Глава 34. Благословление детей

Библейские примеры

Благословление детей, посвящение их, особенно первенцев, Богу практиковалось в ветхозаветные времена. Анна посвятила своего сына Самуила Господу и на служение дому Его (1 Цар. 1:27, 28).

Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, «чтобы представить (Его) пред Господа» (Лк. 2:22). Елена Уайт так говорит об этом: «Священник совершил обычное служение. Затем он взял Младенца на руки, подержал его перед жертвенником. Отдав Его матери, он записал имя «Иисус» в списке первородных» («Христос — надежда мира», с. ориг. 52).

Хотя Новый Завет и не содержит указания о совершении такого обряда, отношение Иисуса к «малым сим» побуждает благословлять детей, посвящая их Богу. Описания того, как благословлял детей Иисус (см. Мф. 19:13-15; Мк. 10:13-16; Лк. 18: 15-17), позволяют нам отметить шесть существенных моментов.

1. Иисус благословлял детей. «И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:16).

2. Благословление детей рассматривалось как исключительно знаменательное событие. Все три синоптических Евангелия упоминают об этом.

3. Благословление относилось и к младенцам. «Приносили к Нему и младенцев» (Лк. 18:15).

4. Иисус не повелевал совершать благословление и не был инициатором его. Матфей сообщает: «Ученики же возбраняли им» (Мф. 19:13). Вряд ли ученики пытались воспрепятствовать благословлению детей, если бы инициатива его совершения исходила от Иисуса.

5. Иисус приветствовал благословление детей, когда родители желали его совершить. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14).6. Иисус был недоволен теми, кто препятствовал благословлению. «Ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал» (Мк. 10:13, 14).

Елена Уайт наставляет: «Служителям Евангелия надлежит брать детей на руки и благословлять их во имя Иисуса. К ним следует обращаться с самыми нежными словами, ибо Иисус брал малых овец стада на Свои руки и благословлял их» («Евангелизм», с. ориг. 349, 350).

Однако понятно, что благословление детей будет ставиться под сомнение людьми, отождествляющими его с крещением, поскольку есть церкви, практикующие крещение в младенческом возрасте. По этой причине в адвентистском служении благословления ребенка нет ни крестных отцов, ни крестных матерей, как не происходит и официального наречения имени. Благословление ребенка не является крещением и не должно восприниматься таковым.

Служение благословления преследует следующие основные цели.

1. Возблагодарить Бога за чудо этого рождения.

2. Побудить родителей воспитывать ребенка в любви к Иисусу.

3. Поощрить общину предоставлять родителям всю помощь, которая им потребуется в выполнении вышеназванной задачи.

4. Благословить ребенка и посвятить его Богу.

В отсутствие проповедника служение благословления детей может совершаться пресвитером. Но пресвитер должен иметь на это разрешение пастора местной церкви.

Планирование служения

Место. — В некоторых культурах «представление младенца» происходит дома. В большинстве же случаев лучше всего, если благословление детей является частью утреннего субботнего богослужения. Проводить его следует, когда присутствует наибольшее число членов общины, поскольку одна из целей благословления состоит в том, чтобы заручиться в воспитании ребенка поддержкой общины.

Время года. — Ежегодный церковный календарь должен включать в себя даты благословления детей. Вполне достаточно проводить это служение два раза в год. Лучше всего, наверное, выбрать день матери (отмечается во многих странах в мае), когда особенно подчеркивается значение родительского воспитания, и начало рождественских праздников, когда особое внимание уделяется младенцу Христу. О дате благословления детей сообщите за несколько недель, чтобы родители учли это в своих планах. Сделайте служение евангелическим, поощряя всех участвующих в нем приглашать своих родных и друзей.

Информационная карточка. — Поскольку благословление каждого ребенка происходит индивидуально и так как необходимо подготовить для детей свидетельства, вручаемые каждому после благословления, то полезно завести простую информационную карточку. Каждая семья заполняет ее заблаговременно. В карточке указываются: полное имя ребенка, дата и место его рождения, вес при рождении, имя отца, имя матери, наличие в семье других детей и те относящиеся к ребенку сведения, которые вас конкретно интересуют.

Возраст. — Ребенка можно благословлять в любом возрасте, начиная с того момента, как брать его с собой в церковь сочтут возможным сами родители. Благословление детей школьного возраста происходит редко. Возможным исключением может быть благословление детей новых членов церкви.

Ход служения

Обычно служение посвящения детей состоит из четырех частей.

