Глава 37. Похороны

При крещении люди смотрят на принимающих крещение. На свадьбе устремляют взгляды на невесту. На похоронах люди ищут Бога. Пусть похороны не ужасают вас. Питая к смерти естественное отвращение, вы одновременно должны в полной мере воспользоваться любой ситуацией, в которой люди ищут Бога.

С уважением относитесь к местным обычаям, связанным со смертью и похоронами — но лишь до того предела, пока они не вступают в противоречие с христианскими принципами и библейским учением о смерти. Оберегайте свою паству от влияния тех культурных традиций, которые основаны на идее о бессмертии души и необходимости ублажения духов.

Уважайте традиции общины. В каждой церкви формируются свои обычаи совершения обряда похорон. Например, в некоторых церквах принято приносить еду в тот дом, где скорбят о покойном; в других же поминальный обед совершается в церкви. В некоторых общинах похоронное служение происходит в церкви; другие же совершают его в похоронных агентствах. В одних церквах прощание с покойным происходит во время похоронного служения; в других — непосредственно после его окончания; в третьих же прощаться вообще не принято. Перед совершением первого похоронного обряда в вашей новой общине вам следует ознакомиться с тем, какие традиции его проведения существуют там.

В силу огромных различий между культурами и обычаями общин мы дадим лишь некоторые общие рекомендации. Вполне возможно, что в конкретных ситуациях потребуется весьма существенно изменить их.

Перед служением

Посещение семьи. Навестите семью по возможности немедленно. Не говорите много. Люди потрясены. Их разум с трудом воспринимает происходящее. Это не время для богословских рассуждений. Люди, которых посетило горе, помнят очень немногое из того, что говорится в этот период. Они запомнят не слова, а поступки — то, что вы проявили заботу, что вы оставили все дела и поспешили к ним. Они запомнят ваше сердечное и сочувственное объятье. Ваша жена с заботливостью, присущей именно женщинам, возможно, лучше утешит горюющих родственников покойного, чем вы сами. В целом уместно, взявшись за руки, совершить молитву.

Предложите помощь со стороны церкви. В горе люди редко пользуются предложениями типа: «Сообщите, если вам что-то понадобится». Они не хотят думать о каких-то житейских обстоятельствах и, может быть, просто неспособны в такие минуты сообразить, в чем состоит их нужда. Поэтому объясните, какую конкретную помощь может им оказать церковь: уведомить о случившемся родных и друзей, отвечать на звонки по телефону или беседовать с теми, кто приходит в дом, приютить детей на первое время в чьей-то дружественной семье, приготовить еду или сделать уборку в доме, подготовив его к приходу многочисленных посетителей.

В то же время не пытайтесь освободить скорбящих от всякой работы вообще. Любая деятельность помогает отвлечься от горя. Освобождая находящегося в депрессии человека от всех дел, вы лишь усиливаете его тяжелое душевное состояние. Следует дать ему возможность выполнять все те обычные обязанности, с которыми он может справиться, будучи в подавленном состоянии.

Предложите свою пасторскую помощь. Всегда начинайте с предположения, что семья, возможно, обратится с просьбой совершить похоронное служение к кому-то другому. Поэтому вопрос следует задавать примерно так: «Вы уже обращались к тому служителю, которого хотели бы просить о совершении обряда?» Семья может иметь свое мнение относительно того, кто должен петь, кто должен нести гроб и кто — помогать.

Если вас когда-либо попросят совершить похоронное служение в районе, где работает другой пастор, вы должны действовать в тесном контакте с ним. Пусть пригласившая вас семья попросит своего пастора помогать вам.

Если же провести служение попросят вас, то вы должны обсудить все необходимые детали и спланировать похороны с учетом конкретных пожеланий членов семьи. Помните, однако, что распорядители похорон получают деньги именно за руководство многими из деталей ритуала. Не выполняйте чужую работу. Остерегайтесь давать слишком много советов. Людям следует принять собственные решения относительно выбора распорядителя похорон, стоимости похорон, места погребения и т. д. Пасторы, если их мнения спрашивают, обычно рекомендуют проводить похоронное служение в церкви. Оставайтесь в стороне от семейных ссор. Бывают случаи, когда родственники, воспользовавшись возможностью, приобретают несправедливые преимущества перед вдовой покойного, и тогда необходим мудрый пасторский совет.

