Глава 28. Церковное братство

Единство

Пастырь особо должен печься о единстве стада. Людям требуется ощущение братства. Если они не обретают его в церкви, то будут искать в другом месте.

Христианство требует любви и единства. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Единство укрепляет церковь. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). «Когда между отдельными членами церкви царит дух единодушия, когда брат относится к брату с любовью и доверием, тогда наша работа ради спасения людей будет сильна и авторитетна» («Свидетельства для служителей», с. ориг. 188).

Христианская любовь порождает единство, преодолевающее все различия. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4:8). Огонь христианской любви уничтожает налет классовой ненависти, расовой вражды, социального неустройства и мелких богословских разногласий.

С другой стороны, семена раздора и неверности сеются легко. Если вы, пастор, проявляете нелояльность по отношению к руководству конференции, вы тем самым, возможно, сеете семена, которые, прорастая в вашей общине, вызовут нелояльность церкви к вашему руководству. Если вы не научитесь помогать членам вашей церкви противодействовать силам, влекущим их в разные стороны, они не будут продвигать церковь вперед.

Общение

Чувство братства формируется, когда у людей много общего. Слова «общаться» и «общность» — однокоренные. Активное общение между членами общины способствует лучшему взаимопониманию и единодушию. Оно укрепляет братство. Есть несколько способов активизировать общение между членами вашей церкви.

Церковный листок: еженедельная информация. — Часть предлагаемых в церковном листке сведений стандартна и не требует еженедельного обновления: название церкви, ее адрес и телефон; изложение основ вероучения; отрывные листки с информацией для пастора.

Остальные же сообщения можно разделить на три части: «Церковь, которая учится» (субботняя школа), «Церковь, которая молится» (час богослужения) и «Церковь, которая служит» (текущая церковная работа, финансы и т. д.).

Церковный бюллетень: ежемесячная информация. — Большинство церквей, выпускающих бюллетени, распространяют их по почте. Это помогает активным членам общины, отсутствующим и гостям, записавшимся в журнал регистрации посетителей, быть в курсе церковных программ, планов и текущей работы. Бюллетень позволяет также делиться сообщениями, которые, по мнению некоторых членов общины, не могут быть сделаны на утреннем субботнем богослужении в силу своего слишком светского характера.

Можно назначить специальных людей, которые отвечали бы за рассылку бюллетеня. Это могло бы заинтересовать более пожилых членов общины. У них есть время и потребность в общении.

Церковный бюллетень помогает:

1) информировать о текущей работе в церкви,

2) активизировать работу,

3) сокращать время, отводимое для сообщений на богослужении,

4) укреплять братство (укреплению братства способствует упоминание в бюллетене членов церкви поименно).

Если под вашим попечительством находится несколько церквей, выпускайте один бюллетень и в этом случае, однако каждая церковь должна иметь в нем свой раздел. Это укрепляет братские связи между церквами, а церкви получат более наглядное представление о занятости своего пастора.

В бюллетене рекомендуется иметь несколько постоянных разделов:

Уголок пастора. Это ваша колонка, где можно выразить свои чувства. Особо имейте в виду членов тех, кто перестал посещать богослужения. Это один из важных способов общения с ними. Вы можете также, не опасаясь показаться хвастливым, включить в эту колонку отчет о своей работе за месяц: количество прочитанных проповедей, евангельских собраний, библейских уроков, пасторских посещений и т. д.

План работы церкви. В бюллетене можно напечатать календарь с указанием в нем церковных мероприятий на каждый день. Некоторые из ваших людей повесят этот календарь у себя дома, чтобы не пропустить интересные мероприятия в церкви. Можно даже сообщить темы ваших субботних проповедей; иногда только тема проповеди побуждает безынициативных членов церкви прийти на богослужение.

Раздел новостей. Здесь помещайте сообщения о специальных церковных служениях и новости общественно-церковной жизни. Особое внимание следует уделить событиям личной жизни членов общины: это могут быть свадьбы, рождения детей и их благословение, крещения, окончание учебного заведения, юбилеи, болезни, кончины. В этой же колонке помещайте список ближайших дней рождения и семейных юбилеев. Поощряйте свою паству посылать личные поздравления.

Поместите сюда заметку о «семье месяца». Попросите редактора бюллетеня взять интервью в одной из семей. Узнайте о прошлом ее членов, об их карьере, детях, интересах, о том, что для них значит церковь. Не стесняйтесь брать интервью для этой колонки у людей одиноких.

