Раздел 1. Служитель

1. Призвание

2. Воспитание духовности

3. Межличностные отношения

4. Эффективное использование времени

5. Личное здоровье

6. Внешний вид

7. Личный бюджет служителя

8. Семейная жизнь

9. Пасторская этика

10. Совершенствование профессионализма

11. Служитель как пример христианина

Глава 1. Призвание

Призыв к Евангельскому служению — это всегда переживания неповторимого и глубоко личного опыта. Он исходит лишь от Христа. Подобный призыв предполагает наличие трех ярко выраженных духовных свойства личности.

Избрание Господом

Служение как привилегия. — Проповедование Евангелия Иисуса Христа есть высочайшее преимущество и наиболее захватывающее занятие из всех, когда-либо поручавшихся роду человеческому. «Направлять грешников к Агнцу Божьему есть величайшая работа и благороднейшее из всех занятий, в которых может участвовать человек. Истинные служители — это соработники Господа в исполнении Его намерения» («Служители Евангелия», с. ориг. 18).

Эту мысль хорошо выразил Генри Уорд Бичер: «Работать ради людей! Нет занятия лучше. За исключением материнства, я не знаю другого столь же чистого дела: в нем задействованы высшие силы и высшее знание — и не ради достижения значительного общественного положения, но для того, чтобы совершенствовать и очищать людей, формировать и воспитывать их, давать им жизнь, дабы иметь возможность представить их пред Богом» («Lectures on Preaching», p. 48).

Служение как Божественное назначение. — «У Бога есть Церковь, а у нее — назначенные Богом служители» («Свидетельства для служителей», с. ориг. 52). Можно избрать профессию, но не служение, поскольку служение — больше, нежели профессия, это — призвание. «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

Истинный служитель Божий не сам призывает себя. Как в происшедшем с апостолом Павлом, инициатива здесь принадлежит не человеку, но Богу. Не Павел избирал — Господь избрал его. За Павлом оставался выбор: откликнуться на Божье избрание или нет. Вот его свидетельство: «Он признал меня верным, определив на служение» (1 Тим. 1:12). (См. также Ис. 6 и Иер. 1.)

Призыв к Евангельскому служению — это призыв стать посланником Христа. Любое земное призвание — социолога, общественного деятеля — не является призванием к служению. Призвание же Христа требует посвятить ему все ваше время и всю вашу жизнь.

Проверьте, действительно ли вы призваны. Избирайте служение лишь в том случае, если любая иная работа кажется вам слишком незначительной, сколь бы высоко она ни оплачивалась. Мартин Лютер наставлял: «Если вы не чувствуете призвания, избегайте проповедования, как ада». У Христа есть дело лично для вас, есть план именно вашей жизни. Если вы занялись не своим делом, вы не только будете выполнять его плохо, но оставите незаполненным свое истинное место в жизни.

Личные отношения со Христом

Иисус «позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему» (Мк. 3:13). Христос позвал — и они пришли. Первые апостолы успешно приглашали прийти ко Христу других, поскольку уже пришли сами. Невозможно привести кого-либо туда, куда лично вы не добрались. Давать другим то, чем вы не обладаете, — задача невозможная и несущая в себе разочарование.

После того как ученики пришли, они провели три года в близком повседневном общении с Иисусом и лишь тогда обрели готовность к успешному служению.

Савлу на пути в Дамаск явился Христос, и это побудило будущего апостола спросить: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6). Готовность к служению пришла к нему лишь после явления Христа. Молодым служителям иногда представляется, что они появляются как освященные праведники, могучие проповедники, обожаемые в своей общине руководители. Идите на служение лишь в том случае, если перед вашим духовным взором являлся Христос. Действенность вашего влияния на человеческие сердца будет пропорциональна вашей близости к Нему.

Служите так, как служил Он. — Близкие отношения со Христом побуждают нас жить так, как жил Он. А жить так, как Он, означает служить, подобно Ему. Иисус жил для того, чтобы благословлять и любить других. Слишком многие избирают служение, чтобы любили их самих.

Мы рождены себялюбцами. Поэтому случается, что некоторые идут на служение из эгоистических побуждений, но при таких мотивах практически невозможно долго оставаться на этом поприще. Действенное служение совершается в соответствии со словами Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). По мере уменьшения себялюбия возрастает ваша близость к Иисусу.

«Имеющие глубочайший опыт в делах Божьих более всех других удалены от гордыни и самовозвеличения. Имея возвышенное понимание славы Божьей, они полагают, что самое низкое место в служении Ему слишком почетно для них» («Служители Евангелия», с. ориг. 142).

Получать радость от служения означает получать радость от пасторской работы. Один человек, прослуживший Господу в качестве пастора всю свою жизнь, высказался так: «Помогать людям становиться лучше, подводя их ближе к Иисусу, — наиболее волнующая, наиболее побуждающая к действию и наиболее вознаграждающая работа в мире. Оставить ее подобно смерти — но еще хуже».

Служители, однако, не должны полагать, что Евангельское служение делает их более значительными в сравнении с другими людьми, что это единственное занятие, к которому они «призываются». Самая важная деятельность для человека — та, которую поручает ему Бог. Величайшая в мире работа есть работа служения, и Бог призывает к определенного рода служению всех — каждого члена каждой общины.

Жертвовать подобно тому, как жертвовал Он. — Жить по Христу — значит жертвовать так, как жертвовал Он. Всякий, приближенный ко Христу, приближен к огню. Евангельское служение содержит много требований, и их бремена тяжки — иногда более тяжки, чем может вынести один человек. Жизнь в служении — это жизнь, исполненная тяжелой работы и жертв.

Писание наставляет: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Когда овцы переходят шоссе, пастухи не сидят в тени, говоря: «Эй, овцы, осторожнее, там грузовик!» Они выбегают на дорогу, подвергая себя риску первыми попасть под машину. Служитель тоже призван быть пастырем своих овец.

Христос наделяет служителя всеми необходимыми дарами

Служители нуждаются во многих дарах — им необходимы внутренняя сила, умение руководить и налаживать отношения, ум, здравый смысл и преподавательские способности. Если у вас этих качеств нет, возможно, следует задаться вопросом о том, подлинно ли ваше призвание исходит от Христа.

Тех, кого действительно призывает Христос, Он наделяет всем необходимым. Павел провозгласил: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение» (1 Тим. 1:12). Итак, из слов апостола тоже явствует, что всякого, кого Христос призывает, Он наделяет всем необходимым. Он не призывает для того, чтобы человек потерпел неудачу. К какому бы служению Он ни предназначал, Он одаряет или одарит вас всем, что необходимо для успеха.

«Посвящающие свое тело, душу и дух Богу будут ощущать непрестанный прилив физических, умственных и духовных сил. В их распоряжении неиссякаемые запасы небес. Христос дает им дыхание Своего Духа, наделяя их Своей жизнью. Святой Дух передает Свою высочайшую энергию для работы сердца и ума. Благодать Божья расширяет и умножает способности этих людей, и всякое совершенство Божественной природы содействует им в работе по спасению душ. Через сотрудничество со Христом они достигают завершенности в Нем и, пребывая в своей человеческой слабости, наделяются способностями выполнять работу Всемогущего» («Служители Евангелия», с. ориг. 112, 113).