Кто наделен правом проводить это служение. — Обычно для проведения похорон никакого удостоверения не требуется. В отсутствие служителя проводить похоронное служение может пресвитер. Однако делать это следует по рекомендации пастора. Помогать служителю — подать ему Библию или текст некролога, прочитать молитву и т. д. — может пресвитер или друг семьи.

В некоторых местах пастору или проводящему похоронное служение пресвитеру необходимо убедиться в наличии должным образом оформленного свидетельства о смерти, полученного от местных властей.

Служители Церкви адвентистов седьмого дня получают зарплату от десятины. Не в их обычае получать плату за совершение похоронного служения, за исключением, может быть, оплаты дорожных расходов, если они велики.

Прощание с телом. — Процедуру прощания с телом покойного следует признать уместной и нужной, поскольку она наглядно подтверждает реальность смерти. Не видя тела, некоторые убитые горем люди могут не верить в реальность ухода из жизни близкого человека. Прощание с телом почти обязательно вызывает слезы, но слезы очищают душу. Не пытайтесь приглушить боль, которую можно вынести: скорбь предшествует исцелению. Чем скорее появится боль, тем быстрее будет выздоровление.

Мудрость многих культур подтверждает этот факт. Иногда семью и друзей покойного приглашают для прощания с телом в похоронное агентство. В иных случаях прощание происходит дома. Иногда религиозная служба совершается у гроба покойного ежевечерне до самых похорон. Каким бы образом ни происходило прощание с покойным, это действие в любом случае оправдано. Смерть близкого человека необходимо увидеть лицом к лицу прежде, чем станет возможным исцеление от боли, вызванной его потерей.

Во время похоронного служения гроб с телом может быть выставлен открытым, чтобы пришедшие могли проститься с усопшим и выразить ему уважение. Затем гроб закрывается навсегда. После того, как покойный оплакан, похоронное служение обращается от выражений скорби к надежде, и не следует перебивать эту тему попытками взглянуть на ушедшего еще раз.

В некоторых культурах и общинах бытует мнение, что прощание с покойным является положительным переживанием. Там, где придерживаются подобных представлений, родные и близкие умершего во время погребальной службы сидят на первом ряду. По окончании обряда люди по очереди проходят мимо гроба, отдавая покойному дань уважения. После этого люди, хорошо знавшие покойного, подходят к его близким для того, чтобы пожатием руки, объятьем или словом ободрения выразить им свое сочувствие. Тогда прощание с умершим становится насыщенным переживанием для всей церковной семьи.

Примерный порядок совершения похоронного служения

Распорядитель похорон. — Распорядитель похорон руководит всем похоронным церемониалом. Служитель отвечает за религиозную его сторону. Религия — это ваша профессия. Профессия же распорядителя — похороны. Вам нет необходимости делать вид, будто вы все знаете о похоронах. Положитесь на опыт профессионала, особенно если вы приехали в новое для вас место. Даже представления о костюме, в котором пастору уместно появиться на траурной церемонии, в разных местах могут быть разными. Посоветуйтесь об этом с распорядителем. Похоронами занимается не один человек, а группа.

Приехать необходимо пораньше. Погребение — это единственное служение, которое редко начинается с опозданием. Кроме того, необходимо обговорить подробности ритуала с распорядителем похорон, музыкантами и своими помощниками.

Встреча с родными и близкими покойного. — Обычно родные и близкие покойного собираются в боковой комнате до начала похоронного служения. Попросите распорядителя похорон представить вас им, как только они соберутся. Напоминаем, что это не тот случай, когда нужно много говорить. Вам следует подумать, какие слова в данной ситуации будут наиболее уместными.

Постарайтесь понять, каково состояние чувств у ближайших родственников покойного? Преклоните колени и возьмите за руку вдову. Может быть, вы никогда прежде не видели всю эту семью в полном составе. Посмотрите, может быть, кто-то из них особенно растроган? Или похоже, что кто-то пришел, не имея христианского упования? Похороны — прекрасная возможность пробудить в человеке искру интереса к Благой вести, которую позднее можно будет развить. Многие из отошедших от христианства молодых людей впервые всерьез задумываются о вечном на похоронах родителей.

Начинающий проповедник может предположить, что родные и близкие всецело погружены в свое горе и это не позволяет им думать ни о чем другом. Встреча с ними непосредственно перед похоронами поможет вам узнать, что это не всегда так.