Молодежный раздел. Проявите свой особый интерес к молодежи, посвятив особый раздел бюллетеня молодежной работе. Поместите здесь страничку для детей с викториной на библейскую тему, загадками и играми. Попросите детей или молодых людей поделиться своими мыслями о церкви.

Церковный справочник: годичное общение. — Церковный справочник может стать для вашей паствы весьма действенным инструментом общения и укрепления братства. Уже то, что в нем перечислены имена всех членов церкви, побуждает их ближе познакомиться друг с другом. Иногда полезно иметь иллюстрированный церковный справочник.

Лучше всего выпускать церковный справочник после церковных выборов и разработки планов на будущий церковный год. Тогда его можно использовать для информации о программе церковной работы на год. В справочник целесообразно включить:- заявление о миссии церкви;

— краткую историю церкви;

— пасторское послание (в нем можно обрисовать конкретные задачи, стоящие перед церковью в наступающем году);

— расписание субботних богослужений, в том числе дни проведения Вечери Господней;

— перечень специализированных семинаров и программ с указанием времени их проведения;

— имена руководителей;

— список комитетов с указанием времени их заседаний;

— даты рождения членов церкви, начиная с 1 января (год рождения не указывайте);

— распорядок работы пастора на день и на неделю, включая выходные дни, выделенные для общения с семьей (следует указать, что в особых обстоятельствах к пастору можно обращаться в любое время);

— номера основных телефонов: церковной канцелярии, пастора (домашний), школы, канцелярии конференции, молодежного лагеря, адвентистского книжного центра;

— имена руководителей конференции и начальников отделов;

— адреса и телефоны местных промышленных предприятий, предприятий обслуживания и организаций, которыми руководят адвентисты седьмого дня.

Дополнительные рекомендации. — Вот несколько идей относительно того, как укрепить братство членов вашей общины.

Проведение опроса общины. Не секрет, что для общения нужны говорящие и слушающие. Говорить должны не только церковные служители. Опрос общины предоставляет возможность высказаться всем ее членам. Наиболее результативно можно провести опрос в субботу утром. Идеально, если этот опрос можно совместить с опросом по поводу планирования работы на год. .

Раздайте вопросник, в котором содержатся два-три вопроса (в том числе и с незаконченными ответами) по каждой области церковной работы. Примерный список тем, по которым должны быть заданы вопросы, таков: богослужение, проповедование, работа рядовых членов церкви, субботняя школа, молодежь, молитвенное собрание, отдых и т. д. Анонимность опроса позволит получить более откровенные ответы, но нужно каким-то образом узнать данные о возрасте и поле респондентов.

Дополнительные материалы для новых членов общины. Каждому новому члену церкви следует вручать дополнительно некоторые материалы, которые помогут ему включиться в общение. В этом пакете материалов должны быть приветственное письмо от пастора, план церковных помещений с указанием, где и что расположено, и если есть возможность, то еще и церковный справочник и бюллетень. Следует рекомендовать каждому отделу подготовить листок с описанием своей работы. Описание должно быть сделано в форме, способной вызвать интерес у новичков.

Информация о членах церкви. Организуйте посещения людей своей общины и соберите по возможности полную информацию о каждом члене общины и его семье. Сюда следует включить данные о прошлом семьи, о ее церковном опыте, имена, даты рождений и даты крещений членов семьи, род занятий и интересы каждого из них, а также интересы и опыт церковного служения. (Компьютерную программу для такого рода информации вы можете получить в ресурсном центре Пасторской ассоциации Генеральной Конференции.)

Карточка регистрации. Разложите карточки регистрации на креслах в молитвенном зале. Просите приходящих на богослужение отмечать в карточке свое присутствие, сообщать о болезнях, обращаться с просьбой о пасторском посещении для себя лично или для друга, просить о крещении, о переводе в другую общину и т. д. Подобные просьбы можно также излагать на отрывной части церковного листка.

Другой вариант состоит в том, чтобы во время богослужения передавать карточку большого формата (желательно, складывающуюся) вдоль каждого ряда сидящих. Каждого из присутствующих попросите зарегистрироваться на этой карточке. Все записывают свои имена, указывают, являются ли они членами церкви или посетителями, есть ли у них конкретные просьбы и т. д. Когда карточка дошла до конца ряда, ее передают обратно. Присутствующим предлагается прочесть каждое имя и познакомиться со всеми, сидящими в этом ряду в этот день. [При чтении этого абзаца и некоторых других, учитывайте местную культуру.]

Телефон. Организуйте комитет для контактов по телефону. В основном в его состав войдут люди пожилые, инвалиды — словом те, кто большую часть своего времени проводит дома и не в состоянии принимать участие во многих церковных программах. Всякий раз, когда в общине у кого-то возникают какие-нибудь затруднения — болезнь и тому подобное, — члены комитета обзванивают закрепленных за ними людей общины, сообщая им о возникших проблемах.

