Глава 29. Церковные финансы

Пожертвования — духовное служение

Важность сбора пожертвований. — Пасторы прежде всего являются духовными служителями, пастырями стада. Пасторы должны собирать средства, но делать это ради духовного здоровья своих членов, а не просто с целью финансирования работы. Изыскание средств для финансирования церковной работы — одна из основных проблем, с которыми сталкивается пастор. По значимости она следует за вопросом подбора добровольных служителей в необходимом количестве. Зачастую финансовые трудности церкви не столько являются трудностями сами по себе, сколько сигнализируют об общих сбоях в работе. Если финансовые сложности возникают регулярно, значит попытки выправить ситуацию направлены не на устранение самих причин, ее породивших, а лишь на ликвидацию признаков, симптомов.

Пасторы, не обладающие деловой сметкой в решении денежных вопросов, должны полагаться на людей, имеющих соответствующие способности. Обязанности, связанные со сбором средств, не всегда должны принимать на себя служители. Одна обязанность, однако, всецело лежит на них — обязанность воспитывать и обучать ведению хозяйственных дел. Она чрезвычайно важна не только для обеспечения финансовой стабильности церкви, но и для духовного роста ее членов.

Неправильные методы сбора средств. Давать, чтобы получить. «Методы сбора средств, при которых деньги становятся самоцелью, могут быть результативными лишь на короткое время. Фактически же такой подход поощряет не к щедрости, но к эгоизму. Если люди не готовы давать ради любви Христовой, их приношение ни в коем случае не будет приемлемым для Бога» («Служение благотворительности», с. ориг. 289).

Сбор средств посредством конкретных обращений к общине. Хотя в чрезвычайных ситуациях подобный метод хорош, но в целом обращение к общине с просьбой о сборе средств на определенные программы вызывает слишком много разговоров о деньгах и не создает того постоянства финансовой поддержки, которое обеспечивают систематические пожертвования. Здравое управление церковными финансами достигается путем планирования ежегодных поступлений приношений. «Чрезвычайные обращения к общине — не лучший способ собирать средства» («Свидетельства», т. 3, с. ориг. 511).

Внешнее побуждение. Сбор средств путем какого бы то ни было настойчивого увещевания, общественного или индивидуального, неприемлем для церкви. «Систематическую благотворительность нельзя превращать в систематическое понуждение. Для Бога приемлемы лишь те пожертвования, которые приносятся по свободной воле» (там же, с. ориг. 396).

Правильные методы сбора средств. — Христианское управление является библейским принципом. Оно учит нас рассматривать жизнь как Богом назначенную возможность научиться быть верным управителем в делах преходящих, демонстрируя таким образом готовность к более высокому управлению в вопросах вечных. Десятина представляет собой добровольное признание того, что все принадлежит Богу. Пожертвования являются материальным мерилом нашей любви к Богу и нашего желания увидеть процветание Его работы. Пасторам вменяется в обязанность непрестанно пояснять, почему христианин должен жертвовать. Жертвовать побуждают четыре причины.

Евангельская мотивация. Люди будут жертвовать, если их побуждает к этому Евангелие. «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14). Расходы церкви должны покрываться за счет пожертвований тех, чьи сердца изменились не под воздействием человеческого убеждения, но через Евангелие — Благую весть о Христе.

Пожертвование как акт богослужения. Люди будут давать, если увидят в приношении акт богослужения. В центре ветхозаветного богослужения была не проповедь, не молитва и не пение. Служение обычно начиналось со слов: «Давайте пожертвуем Господу Богу нашему» (см. Исх. 3:18; 5:3, 8; 8:27; 10:25). Неверное отношение к пожертвованиям у некоторых верующих связано, возможно, с тем, что пасторы не помогли им уяснить ту важнейшую связь, которая существует между пожертвованием и богослужением.

Финансирование работы служения евангелизации. Люди будут жертвовать, если их церковь занимается миссионерской деятельностью. Если церковь ведет работу, в которую люди верят, они будут ее оплачивать. Как высказался один человек: «Я не против того, чтобы платить за бензин, если машина куда-то едет, но я не хочу тратить свои деньги просто для того, чтобы мотор работал вхолостую на обочине дороги».

Программа систематических пожертвований. Люди будут давать, если у церкви есть систематический план. В лучших церковных программах обычно бывает предусмотрено, чтобы кто-то из служителей ежегодно посещал каждого члена церкви, поясняя суть программы систематических пожертвований и нужду в ней, приглашая к участию в этой программе. Затем в субботу члены общины сдают карточки пожертвований без упоминания на них имен. Приношение можно принять и дома, но не всегда к этому благоприятно отнесутся члены семьи. Возможен и почтовый денежный перевод, но тогда весь акт лишается атмосферы личного участия и возможности обсуждения.

Долгосрочные планы церковного управления должны включать разъяснение относительно завещаний и передачи в распоряжение по доверенности. Дать подобные разъяснения может работник конференции/миссии, который занимается этими вопросами. Следует поощрять членов церкви к тому, чтобы они завещали определенную часть своих средств церкви.

Распоряжение церковными средствами

Пасторы более всех других должны сознавать, что пожертвованные Богу средства следует использовать в соответствии с Его целями. Если члены общины увидят, что церковь распоряжается финансами неумело, это неизменно приведет к сокращению пожертвований. И напротив, когда пастор пользуется репутацией умелого управителя, в общине возрастает уровень доверия и, как следствие, размеры пожертвований.

Внутренний контроль. — Внутренний контроль представляет собой систему платежных балансов и их проверок, которая позволяет избежать хищений. Умело построенная система внутреннего контроля снижает риск злоупотреблений поступлениями, избавляет от ненужного искушения, повышает точность оформления финансовой документации и спасает казначеев и пасторов от ложных обвинений.

Всякое пожертвование должно подсчитываться двумя работниками и каждый из них записывает результаты подсчета отдельно. Все средства должны проходить через бухгалтерские книги казначея. Никогда не «заимствуйте» из пожертвований. Все выплаты производятся на основании письменной просьбы с изложением ее обоснования, указанием фонда, из которого должна быть взята эта сумма, и указанием лица, которому она должна быть выплачена.

Казначей церкви. — Следует почаще выражать благодарность казначеям и пореже их менять. Некоторые церковные руководители работают на виду у людей, труд же казначея скрыт от взоров, а часто и от умов.

Казначей прежде всего подотчетен совету церкви, а не пастору. По решению совета в распоряжение пастора могут выделяться определенные суммы, но пасторы не должны оказывать давление на казначеев с целью получения средств без одобрения церковного совета. Это и несправедливо, и неэтично. Хороший пастор не просит, а если и попросит, то хороший казначей ему не даст.

Подготовка бюджета. — Подготовке годового бюджета должно предшествовать составление годового плана церковной работы. В этом случае не будет опасности «движения по кругу», когда план и бюджет предыдущего года автоматически определяют план и бюджет на следующий год. Обычно местный бюджет церкви может составлять 30-50 процентов по сравнению с десятиной. Если имеется церковная школа, то примерно половина местного бюджета идет на нужды христианского образования.

Бюджет должен приниматься голосованием на деловом собрании, где все имеют возможность высказаться и принять участие в обсуждении плана. (Примерный бюджет церкви приведен в «Церковном руководстве».)

Задолженности церкви. — Долгосрочные задолженности могут стать причиной уныния для пастора и тупиковой ситуацией для общины. Как может церковь двигаться вперед, если большая часть средств уходит на оплату того, что было сделано в прошлом?