Глава 42. Служение бракосочетания

«Семейные узы — это самые тесные, самые нежные и самые священные узы на земле. Они призваны быть благословением человечеству. И они становятся благословением везде, где брачный союз заключается разумно, со страхом Божьим, с должным пониманием супругами обоюдной ответственности» («Христианский дом», с. 15). Всякое бракосочетание, таким образом, должно стать для заключающих союз и для членов их семей опытом духовного обновления, радостного празднования и индивидуального служения.

Необходимость знать законодательство о браке

Служитель обязан знать законодательство о браке своего штата или той страны, в которой он трудится. Перед совершением церемонии бракосочетания следует убедиться в том, что соблюдены все положения закона, связанные с регистрацией брака и выдачей свидетельства о браке. Эти законы обычно просты, но их важно знать. Краткий визит к соответствующему служащему местной администрации либо в отдел регистрации обеспечит вас всей необходимой информацией.

В некоторых странах рукоположенный служитель в соответствии с гражданским законодательством имеет право совершить лишь церковный обряд бракосочетания, а юридически свидетельство о браке заверяется окружным регистратором, который обычно присутствует на церемонии и следит за выполнением узаконенных формальностей этого обряда.

В других странах желающие вступить в брак, если они хотят провести церемонию бракосочетания вне церкви (например, дома), должны писать письменное заявление.

Есть и такие страны, где церковнослужитель вообще не имеет права совершать обряд бракосочетания, поскольку таким правом наделяется лишь государство, а брак рассматривается как гражданский договор. В подобных случаях наши единоверцы обычно после гражданской церемонии идут в церковь или домой, и там рукоположенный служитель совершает особое служение, в котором испрашивает на супружескую чету благословение Божье.

До совершения церемонии следует ознакомиться со свидетельством о браке. Не следует совершать служения в том случае, если дата выдачи свидетельства недействительна, если документ был выдан в одном месте, а церемонию бракосочетания желают совершить в другом, где данное свидетельство не имеет силы, равно как и в случае любых иных юридических препятствий.

Формула: «Поэтому всякий, имеющий основания утверждать, что эти двое не могут соединиться на законном основании, должен заявить об этом сразу либо молчать навеки» — зачастую опускается. Теперь на церковнослужителя более не возлагается ответственность выяснять в ходе церемонии бракосочетания, могут ли эти двое «соединиться на законном основании». Предполагается, что этот вопрос уже выяснен гражданскими властями при выдаче свидетельства о браке.

Положения Церкви АСД о бракосочетании

Кто наделен правом совершать это служение. — В главе 6 — «Церковные служители и их обязанности» «Церковное руководство» наставляет: «При бракосочетании наставление относительно обязанностей, торжественный обет и провозглашение законности брака совершаются только рукоположенным служителем. Исключение из данного правила возможно лишь в тех регионах, где совет дивизиона принял решение, предоставляющее право совершать обряд бракосочетания некоторым пасторам, рукоположенным на пресвитерский сан. В самом же служении бракосочетания совместно с пастором могут действовать рукоположенный проповедник, нерукоположенные служители и местный пресвитер, участвуя в проповеди, в молитве и в совершении благословления».

Когда следует воздержаться от совершения обряда бракосочетания. — Если люди, желающие вступить в брак, вам незнакомы, то с ними следует серьезно и вдумчиво побеседовать, для того чтобы иметь уверенность, что серьезных препятствий для совершения специального обряда нет. Вполне возможно, что люди просят вас, служителя, сочетать их браком, поскольку желают иметь благословение Божье на свою семью. Это не только преимущество, но и вызывающая благоговейный трепет ответственность. Если вы уверены, что их не может благословить Бог, то нельзя и помыслить о том, чтобы дать им свое благословение.

Ситуации, когда не рекомендуется вступать в брак. Беседуя с людьми, желающими заключить брачный союз, пастор должен принять во внимание некоторые важные обстоятельства, хотя они и не относятся к области нравственности. К числу таких обстоятельств относятся большая разница в возрасте, слабое здоровье или недееспособность кого-либо из этих двоих, а также непреодолимые этнические, культурные различия.

Адвентистским служителям не следовало бы совершать обряд бракосочетания в тех случаях, когда один из сочетающихся является членом Церкви адвентистов седьмого дня, а другой — нет. Писание предостерегает: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14, 15).

Если вы обобщите все эти предостережения, то становится очевидной центральная мысль Послания — нам не следует «преклоняться под ярмо» или соединяться с людьми, с которыми у нас слишком мало общего. Для адвентистов к числу таких людей относятся даже представители других христианских вероисповеданий. Убежденная девушка-адвентистка, например, просто не может иметь много общего даже с самым искренним молодым человеком-христианином, если он не принадлежит к адвентистской Церкви. Эти слова ни в коем случае не подвергают сомнению искренность его христианских убеждений. Проблема заключается в образе жизни. Целостное богословие адвентизма обусловливает образ жизни, отличающийся слишком существенно оттого, к которому привык упомянутый молодой человек, чтобы эта пара могла достичь гармонии в браке. Так что мы склонны предупреждать девушку, что ее избранник не даст ей счастья. И совершенно по-христиански было бы сказать ей также о том, что и она вряд ли сделает его счастливым.

