Глава 2. Воспитание духовности

Призвание к служению есть прежде всего призвание к духовности. Это не тяжкая обязанность, но огромное преимущество.

Духовность индивидуальна. Человек должен состояться как личность, прежде чем приобретет возможность влиять на других. Духовность — это ответ на побуждение, исходящее от Бога, но никак не то, что мы получаем в результате собственной активности. Она побуждает нас сделать центром нашей жизни Христа. Именно Он становится воплощением любви в нашей жизни.

Главенство духовности

На стене комнаты для личной молитвы в одной семинарии было начертано такое обращение к будущим проповедникам: «Есть дело, которому вы обязательно должны научиться. Любое иное вы имеете возможность оставить незавершенным, но не завершить это вы не можете, поскольку в таком случае ваша работа остановится и не будет двигаться вперед. Вы должны научиться уединяться и молиться».

Почему духовность столь важна для пастора?

Значение духовности для пастора как руководителя. — «Поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла» (Песн. П. 1:5). Это один из самых печальных текстов в Писании. Для того чтобы обновилась ваша церковь, вы должны сами пережить обновление. Вы не сможете влиять на других до тех пор, пока не произойдут перемены в вас. Если вы истинный пастор, то должны взывать: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12).

Служение, не имеющее духовного начала, низведется до использования на практике приемов психологического воздействия, организационных методов и руководящих указаний. Реальную силу служению дает духовность, а духовность основывается на личном общении с Иисусом. Степень доверия к вам как к руководителю будет возрастать по мере того, как вы будете раскрывать красоту Спасителя, отвечающего на наши чаяния и дающего ответ обществу, впавшему в безумие самореализации и поиска возбуждающих событий и впечатлений.

Значение духовности в деле приобретения душ. — Ваша работа не будет иметь силы, если вы не выделите время для ежедневного изучения Библии и молитвы. «Причина столь незначительных результатов работы наших пасторов кроется в том, что они не идут вместе с Богом. Он на день пути опережает большинство из них» («Свидетельства», т. 1, с. ориг. 434).

Главнейший секрет успеха в приобретении душ в следующем: надо знать Иисуса и уметь представлять Его людям. Он обещал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Значение духовности в проповеди. — Сегодня слишком часто с кафедры звучат проповеди, более приличествующие психологу, чем служителю Евангелия. Они редко когда запечатлеваются в душе — чаще их сразу же забывают. Если вы стремитесь к тому, чтобы проповедь Евангелия влияла на вашу общину самым могущественным образом, то звучать она должна из уст либо выдающихся проповедников, либо людей, обладающих необычайной духовной силой.

Подготовка проповеди сама по себе требует времени для изучения Библии и молитвы. Не пытайтесь донести до других то, чем не напиталась ваша душа. Но это еще не все. Определенное время, отводимое молитве, должно быть уделено и познанию Иисуса для себя лично, а не только ради того, чтобы поделиться Им с другими.

Значение духовности для ободрения самого пастора. — Заботой пастора, если определять это, исходя из всей полноты и единства пасторского служения, должно быть провозглашение Слова Божьего применительно к жизненным ситуациям. Но служитель сам также нуждается в заботе пастора. Он также должен слышать Слово Господа, обращенное к нему лично.

Кто является пастырем для пастора? Им может быть секретарь пасторской ассоциации, коллега или жена. Но иногда более всего необходимо прислушаться к Богу, побеседовать с Ним и дать Ему возможность быть вашим Пастырем.

Преграды для обретения духовности

Можно назвать пять обстоятельств, препятствующих духовному росту пастора.

1. Недостаток уверенности. — Вряд ли кто-либо стал пастором, не пережив моментов сильного духовного подъема. Но в успехе кроется опасность, о которой предостерегает Елена Уайт: «Когда люди добиваются успеха в какой-либо области работы для Бога, возникает соблазн полагаться на человеческие силы и возможности. Тогда человек начинает меньше молиться и меньше верить. Подобно ученикам, мы подвергаемся опасности пренебречь нашей зависимостью от Бога и искать спасения в своей деятельности. Мы должны постоянно взирать на Иисуса, сознавая, что все совершается по Его воле. Хотя нам надлежит ревностно трудиться для спасения заблудших, необходимо также уделять время размышлениям, молитве, изучению Слова Божьего. Только труды, сопровождающиеся усиленной молитвой и освященные заслугами Христа, в конце концов принесут пользу» («Христос — надежда мира», с. ориг. 362).

