываются от одного из наиболее драгоценных аспектов руководства богослужением, если никогда не вводят собравшихся в присутствие Божье посредством собственной молитвы. Эта проблема решается, если пастор произнесет молитву, открывающую богослужение.

Поза в молитве. Коленопреклонение — наиболее значимая поза для молитвы. Иисус »преклонив колени, молился» (Лк. 22:41). Об этой позе упоминают многочисленные тексты Библии (2 Пар. 6:13; Езд. 9:5, 6; Пс. 94:6; Деян. 7:59, 60; Деян. 9:40; Деян. 20:36; Деян. 21:5; Еф. 3:14). «Как при общественной, так и при личной молитве наш долг — склонить пред Ним колени. Этот акт являет нашу зависимость от Бога» («Избранные вести», т. 2, с. ориг. 312).

Однако не следует полагать, что Господь не примет наших обращений к Нему, например, во время вступительной молитвы, молитвы приветствия, во время чтения Священного Писания, во время благословения и на евангельских кампаниях, когда все — и пастор, и община — при произнесении молитвы благоговейно стоят. Читая Писание, мы видим, что в определенных ситуациях во время произнесения благословения или молитвы поклоняющиеся стояли. Например, в 3 Цар. 8:55: «И стоя благословил все собрание Израильтян, громким голосом говоря».

Елена Уайт соглашается: «Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно всегда опускаться на колени» («Служение исцеления», с. ориг. 510). Есть обстоятельства (расположение кресел, грязный пол), когда общине трудно или практически невозможно преклонить колени.

Если молитва есть «раскрытие сердца Богу как своему другу», то расположение сердца или разума куда важнее, чем то, стоите вы на коленях или нет. Поза в молитве важна, но это лишь символ. Писание рекомендует: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоил. 2:13). Чувства, переживаемые в душе, для Бога важнее, чем их внешнее выражение. В гордыне считая наши одежды слишком дорогими, а колени слишком нежными для того, чтобы склонить их перед Творцом, мы впадаем в трагическое неуважение. Однако таким же неуважением является гордыня, побуждающая нас мысленно превозноситься перед Богом, когда внешне мы преклонили колени.

Элементы молитвы. Публичная молитва должна быть продумана заранее так, чтобы соответствовать нуждам общины. В молитве можно выделить семь элементов. Вовсе не обязательно, чтобы все они присутствовали в каждой молитве, но принимать их во внимание следует всякий раз, когда вы продумываете свою молитву. Важен порядок этих элементов. Он подразумевает, что сначала следует выразить благоговение перед Богом, а затем попросить у Него прощения — прежде, чем мы сможем о чем-либо просить Его.

1. Обращение к Богу. Помните, что имя Божье свято. Упоминайте его в молитве, но не произносите имя Божье бессмысленно.

2. Хвала. Восславьте имя Божье и вознесите Ему благодарность за все содеянное Им.

3. Покаяние. Попросите у Господа прощения за прошлое.

4. Посвящение. Попросите у Него силы для будущего. Прежде, чем просить у Бога что-либо, посвятите себя Ему.

5. Общее прошение. Молитесь о работе Божьей, о мировых лидерах, о своей общине, включая в свое прошение молодых, пожилых, родителей, больных, людей, попавших в тяжелое положение и т. д.

6. Конкретные прошения. Вспомните особые просьбы, испросите благословения на все богослужение и на произносящего проповедь.

7. Заключение. Подтвердите право, по которому мы подходим к престолу Бога: «Во имя Иисуса».

Продолжительность. «Для обычной [публичной] молитвы достаточно одной — двух минут» («Свидетельства», т. 2, с. ориг. 581). «Скучные, похожие на проповедь молитвы в общественном служении нежелательны и неуместны. Краткая молитва, вознесенная со рвением и верой, смягчит сердца слушающих; во время длинных же молитв они пребывают в нетерпеливом ожидании, как бы желая, чтобы каждое сказанное слово оказалось последним» («Служители Евангелия», с. ориг. 179). Молитвы бывают длинными не потому, что мы хотим высказать очень многое, но потому, что одно и то же повторяется по нескольку раз. Чтобы такого не происходило, помните о тех элементах молитвы, которые мы перечислили выше. Объявленные перед общиной просьбы-молитвы не следует повторять в индивидуальных молитвах. Время от времени пастора или пресвитера нужно бы заставить держать на руках двухлетнего ребенка все то время, пока он молится. Это сократило бы молитвы.