Ему скорее всего не придется по вкусу вегетарианское питание. А она не пожелает готовить мужу бифштекс. Она будет против того, чтобы он хранил в холодильнике пиво или курил в гостиной. Ему же не понравится, что жена отдает десятину. Жена будет против того, чтобы включать телевизор в субботу. Они не испытают радости совместного посещения церкви или принадлежности к одной церковной семье. Для него удобнее всего совершать покупки в субботу, а жена на это не пойдет. Она не согласится сходить на танцы или на вечеринку, где употребляют спиртное.

Когда в семье появятся дети, жена станет препятствовать их крещению в раннем возрасте. Она будет против того, чтобы отец брал сына на спортивные соревнования вечером в пятницу или в субботу. Она желает, чтобы дети получили христианское образование. Муж не хочет отягощать семейный бюджет расходами. Он внушает ребенку одни убеждения, а она — другие. В конце концов, разочарованный и растерявшийся, ребенок не имеет никаких убеждений вообще.

Нет ничего удивительного в том, что Библия спрашивает: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3:3)

Елена Уайт возражает против браков между верующими и неверующими, подразумевая под верующим того, кто «принял истину, предназначенную нашему времени». «Даже будь ваш избранник достойным во всем остальном (а в этом конкретном случае он таким не является), он не принял истины, предназначенной нашему времени; он неверующий, и вам небесами запрещено соединяться с ним. Невозможно пренебречь этим Божественным установлением, не нанеся ущерба своей душе» («Свидетельства», т. 5, с. ориг. 364).

Мы говорим: «Но этот член Церкви все равно намеревается вступить в брак с человеком «извне». Не лучше ли совершить бракосочетание по адвентистскому обычаю и привлечь этого человека к себе, чем отказать и таким образом оттолкнуть его?» Вся проблема заключается в том, что, совершив эту церемонию, вы демонстрируете всей церкви в целом и молодым людям в особенности, что свидания и заключение брака с людьми вне церкви не ведут за собой никаких последствий. Похвальное желание совершить служение для одной пары обернется серьезными проблемами для других молодых людей вашей церкви.

Не следует считать, что, отказываясь благословить брак между членом Церкви и человеком «извне», вы проявляете излишний фанатизм или закрытость. Есть и другие вероисповедания, занимающие такую же позицию в отношении браков между представителями разных верований. Многие пасторы требуют убедительных доказательств общности между молодыми, прежде чем соглашаются совершить брачный обряд.

Очень трудно, но чрезвычайно важно показать такой паре, что вы искренне заботитесь о них, хотя и не можете сочетать их браком. Вот несколько рекомендаций.1. Предложите изучить положения вероучения Церкви АСД с неадвентистом или с обоими молодыми людьми. Сам факт того, что у молодых людей разных вероисповеданий появилось желание вступить в брак, говорит о том, что адвентист пошел на компромисс со своими христианскими убеждениями. Поспешная готовность принять крещение вызывает сомнения, однако разума сердце, открытые для истины, способны значительно продвинуть вперед в духовном росте за очень короткое время.

2. Предложите молодым людям свою помощь и духовное руководство. Вы можете стать их другом, даже отказавшись благословить их брак. Наставляя, вы, возможно, сможете убедить их, что брак между людьми разных вероисповеданий таит в себе множество трудностей.

3. Вы можете предложить им помочь найти другого служителя. Вы даже можете позволить себе присутствовать на их бракосочетании, если это встретит понимание у вашей общины. Выразив свое несогласие с их браком, вы, в конце концов, имеете право проявить заинтересованность в судьбе этой пары.

4. После окончания церемонии и после формального оформления брака поощрите общину продемонстрировать молодой семье свою поддержку и христианскую любовь, чтобы помочь ей обрести счастье, несмотря на изначально ошибочное, с нашей точки зрения, решение о создании семьи.

Недопустимые повторные браки. Ни один служитель Церкви адвентистов седьмого дня не имеет права благословлять повторный брак такого человека, который, согласно предписаниям Библии, не может повторно в него вступать. Иисус провозгласил: «Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).

«Церковное руководство» в главе 15, «Развод и вторичный брак», излагает нашу позицию по данному вопросу, а затем делает вывод: «Служителям адвентистов седьмого дня запрещено совершать вторичное бракосочетание такого человека, который, согласно Писаниям и на основании изложенного выше, не имеет права вступать в брак вторично».

Не соглашайтесь сочетать браком разведенного человека, не получив точную и достоверную информацию об обстоятельствах его первого брака. Подобная информация обычно поступает не от того, кто решил вторично вступить в брак. Было бы неэтично, с профессиональной точки зрения, и в высшей степени неразумно совершить такой обряд, не проконсультировавшись предварительно с пастором или пресвитером той общины, где произошел распад первой семьи.

Когда совершение обряда бракосочетания неуместно. Церковное бракосочетание соединяет в себе юридический брачный договор и духовное обещание. Для христианского служителя неуместно совершать этот обряд в тех случаях, когда светские аспекты заслоняют ее духовное содержание.