Если смерти предшествовала продолжительная болезнь, близким уже пришлось пережить много горя. Вполне возможно, что за время своей долгой неизлечимой болезни покойный сильно изменился, превратившись в неуживчивую и вздорную личность, и близкие могут испытывать облегчение от того, что любимый ими человек наконец-то обрел освобождение от своей боли. Бывает, что смерть приносит не столько скорбь, сколько облегчение.

Все эти обстоятельства оказывают влияние на предстоящее служение и на проповедь, которую вы намереваетесь сказать.

Порядок служения. — Простой порядок служения может выглядеть следующим образом.

1. Служитель входит, как только распорядитель похорон подаст знак.

2. Чтение Священного Писания и молитва. Для чтения Писания можно выбрать один из перечисленных ниже текстов или объединить несколько из них. Молитва включает в себя благодарность Богу за дарованную покойному жизнь, утешающие слова для скорбящих и выражение упования на вечную жизнь через Христа. Поскольку обычно на служении присутствуют и нехристиане, то совершающий молитву обычно встает, а присутствующие во время молитвы сидят.

3. Сольное пение или исполнение гимна. Пение общиной не совсем уместно, если многие из присутствующих сильно взволнованы.

4. Некролог. Семья покойного может пожелать подготовить некролог, хотя здесь иногда возникают определенные осложнения. Некролог может оказаться слишком длинным, неудачно написанным, либо неправдоподобно хвалебным. Смерть близкого человека оставляет у членов семьи чувство вины за то, что они недостаточно хорошо к нему относились. Нежелательно, чтобы это чувство вины побуждало к созданию некролога, изображающего покойного куда лучшим, чем его знали присутствующие.

5. Проповедь и молитва.

6. Сольное пение. Для исполнения следует подобрать такую песню, которая завершит служение выражением надежды и упования. Конец песни совершенно естественным образом является сигналом, передающим всю последующую церемонию в руки распорядителя похорон.

Пройдите к изголовью гроба. Если предстоит прощание с телом, оставайтесь там, пока мимо не пройдут все присутствующие и члены семьи. Ваше присутствие способно укрепить их больше, чем любые слова. Когда у распорядителя похорон все готово, вам надлежит идти перед гробом, пока он не будет установлен на катафалк. Общепринято, что с этого момента вы не должны отходить от гроба до самого погребения. Вполне вероятно, что распорядитель похорон порекомендует вам сесть либо в катафалк, либо в машину, возглавляющую похоронную процессию.

Проповедь. — Общие принципы. Проповедь на похоронах:

1) должна основываться на Библии и иметь своим центром мысль о Христе;

2) должна быть краткой примерно пятнадцать минут;

3) не должна быть богословским исследованием, поскольку доказательства и изощренные логические построения в такой момент неуместны;

4) должна включать в себя благодарность за земную жизнь и выражение надежды на жизнь грядущую.

В вашем архиве обязательно должна быть хотя бы одна папка с проповедями для похоронного служения. Постоянно пополняйте ее записями тезисов, которые можно развернуть в погребальную проповедь. В двух вещах вы можете быть полностью уверены: проповеди на похоронах вам придется читать обязательно и очень часто времени на подготовку у вас будет очень мало.

Проповедь должна быть конкретной. Погребальная проповедь должна говорить не о смерти вообще, но об этой конкретной смерти. Вы облегчите себе задачу и сумеете подготовить проповедь в кратчайшие сроки, если, подождав, пока соберутся хотя бы некоторые члены семьи, вы обратитесь к ним с просьбой рассказать вам о покойном. Расспросите о его работе, о друзьях, об увлечениях, о чертах характера.

Изберите одну-две черты, которые известны всем и особо выделите их в своей проповеди. Женщина даже самого недоброго нрава могла быть хорошей матерью. Человек, не блиставший никакими способностями, мог быть замечательно верным. Может быть, семья поведает вам множество историй о достоинствах того, кого они любили. Лучшие изэтих рассказов послужат прекрасной иллюстрацией того, о чем вы будете говорить в проповеди.

Говоря о покойном, постарайтесь быть реалистом. Присутствующие слишком хорошо знали его. Если им не покажется достоверным то, что вы сказали об усопшем, они не примут на веру и сказанное вами о Христе.

Попросите, чтобы вам показали Библию покойного. Таким образом вы можете многое узнать о его молитвенной жизни. Посмотрите, какие в ней подчеркнуты тексты, стихи, высказывания и т. д. Можно даже читать проповедь, пользуясь Библией покойного.