Другой вариант заключается в использовании автоответчика. Пусть у вас будет специальный номер телефона, который можно назвать «линией заботы». На автоответчике ежедневно записывайте краткое сообщение об обстановке на сегодня, после которого звонящий по вашему номеру может изложить суть своей проблемы. Подобный метод позволяет делать для членов общины конкретные объявления, например, об изменении планов, о чьей-то срочной госпитализации, о приезде детей из лагеря или о срочном созыве заседания совета церкви.

Открытки для конкретных случаев. В своей канцелярии всегда имейте открытки для конкретных случаев, которые рассылаются членам церкви в дни рождений и прочих памятных дат, по окончании учебного заведения, при госпитализации. Открытка может быть недорогой, но небольшое личное послание от пастора сделает ее особо значимой.

Письма. Напишите письмо, адресованное каждому родившемуся ребенку (датированное днем рождения), поздравьте его с приходом в наш огромный мир и с прекрасными родителями. Пожелайте малышу поскорее познакомиться с Иисусом и обрести Его в качестве лучшего Друга. Это первое письмо почти непременно станет для малыша первой семейной реликвией.

Напишите письмо в первую годовщину смерти члена церкви. К этому времени у близких может возникнуть впечатление, что все, кроме них, уже забыли об усопшем. Для этих людей будет очень важно убедиться в том, что это не так.

Жена пастора может написать женщинам общины письмо с выражением любви к ним и заботы о них. Такое письмо может оказаться особенно уместным в начале пасторского служения ее мужа в данной церкви, особенно если жена несколько застенчива и проявляет робость при знакомстве с новыми людьми.

Малые группы

Моисей разделил Израиль на группы по десять человек в каждой (Исх. 18). Иисус избрал двенадцать учеников и провел большую часть Своего служения с ними. Он часто учил в домах (Мф. 13:36, 17:25; Мк. 9:33; 10:10). Основная работа новозаветной Церкви происходила в малых группах: там общались, совместно изучали Писания, совместно молились и совершали братские трапезы (Деян. 2:42, 46). В Книге Деяний девять раз упоминается о проведении христианских богослужений в частных домах. Елена Уайт подчеркивает: «Основой христианской работы должна быть организация малых групп — это наставление было дано мне Тем, Кто не ошибается. Если в церкви много людей, пусть они разобьются на малые группы, чтобы работать не только среди членов церкви, но также и среди неверующих» («Евангелизм», с. ориг. 115).

Десять крупнейших христианских церквей мира достигли своей нынешней численности, работая небольшими группами. Можно говорить о том, что крупная церковь утрачивает многие из присущих ей организационных недостатков, если разбивается на несколько групп меньшей численности. Представьте себе общину в виде большого круга. Внутри него находятся небольшие кружочки, символизирующие малые ячейки. Люди, входящие в одну из этих ячеек, редко покидают пределы большого круга. Пастор одной крупной адвентистской общины был приятно удивлен, когда, заинтересовавшись духовным состоянием новообращенных, обнаружил, что ни один из вовлеченных в небольшие ячейки церковь не оставил.

Жизнь тела состоит из жизни его клеток. Если клетки умирают, умирает все тело. Если клетки здоровы, здорово и тело. Когда клетки размножаются, все тело растет. Изучение религиозных движений показывает, что каждое масштабное обновление начиналось с получения свободного доступа к Библии и объединения верующих в небольшие прочные группы.

Для нашего времени и нашего общества характерны массовые перемещения и миграция. Люди отрываются от семьи и друзей, многие переезжают на далекие расстояния. Одиночество типично для нашего века. Небольшая группа близких людей заменяет семью и удовлетворяет конкретные духовные нужды человека. Такая группа принимает незнакомца, не обращая внимания на его культурную, этническую и религиозную принадлежность. Человек ощущает любовь к себе независимо от цвета своей кожи или чистоты своей души.

Домашние группы. Цель. Домашние группы оживляют работу общины и привлекают новых людей. Это прекрасный способ вернуть в церковь охладевших. По данным исследований, большинство людей посещает церковь не столько из-за интереса к богословию, сколько для того, чтобы обрести опору в христианской общине. И наоборот, непосещение церкви в большинстве случаев объясняется не столько утратой веры в учение Церкви, сколько тем, что люди не получили в общине той поддержки, на которую рассчитывали. Время подтвердило, что наиболее надежную опору обеспечивают именно домашние группы. В этих группах особое внимание уделяется братским отношениям. Немногочисленность группы и домашняя обстановка, в которой она собирается, больше способствуют созданию братской атмосферы, чем обстановка большой церкви. Даже те, кто не готов связать свою жизнь с церковью, ощущают уверенность и покой, находясь в дружелюбной атмосфере небольшой группы.