Принятый порядок служения

Вам следует побудить свою общину утвердить и письменно зафиксировать порядок служения бракосочетания. Сделать это следует тогда, когда нет желающих вступить в брак, и поэтому вряд ли кто-то может почувствовать себя обиженным. Положение о браке нужно выдавать вместе с бланком заявления всякий раз, когда поступает просьба о совершении обряда бракосочетания. Форма заявления о совершении брачного обряда должна содержать обращенную к жениху и невесте просьбу ознакомиться с установленным порядком и следовать ему.

В документе, излагающем порядок служения бракосочетания, среди других положений должны оговариваться следующие пункты:

Использование церковных помещений. — Совместно с советом церкви изучите те рекомендации «Церковного руководства», где говорится о потенциальных осложнениях, которые таят в себе браки между представителями различных вероисповеданий. Если вам как пастору не позволено совершить такое служение, то следует порекомендовать церкви не разрешать использовать для этой цели церковные помещения. Иначе вы будете выглядеть в глазах общины человеком черствым и руководствующимся иными, чем она, критериями в своих решениях.

Кто может сочетаться браком в церкви? Община может принять следующее положение: «Сочетаться браком в церкви может любая пара, в которой оба желающих вступить в брак являются адвентистами седьмого дня, и любая пара, в которой оба желающих вступить в брак не являются адвентистами седьмого дня. Сочетающиеся браком обязуются следовать в церкви обычаям адвентистов. Не позволяется совершать обряд бракосочетания в церкви в тех случаях, когда член Адвентистской Церкви желает сочетаться браком с человеком «Извне».

Позволит ли ваша община совершать обряд бракосочетания в здании вашей церкви неадвентистскому пастору? Вот типичный пункт положения о браке одной из общин: «Служение бракосочетания разрешается совершать в здании церкви пастору другого вероисповедания или пастору другой общины Церкви адвентистов седьмого дня, если он имеет на это формальное право и желает сотрудничать с пастором данной церкви».

Музыка. — Выработанные общиной положения о служении бракосочетания зачастую содержат длинный перечень приемлемых для исполнения музыкальных произведений. Если, помимо них, никакая другая музыка не разрешена, это может существенно ограничить выбор невесты. В качестве промежуточного решения можно записать, что перечисленные произведения одобрены заранее, а исполнение любого другого произведения должно быть согласовано с назначенным церковью музыкальным работником.

В положении может также оговариваться, разрешается ли использование церковного органа или иных принадлежащих общине музыкальных инструментов другими исполнителями, помимо назначенных церковью.

Другие ограничения и детали служения.

1. Координатор брачной церемонии. Есть ли в церкви такой работник? Следует ли прибегнуть к его услугам?

2. Оформление зала. Что при этом позволяется, а что — нет?

3. Свечи. Невестам свечи нравятся, а уборщицам нет, потому что после завершения церемонии со свечами убирать приходится последним, в особенности если полы в церкви покрыты коврами. Во многих общинах разрешается использовать лишь свечи, не оставляющие следов. В некоторых регионах мира свечи в адвентистских церквах использовать не рекомендуется.

4. Одежда. Какими критериями руководствоваться в отношении того, какая одежда на бракосочетании уместна, а какая — нет?

5. Использование фотоаппаратуры. Есть ли здесь какие-либо ограничения? Во многих общинах не разрешается делать фотоснимки в наиболее священные моменты служения. Другие же общины разрешают делать снимки в это время при условии, если используется фотоаппарат без вспышки и присутствующие совершенно не подозревают о присутствии фотографа.

6. Рис или конфетти [или что-нибудь подобное]. Позволено ли сыпать их внутри церкви? Свадебный обед. Существуют ли какие-либо правила относительно использования церковных помещений для свадебного обеда?

8. Плата, Взимается ли плата [в церковный бюджет] при бракосочетании:

— члена данной церкви,

— адвентиста седьмого дня из другой общины, — неадвентиста?

9. Оснащение служения. Располагает ли церковь подмостками, подсвечниками, скамьей для преклонения колен и т. д.? Некоторые общины покупают эти предметы, а затем сдают их в аренду за небольшую плату, пока в конце концов они не окупаются.

Исключений из выработанных положений должно быть немного, и делать их следует лишь с одобрения назначенного комитета. Пастору не стоит брать на себя полную ответственность за выяснение отношений с семьями, недовольными принятым положением.

Наставление перед бракосочетанием

Твердо выступая против развода, адвентистские служители в то же время не так строго подходят к образованию новой семьи, как священнослужители других вероисповеданий.

Служители других конфессий могут отказаться сочетать браком молодую пару, если этому не предшествовало наставление. Зачастую в других вероисповеданиях перед заключением брака жених и невеста в течение нескольких месяцев проходят еженедельные собеседования, а кроме того, должны дополнительно усваивать кое-что в процессе самостоятельных домашних занятий. Адвентистским же служителям до совершения обряда бракосочетания также следует основательно консультировать вступающих в брак.