1. Родителей просят пройти вперед. — Сделайте служение благословления детей важным событием в жизни семьи. Поощряйте присутствие и супруга, не являющегося членом церкви, на благословлении его детей. Включайте в служение братьев и сестер благословляемых, чтобы они не чувствовали себя в стороне, когда все внимание приковано к тому ребенку, которому дается благословление. Бабушки и дедушки также могут пожелать принять участие в служении. Бывает, что если родители не хотят присутствовать при этом обряде, то ребенка приносит дедушка или бабушка, хотя это, конечно, не идеальный вариант.

Пригласите родителей пройти вперед, пока исполняется открывающий служение гимн. Следует выбрать гимн, наиболее уместный в данной ситуации. Исполнение выбранного гимна может открыть и общее богослужение, это сэкономит время. Последний куплет можно исполнить после благословления, когда родители будут уходить со сцены.

Все благословление должно занимать не более четырех-пяти минут. Пастырское наставление должно быть очень кратким. Нельзя сказать, что наставление перед такими событиями, как бракосочетание, крещение или благословление ребенка, выслушивается с большим вниманием, поскольку все в нетерпении ожидают наступления главного момента.Родители боятся также, что ребенок начнет плакать. Поэтому для них пять минут подобны столетию. Если наставление займет больше одной — двух минут, то обращаться с ним следует тогда, когда родители еще находятся в зале, желательно на первом ряду.

2. Пастырское наставление. — Родители должны стоять лицом к собранию. Есть особая духовная значимость в том, чтобы ребенка держал отец как духовный глава семьи. С другой стороны, матери лучше удается руководить ребенком. Лучше всего предоставить родителям самим решать этот вопрос.

В наставлении следует особо сказать о духовных обязанностях родителей и о роли общины. Мысли для наставления можно почерпнуть из следующих текстов:

Втор. 6:4-7. «И внушай их детям твоим».

1 Цар. 1:27, 28. «О сем дитяти молилась я… И я отдаю его Господу».

Пс. 126:3-5. «Вот наследие от Господа: дети».

Притч. 22:6. «Наставь юношу при начале пути его».

Ис. 8:18. «Вот я и дети, которых дал мне Господь».

Иер. 13:20. «Где стадо, которое дано было тебе..?»

Мф. 18:2-6, 10. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих».

Мф. 19:13-15. «Приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился».

Мк. 10:13-16. «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им».

Лк. 1:46-55. Величальная песнь Марии.

Лк. 2:22-38. «Принесли Его в Иерусалим».

Лк. 18:15-17. «Приносили к Нему и младенцев».

Еф. 6:4. «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

В свои размышления можно включить также и тексты Елены Уайт:

«Служение исцеления», с. ориг. 40, 41: «Они полагали, что дети эти слишком малы для посвящения… Одна из матерей, взяв ребенка, ушла из дома, чтобы найти Иисуса. По дороге она рассказала соседке».

Там же, с. ориг. 351: «Из всех доверенных людям работ нет такой, которая имела бы более серьезные и долгосрочные последствия, чем труд отцов и матерей».

Там же, с. ориг. 394: «Преобладающий в доме дух сформирует их (детей) характер«;«Христос — надежда мира», с. ориг. 369-371: «Благословление детей».

«Христианский дом», с. ориг. 159-276: «Наследие Господа»; «Счастливая семья»; «Отец — глава семьи»; «Мать — царица в доме».

Завершить свое наставление можно следующими словами:

«Родители! Прежде, чем посвятить ваше дитя Господу, я приглашаю вас вступить в завет с Богом. Принеся сюда этого маленького ребенка для того, чтобы по-христиански благословить его, вы перед Богом принимаете на себя священные обязанности отцовства и материнства. Этим символическим актом вы желаете выразить свою веру в то, что этот ребенок принадлежит не только вам, но также и Богу.

Собрание присоединяется к вашему посвящению этого драгоценного ребенка Богу и обещает помогать вам в ваших трудах вплоть до того дня, когда за благословлением последует в должное время крещение, и это дитя станет полноправным и счастливым членом нашей церковной семьи.

Поэтому вы, будучи родителями, обещайте делать все, что в ваших силах, чтобы вырастить этого ребенка во вразумлении и увещевании Господнем. Согласны ли вы заключить такой завет с Богом?»

Родители отвечают: «Согласны».

3. Молитва. — Пастор и родители преклоняют колени в молитве благословления и посвящения. Собрание обычно остается на своих местах. Важно, чтобы во время посвящения в зале преобладал дух особой теплоты и близости. Пастору во время молитвы можно, например, взять ребенка на руки. Если ребенок у вас на руках будет улыбаться, вы порадуетесь, что поступили именно так. Если же он заплачет, вы пожалеете, что взяли его на руки.

