Глава 40. Приход в общину нового пастора

Адвентисты седьмого дня воспринимают как обычное дело приход в общину нового пастора. В результате новым пасторам самим приходится пробивать себе путь, завоевывая уважение своей церковной семьи. В нашей Церкви уделяется мало внимания налаживанию тесных связей между новым пастором и его паствой.

Трудности, связанные с переходом на новое место служения

Переход семьи пастора из одного округа в другой может порождать ожидания и энтузиазм как в семье пастора, так и в общине. Перемена места служения может оказаться также делом не только деликатным, но и трудным. И это обязательно сопровождается грустными переживаниями.

Переживания для общины. — Потеря супруга в результате развода может порой иметь более разрушительные последствия, чем утрата вследствие его смерти, поскольку при разводе любимый избирает уход добровольно. В результате оставленный человек ощущает себя отвергнутым, а это вызывает чувство гнева. Подобным же образом, когда пастор принимает решение перевестись из одного округа в другой, община ощущает некоторое чувство печали, отверженности и обиды: «А мы чем нехороши?», «С чего бы нашему пастору оставлять нас?», «Любовь к предыдущему пастору принесла мне чувство обиды. Я не хочу любить нового пастора, чтобы не испытать снова боли разочарования».

Если ушедший пастор сделал это не по своему желанию, но по произвольному решению конференции/миссии, то община может испытывать чувство обиды на конференцию и не принимать пришедшего ему на смену. Если ушедший пастор не пользовался уважением в церкви, то община может испытывать чувство недоверия по отношению ко всем служителям. Люди склонны противиться переменам — особенно люди консервативные, а именно они и составляют значительную часть в большинстве общин. Новый пастор неизбежно олицетворяет перемены. Поэтому возникает искушение отвергнуть нового пастора и сопротивляться всему, что он принес.

Переживания для семьи пастора. — В семьях пасторов куда больше оснований для переживаний, чем в семье церковной. Семья пастора уже пустила корни на старом месте — и это особенно касается жены и детей. Они переезжают в новый город и в незнакомый дом, испытывая при этом финансовые и социальные затруднения. Детям придется идти в другую школу. Жене предстоит вновь искать работу.

И самое главное — пасторской семье приходится оставлять своих друзей. Если община грустит об утрате одной семьи, то семья нового пастора грустит обо всех своих друзьях в округе, откуда ей приходится уезжать.

Все это дополняет те различные проблемы, которые несет с собой смена пасторов.

Как облегчить трудности перехода

Вот несколько рекомендацией относительно того, как облегчить трудности, связанные с переходом пастора на новое место служения.

Похороните старое. — Необходимо постараться забыть старое прежде, чем станет возможным принять новое. Община может выразить вам свою признательность, высказав сожаление об уходе пастора на хорошо продуманной церемонии прощания и в присутствии как можно большего числа прихожан.

Адвентистское богословие учит тому, что мертвые не возвращаются! Будучи «похороненными» с любовью, пасторы в общем-то не должны возвращаться на место своего бывшего служения. Как бы ни было это болезненно, но семьям пастора следует обрывать все связи в бывшем районе служения.

Не торопитесь с заменой. — Кому-то может показаться, что новому пастору нужно приступать к исполнению своих обязанностей сразу же после отъезда предыдущего проповедника. Однако исследования показывают, что в целом проходит около трех месяцев, прежде чем община будет готова принять нового пастора. Этот перерыв дает возможность членам церкви мысленно расстаться с семьей прежнего пастора. Помимо того, это дает безынициативным рядовым служителям неповторимую возможность активизировать свою деятельность. А тем временем в общине зреет убежденность в необходимости иметь пастора. [Вывод: даже пастору, ушедшему на пенсию, нежелательно оставаться в этой церкви.]

Программа церковной работы должна соответствовать способностям нового пастора. — Нет такого пастора, который был бы хорош во всем. От пастора ожидают слишком разнообразных и многочисленных способностей. Например, с одной стороны община ожидает, что пастор должен быть сильным богословом и библейским проповедником. А это предполагает любовь к чтению и уединению, дающему возможность для занятий. С другой же стороны, от пастора ждут, что он должен совершать посещения, продвигать вперед церковную работу и умело консультировать. Но, для того чтобы удовлетворять всем этим ожиданиям, необходимы два противоположных типа личности — замкнутый и общительный. Нет пастора, в котором бы могли превосходно сочетаться эти оба типа.