А может быть, вы просто ощущаете, что у вас нет близких отношений с Богом, что вы утратили веру в свою способность поддерживать со Христом истинно близкие отношения. Может быть, вы забыли о том, что Бог искренне желает слушать вас. Если в детстве вам повезло и у вас были любящие родители, тогда вспомните, как они всегда были готовы выслушать вас! То же самое ощущает и ваш Небесный Отец.

Из уст Иисуса прозвучало обетование: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Ничто не мешает вам насытиться, кроме недостаточности собственного голода и собственной жажды. «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

2. Нехватка времени. — Пасторам всегда не хватает времени. О планировании работы мы поговорим ниже, однако проблема времени, в сущности, вопрос приоритетов. Если вы считаете время, отводимое молитве, важным, вы найдете время для этого. Если не считаете так, то и не найдете.

Иисус наставлял: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Нет ничего необычного в том, что мы ищем Царство Божье. Почти каждый делает это — иногда. Ищущие же его постоянно и прежде всего встречаются редко, даже среди проповедников. Выделите для своих размышлений в молитве наиболее продуктивную часть дня. Утомленный разум способен лишь на формальную молитву.

3. Отсутствие уединенности. — Для личных размышлений в молитве нужно выделить такое время и место, где вам не помешают ни телефон, ни даже семья. Лишь оставаясь наедине с Богом, мы перестаем играть ту или иную роль и полностью раскрываемся, обнажая свои истинные цели и устремления.

«Все, кого учит Господь, нуждаются в часе покоя для размышления и исследования собственного сердца, для общения с природой и Богом… Каждый из нас должен лично слышать Его голос, обращенный к сердцу. Когда смолкают все посторонние голоса и мы в тишине замираем в ожидании перед Богом, молчание души делает голос Бога более отчетливым» («Служение исцеления», с. ориг. 58).

Идеальным вариантом было бы определить себе для этой цели один день в месяц, когда вы могли бы всецело отдаться размышлениям о Боге и своих отношениях с Ним.

4. Недостаточное следование своему плану. — Если вы пообещали проводить свое свободное время с Богом, то дьявол приложит все усилия к тому, чтобы у вас такового не было. Без четкого планирования своего дня вряд ли вы позволите себе много времени для личного общения с Богом. Учитывая, что работа пастора полна неожиданностей, ваш план, безусловно, должен обладать и достаточной гибкостью.

Секрет духовной силы Даниила состоял в его жизни, исполненной молитвы веры. А один из секретов его жизни в молитве заключался в четком следовании порядку — три молитвы в день (см. Дан. 6:10). Даже царский указ не мог нарушить его распорядок.

Договоритесь о встрече с Богом. Откуда может возникнуть уверенность, что такая встреча состоялась? Прежде всего, назначая встречу с каким-либо человеком, вы для себя обычно помечаете время, на которое она назначена. А вы отмечаете где-нибудь свои планируемые встречи с Богом? Во-вторых, если встреча с человеком не состоялась, вы обычно выбираете для этого другое время. А назначаете ли вы другое время для несостоявшихся встреч с Богом?

Молитвенный кружок, который собирается раз в неделю или раз в месяц, предоставит вам возможность поделиться своим духовным опытом наравне с другими. Кроме того, общение с братьями и сестрами даст вам возможность поделиться своими планами духовного роста. И перед ними вы несете ответственность в следовании своему плану.

5. Недостаточная дисциплина. — Духовный рост обязывает к самодисциплине. Все значимое требует напряжения сил.

Принципы жизни в молитве, содействующие духовному росту

Как вы проводите время, отведенное молитве? Какие принципы общения с Богом обеспечивают действенность молитвы? Перечислим некоторые основные принципы.