В качестве альтернативного варианта держать детей на руках могут родители, а вы возлагаете руки на их головы, упоминая поочередно каждого из них в своей молитве. Если детей много, к возложению рук могут присоединиться пресвитеры.

В молитве следует упомянуть те цели посвящения детей, о которых мы говорили выше. Идеально, если каждый из присутствующих родителей и детей будет назван по имени. Вы можете начать читать «Отче наш», а все присутствующие — родители и община — пусть благоговейно присоединяют свои голоса к молитве.

4. Вручение свидетельств и поздравления. — Обычно свидетельства вручаются родителям после молитвы посвящения. Одновременно ребенка включают в список группы детей раннего возраста субботней школы. Может быть, вы пожелаете, чтобы руководитель этой группы был рядом с вами, когда звучат поздравления родителям и вручаются свидетельства. Обычно свидетельства приобретаются в адвентистских книжных магазинах или через издательства.

Литании

Такие литании, как приведенные ниже, могут быть использованы для того, чтобы обеспечить более активное участие родителей и общины в служении благословления. Литания обычно заменяет большую часть наставления и переходит в молитву посвящения.

Литания 1.

Пастор: Если в ваше намерение входит представить

этого ребенка Господу, пожалуйста, отвечайте «да» на следующие вопросы. Признаете ли вы, что этот ребенок есть дар Божий и готовы ли вы вознести хвалу Богу за Его благословения? Родители: Да.

Пастор: Посвящаете ли вы сегодня этого ребенка Господу?

Родители: Да.

Пастор: Готовы ли вы пообещать, что используете свой дом, школу, церковь и всякие иные доступные средства для того, чтобы помочь этому ребенку научиться любить Иисуса?

Родители: Да.

Пастор (обращаясь к общине): Готовы ли вы сегодня дать обещание поддерживать этих родителей своими молитвами, церковными программами и атмосферой заботы в церкви?

Община: Да.

Литания 2.

Если благословляется много детей, но в то же время вы хотите создать атмосферу теплого, обращенного непосредственно к каждому служения, в котором принимают участие и родители, и община, то попросите каждого участника сказать несколько слов. Родители первого из благословляемых произносят краткую речь, заранее подготовленную с помо-щью пастора. Собрание отвечает. Как в словах родителей, так и в ответе общины упоминается имя ребенка. Затем то же самое делают родители следующего ребенка, и вновь община отвечает им. Например:

Родители первого ребенка: Мы пришли сюда для того, чтобы принести Господу. Мы просим особых благословений от Бога, чтобы воспитать его любящим христианином. Господи, умудри нас на это. Благодарим Тебя за такую неповторимую возможность.

Община: В священной заботе воспитания мы будем вместе с вами. Вместе с вами мы просим Господа даровать нам в этом труде понимание и мудрость.

Родители второго ребенка: (Говорят подобные же слова, но прибавив что-то свое).

Община: (Община отвечает, сообразуя свой ответ с тем, что сказано родителями и обещая родителям свою поддержку).

Литания 3.

Если благословление детей совершается во время рождественских праздников, то в литании должна присутствовать тема воплощения Христа. Можно, например, уподобить чудо рождения Иисуса рождению благословляемых детей.

Пастор: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10, 11). Воплощение Бога в человеческую плоть говорит нам о том, сколь близки были Ему дети.

Отцы: И так же как Бог Отец отдал Своего Сына ради нас, мы отдаем сегодня своих детей в дар Богу.

Матери: Бог наделяет многими дарами. Мы славим Его за полученный нами дар создания этой новой жизни, которую сегодня мы посвящаем Ему.

Дополнительные рекомендации

Вот еще несколько рекомендаций, касающихся благословления детей.

1. Было бы уместно, чтобы в то время, когда родители выходят вперед, пел хор детей или участников субботней школы.

2. Узнайте значение имени ребенка, и пусть ваше напутствие основывается на библейском тексте или размышлении, каким-то образом связанном с этим значением.

3. Когда, подержав ребенка во время молитвы, вы отдаете его родителям или во время поздравления и вручения им свидетельств скажите каждому из них: «Берите это дитя, пестуйте его и воспитывайте ради Господа».

4. Если ваша жена имеет дар говорить перед аудиторией и если она расположена к этому, произнесите напутствие вместе с ней. Тогда муж обращается к отцам, а жена — к матерям.

5. Выпустите специальный церковный листок, поместив фотографию благословляемого ребенка. Ни в коем случае не проявляйте особых пристрастий, выделив таким образом лишь какую-то одну семью.

6. Попросите сфотографировать церемонию благословления. Одну фотографию вручите родителям, а одну оставьте для публикации в церковном листке.