Если община не даст пастору возможности сконцентрироваться на том, в чем он силен, то служителю неизбежно придется тратить большую часть времени на занятия несвойственными ему и нелюбимыми делами. Это не только отрицательно скажется на работе — церковь лишится того, что пастор потенциально мог бы ей дать.

Следует ли новому пастору немедленно осуществлять решительные перемены в организации служения в своем округе? Зачастую стремление общины помочь организовать работу по-новому наиболее сильно чувствуется в период ее «медового месяца» с новым пастором. Однако, не зная в достаточной степени своего нового округа, новый пастор вряд ли в состоянии определить, какие именно перемены необходимы.

Для того чтобы нащупать «золотую середину», начинать следует с оценки. Ознакомьтесь с историей церкви, ее нынешним состоянием и нуждами на будущее. Расскажите общине о себе, упомянув как о сильных сторонах, так и о слабостях. Как можете вы обвинять общину в недостаточной поддержке, если не рассказали ей о том, какой именно стороной служения вы предпочитаете заниматься, что делаете лучше всего, а что вам менее всего нравится? Не бойтесь признавать свои слабости. Все равно они обнаружатся. А многое простится, если люди узнают, что вы также осознаете свои слабые стороны.

Библия уподобляет Церковь телу. «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4, 5). Пасторы должны оставить все попытки выдавать себя за олицетворение всего тела. Они являются лишь частью его. Когда одна из частей тела слаба, эта слабость возмещается за счет других частей. Когда, например, глаза не видят, обостряются слух и осязание, чтобы компенсировать этот недостаток. Подобным же образом, когда пастор слаб в выполнении какой-то задачи и естественным было бы критиковать его, — по-христиански следует восполнить эту слабость.

Подобно тому, как Аарон и Ор поддерживали руки Моисея (Исх. 17:12), руки пастора должны поддерживать пресвитеры. Им следует возглавить изучение того, что необходимо осуществить церкви, что лучше всего в этом плане можете сделать вы, новый пастор, и каких вопросов вам касаться не следует. Они должны определить ваши сильные стороны и дать вам возможность в наибольшей мере реализовать их. Пресвитеры должны содействовать вам в препоручении конкретных полномочий, которые выходят за пределы ваших возможностей, тем членам общины, которые обладают для этого необходимыми способностями.

В теории это выглядит просто и красиво, однако на практике все может быть совсем иначе. Вам может показаться, что самой серьезной проблемой в новой общине будет выявление людей, способных выполнять ту работу, которой ранее занимался пастор. Но на деле все может выглядеть совсем не так. Одна из причин нежелания наиболее способных людей общины брать на себя ответственность за какие-то участки работы может скрываться в другом — в нежелании пастора расстаться со своими полномочиями. Потому что лишь слабые либо неразумные руководители возьмут на себя ответственность за выполнение работы, не получив в то же время необходимых полномочий.

Будучи пастором, вы являетесь главным руководителем общины. Но следует преодолеть свое желание контролировать все области церковного служения. Признать свою слабость в некоторых областях и доверить их другим людям — нелегкая задача для большинства пасторов.

Служение приветствия нового пастора. — Конференция/миссия и община должны постараться сделать служение приветствия нового пастора знаменательным событием. Как свадьба представляет собой важный символический акт публичного образования новой семьи, так и служение приветствия является для пастора важным символическим актом публичного начала нового пасторского служения.

Сложность, однако, заключается в том, что невеста может планировать собственную свадьбу. Пасторы же не могут планировать служение вчесть своего прихода в новую общину. Это должны взять на себя пресвитеры и работники конференции/миссии. Пресвитерам и другим служителям общины не следует организовывать такое служение самостоятельно, поскольку пасторы нанимаются и назначаются конференцией. Работники конференции также не могут проводить это служение самостоятельно, поскольку это означало бы, что они своим административным авторитетом навязывают пастора общине. Община есть церковная семья. Обычно представитель конференции в эту семью не входит и поэтому вряд ли имеет право приветствовать нового пастора от ее имени.