Численность группы. Желательно, чтобы в группе было не менее 4-х и не более 15 человек. Группы собираются еженедельно. Встреча группы обычно длится около часа. В большинстве случаев во время встречи происходит общая беседа, изучение христианской литературы и общая молитва.

1. Беседа. В большинстве небольших групп встреча начинается с общего разговора. Представляется естественным, что, собравшись вместе, люди делятся своими радостями, благословениями и неудачами. Такое начало позволяет снять напряженность, создавая настроение искренности и доверия. Секрет успеха — в диалоге. Никому нельзя позволять командовать группой.

2. Изучение христианской литературы. Предпочтительнее всего изучать Библию. Группа может избрать одну из книг Библии. В течение недели каждый читает ее самостоятельно, а на еженедельном собрании происходит совместное обсуждение. Руководитель группы просит присутствующих обмениваться мнениями, например, пытаться ответить на вопрос: «Что хотел сказать этим текстом автор?» или: «Что говорит мне посредством этого текста Бог?»

3. Молитва. Совершайте молитвы по конкретным просьбам. Попросите членов группы каждый день во время личной молитвы молиться и о ком-то из своих товарищей.

Начало работы. Пастору нет необходимости быть постоянным членом какой-либо из групп. Фактически его присутствие может помешать открытому диалогу. Можно посещать каждую из групп по очереди. Наибольшая помощь со стороны пастора заключается в подборе и обучении руководителей групп. Обычно на первом собрании определяются те основы, на которых группа будет существовать. Члены группы могут договориться придерживаться примерно следующих обязательств:

— собираться еженедельно на протяжении определенного времени;

— посещать все собрания — уважительной причиной отсутствия может быть только болезнь или отъезд;

— приходить на каждое собрание подготовленными;

— соблюдать конфиденциальность;- не отзываться неодобрительно о других людях или организациях;

— приглашать в группу новых людей;

— если человек не выполнил условий соглашения, заключенного на первом собрании, ему предлагают удалиться.

Церковные группы. — Безусловно, небольшие группы могут собираться в церкви и объединять их могут конкретные интересы или нужды, а также формы работы: семинары, группы по интересам, группы субботней школы.

Семинары. Люди проявляют повышенный интерес к посещению церкви после вступления в брак, рождения ребенка, переезда на другое место жительства, развода, смерти кого-то из близких и т. д. Для таких категорий верующих возможно создание под эгидой церкви программы постоянно работающих семинаров — по вопросам семейных отношений, в том числе родительских обязанностей; по разрешению сложных ситуаций; библейские уроки или семинары по разнообразнейшей тематике, связанной со способами поддержания физического, душевного и духовного здоровья.

Скоординируйте программу специальных семинаров с субботними богослужениями. Например, к родительскому дню подготовьте проповедь о семье и приурочьте также начало работы семинара по проблемам родительских отношений.

Группы по интересам. Создайте постоянно действующие группы, которые объединяли бы людей, интересующихся проблемами семейной жизни и путями ее духовного обогащения. Можно организовать группы, где встречались бы одинокие люди, женщины или те, кто пережил личное горе.

Рассматривать подобные служения исключительно в качестве «приманки» для привлечения в церковь означало бы поступать не по-христиански и манипулировать людьми. Но настолько же безответственно проводить подобные программы, не имея перед собой ясной цели — создание в общине крепкого и заботливого братства.

Группы субботней школы. Уроки субботней школы, правильно проведенные в небольших группах, обладают практически неограниченными возможностями. К сожалению, очень немногие группы субботней школы действительно работают. Их численность должна быть небольшой, а преподавателям следует иметь подготовку, дающую возможность обсуждать проблемы применения библейских принципов в жизни.

Общественные мероприятия

Человек обращен к миру как бы четырьмя сторонами. Церковь заинтересована в развитии всех четырех, желая, чтобы люди совершенствовались не только духовно и умственно, но также и физически и социально. Общественные мероприятия позволяют содействовать именно всестороннему развитию. Церковь стремится также к установлению гармоничных отношений между молодежью и старшим поколением. И те, и другие нуждаются в существовании общественных программ, хотя не всегда их требования к программам совпадают. Не следует игнорировать молодежь, но нельзя забывать и о старшем поколении: многие пожилые люди одиноки и не имеют вне церковной общины почти никаких братских связей.