Ни в коем случае не высказывайте предположения о том, что умерший погиб навеки. Но если этот человек не был христианином, не говорите также и о том, что он спасется. Лучше остановитесь на том, как Бог любит его, сказав, что Божьи руки — самые надежные, что это самые любящие руки, готовые принять умершего. Расскажите о стремлении и готовности Бога спасти всех. Обратитесь к живущим, говоря им, что посредством Христа все присутствующие могут обрести надежду на жизнь после смерти.

Тексты Писания. — Ниже перечислены тексты, которые вы можете использовать для чтения из Писания и для темы своей проповеди.

Иов. 14:1, 2, 14, 15 «Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ»;

Пс. 22 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной»;

Пс. 26. «Надейся на Господа, мужайся; и да укрепляется сердце твое»;

Пс. 45 «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах»;

Пс. 89 «Господи! Ты нам прибежище в род и род»;

Пс. 90:1, 2 «Живущий… говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»»;

Пс. 120 «Помощь моя от Господа»;

Ис. 33:15-17, 24 «И ни один из жителей не скажет: «я болен»»;

Ис. 35:3-10 «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся … а печаль и воздыхание удалятся»;

Ис. 40:28_31 «А надеющиеся на Господа обновятся в силе»;

Ис. 43:1, 2 «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою»;

Ин. 14:1-6 «Приду опять и возьму вас к Себе»;

Рим. 8:14-39 «Любящим Бога… все содействует ко благу»;

1 Кор. 2:9, 10 «Не видел того глаз, не слышало ухо»;

1 Кор. 15:20-26 «Последний же враг истребится — смерть»;

1 Кор. 15:51-55 «Смертному сему (надлежит) облечься в бессмертие»;

Флп. 3:20, 21 «Наше же жительство — на небесах»;

1 Фес. 4:13-18 «Дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды»;

1 Фес. 5:1-11 «Чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним»;

Евр. 4:14-16 «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах»;

2 Петр. 3:8-14 «Не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»;

Откр. 7:15-17 «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать»;

Откр. 14:13 «Блаженны мертвые, умирающие в Господе»;

Откр. 21:1-4 «И отрет Бог всякую слезу с очей их»;

Откр. 22:1-5 «И узрят лице Его».

К похоронам ребенка

2 Цар. 12:16-23 Скорбь Давида. «Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне»;

Мк. 10:13-16 «Ибо таковых есть Царствие Божие… И … возложил руки на них и благословил их».

К похоронам молодого человека

Еккл. 11:6-10 «Веселись, юноша, в юности твоей»;

Еккл. 12 «И помни Создателя твоего в дни юности твоей»;

Лк. 7:11-15 (Сыну вдовы в Наине) «Юноша! тебе говорю, встань!»

К похоронам достопочтенной женщины

Притч. 31:10-31 «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов»;Мф. 26:10-13 «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала»;

Деян. 9:36-42 «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь».

К похоронам человека преклонного возраста

Быт. 5:24 Енох. «И не стало его, потому что Бог взял его»;

Быт. 15:15 «И будешь погребен в старости доброй»;

Мф. 11:28 «И Я успокою вас»;

2 Тим. 4:6-8 «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».

Примерный порядок совершения служения у могилы

Если погребальный ритуал включает в себя отдание воинских почестей, следует согласовать свои действия с воинским начальником. Поощряйте их первыми совершить свое служение. Такие служения часто заканчиваются заключением о бессмертии души и присутствующие адвентисты чувствуют себя неуютно, если последнее слово над дорогим сердцу человеком было сказано о его/ее пребывании в раю.

Если возможно ухудшение погоды, то на кладбище следует прийти подготовленным. Возьмите с собой кусочек полиэтиленовой пленки, чтобы завернуть в нее Библию, если придется читать в дождь или в снег.

Пока несущие готовятся перенести гроб от катафалка к могиле, стойте рядом. Узнайте у распорядителя, каким путем понесут гроб к могиле и где будет голова покойного.

К месту погребения вам следует идти впереди гроба. Нельзя наступать на другие могилы. Встаньте у изголовья могильной ямы. Подождите, пока распорядитель похорон не подаст сигнал к началу служения. Будет ли звучать музыка, определяется местными обычаями и пожеланиями семьи покойного.