Слишком часто бывает так, что представитель конференции/миссии лишь кратко представляет семью нового пастора во время утреннего субботнего богослужения, после чего церковь организовывает в качестве приветствия только светский праздничный обед. Куда лучше провести официальное духовное служение приветствия общиной нового пастора. В определенных ситуациях на него можно пригласить пасторов и членов других церквей, расположенных в этом же округе.

Служение приветствия нового пастора

Идеально, если служение приветствия будет частью субботнего богослужения, когда в церкви присутствует большинство членов общины. Предлагаемый ниже вариант служения дает возможность представить всех членов семьи пастора. Конечно, не всем пасторским семьям подобное публичное представление будет по душе, но необходимо найти какую-то приемлемую возможность поприветствовать всю семью. Чаще всего не сам пастор, а именно члены его семьи ощущают себя нежеланными в новом округе.

Представление работника конференции/миссии. — Старший пресвитер должен представить работника конференции, который скажет несколько слов о семье нового пастора.

Сообщение представителя конференции. — Представитель конференции должен объяснить цель данного служения, помочь наладить отношения между церковью и пасторской семьей и посвятить новую пасторскую «команду» на служение общине. Служитель конференции должен также представить каждого из членов семьи пастора и вкратце рассказать о нем. В качестве другого варианта работник конференции может преподнести пастору поднос, на котором горит столько свечей, сколько церквей в его округе. Затем он призывает пастора поддерживать яркость горения свечей и содействовать их умножению.

Приветствие пресвитера. — В своем приветствии пресвитер говорит от имени общины. Всех членов семьи пастора можно пригласить подняться на сцену (в этом случае жена пресвитера может особо поприветствовать супругу пастора). Детей пастора могут приветствовать ребенок, руководитель, ведающий делами молодежи, или учитель церковной школы.

Литания

Пресвитер: Сегодня мы собрались для того, чтобы открыть новую главу в истории нашей церкви — начало служения нового пастора.

Община: Мы получили дары от Бога, Который обеспечил нас всем для служения и дал нам нового пастора, чтобы руководить нами, обучать и ободрять нас.

Семья пастора: Мы пришли с желанием служить вам в возвышении Иисуса Христа, чтобы возрастать вместе с вами.

Община: Ведите нас по стезе Божьей.

Семья пастора: Вступая в церковную семью, мы рассчитываем на вашу любовь.

Община: Мы принимаем вас в свою семью и раскрываем для вас свои сердца.

Представитель конференции (обращаясь к пастору): Бог поставил перед вами задачу возглавить этих людей в их приготовлениях к скорому пришествию нашего Господа Иисуса Христа.

Пастор: Я принимаю эту ответственность. В присутствии Божьем я обязуюсь сделать все возможное для того, чтобы всегда возвышать Господа.

Представитель конференции: Перед вашей церковью стоит задача возвещать Евангелие в своей округе.

Община и пастор: Мы принимаем поручение жизнью и служением являть живого Христа.

Все вместе: Перед Христом и друг перед другом мы обязуемся прежде всего иметь перед собой Христа, искать водительства Его Духа и совместно трудиться для приближения Его пришествия.

Молитва утверждения нового пастора на служение. — Семья пастора стоит лицом к общине. По одну сторону от них стоит представитель конференции, по другую — старший пресвитер. Можно пригласить других пресвитеров и служителей пройти .вперед и образовать живую цепочку между стоящими на возвышении пастором и пресвитером и теми, кто сидит в первом ряду. Затем всех присутствующих приглашают взяться за руки и стать на колени для приветственной молитвы. Этот акт символизирует единение пастора и общины.

Старший пресвитер молится о поддержке нового пастора общиной.

Представитель конференции/миссии читает молитву, официально утверждая пастора в качестве руководителя общины.

Затем представитель конференции первый приветствует семью пастора рукопожатием, а за ним — пресвитеры.

Проповедь пастора

Приветствие церкви

По окончании обряда, выходя из церкви, члены общины приветствуют семью пастора. Прекрасным завершением служения приветствия является праздничный обед.