Общественные мероприятия помогают вам узнать свою общину. На неформальных встречах человеческий характер раскрывается иначе, чем в церковном служении. Неформальные встречи привлекают к церкви членов семей и друзей вашей паствы.

Проведение неформальных общественных мероприятий позволяет людям обрести общий опыт, а общие переживания сближают их. Неформальные мероприятия могут планировать и те группы, которые собираются для изучения Библии или свидетельства. Совместное дело сплачивает людей.

Укрепление братства: дополнительные рекомендации

Рекомендации по субботнему утреннему богослужению.

Иногда посетителям уделяют так много внимания, что это смущает их. Иногда же на них не обращают внимания вовсе. Посетители важны: если человек пришел в церковь, значит, чего-то ищет. И задача церкви заключается в том, чтобы помочь ему найти то, чего он ищет. Каждое церковное служение следует планировать, исходя из того, что на нем будут присутствовать посетители.

Попросите кого-либо из общины встречать посетителей. Назначьте работника, который мог бы проводить их детей в детские классы субботней школы. Запишите имена гостей в книгу посетителей и зачитайте их с кафедры, как часть приветствия. В ходе богослужения выделите определенное время на то, чтобы члены общины имели возможность поприветствовать гостей. Просить гостей встать не всегда удобно — в определенной культурной среде такая просьба может вызвать некоторую неловкость. Одним она понравится, другим — нет. Доверительные отношения невозможно организовать по заказу. Наигранное дружелюбие вызывает обратную реакцию. Никакое официальное приветствие не способно по-настоящему тронуть человека. Самые теплые приветствия — те, которые исходят не от специально назначенных служителей, но просто от отзывчивых людей. Поощряйте членов общины проявлять гостеприимство. Пусть они общаются с гостями просто из желания познакомиться с ними и без вызывающего неловкость напоминания о том, что посетители здесь — всего лишь гости. Не задавайте нетактичных вопросов, но одновременно попытайтесь узнать о пришедших побольше. Можно просто представиться и непринужденно поинтересоваться, что привело человека именно в вашу церковь. Это поможет посетителю высказать все, что он пожелает. Если он не очень-то склонен распространяться о своих делах, то к такой позиции следует отнестись с уважением. Тогда будьте просто радушными хозяевами.

Большинство общин не имеет представления о том, гостеприимны они или нет. Как ни странно, но общины, наиболее тесно объединенные чувством братского тепла, зачастую оказывают наиболее прохладный прием посетителям. Община так радуется своему братству, что не осознает, насколько одиноким должен чувствовать себя в этой обстановке новый человек. Попросите кого-нибудь из своих знакомых прийти на ваше собрание простым посетителем, а потом изложить свои впечатления — о служителях, встречающих гостей, о богослужении, об отношении к гостю конкретных членов общины и т. д.

Разложите по рядам почтовые карточки. Можно назвать их «карточками поощрения» (см. Евр. 10:24,25). Поместите в церковном листке список больных и людей, не выходящих из дома. Членов общины попросите написать на карточках краткие ободряющие записки кому-нибудь из этих людей — одному или нескольким, на выбор. Кто-нибудь из общины пусть разнесет эти карточки по адресам или пошлет по почте.

Пусть принятие новых членов церкви станет запоминающимся событием. Если пресвитер спрашивает с кафедры, присутствует ли в церкви тот или иной человек, принявший крещение, то и этому человеку, и всем присутствующим становится ясно, что для общины это в общем-то безразлично, присоединится ли кто к церкви или нет.

Хорошо, если в то время, пока церковные служители радушно принимают новых членов, община исполняет подходящую для этого случая песню. Попросите их по окончании служения встать рядом с пресвитером у дверей, где члены общины смогут представиться им персонально и проявить свое гостеприимство. Нежелательно, чтобы новые члены общины стояли в одиночестве. Если они люди робкие, то присутствовавшие на служении могут их не заметить и пройдут, не поприветствовав. В результате вместо доброго дела вы лишь навредите.

В одну из суббот попросите общину спеть для детей знакомую песню или пусть аккомпаниатор сыграет только мелодию. Пусть в это время взрослые подойдут к детям и со всей доброжелательностью скажут младшим, как все рады тому, что они присутствуют в церкви.

Ежегодно проводите служение поминовения. На нем следует зачитать имена всех умерших за год. Также уместно поднести цветы родственникам усопших. [Если это соответствует местной культуре.] Прочтите проповедь о христианском уповании на воскресение.