Существует мнение, что наставление до брака не приносит никакой пользы, поскольку влюбленные смотрят на семейную жизнь романтически и идеалистически. Хотя это может быть и так, и хотя ваше наставление редко помогает молодым переменить свою точку зрения даже в том случае, если им указывают на действительно серьезные проблемы, оно обладает другим преимуществом. После того как молодые поверили в вас и подружились с вами, они будут обращаться к вам за помощью, когда в их семейной жизни возникнут осложнения.

Отделом семьи Генеральной Конференции подготовлены прекрасные материалы по добрачному наставлению. Получить их можно через адвентистские книжные центры.

Планирование служения

Простота. — Адвентистские свадьбы должны отличаться простотой и духовностью, но никак не причудами и фривольностью. «Пусть всякий шаг к брачному союзу отличают скромность, простота, искренность и истинное стремление прославить Бога и угодить Ему» («Служение исцеления», с. ориг. 359).

В тех регионах мира, где вуаль, ленты и свечи ассоциируются с нехристианскими обрядами, их следует исключить из адвентистского обряда бракосочетания. Служителю надлежит быть одетым просто и пристойно.

Обсуждение хода служения с молодой четой. — Перед совершением обряда бракосочетания вам следует обсудить ход служения с молодой четой. Выслушайте пожелания невесты. Посоветуйте ей записать порядок служения. Обсудите, какую проповедь им хотелось бы услышать, в какой форме выразить брачные обещания и т. д. Выделите время для репетиции.

Если во время церемонии бракосочетания будут делаться официальные фотографии, посоветуйте сделать снимки непосредственно перед началом обряда. Такой вариант может оказаться неприемлемым, если невеста не желает, чтобы ее видели в свадебном платье до начала служения. В таком предложении, однако, есть свои большие преимущества. На церемонии бракосочетания обычно присутствует много людей, которые ради такого случая одеваются нарядно. Если церемония бракосочетания стоит в программе на первом месте, то неизбежны задержки в связи с тем, что кто-то еще не готов. Если же в программе на первом месте стоит совместное фотографирование, то снимки можно сделать, даже если собрались еще не все. После этого, поскольку все приглашенные присутствуют и привели себя в порядок, когда фотографировались, служение идет уже без задержек. Кроме того, если фотографирование запланировано в перерыве между обрядом бракосочетания и свадебным обедом, гостей утомляет необходимость долго ожидать появления невесты и жениха.

Репетиция. — Скорее всего, во время репетиции брачной церемонии пастор будет единственным профессионалом по совершению свадебного обряда. Однако если пастор мужчина, то его профессионализм может быть поставлен под сомнение, и к этому следует быть готовым. Считается, что женщины лучше разбираются в тонкостях обряда бракосочетания, чем мужчины. Вы могли совершить 100 обрядов бракосочетания, а женщина — распорядитель свадебной церемонии — лишь 10, однако не обижайтесь, если именно ее будут воспринимать как непререкаемый авторитет. Не старайтесь брать на себя больше полномочий, чем вас просят.

С другой стороны, иногда к вам будут обращаться, с тем чтобы посоветоваться, как правильнее расставить людей в зале, как именно должны размещаться стоящие на сцене, а также по другим связанным со служением вопросам. Если подобные детали вас не интересуют, то, может быть, ваша жена, прочитав об установленном порядке церемонии бракосочетания, согласится присоединиться к вам, чтобы давать советы. Вы отвечаете за соблюдение установленных церковью правил.

Когда репетиция обряда проводится задолго, ко времени совершения настоящего служения участники его могут забыть свои обязанности. Если же репетировать непосредственно перед служением бракосочетания, они будут излишне взволнованы приближающимся событием. Наверное, лучше всего провести репетицию вечером накануне свадьбы.

По возможности не пользуйтесь услугами органиста или иного аккомпаниатора, который не может принять участие в репетиции. Роль музыкантов в служении бракосочетания чрезвычайно велика. Сколь бы ни был музыкант искусен в своем деле, он не сможет выполнить свою роль лучшим образом, если не ознакомится со всеми подробностями церемонии.

Очень часто репетиция церемонии бракосочетания проходит несогласованно и вызывает чувство смятения. Вот несколько полезных советов.

1. Попросите невесту взять с собой листок, на котором записан порядок служения. Это позволит в какой-то степени избежать хаоса. Но даже в этом случае в ходе репетиции многое придется изменить.

2. Начните со знакомства с последовательностью всего служения. Пусть участники рассядутся и прочтут все, что написано на принесенном невестой листке. В случае необходимости они могут задавать уточняющие вопросы и вносить изменения. Когда чтение закончится, каждый должен знать свою роль. Чтение можно начинать до того, как подойдут опоздавшие. Когда они придут, их друзья, наверное, смогут дать им необходимые разъяснения.

3. Защищайте невесту. Самая лучшая речь, которую вы можете произнести перед началом чтения, будет звучать примерно так: «Мы собрались здесь для того, чтобы наступающий день стал самым памятным в жизни невесты и жениха. Мы должны помочь им сделать его прекрасным. Когда мы будем обсуждать подробности совершения обряда, прежде всего должны учитываться просьбы невесты, а уже потом жениха. Если пожелания молодой четы не противоречат церковным наставлениям, то ни служитель, ни распорядитель церемонии, ни семья, ни друзья не имеют перед ними преимущества». А затем спокойно следите за соблюдением этого принципа во время репетиции.