Краткое прощальное служение (неформальное). — Собственно религиозная часть ритуала должна быть очень краткой. Вполне возможно, что уже было служение в церкви. Люди находятся в угнетенном душевном состоянии, им приходится стоять. Погода не всегда благоприятна. Краткое прощальное слово может состоять лишь из чтения Писания и молитвы.

Чтение Писания. Наилучшим текстом для чтения у могилы является Первое Послание к Фессалоникийцам, 4:13-18: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами».

Другой уместный для этого служения текст-Первое Послание к Коринфянам, 15:51-55.

Молитва. Молитва должна завершаться жизнеутверждающе — обращением к присутствующим, призывающим их жить так, чтобы, когда придет смерть, они могли бы встретить ее, имея безусловную надежду на последующую жизнь через Христа.

Краткое прощальное служение (формальное). — Если вас просят совершить формальное служение, лучше всего сделать это после чтения Писания к перед молитвой. Связанные с погребением обычаи чрезвычайно разнообразны. В некоторых случаях служитель во время похоронного ритуала бросает на гроб горсть земли или лепестки цветов. Согласно другим же обычаям, слова «Все произошло из праха, и все возвратится в прах» слишком грубо напоминают о том, что телу предстоит разложиться, поэтому бросать на могилу горсть земли или лепестки не следует.

Пример прощального слова над телом христианина:

«Бог в Своей бесконечной любви и премудрости позволил нашему дорогому брату (сестре) почить во Христе, и мы с любовью предаем его (ее) тело земле [ибо «взятое из земли в землю возвратится и сотворенное из праха возвратится в прах»] в уверенности и безусловной надежде на радостное воскрешение, когда Господь наш возвратится во славе. Тогда нынешнее униженное тело преобразится и уподобится Его славному телу, поскольку Своими могущественными деяниями Он способен все сущее уподобить Себе».

Пример прощального слова над телом нехристианина:

«Бог в Своей благости и по провидению Своему позволил нашему дорогому другу (брату/сестре) снять с себя бремена этой жизни, поэтому мы с любовью предаем его (ее) тело земле [ибо «взятое из земли в землю возвратится и взятое из праха возвратится в прах»], памятуя, что все сущее пребывает в руках нашего вечного любящего и сострадающего Отца и что Господь обещал жизнь вечную всем любящим Его».

После служения. — Сразу же после молитвы и окончания служения подойдите к близким погребенного и кратко выразите им свое сочувствие. Если ваша супруга присутствует и считает удобными присоединиться к вам, пусть присоединяется. Тогда ваше сочувствие обретет особую сердечность, столь важную в такие моменты.

Не спешите уйти. Используйте возможность неофициально познакомиться с людьми, которых вы, может быть, никогда не увидите в церкви. Когда члены семьи начнут покидать кладбище, вы можете быть свободным.

Дополнительные рекомендации

Погребение, предшествующее похоронному служению. — Бывает так, что вначале происходит погребение, а затем похоронный обряд, например, в узком кругу одних лишь членов семьи. С кладбища члены семьи направляются в церковь, где и проходит публичное служение. Гроб с телом уже предан земле. Смерть, образно говоря, похоронена. В этом случае центральной темой служения следует сделать радость жизни, а не скорбь смерти.

Участие аудитории. — Неформальная атмосфера служения позволяет служителю предложить присутствующим: «Вы собрались здесь, поскольку знали и любили. Каждый из вас хранит в своей душе какие-то воспоминания, связанные с ним (ней). Если можно, я просил бы вас вкратце поделиться ими со всеми присутствующими».

Кремация. — Скорее всего, кремация как способ обращения с умершими будет приобретать все большее и большее распространение. Кремация возлагает на семью не столь тяжкое финансовое бремя, как предание усопшего земле. В густонаселенных районах все труднее найти место для захоронения.

Адвентисты седьмого дня не имеют никаких возражений богословского характера против кремации. Мы полагаем, что материя, из которой при жизни состоял человек, не играет для Бога никакой роли, подобно тому, как предсуществование материи не имело для Него никакого значения во время творения. Однако кремации могут препятствовать местные обычаи и позиция местной общины.

Служение для скорбящих

Вот шесть рекомендацией относительно того, как лучшим образом помочь находящимся в скорби родным и близким покойного.