Два-три раза в год организуйте служения признательности. На нем можно выразить благодарность членам общины, на протяжении длительного времени хорошо служащим церкви.

Время от времени избирайте семью недели. В церковном листке напечатайте краткую биографию этой семьи. На богослужении исполните их излюбленный псалом, упомяните их поименно в молитве и попросите членов этой семьи встать у выхода, чтобы община могла поприветствовать их по окончании богослужения.

Попросите одного из членов общины рассказать о своем обращении, исповедании веры, миссионерской работе и т. д. Если кто-то получил ответ на конкретную молитву, если у него другое радостное событие, пусть этот человек встанет и поделится своей радостью с собранием.

Снимите людей вашей общины на видео во время отдыха и в труде, сопроводив эти кадры рассказом о том, как они свидетельствуют о своей вере на работе. Сделайте видеосюжет о том, как инвалиды, не выходящие из дома члены церкви делятся своим упованием на Христа, невзирая на трудные жизненные обстоятельства. Записывайте богослужения на магнитофон, и пусть эти люди получат возможность иметь такие записи.

Запланируйте проведение субботних обедов братского общения.

Добавочные замечания. — Поместите в церковном листке номера телефонов тех, кто имеет машину и готов сотрудничать, это может пригодиться работникам, срочно нуждающимся в транспорте для выполнения церковного поручения. В общине могут быть люди, которые ничего другого для церкви не делают, но с большим удовольствием предоставляют ей средства передвижения. Попросите кого-нибудь из фотолюбителей на протяжении года снимать все события, которые происходят в церкви. Раз в год на неформальном (а еще лучше деловом) собрании покажите эти слайды на экране. Это напомнит членам общины о всех тех добрых делах, которые они совершили совместно.

Запомните имена всех ваших членов церкви. Невозможно убедить людей в том, что вы заботитесь о них, если вы не помните, как их зовут. Сделайте для себя альбом членов общины. Дайте каждой семье по листку бумаги и попросите записать на нем всю необходимую вам информацию, приложив семейную фотографию. Вложите эти листки в записную книжку. Альбом используйте для того, чтобы лучше познакомиться со своей паствой.

Сделайте особенно праздничными такие знаменательные для членов вашей общины события, как, например, золотая свадьба. Во время подобного празднества можно вручить юбилярам специальный почетный знак с памятной надписью.

Дисциплина

Важность дисциплины. — В подходе к церковной дисциплине часто отмечается две крайности — одни ею пренебрегают, другие же склонны к жесткости и излишней суровости. Писание учит нас, что церковная дисциплина важна для сохранения единства церкви.

— Евангелие от Матфея (18:15-20) поучает, что с грешником следует поступать следующим образом:

1) увещевательно побеседовать с ним наедине, убеждая его;

2) обличить перед церковью;

3) если же он и после этого не покается, то исключить из церкви.

— Книга Деяний (5:1-11) убеждает нас в:

1) серьезности греха в церкви;

2) чувствительности Святого Духа ко греху;

3) скором суде Божьем над грехом.

— Первое Послание к Коринфянам (5:1-5) наставляет, что, в случае если грешник упорствует и не желает раскаяться, церкви надлежит:

1) переживать;

2) обдумывать;

3) осудить грех;

4) исключить нераскаявшегося члена. (См. также 1 Фес. 5; 2 Фес. 3; 1 Тим. 5; Тит. 1; 3)

Ослабление дисциплины есть первый предвестник падения церкви. Так стоит ли примыкать к тем, кто не защищает свои важнейшие позиции?

Но кто несет ответственность за церковную дисциплину? Ответственность за дисциплину несут служители. Бог призывает служителя быть духовным стражем. Он заявляет: «(Если) ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33:8).

Ответственность за дисциплину лежит на общине. «Полагая Свой народ Своим телом, Бог возлагает на него ответственность за грехи, существующие в отдельных его членах» («Свидетельства», т. 3, с. ориг. 269).

Церковная дисциплина требует как твердости, так и уравновешенности. «В отношении провинившегося следует остерегаться излишней суровости, но одновременно нельзя упускать из виду и разрушительную силу греха. По отношению к заблудшему необходимо проявлять христианское терпение и любовь, но опасно проявить по отношению к его заблуждению терпимость столь большую, что грешник сочтет себя не заслуживающим упрека и отвергнет такой укор как необоснованный и несправедливый» («Деяния Апостолов», с. ориг. 503, 504).

Назначение дисциплины. — Какие цели должна преследовать церковь, принимая по отношению к своим членам дисциплинарные меры? Упомянем пять из них.