4. Завершайте репетицию двумя проходами. Если кто-то из участников так и не пришел, подмените его. Первый раз репетируйте ход всего служения медленно. Может быть, участники будут недовольны, когда вы попросите их проделать все еще раз. Однако второй проход обычно занимает всего лишь несколько минут и позволяет участникам почувствовать себя куда увереннее.

5. Освободите молодую чету от всех лишних обязанностей. Когда репетиция закончена, напомните ее участникам, что они находятся здесь для того, чтобы служить невесте и жениху, выполнять поручения, решать неожиданно возникшие вопросы и насколько возможно облегчить служение. Жениха и невесту нужно освободить от всех обязанностей. Они находятся здесь не для публичного представления, но для того, чтобы перед Богом посвятить себя друг другу на всю жизнь, радуясь присутствию родных и друзей.

Порядок служения

Адвентисты седьмого дня не придерживаются строгих правил проведения церемонии бракосочетания. Будучи всемирной Церковью, мы должны допускать разнообразие, которое соответствует разнообразию культур. В тех регионах, где обычаи совершения обряда бракосочетания отличаются от описанного ниже, дивизионы или унионы могут вносить соответствующие изменения с целью приспособить его к обычаям данной культуры.

Домашние свадьбы обычно проходят намного проще и планируются в соответствии со вкусами и обстоятельствами участников. На бракосочетание в кругу родных обычно приходят только приглашенные. Вход на служение бракосочетания, проводимое в церкви, открыт для каждого.

Ниже приводится рекомендуемый порядок служения. Наверное, полностью его не использует ни один пастор. Вы вольны приспособить данный порядок к конкретной ситуации.

Музыкальное вступление.

Запись в книгу гостей. Записываются в книгу гостей в фойе церкви. Если присутствующих очень много, это можно делать одновременно на нескольких страницах, чтобы людям не пришлось дожидаться своей очереди.

Гостей проводят в зал молитвы. Помощники распорядителя рассаживают друзей невесты в левой части зала, друзей жениха — в правой. Помощники предлагают свою правую руку каждой входящей в зал даме, затем провожают ее по проходу. За ней следуют сопровождающие. Членов семьи невесты сопровождают к выделенным для них первым рядам в левой части зала. Семья жениха располагается в правой части. В ряду для родителей следует выделить особые места для дедушек и бабушек.

Входят матери. Мать жениха входит последней перед началом служения. Затем входит мать невесты, открывая таким образом церемонию. Зажигаются свечи.

Исполняются специальные музыкальные произведения.

Входит пастор и жених с сопровождающими. Обычно служитель выходит из бокового помещения, проходит к центру сцены и поворачивается лицом к аудитории. За ним выходит жених и становится слева от служителя. Затем выходят друзья жениха, участвующие в церемонии.

Входят сопровождающие невесты. По центральному проходу идут подруги невесты, участвующие в церемонии, ее свидетельница, мальчик с Библией и девочка с цветами (если все они входят в свиту невесты).

Входит невеста. Входит невеста, держа под правую руку своего отца или опекуна. Если ее мать встает, то встают и все присутствующие. Следует учесть, что если позволить людям сидеть, то они сумеют лучше увидеть происходящее.

Жених встречает невесту. Жених встречает невесту, когда она и ее отец останавливаются у того ряда, где сидят родственники молодой четы.

Выданье невесты. (Подробности смотрите ниже.)

Звучит музыка.

Невеста и жених проходят на сцену. Невеста с женихом проходят на сцену под

звуки органной музыки. Они должны стоять лицом друг к другу. Если они обращены к вам, то окажутся спиной к присутствующим, и аудитория будет как бы вне происходящего.

Краткая проповедь. (Подробности смотрите ниже.)

Брачные обещания. (Подробности смотрите ниже.)

Молитва. Молодые только что дали обет верности друг другу. Теперь они преклоняют колени, чтобы просить Бога помочь им в выполнении этого обета. Обращаясь к Богу, попросите Его войти в их сердца, чтобы дом молодых был полон любви; попросите Его сделать этот дом подобием небес, где они могут подготовиться к вечности. Молитва может заканчиваться следующим образом: «И ныне «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!»» (Чис. 6:24-26). Или можно завершить молитву общим чтением «Отче наш», что дает возможность присутствующим помолиться о благословении молодой четы.

Звучит музыка. (Музыка звучит, пока молодые остаются коленопреклоненными.)

Объятия.

Напутствие. Его можно разделить на три части.

Во-первых, вместе с невестой и женихом выйдите вперед. Встаньте между ними, можно при этом положить руки им на плечи. Уберите свои записи. Вряд ли все, что вы до этого говорили, кто-то слушал внимательно. Все с интересом смотрели на жениха с невестой, на сопровождающих их, а ваша роль была совершенно формальной. Теперь отбросьте официальность. Обратитесь к молодым по имени и уделите несколько минут наставлениям, касающимся семейной жизни. Наставления должны конкретно относиться к этим молодым и к особенностям их положения. Во-вторых, представьте молодую семью, назвав каждого из них по имени и фамилии.

