Глава 12. Евангельские средства

В евангельском плане предусмотрено, чтобы продвижение дела Божьего — проповеди вечного Евангелия — осуществлялось за счёт десятин и пожертвований Его народа. Церковь адвентистов седьмого дня с самых первых дней своего существования строго следует этому замыслу.

Библейское основание принесению десятин и пожертвований мы находим в следующих текстах: Лев. 27:30; Мал. 3:8-12; Мф. 23:23; 1 Кор. 9:9-14; 2 Кор. 9:6-15. Обратите внимание также на следующие выдержки из Духа пророчества:

«Установление системы десятины и даров запечатлевало в сознании людей великую истину о том, что Бог есть источник всяких благословений для Своего творения и что Ему принадлежит благодарность человека за все добрые дары Его провидения» (Патриархи и пророки, с. 525).

«Десятины и пожертвования для Господа служат признанием Его права на нас как при сотворении мира, так и при искуплении. Поскольку вся сила наша исходит от Иисуса, эти пожертвования должны поступать от нас к Богу. Они должны всегда напоминать нам о праве на искупление и спасение – величайшем из всех прав, из которого следуют все остальные. Мы обязаны всегда со всей остротой осознавать, какую жертву принес Он ради нас, и эта жертва должна неизменно оказывать влияние на наши мысли и планы. Мы должны, безусловно, воспринимать Христа как распятого среди нас» (Свидетельства, т. 6, с. 479).

«Десятина свята, Бог отделил её для Себя. Она должна быть принесена в Его сокровищницу, чтобы быть использованной для поддержания евангельских служителей в их работе» (Свидетельства, т. 9, с. 249).

«Он дал Своим людям способ собирания сумм, достаточных для того, чтобы Его предприятие могло содержать себя. Божий план в отношении десятины прекрасен своей простотой и универсальностью. С верою и мужеством в этом служении может принять участие любой человек, ибо оно пришло к нам с небес. В этом служении соединены простота и полезность, для понимания и исполнения его не требуется большой учености. Каждый может ощутить, что исполняет свою роль в продвижении драгоценной работы спасения душ. Каждый мужчина, каждая женщина и каждый отрок могут стать казначеями Господними и могут действовать, исполняя обязанности казначея. Апостол говорит: “Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние” (1 Кор. 16:2)» (Свидетельства, т. 3, с. 388, 389).

«То, что, согласно Писанию, отделено как принадлежащее Господу, составляет евангельский доход и не является больше нашей собственностью. Человек совершает грех, равный богохульству, если берёт средства из Божьей сокровищницы и использует их на свои личные нужды или на нужды других в их мирских делах» (Свидетельства, т. 9, с. 246, 247).

«Каждого члена общины следует научить быть верным в принесении своей десятины» (Свидетельства, т. 9, с. 251).

«Это не просьба человека, это одно из установлений Бога, благодаря которому Его дело может получить поддержку и совершаться в этом мире… Ни один человек не может освободить себя от принесения десятин и пожертвований Господу» (Свидетельства для проповедников, с. 307).

«Божьей волей проповедь Евангелия поставлена в зависимость от трудов и даров Его народа. Добровольные пожертвования и десятина обеспечивают финансовую поддержку всего дела. Бог претендует на определённую часть доходов человека — на десятину. И каждому дается возможность свободно решить, сможет ли он пожертвовать больше» (Деяния апостолов, с. 74).

«Бог дал особые распоряжения об использовании десятины. Божий замысел исключает ослабление Его работы из-за недостатка средств. Не должно быть непродуманных действий и ошибок. Он очень ясно показал нам наши обязанности. Доля средств, предусмотренная для Господа, не должна направляться на цели, отличные от тех, которые указал Он. Не позволяйте никому удерживать десятину и распоряжаться ею по своему усмотрению. Эти средства нельзя использовать для личных целей даже в неотложных случаях, нельзя также принимать собственное решение об их расходовании даже в тех случаях, когда это может показаться содействующим Божьей работе» (Свидетельства, т. 9, с. 247).

Управление ресурсами

Христиане являются Божьими управителями, которым вверены Его блага, и в качестве Его соработников обязаны ответственно распоряжаться этими благами в соответствии с Его наставлениями и принципами, изложенными в Священном Писании и в работах Духа пророчества. Совет Божий гласит: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2). Вопрос об управлении ресурсами, в его самой полной форме, затрагивает многие стороны христианской жизни и опыта, такие как наше время, наше влияние или наше служение. Однако совершенно ясно, что управление нашими материальными средствами является существенно важной его частью и касается всей семьи верующих. Оно включает в себя наше признание верховной власти Бога, Его владычества над всем сущим и влияния Его благодати на наши сердца. По мере нашего духовного возрастания и, следовательно, более глубокого понимания этих принципов, нам будет во все большей полноте открываться, каким образом любовь Божья действует в нашей жизни.