1. Воздаяние чести Христу. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1, 2). Кроткое исправление воздает честь Христу. Однако применение дисциплинарных мер таит в себе и определенные искушения: искушение впасть в излишнюю суровость, в лицемерие, склонность судить, нетерпение.

2. Исправление грешников. В латинском языке слова «дисциплина» и «ученик» имеют один и тот же корень. Назначение дисциплины в том, чтобы побуждать человека к ученичеству. Для Доброго Пастыря первой заботой была заблудшая овца. Он пошел за ней не затем, чтобы пристыдить или ударить ее, но чтобы принести заблудшую обратно. Подразумевается, что дисциплинарный акт есть начало возвращения колеблющегося.

3. Сохранение чистоты. Среди тех черт, которые характеризуют особый народ Христа непосредственно перед Его возвращением, есть и такая — они соблюдают «заповеди Божий» (Откр. 12:17). Мы не имеем права относиться без должного уважения к своей обязанности чтить и поддерживать заповеди Христовы.

Оставленный без внимания грех оказывает вредоносное воздействие на всю церковь. «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5:6, 7).

4. Предостережение от греха. Обличая грешников, мы желаем, чтобы «и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).

5. Проявление заботы. Наказывать человека, не испытывая к нему любви, — значит поступать не по-христиански. Наказанию всегда должны предшествовать длительное размышление, обсуждение, молитва и самоанализ, имеющий целью выяснить, нет ли в нас духа мести. Не искушает ли нас любовь к власти? Применяем ли мы по отношению к другим мерки иные, чем те, по которым действуем сами? Не эгоизм ли побуждает нас принижать других для того, чтобы возвыситься самим? Церковь, наказывающая без любви, совершает грех еще худший, чем грех провинившегося.

С другой стороны, истинная любовь не отменяет наличие дисциплины, но, напротив, требует ее, о чем знают все родители. Бог говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19). Любящий иногда должен и наказывать, но любовь должна предшествовать наказанию.

Бывает, что любящий некритичен, а критикующий не любит. Первая тенденция ведет церковь к застою: «Я принимаю вас, но не буду предпринимать ничего неприятного против вас, хотя это могло бы быть и полезно для вас». Вторая тенденция ранит: «Я могу помочь вам, но не могу принять вас». Церковь нуждается в объективной любви, которая приемлет грешников, а затем идет на жертвы, чтобы помочь им.

Осуществление дисциплинарных мер. — «Церковное руководство» достаточно подробно излагает вопросы церковной дисциплины. В нем содержится описание наказаний, провинностей, за которые они налагаются, а также процедуры наложения взысканий. Нет нужды повторять все это здесь. Мы, однако, предлагаем вниманию пасторов семь полезных рекомендаций по наложению церковного наказания.

1. Основывайте свои действия на «Церковном руководстве». «Церковное руководство» отражает и понимание нашей Церковью библейских принципов дисциплины, и опыт, приобретенный на практике и в дискуссиях. Положения, изложенные в «Церковном руководстве»,могут быть отменены лишь всемирной Церковью на съезде Генеральной Конференции. Не учитывать «Церковное руководство» — значит поставить себя над коллективной мудростью церкви всемирной и нарушить установки церкви местной. Более того, отвергнув «Церковное руководство», вы утратите то, что способно наставить и защитить вас.

2. Подчеркивайте, что наказание содержит прощение. Кое-кто говорит, что христианское воинство — единственное, которое добивает своих раненых. Ничего соответствующего этим словам не должно быть. Наказанные могут посчитать себя отвергнутыми, а это приводит к враждебности. В наказании человек может увидеть лишь кару, но не прощение. Провинившимся, вполне вероятно, трудно будет понять, что Бог прощает их даже тогда, когда со всей очевидностью не желают простить члены церкви. Следовательно, дисциплинарный акт должен заключать в себе и недвусмысленно выраженное прощение.

Тема прощения — центральная для христианства. Христос со всей настойчивостью говорил: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). И вновь: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему» (Лк. 17:3, 4). Павел призывал общину прощать провинившегося сразу же, как только он проявит первые признаки раскаяния (2 Кор. 2).

Елена Уайт подчеркивает: «Если братья ваши заблуждались, вы должны простить им. Не следует говорить, как говорят некоторые неразумные: «Не думаю, что в этих людях достаточно кротости. Не думаю, что они ощущают раскаяние». Какое у вас право судить так, будто вы способны читать в сердцах?» (Рукопись 11, 1888 ).

3. Обращайтесь с провинившимся, основываясь на Библии. Иисус указал нам, как должно поступать с согрешившим (Мф. 18:15-17):

— Побеседуйте с провинившимся один на один.