В-третьих, пригласите гостей на свадебное торжество, если невеста вас попросит об этом.

Завершение служения. Звучит музыка, означающая окончание служения. Невеста с женихом удаляются по центральному проходу. За ними следуют сопровождающие их пары. Они уходят в порядке, обратном по отношению к тому, в котором входили. Последним покидает сцену служитель. Будет вполне уместным, если вы попросите свою супругу сесть рядом с центральным проходом. Остановившись у ее кресла, вы предлагаете жене руку и вместе выходите. Лучше всего, если невеста с женихом проходят непосредственно в зал торжества, где они стоят, встречая желающих поздравить их. Было бы излишеством, если бы индивидуально поздравить молодых пожелали все присутствующие. Нужно беречь невесту, жениха и их родителей.

Родители. Родители невесты и жениха покидают зал в очередности, противоположной той, в которой входили.

Присутствующие оставляют зал. Присутствующие оставляют зал, выходя с каждого ряда поочередно.

«Выданье невесты»

На традиционный вопрос: «Кто отдаст эту девушку замуж за этого юношу?»- отвечать может отец словами: «Я» или: «Мы с ее матерью». До сих пор невеста стояла под руку со своим отцом. Теперь отец передает ее жениху и этим актом как бы благословляет их союз. Невеста может поцеловать отца.

Вполне возможно, что невеста будет против этого традиционного вопроса, поскольку он как бы предполагает, что женщина является имуществом, которое переходит от одного человека к другому. Можно изменить форму «выданья невесты» следующим образом. Невеста с женихом остаются стоять в центральном проходе. Отец невесты подходит к матери невесты. Родители молодых стоят. Служитель спрашивает: «Отдаете ли вы эту чету, чтобы они соединились в святом союзе?» Родители отвечают: «Отдаем». Служитель продолжает: «Обещаете ли вы отпустить свое дитя и принять в семью нового члена, чтобы любить его, как своего ребенка?» Родители отвечают: «Обещаем». Затем невеста с женихом могут подойти к родителям и обменяться соответствующими приветствиями. Родители садятся на свои места, а молодая пара проходит на сцену.

Служение бракосочетания дает возможность подчеркнуть соединение родственными узами двух семей. Если это уместно, служитель может попросить родителей невесты и родителей жениха вкратце написать, что они думают о новом члене своей семьи. Их слова он может затем прочесть во время служения. Это создает теплую семейную атмосферу.

Центральный момент «выданья невесты» начинается после того, как невеста проходит к местам, где сидит ее семья. Жених идет ей навстречу. Одновременно служитель произносит следующие слова: «В одной древней истории любви рассказано, как Исаак вышел, чтобы встретить Ревекку. В Библии сказано, что Ревекку спросили, желает ли она пойти и стать женой сына Авраама, Исаака. [Жених в это время стоит лицом к невесте.] Поэтому я спрашиваю тебя [следует имя невесты], пойдешь ли ты и станешь ли женой этого человека?» Невеста отвечает: «Да». Жених сопровождает невесту на сцену.

Краткая проповедь

В большинстве случаев проповедь не должна занимать свыше десяти минут. Обычно это достаточно формальный момент служения. Все внимание приковано к молодой чете, все ждут, пока они обменяются брачными обещаниями. Поэтому говорите покороче, затем добавьте несколько слов непосредственно перед уходом молодых. Тогда люди будут слушать более внимательно и результат будет лучше.

Примерный образец краткой проповеди. — «Мы собрались здесь перед лицем Божьим и в присутствии всех собравшихся для того, чтобы соединить этого молодого человека и эту девушку в священный брачный союз.

Но почему в церкви? Потому что невеста и жених решили положить начало своей семье в доме Божьем, выражая этим свое желание, чтобы Господь обрел Свою обитель в их доме.

Свадьба — радость для Бога. Именно Он положил начало этой церемонии, проведя первое служение бракосочетания в Едеме. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

Бог сотворил мужчину и женщину таким образом, что один не в состоянии достигнуть истинной полноты без другого. Творец сотворил Еву из ребра Адама, чтобы преподать нам три наставления: 1) ребро было изъято из бока Адама, ибо женщине назначено стоять рядом с мужчиной, а не выше и не ниже его; 2) ребро было взято из-под его руки, чтобы мужчина всегда был защитником женщины; 3) ребро было близ его сердца, поскольку жене назначено быть любимой мужем.

Поэтому Иисус сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19:5).Именно в такой священный союз и объединяется стоящая перед вами чета».

Рекомендуемые для проповеди тексты из Писания:

Быт. 1:26-28. «Мужчину и женщину сотворил их».

Быт. 2:18-24. Первое бракосочетание.

Песн. П. 2. Песнь любви.

Песн. П. 8:6, 7. «Большие воды не могут потушить любви».

Мк. 10:6-9. «Так что они уже не двое, но одна плоть».

Ин. 2:1-10. Иисус может сотворить чудо на бракосочетании.

Им. 15:9-12. «И радость ваша будет совершенна».

1 Кор. 13. «Любовь никогда не перестает».

Еф. 5:22-28. «Жены, повинуйтесь…мужья, любите».