Хотя данная часть вопроса христианского управления касается, казалось бы, только наших материальных средств, однако она весьма отчётливо оказывает своё воздействие на всю нашу христианскую жизнь. Господь требует определённой доли от нас для того, чтобы Он мог совершить нечто конкретное для нас. Наше повиновение требованиям Небесного Отца ставит управление материальными средствами на высшую духовную ступень. Наш Бог не является суровым и требовательным. Он не требует деспотически ни того, чтобы мы служили Ему, ни того, чтобы мы выражали наше признание Его власти своими пожертвованиями. Однако Он устроил так, что если мы трудимся в согласии с Ним и Его замыслом, на наши сердца изливаются обильные духовные благословения. И наоборот, если мы отказываемся сотрудничать с Ним в осуществлении Его планов, мы лишаемся Его щедрых благословений именно тогда, когда больше всего нуждаемся в них.

«Бог желает, чтобы все Его домостроители были точны в исполнении святых установлений. Они не должны заменять планы Господни (принесение десятины), совершая вместо них какие-либо дела милосердия или принося какие-либо дары или добровольные пожертвования, выбирая время и пути, которые им, людям, кажутся более подходящими. Слишком жалко и ничтожно выглядит затея людей попытаться улучшить Божий план или изобрести вместо него нечто свое, проявляя свои добрые побуждения в том или ином случае, но противопоставляя при этом свои собственные дела Божьим требованиям. Бог призывает нас всех направить свои усилия и влияние на исполнение Его собственных установлений. Он открыл человечеству Свой план, и каждый, кто желает сотрудничать с Ним, должен строго выполнять именно этот план вместо самонадеянных попыток внести в него исправления» (Свидетельства, т. 9, с. 248).

Десятина

Господь призывает членов церкви в знак признания ими раскрываемого Библией Божьего плана, а также священного преимущества и ответственности, дарованных им как детям Божьим и членам Его Церкви, честно вносить в церковную сокровищницу десятину (десятую часть всех своих доходов).

Десятина не используется и не расходуется местной общиной, а пересылается казначею конференции/миссии/поля. Таким образом, десятина из всех общин поступает в фонды местной конференции/миссии/поля, откуда десятая часть общего десятинного прихода местной конференции/миссии/поля пересылается в унион. Унион, в свою очередь, отсылает Генеральной Конференции или ее дивизионам десятую часть своего общего десятинного прихода. Таким образом местная конференция/миссия/поле, унион и Генеральная Конференция снабжаются средствами, необходимыми для поддержания служителей и покрытия расходов, возникающих при совершении дела Божьего в сфере их полномочий и ответственности.

Местные конференции/миссии/поля, помимо перечисления униону десятой части от своего десятинного прихода, также выплачивают через унион для финансирования церковных программ дополнительные проценты из своей десятины Генеральной Конференции или дивизиону согласно решению соответственно Исполнительного комитета Генеральной Конференции или Комитета дивизиона.

Именно такой порядок установлен для сбора и распределения фондов во всём мире, а также для финансирования текущей работы. Финансово-хозяйственная сторона деятельности церкви имеет огромное значение. Её невозможно отделить от провозглашения вести о спасении, так как она является составной частью этих усилий.

Систематические жертвования и единство. Финансовый план церкви служит намного более высокой цели, нежели это может показаться, исходя из наших финансовых и статистических отчётов. Надлежащая организация этой стороны деятельности церкви является делом чрезвычайно важным и выполняет гораздо большую роль, чем просто сбор и использование денежных фондов. Эта работа, совершаемая под руководством Бога, является одним из великих объединяющих факторов адвентистского движения. Народ Божий — объединённый народ. И наша система распределения десятин между конференцией/миссией/полем и унионом, между унионом и Генеральной Конференцией, а также система выделения средств для всемирных миссионерских полей служат великой цели объединения всей работы Церкви во всём мире.

Как следует использовать десятину. Десятину следует свято беречь для обеспечения работы служителей, библейского обучения, совершения работы на миссионерских полях, а также для содержания администрации конференции/миссии/поля, находящейся на попечении общин. Десятина не должна расходоваться на какие-либо другие цели, такие, например, как оплата долгов общины или церковных учреждений или финансирование строительных программ.