1. Будьте рядом с ними. — Врачи знают, что после родов у молодой матери может быть депрессия и упадок сил. Служители должны знать, что подобное же состояние может возникнуть и у близких усопшего после похорон. Уровень адреналина в крови падает, момент первого потрясения прошел, люди разошлись. Во время похорон самой острой была боль утраты. А потом наступает боль одиночества. Спустя несколько дней после погребения депрессия может оказаться более глубокой, чем до него.

К сожалению, общество и даже церковь зачастую упускают это из виду. Людям выражают сочувствие на траурной церемонии, впоследствии забывая о них. Будучи профессионалом, пастор должен учитывать эту печальную закономерность и осознавать, что на похоронах утешение для скорбящих лишь начинается и должно продолжаться на протяжении еще многих месяцев после утраты. Поясняйте общине важность длительной и постоянной помощи людям, потерявшим близкого человека.

Вскоре после похорон придите в дом, понесший утрату, с пасторским визитом. В качестве подарка принесите пленку с записью погребального служения.

В рабочем календаре следует делать соответствующие пометки, напоминающие о необходимости посылать ободряющее письмо в каждую годовщину смерти.

2. Проявляйте терпение. — Преодоление утраты требует долгого времени. Такие явления, как бессонница, беспокойство, страх, гнев, погруженность в себя и в свои печальные размышления, могут с большей или меньшей интенсивностью продолжаться год или даже дольше. Нереалистичное ожидание, что перенесшие утрату будут в состоянии «просто забыть об этом» может оставить у них ощущение беспокойства и вины и еще более затруднить процесс заглаживания раны.

Проявляйте терпение к тем скорбящим, которые гневаются на Бога. Гнев — естественная часть боли утраты. Хотя гнев на Бога, Который мог бы предотвратить смерть, несправедлив и носит, как можно надеяться, временный характер, но это чувство можно считать вполне естественным.

3. Выслушайте. — Возможность выговориться представляет собой действенное средство исцеления и снятия эмоционального напряжения. Может быть, скорбящему неловко делиться с кем-то своей болью; может быть, он даже предпочел бы остаться один, но разделить свое горе — значит сделать шаг к его преодолению. Друзья такого человека в своих беседах могут избегать темы смерти. Служитель этого делать не должен. Спросите у скорбящего: «Вы не хотели бы рассказать мне об этом?» или «Расскажите мне о том, что вы чувствуете?»

Реально человеку, потерявшему кого-то из близких, нравится говорить о своей утрате, если вы его к этому поощрите. Рассказ пробуждает дорогие его сердцу воспоминания. Человек не будет смущаться, если вы покажете, что рассказ об умершем вам небезразличен.

Христианская вера несет с собой великое утешение и надежду для скорбящего. Вы, однако, сможете принести больше пользы, если не будете говорить переживающему горе о том, что должна дать ему вера, но будете просто слушать и наблюдать ее воздействие на этого человека.

4. Не поощряйте стремления подавить горе. — Некоторые христиане, потеряв близкого человека, полагают, что им не подобает долго скорбеть. Поэтому они стремятся подавить горечь утраты. Другие же просто хотят уйти от боли. Но верна старая истина, которая говорит, что не пережив боль, не одолеешь утрату. Конечно, воспоминания важны и дороги. Однако, в определенном смысле люди должны распрощаться с прошлым прежде, чем смогут обрести способность вновь радоваться настоящему или с надеждой смотреть в будущее.

Не упускайте из виду такие признаки стремления подавить горе, как нежелание говорить о смерти, неспособность расстаться с личными вещами покойного и систематическое употребление медикаментозных средств с целью снять депрессию.

5. Поощряйте активность. — Скорбь утраты естественна. Пережить ее необходимо. Но бывает и так, что человек всецело погружается в свою боль. Пережившие потерю люди по возможности должны выполнять какие-то повседневные обязанности, направленные на помощь другим.

Началом такой работы может быть содействие другим людям, пережившим подобную ситуацию. Например, вдовы могут создать группу поддержки, а в дальнейшем выполнять какие-то поручения для церкви.

6. Примиритесь с мыслью о собственной смерти. — Христиане в целом и христианские проповедники в частности имеют верования, дающие им могущественную поддержку в тех ситуациях, когда они сталкиваются со смертью. Но это вовсе не означает, что вы осознали неизбежность собственной смерти и примирились с ней в полной мере. Однако, пока вы не сделаете этого, вы никогда не сможете спокойно воспринимать смерть, и ваша помощь людям, потерявшим близких, будет носить ограниченный характер.