Евр. 13:4. «Брак у всех да будет честен».

Брачные обещания

Невеста и жених соединили руки для того, чтобы обменяться брачными обещаниями. По традиции они держат друг друга за правую руку, но можно предложить, чтобы они взялись за обе руки, подчеркивая близость друг к другу. Вы можете сказать: «Теперь, когда невеста с женихом соединили руки, я приглашаю всех присутствующих мужей и жен взяться за руки и обновить свой брачный обет в то время, пока невеста и жених будут произносить слова брачного обещания». Далее следует церемония брачного обещания.

Традиционный брачный обет. — Служитель спрашивает жениха: «Ныне, давая торжественное обещание перед Богом и в присутствии этих свидетелей, берешь ли ты [называется полное имя жениха] в законные жены [называется полное имя невесты], для совместной жизни согласно установлению Божьему в священном брачном союзе? Будешь ли ты любить ее, утешать ее, почитать ее, лелеять ее в недуге и здоровье, в благоденствии и в трудные времена; и, оставляя мысли о всех других, будешь ли ты хранить верность ей до конца своей жизни? Обещаешь ли ты это?»

Жених отвечает: «Да».

Затем служитель спрашивает невесту: «Берешь ли ты [полное имя невесты], этого человека [полное имя жениха], своим законным мужем для совместной жизни согласно установлению Божьему в священном брачном союзе? Будешь ли ты любить его, утешать его, почитать его, лелеять его в недуге и здоровье, в благоденствии и в трудные времена; и, оставляя мысли о всех других, будешь ли ты хранить верность ему до конца своей жизни? Обещаешь ли ты это?»

Невеста отвечает: «Да».

Затем служитель возлагает руку на соединенные руки невесты и жениха, говоря: «Поскольку [называется полное имя жениха] и [называется полное имя невесты] избрали соединиться в священный брачный союз и засвидетельствовали это перед Богом и всеми присутствующими, дав торжественный обет своей верности друг другу и подтвердив это соединением рук, я как служитель Евангелия и властью, данной мне законом страны, объявляю вас мужем и женой. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Альтернативный вариант брачного обещания. — Служитель спрашивает жениха: «[Полное имя жениха], берешь ли девушку, которую ты держишь за руку, в свои законные жены?»

Жених отвечает: «Да».

Служитель спрашивает жениха: «Даешь ли ты торжественное обещание перед Богом и этими свидетелями быть для нее верным и любящим мужем как в солнечные времена, так и в непогоду, в приобретениях и в утратах, в тяготах и радостях? Обещаешь ли ты хранить верность ей одной до конца вашей жизни согласно Божьему установлению? Даешь ли ты это обещание?»

Жених отвечает: «Да».

Служитель спрашивает невесту: «[Полное имя невесты], берешь ли ты молодого человека, которого держишь за руку, своим законным мужем?»

Невеста отвечает: «Да».

Служитель спрашивает невесту: «Даешь ли ты торжественное обещание перед Богом и этими свидетелями быть для него верной и любящей женой как в солнечные времена, так и в непогоду, в приобретениях и в утратах, в тяготах и радостях? Обещаешь ли ты хранить верность ему одному до конца вашей жизни согласно Божьему установлению? Даешь ли ты это обещание?»

Невеста отвечает: «Да».

Служитель возлагает свою руку на соединенные руки жениха и невесты и говорит: «Поскольку ты [называется имя жениха], и ты [называется имя невесты], дали торжественное обещание любви и верности друг другу, то я, служитель Евангелия, властью, данной мне ‘ловом Божьим, и согласно закону страны объявляю вас мужем и женой».Обещания, которые невеста и жених дают друг другу. — Жених невесте: «Именем Божьим я [жених называет полное свое имя] беру тебя [называет полное имя невесты] в жены и обещаю отныне и вовек, в лучшие времена и в тяжкие, в богатстве и в бедности, в недуге и в здоровье любить и беречь тебя до тех пор, пока смерть не разлучит нас. Это мое торжественное обещание».

Невеста жениху: «Именем Божьим я [невеста называет полное свое имя] беру тебя [называет полное имя жениха] в мужья и обещаю отныне и вовек, в лучшие времена и в тяжкие, в^ богатстве и в бедности, и недуге и в здоровье любить и беречь тебя до тех пор, пока смерть не разлучит нас. Это мое торжественное обещание».

Служитель возлагает руку на соединенные руки молодых и объявляет их мужем и женой.

Если жениху и невесте предстоит давать торжественное обещание, то возникает одна проблема. Они могут до такой степени страшиться забыть слова обещания, что ни о чем другом во время служения думать не будут. Когда ход служения обсуждается с молодой парой, им следует напомнить об этом. В качестве компромиссного решения служитель может, не привлекая внимания, держать напечатанный текст обещания таким образом, чтобы в случае необходимости в него можно было заглянуть.

Обещание, подготовленное самими молодыми. — Иногда, чтобы использовать свои творческие способности и придать брачной церемонии оттенок неповторимости, молодые сами готовят свое брачное обещание. Когда такой вариант приемлем, вам следует помочь им, поскольку с юридической и богословской точки зрения вы имеете право объявить их мужем и женой только после вполне определенных обещаний. Непременно следует сказать, что брачный обет — это обет всеобъемлющий и неизменный. Давая его, непременно нужно обращаться к Божьей помощи. Дайте молодым текст традиционного брачного обещания, чтобы они могли использовать его в качестве образца.