Сосредоточенность на непосредственном общении с Богом. — Молитва не самоцель. Важно не то, что вы уделили молитве определенное время или прочитали определенное количество страниц Писаний, и не то, что появилось ощущение согревающего вас внутреннего тепла. Самое важное — это обретение ощущения непосредственного общения с Богом, чувства дружеского влечения к Нему. В этом была суть молитвы для Иисуса: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Истинная духовность обращена не к человеку самому, но к Богу. Она дает вам знание не только о том, что вы прощены, но и о том, что простил вас Бог; не только о том, что вам предстоит предстать на суде, но и о том, что Судья — Он; не только о том, что вы можете попасть на небеса, но и о том, что, когда вы попадете на небо, ваш Друг будет там.

Ваша сосредоточенность на близости со Христом должна подкрепляться ведением. Жизнь в молитве должна включать в себя как знания, так и чувства. И это ощущение основанной на знании дружбы вы должны сохранять, отдаваясь повседневным заботам. Сохраняйте разум открытым для Бога в течение всего дня. Ощутите Его водительство, примите то, что Он вам говорит. В этом смысл наставления: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).

Чтение. — Чтение помогает питать чувство близости к Богу. Прежде всего обращайтесь к Библии. Попробуйте такой способ: прочтите определенный текст из Писания, а затем запишите те мысли, которые вызвал у вас данный отрывок. В круг вашего чтения должны быть включены и произведения христианской классики, в которых так много внимания уделено духу молитвы.

Размышление. — Любая грань между молитвой и размышлением достаточно условна. Молитва — это когда вы говорите; размышление — когда вы слушаете. Размышлением вы приглашаете Бога поведать вам о вас. Попросите Его помочь вам увидеть истинные мотивы вашего служения, вашей повседневной работы. Как желает Он использовать вас сегодня? Какая из задач, стоящих перед вами сегодня, первостепенна? Какие именно недостатки вашей духовной природы Он желает помочь преодолеть вам сегодня?

Размышление поможет сосредоточить ваше внимание на помыслах о Боге. «Всем нам было бы очень полезно каждый день проводить один час в размышлении о жизни Христа. Мы должны изучать ее во всех деталях, представляя себе каждый эпизод, а особенно заключительные события. Итак, если мы сосредоточим свое внимание на Его великой жертве за нас, то наше доверие к Нему будет постоянным, наша любовь — живой, и мы глубоко проникнемся Его Духом» («Христос — надежда мира», с. ориг. 83).

Молитва хвалы. — Молитва должна начинаться с хвалы Богу. Чаще всего наши молитвы содержат просьбы к Богу и реже — нашу благодарность Ему за то, что Он уже для нас сделал. Из описаний жизни Иисуса мы можем многое постичь относительно важности и действенности молитвы. Он молился рано утром (Мк. 1:35). Он проводил в молитве ночи напролет (Лк. 6:12). Иногда Он прерывал Свое служение для того, чтобы помолиться (Лк. 5:16). Сила служения Иисуса основывалась на Его жизни, исполненной молитвы (Лк. 3:21,22). Молитва помогала Ему готовиться к самому мрачному часу в Его жизни (Мф. 26:36-46).

Молитва покаяния. — Ни о чем не просите Бога, не покаявшись и не предав себя Ему всецело. Личная молитва не должна быть повторением молитвы общей, которая служит общим нуждам. Молитва покаяния должна быть в высшей степени личной, обнажающей и конкретной.

Ходатайственная молитва. — Павел наставлял молодого служителя Тимофея: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1).

Всякий раз, когда вы хотите вознести особую молитву за определенного человека или разрешение определенной проблемы, записывайте вашу просьбу на карточку, и пусть эти карточки будут с вами во время вашей личной молитвы. Если вы человек слова, то ваше обещание ежедневно молиться за кого-то или за что-то побудит вас именно к тому, что вам необходимо делать: вы не сможете пренебрегать ежедневной молитвой.