«Мне была дана ясная и определённая весть для нашего народа. Господь повелел мне сказать, что люди допускают большую ошибку, используя десятину в различных целях, которые хотя и хороши сами по себе, но не являются той целью, ради которой, согласно повелению Господа, должна использоваться десятина. Каждый, кто неправильно использует десятину, отступает от Божьих установлений. Бог будет судить за это» (Свидетельства, т. 9, с. 248).

Как вносить десятину. Десятина принадлежит Господу, и её уплата — составная часть нашего служения Богу. Верующие отдают свою десятину в той общине, членами которой они являются, и оттуда она поступает в казначейство конференции/миссии/поля. Если возникают какие-либо непредвиденные обстоятельства, то члены церкви должны обратиться за советом к работникам своей конференции/миссии/поля.

Работники конференции/миссии/поля и церковные служители должны показывать пример верности в принесении десятины. Работники конференции/миссии/поля, пасторы, другие служители и должностные лица церкви, а также руководители учреждений должны считать собственный добрый пример в принесении десятины одним из принципов руководства в деле Божьем. Ни один человек не имеет права продолжать исполнять свои обязанности в качестве церковного служителя или работника конференции/миссии/поля, если он не придерживается этого принципа руководства.

Возврат десятины — требование Священного Писания. Хотя невозвращение десятины не является основанием для исключения из церкви, следует помнить, что обязанность возвращать десятину — это требование Священного Писания. Десятина — это наш долг Богу, и возвращение этого долга — составная часть нашей духовной жизни. Внося десятину, верующий может рассчитывать на получение обильных благословений во всех своих добрых делах.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10).

Пожертвования

Помимо обязанности возвращать десятину, Священное Писание ясно указывает на еще одну нашу обязанность — приносить Господу пожертвования. Удерживание пожертвований приравнивается к удерживанию десятины и названо «обкрадыванием» (Мал. 3:8). Церковь адвентистов седьмого дня с самых первых дней своего существования следует практике щедрых пожертвований на дело Божье. В результате святое дело Божье сопровождается большим успехом и обильными благословениями. Состоятельные лица, специалисты с большими доходами, фермеры, рабочие, проповедники и служители, включая обращённых в тех странах, где заработная плата очень низкая,- все объединяются в щедром поддержании дела Божьего, давая дары соответственно своим доходам.

Дары Субботней школы. Наиболее широко используемый метод регулярного принесения даров осуществляется через Субботние школы. Дары Субботней школы посвящаются нашей всемирной миссионерской работе. Из Субботы в Субботу этим путём жертвуются огромные суммы денег.

Другие пожертвования. Другие пожертвования время от времени собирают на всемирную миссию Церкви, а также для общих или местных нужд. Когда собирают пожертвования для всемирной миссионерской работы, для глобальных или местных нужд, любые денежные суммы, помещаемые на блюдо, будут рассматриваться (если жертвующий не оставит на этот счет конкретных распоряжений) как часть этих специальных пожертвований.

Особые дары для полей. Финансовая поддержка всемирной работы Церкви основывается на бюджетной системе. Ассигнования для различных полей делают на основании предусмотренных в бюджете нужд. Это справедливый и беспристрастный метод распределения средств. Он обеспечивает точное получение каждым полем соответствующей части общих средств. Там, где особые дары даются определённому полю вне бюджетного плана, создаётся несоответствие, приносящее ущерб всем остальным полям. Если такие дары даются с целью положить начало новой работе, то есть все основания предполагать, что начатая таким образом работа или прекратится после израсходования этого особого дара, или её надо будет включать в бюджет для дальнейшей поддержки. И в этом случае другие поля, находящиеся, возможно, в большей нужде, но не имеющие возможности сообщить об этом, будут лишены принадлежащей им по праву той доли из общих средств, которая будет отдана для поддержания работы, начатой за счёт особых даров. Вся история евангельского дела вновь и вновь подтверждает мудрость установленного порядка, согласно которому члены церкви щедро и добросовестно приносят свои пожертвования и дары общепринятым путём, твёрдо при этом зная, что каждое миссионерское поле получит предназначенную ему часть из общей суммы этих приношений.

Помощь бедным и нуждающимся. Дары для бедных и нуждающихся собирают с целью поддержать тех членов церкви, которым может потребоваться помощь. Необходимо, насколько это возможно, сохранить определенную часть собранных средств для непредвиденных случаев. Однако церковь должна проявлять заботу о всех нуждающихся, и церковный совет должен делать соответствующие отчисления из средств общины, направляя их на мероприятия по поддержке здорового образа жизни и оказанию материальной помощи семьям, проживающим в прилегающем к церкви районе и испытывающим нужду.