Дополнительные рекомендации.

1. Пусть иногда молитву совершают пять человек, причем каждый из них должен сосредоточиться на одном из пяти главных элементов из перечисленных выше. Это могут делать даже дети.

2. Вместо того чтобы произносить всю молитву, стоящий перед собранием может обратиться вначале к Богу, а затем предложить темы для тихой молитвы всем собравшимся. Предложив тему, ведущий умолкает.

Пожертвования. — Призыв к пожертвованиям должен быть кратким, логичным и исполненным молитвы. Сбор пожертвований составляет неотъемлемую часть богослужения. Пожертвования обладают огромными возможностями пробуждать фундаментальные христианские чувства — бескорыстие, доверие и готовность жертвовать. Поэтому приглашение к пожертвованиям должно подчеркивать духовные побуждения. Также следует упомянуть наличие финансовых нужд. Просьба о пожертвованиях должна содержать объяснение, на какие цели требуются средства и куда направляются. Люди будут жертвовать охотно, если имеют к тому духовные побуждения и убеждены в практической необходимости этого.

Чтение Священного Писания. — Священное Писание занимает центральное место в христианском богослужении. Иисус начал Свое открытое служение в Назарете чтением Писания. Павел наставлял, чтобы его послания читались вслух в церквах (Кол. 4:16; 1 Фес. 5:27).

Избираемые для чтения тексты должны быть злободневными. К сожалению, далеко не всегда община понимает, в чем состоит актуальность выбранных текстов. Некоторые пасторы не предусматривают в богослужении специального времени для чтения Писания. Вместо этого они во время проповеди просят присутствующих раскрыть Библию и самостоятельно прочесть соответствующие тексты. Для этого экземпляр Библии должен быть у каждого.

Читать следует четко и выразительно. Выразительно прочитанный текст из Писания не оставляет равнодушным никого. Во время левитских служений «читали из книги, из закона Божия, внятно… (и) весь народ плакал, слушая слова закона» (Неем. 8:8, 9).

Поощряйте собрание к участию. Попросите общину ответить на прочитанное. Иногда текст могут читать по очереди несколько человек — в соответствии с контингентом общины. Можно записать на видеопленку чтение Писания во время одного из посещений, а затем показать эту пленку в субботу. Подготовьте чтение из Писания, которое сопровождалось бы иллюстрациями. Многие псалмы прекрасно иллюстрируются слайдами с картинами природы, видеоматериалами и т. д.

Попросите учителя церковной или субботней школы силами детей инсценировать коротенький эпизод из Писания. Такой эпизод — если он подготовлен тщательно и благоговейно — может стать важной частью богослужения. Все служения в святилище древнего Израиля представляли собой драматическую постановку, показывающую, как Спаситель спасает. Будучи народом, который придает особое значение святилищу, мы не должны страшиться использования того же приема.

Это может быть очень простой эпизод, в котором каждый из участников играет одного из персонажей Писания и читает его слова. Можно использовать пантомиму. Библейский сюжет можно театрализировать, сценически разыграв, как описанное должно было происходить в те времена или как это случилось бы в наши дни. Использование этого приема может стать прекрасным средством не только для привлечения на церковное богослужение молодежи, но и для понимания молодыми актуальности Библии в их повседневной жизни.

Проповедь. — Очень часто проповедь строится на отрицании. А вы прежде всего должны не грех осуждать, а возвещать о спасении. Слово «Евангелие» означает «Благая весть». Если вы не проповедуете Благую весть, вы не проповедуете Евангелие.