— Обратитесь к нему при свидетелях.

— Если ничего не изменилось, вынесите вопрос на обсуждение церкви.

— Если человек не прислушается и к мнению церкви, его следует считать выбывшим из Церкви. Безусловно, мы должны сделать все возможное для того, чтобы вновь приобрести исключенного для церкви.

«Ни один церковный служитель не должен советовать, ни один комитет не должен рекомендовать и ни одна церковь не должна голосовать за исключение провинившегося из церковных списков до тех пор, пока в полной мере не будут выполнены указания, данные Христом» («Свидетельства», т. 7, с. ориг. 262).

В юриспруденции обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Церковь не может поступать иначе. «Если человек обращается с жалобой на брата или сестру к служителю или к занимающим ответственные должности работникам, последние должны задать вопрос: «А вы выполнили те правила, которые дал нам Спаситель?»; и если он исполнил указание Христа не до конца, то откажитесь выслушивать его жалобу. Отвергните его сообщение о провинности брата или сестры во Христе. Пренебрегая этими правилами, члены церкви сами становятся виновными, и к ним следует применить меры церковного порицания» (Елена Уайт, Рукопись 11, 1888).

4. Дисциплинарные меры следует применять как можно раньше, но проявляя при этом терпение. Совершивший серьезное прегрешение зачастую немедленно после этого испытывает сожаление. Если принять меры сразу, то человек этот может раскаяться. Многие пасторы и церкви из нелюбви к конфликтам не предпринимают, однако, никаких мер на протяжении целых месяцев или даже лет. А затем, нередко в тех случаях, когда человек обратился с просьбой о письме о переводе, в письме ему отказывают на основании давней провинности. Церковь, не пожелавшая действовать в момент, когда грех стал очевиден, должна испытывать смущение, предпринимая какие-то действия позднее. Запоздалые действия церкви доказывают не только ее халатность, но и то, что в ней недостаточен дух прощения.

С другой стороны, дисциплинарные меры не должны предприниматься в спешке. «Обращаясь с согрешившим, не следует склоняться лишь к мерам суровым; куда действеннее окажутся более мягкие средства. После того как наилучшие меры были использованы настойчиво и безуспешно, терпеливо подождите, чтобы посмотреть, не воздействует ли Бог на сердце заблудшего» (Елена Уайт, там же).

5. Предоставьте провинившемуся возможность самому возложить на себя наказание. Когда наказание неизбежно, нарушитель может пожелать уйти добровольно, если ему будет предоставлена такая возможность. При некоторых обстоятельствах таким образом можно избежать нежелательного публичного обсуждения вопроса, которое поставило бы этого человека в весьма неловкое положение. Если имя провинившегося исключается из церковных списков по его просьбе, не следует обсуждать подробности его проступка. Добровольно удаляющийся из церкви человек имеет надежду вернуться и не в такой мере ощущает себя отвергнутым, как тот, кого вынуждают уйти.

6. Наказывайте беспристрастно. Дисциплинарное наказание не должно зависеть от количества имеющихся у провинившегося доброжелателей или оттого, какой властью он обладает в церкви. В решении вопроса об этом человеке не должны принимать участие те, кого непосредственно затрагивает его дело или люди, тесно с ним связанные. Разумно, если окончательные дисциплинарные взыскания налагаются общим собранием церкви. Церковные советы могут быть искушаемы необъективно рассматривать кого-либо из своей группы. Пасторы живут с постоянным соблазном быть менее строгими к тем, кто приходит к ним за консультацией, и против тех, кто этого не делает.

7. Храните конфиденциальность. Следует взять за правило, что чем больше людей принимают участие в обсуждении вопроса, тем меньше подробностей следует сообщать. На деловом собрании присутствующие имеют право интересоваться деталями. Обычно участники подобных обсуждений проявляют достаточно такта, чтобы не делать смущающие подробности предметом разговоров, выходящих за рамки небольшой группы, например, церковных пресвитеров. Безусловно, пастор не должен допускать ситуации, когда все обстоятельства дела известны лишь ему одному. Евангелие от Матфея наставляет, что между разговором с глазу на глаз и принятием решения в церкви еще следует провести обсуждение вопроса в узкой группе, «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16).

Публичная исповедь уместна в том случае, если и само нарушение носило публичный характер, и церковь должна принять эту исповедь великодушно и благосклонно, но никак не в наказующем духе. Неосторожное обсуждение или разглашение могут вызвать юридические и нравственные затруднения или напряженность в отношениях между людьми. Следуя предписаниям «Церковного руководства», этого можно избежать.