Церковный бюджет для расходов местной общины. Наиболее эффективным методом учёта расходов местной общины является бюджетный план. В конце текущего года церковный совет должен подготовить тщательно разработанную смету расходов, необходимых для поддержания деятельности общины в течение следующего года. В этой смете следует предусмотреть расходы на всевозможные ремонтные работы; плату за свет и отопление; охрану и уборку помещения (если эти услуги оплачиваются); расходы церковной школы, включая зарплату учителяй; средства, выделяемые в помощь бедным и нуждающимся, и т. д. Бюджетный план должен быть представлен церкви для его изучения и утверждения, а также для составления финансовых планов, гарантирующих бюджетный баланс на следующий год. Средства для покрытия расходной части церковного бюджета могут быть собраны за счёт даров и добровольных пожертвований. Каждый член церкви должен участвовать, в соответствии со своим материальным положением, в поддержании как своей общины, так и всего евангельского дела в целом.

Образец бюджета. Предлагаемый ниже бюджет служит в качестве образца. Его можно адаптировать в соответствии с нуждами конкретной общины.

Церковный бюджет (в условных единицах)

Приход

Сборы на покрытие расходов

Субботней школы ……… 1500. 00

Фонд помощи нуждающимся 375.00

Совокупные пожертвования в бюджет

общины 27055. 00

Благотворительный фонд300. 00

Итого29230. 00

Расход

Ремонтные и малярные работы

в здании церкви2250. 00

Затраты на топливо2350. 00

Дворник (привратник) и соответствующие

хозяйственные расходы1475. 00

Страхование здания и имущества750. 00

Фонд помощи нуждающимся1450. 00

Расходы Субботней школы 1250. 00

Расходы на случай непредвиденных

ситуаций 2000. 00

Освещение3220. 00

Вода 360. 00

Газ 550. 00

Канцелярские принадлежности 500. 00

Прачечная 75. 00

Ассигнования на нужды церковной школы 8000. 00

Материальная помощь и благотворительность 1000. 00

Создание новых общин 4000.00

Итого29230. 00

В бюджете каждой общины необходимо предусмотреть все статьи прихода и расхода, в том числе и относящиеся к ее отделам.

Общие рекомендации

Просьбы о выделении средств. Вопрос о выделении средств регулируется следующими правилами.

1. Ни одна конференция/миссия/поле, ни одна община или какое-либо церковное учреждение не должны без надлежащей рекомендации и договорённости планировать такую работу, которая потребует выделения средств со стороны, от спонсоров за пределами своей территории. Всякая просьба о выделении средств в пределах собственной территории должна соответствовать Рабочим курсам местной конференции, униона и Генеральной Конференции.

2. В целях ограждения общин от несанкционированного и нечестного сбора средств, а также от сбора средств на внецерковные цели необходимо следовать следующим принципам и методам:

а) пасторы и церковные служители не должны для сбора средств предоставлять кафедру лицам, которые не имеют специального разрешения или рекомендации со стороны руководителей конференции/миссии/поля (?, ?);

б) лицам без подобной официальной санкции не следует позволять обращаться с просьбой о выделении средств ни публично, ни в частной беседе;

в) литература, утвержденная как пособие для сбора средств, должна выдаваться только ответственным лицам;

г) все средства, пожертвованные на какое-либо дело в ответ на то или иное обращение, должны передаваться через официальные каналы церкви;

д) церковные служители, которые представляют определенные интересы в одной части поля, не имеют права без согласования и письменного разрешения соответствующих должностных лиц конференции/миссии/поля просить для своей работы помощи в любой другой части поля или у любой другой конференции/миссии/поля;

е) работники конференции/миссии/поля и церковные служители должны принять все необходимые меры, чтобы предупредить неразрешённые или незаконные публичные обращения с просьбой о материальной помощи.

3. Никакое мероприятие, за исключением Благотворительного сбора, которое включает использование литературы и ящиков с этикетками Благотворительного сбора, не должно проводиться с целью сбора денег для миссионерской работы внутри страны или за рубежом. Унионные и местные конференции/миссии/поля обязаны принять все необходимые меры, чтобы предупредить всякое отклонение от этого правила.