Библейская проповедь должна быть актуальной для каждого дня. В центре адвентистской проповеди всегда должна быть Библия. Наш народ желает знать и должен знать, чему учит Библия. Истории из жизни, психологические или философские рассуждения, когда проповедующий почти не обращается к Библии, не дадут пищи для души и не приведут к возрождению и обновлению.

Истинно библейская проповедь не просто включает в себя Библию. Она начинается с Библии. Библейские проповедники прежде всего обращаются к Библии, готовясь к проповеди. Они должны подходить к тексту Писания по возможности так, как если бы никогда не знали его. Проповедник раскрывает Библию не для того, чтобы найти в ней текст, согласующийся с темой, которую он намеревается раскрыть. Он обращается к Писанию с целью уяснить именно то, что стремится ему сообщить Писание.

Начав подготовку своей проповеди с чтения Библии, вы обретаете неиссякаемый источник материала для проповедования. Можно с уверенностью сказать, что он не иссякнет. Опубликовав свыше 3000 проповедей, Чарльз Сперджен сказал: «После 35 лет служения я могу сказать, что богатства Священного Писания неисчерпаемы. Я только начал их раскрывать».

Проповедование никогда не наскучит вам, если вы начинаете с Библии. Почему? Потому что вы непрестанно учитесь, а не повторяете раз за разом то, что уже знаете.

Делайте Писание актуальным, злободневным, но актуальность не должна быть важней, чем сама Библия. Связь с современностью чрезвычайно насущна, но она может весьма обманчиво влиять на ваше проповедование. Некоторые проповедники, например, стремятся исключить из своих проповедей тему нашей греховности, проповедуя лишь то, что направлено на самоутверждение личности. Стремясь к актуальности, не допускайте, чтобы при этом страдало Слово Божье и пронизывающая его тема спасения.

Составляйте годичный план. Чтобы ваши проповеди стали по-настоящему вдохновенными, один раз в год — может быть, летом, когда активность церковной жизни несколько спадает — попытайтесь составить план своих проповедей на следующий год.

Планирование требует взгляда как вперед, так и назад. Поэтому прежде всего составьте список тех проповедей, которые вы прочли в прошлом году или, что еще лучше, за прошедшие два-три года. Посмотрите, о чем вы упустили сказать, а что подчеркивали излишне часто. А затем, основываясь на имеющейся информации, согласуясь с церковным и светским календарями на будущий год, учитывая нужды своей общины и свои особые заботы и цели, изберите темы и тексты для проповедей на следующий год.

Годичное планирование экономит время. Оно требует меньше времени, чем вы затратите в совокупности за год, полагаясь на то, что выберете тему для проповеди в последнюю минуту.

Годичное планирование дисциплинирует и побуждает к росту. Вы избежите искушения проповедовать лишь на любимые вами темы, и обратитесь к более трудным для вас вопросам, которыми пренебрегали.

Годичное планирование позволяет вам «балансировать» в проповедовании. Любящие свою общину пасторы питают ее не только вкусной и обильной, но также и разнообразной духовной пищей. Если община получает от вас пищу однообразную, составленную из того, что предпочитаете вы, то годичное планирование практически заставит вас признать для себя этот неприятный факт.

Ересь чаще всего проистекает не из проповедования ложных взглядов, а из одностороннего толкования Евангелия. К ереси приводит излишнее выделение одной евангельской истины за счет остальных. Годичное планирование позволяет сбалансировать проповедование, а хорошо сбалансированное проповедование ведет к формированию гармоничных христиан.

Готовьтесь заранее. Читайте Библию и размышляйте над ней в начале недели. Готовьтесь до тех пор, пока не почувствуете, что вы знаете, о чем побуждает вас говорить Бог. Но вы еще не вполне уяснили, как должны построить свою проповедь, чтобы она соответствовала Божьему намерению. Имеющиеся идеи должны созреть. Вы должны найти примеры и показать, как можно применять библейские идеи на практике.

Теперь вы можете перейти к другим вашим обязанностям. Пусть проповедь прокручивается где-то на границе вашего сознания и подсознания. Если начнете готовить ее заранее, то придете к следующим положительным результатам.

