Глава 41. Молитва за больного

Когда рекомендуется совершать помазание

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14, 15).

В центре всякого пасторского служения должна быть молитва, и важной частью этого молитвенного служения является молитва за больного. Пастору надлежит молиться за исцеление — духовное, эмоциональное и физическое.

Формальное служение помазания, однако, надлежит совершать лишь для страдающих физическим недугом. В тексте Послания Иакова задается вопрос: «Болен ли кто из вас?» Там не спрашивается: «Умирает ли кто из вас?» Служение помазания не должно совершаться при всяком обычном недомогании. Его надлежит совершать лишь в случае серьезного заболевания, но вовсе не обязательно только для смертельно больных. Кое-где помазание почти не практикуется из-за влияния других вероисповеданий, рассматривающих его как предсмертный обряд.

Назначение помазания не в благословении умирающего, но в том, чтобы исцелить живущего. Оно предназначено признать серьезность ситуации и противодействовать болезни, укрепив нашу надежду на Бога прежде, чем обращаться к человеческим средствам. К Богу должно обращаться в первую очередь, а не в последнюю.

Служители ранней Церкви адвентистов седьмого дня часто прибегали к обряду помазания. Елена Уайт и члены ее семьи неоднократно помазывались при различных недугах. Помазание было не исключением, но обычной практикой.

Кто наделен правом совершать помазание

Больной должен «призвать пресвитеров Церкви». Пресвитеры имеют право совершать служение помазания в отсутствие пастора, заручившись его согласием. Лучше всего, когда совершает помазание пастор, содействуют же ему своим присутствием и молитвами пресвитеры.

Подготовка к служению

Где проводится помазание. — Служение помазания может совершаться в церкви, дома у больного, в доме престарелых или в больнице. Если требуется совершить помазание в больнице, то проводить его следует так, чтобы это не мешало врачу и персоналу больницы. Продолжительность и характер служения зависят от места проведения и состояния принимающего помазание.

Кто присутствует при помазании. — Помимо служителя и пресвитеров, на этом служении могут присутствовать и иные верующие, обладающие особым даром молитвы. Принимающий помазание может выразить желание пригласить своих друзей. Члены семьи больного или его друзья, не принадлежащие к христианской церкви, на помазание обычно не приглашаются, однако если они присутствуют, то не следует просить их удалиться. Те, кто проводит служение, должны быть посвященными христианами, твердо верить в Божественное исцеление и расположить свои сердца к совершаемому обряду.

Подготовка принимающего помазание. — «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Поощряйте больного перед помазанием исследовать свое сердце. Прекрасным способом подготовки является индивидуальное изучение главы «Молитва за больного» в книге «Служение исцеления».

Уважайте право человека не сообщать о своем заболевании ничего конкретного. Вы должны узнать о принимающем помазание столько, сколько он сочтет удобным. С другой стороны, чтобы ваша молитва все-таки была конкретной, какие-то детали вы должны знать.

Порядок помазания

Предварительные замечания. — Вы должны объяснить присутствующим назначение помазания и порядок этого служения. Принимающего помазание приглашают засвидетельствовать свою веру и пояснить причины, побуждающие его просить исцеления. Если состояние больного позволяет не ограничиваться лишь кратким служением, то прочтите названные в Писании условия для исцеления силой Божьей. Согласно этим условиям следует:

1. Верить в то, что Бог способен исцелить и исцеляет.

2. Исповедать грехи.

3. Обещать вести здоровый образ жизни. Многие болезни проистекают от вредных привычек. Следует заверить больного в том, что Бог полностью прощает наши прошлые грехи, но было бы самонадеянностью просить Господа об исцелении нашего тела, если мы намереваемся продолжать наносить ему вред.

4. Быть готовым использовать человеческие средства исцеления. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше» (Иак. 1:17). Вполне возможно, что Бог уже наделил даром исцеления того врача, которого Он приведет к больному. Бог творит чудеса, но зачастую творит их посредством тех способностей, которые Он дает человеку.

5. Верить в то, что Бог ответит. Иногда Бог исцеляет незамедлительно, иногда медленно, иногда исцеления не происходит. Если подверженный недугу не выздоровел немедленно, это вовсе не должно истолковываться как знамение духовной слабости больного либо нежелания Бога исцелить его. Через все служение должна красной нитью проходить мысль о том, что все в руках Божьих и Бог достоин доверия.

Тексты Священного Писания, которые рекомендуется читать перед помазанием:

Иак. 5:14-16. «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем».

Чис. 21:8, 9. Люди исцелялись, следуя предписанному Богом обряду.

Пс. 102:1-5. «Он… исцеляет все недуги твои».

Пс. 106:19, 20. «Но воззвали к Господу в скорби своей».

Мк. 16:15-20. «Возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Молитва помазания. — Вам или служителю, совершающему обряд, следует иметь с собой небольшой сосуд с оливковым маслом. Все преклоняют колени. Принимающий помазание может выразить желание помолиться. В этом случае он должен молиться первым, за ним по очереди — остальные назначенные служители, и самым последним — вы. Приступая к молитве, смочите кончики пальцев в масле, а завершая ее, нанесите масло на лоб помазуемого. Это символизирует специфическое и специальное прикосновение к больному Святого Духа. Адвентисты седьмого дня не разделяют положения о необходимости нанесения елея на пораженные недугом члены больного и не следуют этой практике.

Завершение служения. — Уходите сразу же после завершения молитв. Перед помазанием вы можете провести с больным какое-то время, чтобы познакомиться и установить личный контакт, но этого нельзя делать по окончании служения. Уходите, пока преобладает дух благоговения и присутствие Божье наполняет помещение.