4. Междивизионные работники, посещая общины на своей родине или поддерживая связь с родиной посредством переписки, обязуются просить средства только для мероприятий, включенных в бюджет, а также трудиться во взаимодействии с общинами и конференциями/миссиями/полями для сбора средств, необходимых для обеспечения ассигнований, от которых зависит успех нашей всемирной миссионерской работы. Все эти средства должны передаваться через официальные каналы церкви.

О сомнительных методах сбора средств для церкви. Адвентисты седьмого дня решительно выступают против всяких методов сомнительного характера, направленных на получение денег для местной и общецерковной работы.

«Когда необходимо собрать средства для духовных целей, к каким методам прибегают многие церкви? К ярмаркам, ужинам, продажам модных вещей, даже к лотереям и другим подобным затеям. Часто место, отведённое для служения Богу, оскверняется увеселениями и пьянством, куплей, продажей. Чувства уважения к дому Божьему и благоговения к Его служению ослабляются в сознании молодёжи. Границы воздержания постепенно стираются. Во многих проявляется эгоизм, неумеренный аппетит, любовь к хвастовству, и, не будучи удерживаемы, они всё более разжигаются» (Свидетельства, т. 9, с. 91).

«По мере расширения дела Божьего просьбы о помощи умножатся. Чтобы удовлетворить их, христиане должны исполнить требование: “Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища” (Мал. 3:10). В самом деле, если бы христиане исправно приносили Богу свои десятины и приношения, Его сокровищница наполнилась бы, и не было бы надобности прибегать к ярмаркам, лотереям или благотворительным вечерам, чтобы собрать средства на дело благовествования» (Деяния апостолов, с. 338).

Десятина и дары не являются личным доверительным фондом. Десятины и добровольные пожертвования, отданные церкви, не образуют доверительный фонд для его будущего использования жертвующими. Эти средства должны использоваться только на те текущие нужды, для которых они предназначены.

Об избежании долгов. Прежде чем взять на себя те или иные долговые обязательства, церковный совет должен согласовать этот вопрос с должностными лицами местной конференции/миссии/поля. Многие общины испытывают финансовые затруднения в результате поспешно или ошибочно составленных планов строительства или покупки помещения для молитвенного дома или школьных зданий. Этого можно избежать, если община, прежде чем предпринять подобную инициативу, получит необходимую консультацию должностных лиц местной конференции/миссии/поля и будет придерживаться действующих в церкви принципов относительно финансирования таких мероприятий.

О финансировании строительства и приобретения церковных зданий. Приступая к покупке или строительству церковных зданий, община должна проявлять осторожность, чтобы не принимать на себя таких финансовых обязательств, которые могут обременить ее членов. Относительно подобных мероприятий комитеты местных конференций и унионов должны давать разумные, конкретные советы по каждому случаю, принимая при этом во внимание количественный состав общины, её финансовое положение и расположение будущего церковного здания.

При приобретении церковной собственности или строительстве соответствующих помещений ни в коем случае нельзя заключать соглашений или начинать строительные работы до тех пор, пока на это не получено согласия от комитетов местной конференции/миссии/поля и унионной конференции/миссии, которые должны полностью убедиться в том, что данное финансовое предприятие находится в согласии с установленными церковью принципами.

Использование фондов и отчётность. Сбор и использование средств, предназначенных для дела Божьего, — святое и ответственное дело. Надлежащий порядок поступления этих средств заключается в том, что вначале каждый член церкви передает их в свою общину, где они поступают в распоряжение казначея . Средства, предназначенные для нужд общины, остаются в ведении казначея и расходуются соответствующим образом. Средства, предназначенные для конференции/миссии/поля и общецерковного дела, казначей общины передаёт казначею конференции/миссии/поля, который ведает средствами, предназначенными для этого подразделения, а средства, предназначенные для использования унионной конференцией/миссией и общецерковного дела, направляются далее — казначею унионной конференции/миссии. Последний ведает средствами, предназначенными для использования унионной конференцией/миссией, а все средства, полученные для общецерковного дела, передаёт казначею дивизиона или Генеральной Конференции. Все эти казначеи, от казначея местной общины до казначея Генеральной Конференции, работают под руководством соответствующих комитетов. Они не имеют права расходовать средства без специального решения этих комитетов.

Об аудите. Все бухгалтерские книги, начиная от книг казначея местной общины и секретаря Отдела личного служения и кончая книгами казначея Генеральной Конференции, подлежат проверке специально назначенными для этой цели аудиторами. Это же правило относится к аудиторской проверке бухгалтерских книг любого церковного учреждения. Такой порядок обеспечивает максимальную точность и надежность в обращении с церковными средствами .