Предварительная подготовка снимает напряжение и повышает творческую активность. Творчество не терпит ограниченности во времени подготовки. Спешно подготовленная в последнюю минуту проповедь гарантирует язву желудка вам и второсортную проповедь общине. При слишком большом напряжении находящийся у вас в мозгу «архив» перестает выдавать информацию. Если же вы работаете спокойно, он посылает все необходимое.

Предварительная подготовка экономит время. Вместо того чтобы лихорадочно пытаться немедленно вспомнить подходящий пример, или глядеть в потолок, или рыться к книгах, вы можете начать подготовку заранее, продумать каждую мысль не спеша, и примеры сами придут вам в голову. Ваша проповедь будет формироваться — сознательно и подсознательно — в процессе вашей обычной работы.

Предварительная подготовка делает ваши проповеди интересными и отвечающими практическим нуждам. Проповедь, основанная на текущем материале, лучше всего отвечает на нужды дня. В ходе посещений, во время наставления, сталкиваясь с тем, что волнует вашу общину, общаясь со своей семьей, задайте себе вопрос: «А не поможет ли здесь моя проповедь?» или: «А нет ли здесь чего-нибудь такого, что я мог бы использовать в качестве примера?» Проповедь, в которой примеры и практические выводы связаны с жизнью общины, более всего отвечает нуждам общины.

Будьте близки ко Христу. Проповедование — это выход наружу того, что переполняет вас. Из пустой же чаши не может излиться ничего. Если наступает время, когда вам, как кажется, не с чем обратиться к своей общине, то это означает, что вы смотрите в пустой сосуд своей души, пытаясь перелить из него на других то, чего в нем нет. Наполните свою чашу. Лишь тогда из нее хлынет то, что ее переполняет. С другой стороны, то, что переполняет сосуд, не может не выйти через край. Когда вы наполнены Иисусом, вам легче говорить о Нем, чем молчать. Вы с нетерпением ждете следующей проповеди. Вода Жизни наполняет вашу общину.

Порядок проведения богослужения

«Бог не есть Бог неустройства… Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:33-40). В богослужении каждый отдельный элемент должен быть связан с целым, служить целому и вызывать желаемую реакцию у собрания. Каждый элемент должен мыслиться как продвигающий общину к посвящению.

Участие общины. — Иногда богослужение кажется нам своего рода представлением: пастор в нем выступает в роли актера, Бог — в роли режиссера, а община — аудитория. Фактически же в истинном богослужении участником является община, режиссером — проповедник, а Бог — аудиторией. «Восхваление Бога и молитва составляют значительную часть богослужения, и принимать в нем участие должен всякий верующий во Христа» (Елена Уайт, «Знамения времени», 24 июня 1886 г.). Таким образом, для каждого верующего богослужение должно стать актом, в котором он принимает активное участие.

Литания (чтение с участием общины). Литания уместна в начале богослужения, при чтении Священного Писания, в момент вознесения молитвы о дарах или после проповеди. Текст литании можно поместить в церковный бюллетень или воспользоваться каким-либо текстом из сборника духовных песен. Но если община для литании возьмет текст из Библии, то это еще раз подчеркнет, что Писание занимает в богослужении центральное место. Для литании, однако, требуется определенная подготовка общины (наличие у всех Библии). Разбить читающих на группы можно по самым различным ориентирам: ведущий служение, женщины, мужчины, хор, левая сторона, правая сторона, все вместе и т. д.

Пение. Общее пение уместно в качестве вступления в богослужение, ответа на молитву и просьбу о благословении. Для общинного пения многие пасторы используют время между субботней школой и богослужением. Иногда пением может руководить небольшая группа. Музыка же может быть либо из сборника духовных песен, либо из другого источника.

Движения в молитвенном зале. Движения общины во время богослужения (обычно молящиеся или встают или преклоняют колени) следует хорошо продумать, исходя из психологических и физиологических соображений. С психологической точки зрения это активно вовлекает собравшихся в богослужение. Физиологическая же цель состоит в том, чтобы улучшить кровообращение. По этой причине будет идеально, если вы попросите общину встать незадолго перед началом проповеди.