Свадебное торжество

На праздничном приеме принесите молодым свои поздравления и первым подпишите свидетельство о браке. (Иногда этот элемент входит в церемонию бракосочетания.) Обычно на нем ставят свои подписи невеста и жених, а также их свидетели. Часто во время подписания свидетельства делаются фотоснимки. Если вы несете юридическую ответственность за регистрацию брака, тогда один экземпляр подписанного документа вы оставляете себе, чтобы затем передать его гражданским властям. Другой экземпляр вручается мужу и жене как подтверждение их брака.

Если вы хотите сделать молодой чете подарок, вручите им что-нибудь полезное для основания семейного алтаря.

Адвентистские служители не взимают плату за совершение брачной церемонии, равно как и за другие служения.

Дополнительные рекомендации

Перед бракосочетанием. — Храните программы предыдущих брачных служений, чтобы молодые могли ими воспользоваться. Это совсем нетрудно, если у вас есть компьютер.

Попросите жениха и невесту по отдельности письменно ответить на следующие вопросы: «Почему вы считаете, что вам пора вступить в брак?«, «Почему вы считаете, что вы хотите вступить в брак именно с этим человеком?», «Какой должна запомниться церемония вашего бракосочетания всем присутствующим?» Включив в служение фрагменты их ответов, вы придадите ему элемент индивидуальности.

Или можно попросить родственников молодых написать несколько слов о каком-то случае, которые особенно приблизил к ним жениха и/ или невесту. Рассказ об этом происшествии во время служения придает ему индивидуальность и положительно характеризует молодую чету.

Во время служения. — В некоторых местах особой популярностью пользуется церемония с тремя свечами. Непосредственно позади служителя устанавливается подсвечник с тремя свечами. В начале служения зажигаются лишь две крайние свечи. В ходе церемонии, например, между брачными обещаниями и молитвой, невеста и жених берут з руки по свече. Вместе они зажигают третью свечу и задувают свои. Одновременно служитель говорит: «Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Так пусть же эти двое будут плотью единой».

Возможен и вариант, когда раньше времени не зажигается ни одна свеча. В нужный момент встают родители молодых. Отцы зажигают свечи, которые держат в руках матери. Матери идут к сцене, зажигают две крайние свечи в подсвечнике и возвращаются на свое место, а дальше церемония проходит, как описано выше. Она может стать убедительнейшим символом соединения двух жизней, связи между двумя семьями и возникновения еще одной, отдельной от родительской, семьи.

На брачном служении участие присутствующих ограничено. Можно попросить их вместе повторить «Отче наш», чтобы каждый в зале мог благословить этот союз. Или служитель может повернуться к присутствующим сразу же после произнесения брачных обещаний, но перед объявлением брака и спросить: «Готовы ли вы, свидетели данных обещаний, сделать все возможное, чтобы поддержать эту чету в их брачном союзе? Если так, то скажите: «Да, готовы».

Наивысшей точкой служения может быть момент, когда непосредственно перед тем, как идти к выходу, молодые вслед за служителем повторят: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою» (Руфь 1:16, 17)

В том случае, если у невесты или жениха есть дети, которые станут частью новой семьи, включите их в служение бракосочетания. Выберите момент и попросите их выйти на сцену. Может быть, уместно, чтобы они взяли жениха и невесту за руки. Служитель может сказать невесте и жениху: «Мы присутствуем здесь для того, чтобы подтвердить и поддержать желание этих двух людей создать дом для [имена детей]; место, где они могли бы почувствовать уют, тепло и поддержку, что поможет им расти и крепнуть. Воспринимаете ли вы этих членов своей новой семьи как своих собственных и готовы ли вы дать обещание любить и заботиться о них?» Невеста и жених отвечают: «Да».

Сувениры на память о бракосочетании. — Дорогими сувенирами, напоминающими о свадьбе, остаются записи в книге гостей и подарки от друзей. А можно оставить на память молодым пергаментный свиток с их брачными обещаниями. Фактически невеста и жених могут давать обещания, читая их с пергамента. После служения они ставят на свитке свои подписи, возможно, рядом с подписями членов семей или участников бракосочетания. Пергамент сворачивается, перевязывается особой лентой и хранится в семье как дорогой сувенир.

А можно сделать и так. Каждому участнику бракосочетания при входе вручается красивый лист бумаги. А если есть напечатанная программа служения, то на ней оставляется свободное место. Напечатайте на листе следующую просьбу: «Мы предлагаем вам написать несколько слов. Это может быть ободрение, полезный совет или текст из Библии, имеющий особое значение для невесты и жениха, когда они закладывают основы своего дома. Пожалуйста, когда вы будете уходить, отдайте листок работнику, стоящему у выхода». Вполне возможно, что в каждую годовщину своей свадьбы эта семейная пара будет доставать записки, вспоминать свадьбу и находить ободрение в мыслях своих друзей.