Есть еще одна причина перемещений в молитвенном зале: тем, кто имеет особые молитвы-просьбы, можно предложить выйти вперед и преклонить колени на время молитвы.

Примерный порядок богослужения. — Зачастую пасторы описывают порядок богослужения в виде перечня основных частей. Их примерный список таков:

1. Восхваление, молитва, проповедь.

2. Мы собираемся, мы восхваляем, мы провозглашаем, мы отвечаем.

3. Хвала, провозглашение, посвящение.

4. Церковь в труде, Церковь в богослужении.

5. Служение хвалой, служение приношением, служение словом, служение посвященностью.

Примерный порядок богослужения излагается в «Церковном руководстве» (глава 7). Он может быть кратким и более пространным. Приведем примерное описание обоих вариантов.

Более пространный порядок богослужения

Музыкальное

вступление. Инструментальная музыка или пение общины.

Псалом. Пение хора или пение общины.

Призыв к служению. Возможно участие общины, если текст напечатан в бюллетене.

Восхваление Бога. Этот элемент не обязателен, если во вступлении было пение общины.

Открытие служения.

Гимн хвалы.

Молитва. За молитвой следует пение хора, инструментальная музыка или пение общины.

Приветствие и объявления. Сюда могут включаться объявления о личном служении. Может быть, вы желали бы выделить время для объявлений несколько ранее, но тогда их услышит не вся община. Можно сделать объявления непосредственно перед молитвой и завершить их приглашением к молитве. Выступлениям гостей (интервью) и сообщениям о работе служения евангелизации следует также выделить время, например, во время сообщений или сбора пожертвований.

Сбор пожертвований. Если внимание общины не занято сбором

приношений, используйте это время для свидетельств и выступлений (интервью) или предложите детям пройти вперед и послушать детскую историю. В то время когда пожертвования выносятся вперед и звучит посвящение, община может исполнять гимн о дарах, чем подчеркивается, что пожертвования являются актом богослужения.

Чтение Священного Писания.

Музыкальное служение. Со сцены звучит пение, которым как бы открывается проповедь.

Проповедь.

Псалом посвящения.

Благословление. На него отвечает пение хора, инструментальная музыка или пение общины.

Музыка в конце богослужения (например, органная).

Краткий порядок богослужения

Музыкальное вступление.

Открытие богослужения. Община встает для тихой молитвы или пения, говорящие же преклоняют колени.

Псалом. Община продолжает стоять.

Молитва. В молитву включается прошение о присутствии Божьем.

Объявления. В их числе могут быть сообщения о работе рядовых членов.

Сбор пожертвований.

Проповедь.

Благословление.

Дополнительные рекомендации

1. Хорошо, если на сцене находятся представители различных групп вашей общины — молодежь, люди среднего возраста и пожилые, семейные пары, одинокие и т. д.

2. Можно предоставить сцену одной семье.

3. Желательно еженедельно представлять одну из возрастных групп общины.

4. Используйте наглядные пособия. Обратите внимание на то, как именно воздействуют различные виды пособий: аудио-, визуальные, движущиеся. Это позволит вам открыть новые, более разнообразные способы работы с людьми. Поскольку все воспринимают информацию по-разному, богослужение должно производить впечатление различными методами.

5. Пусть некоторые субботы будут днями, когда члены общины приглашают гостей и сами ожидают особого благословения.

6. Приучите общину ожидать духовного призыва в конце каждой проповеди. В опубликованном церковным бюллетенем плане богослужения ответ общины можно отметить отдельным пунктом. В начале каждой проповеди напомните слушателям, что попросите их отреагировать. Тогда люди будут слушать по-другому.

Следовать изложенному порядку желательно не потому, что он обязателен, а в силу того, что он способствует вступлению вашей общины в непосредственное общение с Богом. Богослужение — это встреча с Богом.