Глава 1. Авторитет Церкви и Церковного Руководства

Авторитет церкви в раннехристианский период

Будучи Творцом, Искупителем и Вседержителем, Властителем и Царем всего творения, только Бог представляет собой источник и основание авторитета церкви. Он облек властью Его пророков и апостолов (2 Кор. 10:8). Они поэтому играли ключевую и уникальную роль в передаче Слова Божьего и наставлениях для церкви (Еф. 2:20).

В раннехристианской церкви большими правами были наделены пресвитеры и епископы. Одной из их основных функций была пасторская забота и надзор за стадом Божиим (Деян. 20:17-28; Евр. 13:17; 1 Петр. 5:1-3), в сочетании с решением особых задач, таких как наставление в правильном учении и опровержение тех, кто его отрицал (1 Тим. 3:1, 2; Тит. 1:5, 9). При этом хорошим руководителям «должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

Церковь несла ответственность за чистоту учения и его практического применения. Она должна была «испытывать духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1), или, говоря словами апостола Павла, «все испытывать» и «держаться хорошего» (1 Фес. 5:21). Это же относилось и к осуществлению церковной дисциплины (Мф. 18:15-17). При этом виды взысканий всегда бывали разными: от индивидуальных заботливых замечаний (ср. Мф. 18:16; Гал. 6:1) до исключения из церковного членства (Мф. 18:18; 1 Кор. 5:11, 13; 2 Кор. 2:5-11). Церковь имела властные полномочия определять условия членства и правила, регулирующие ее деятельность.

Авторитет церкви для адвентистов седьмого дня

Решение съезда Генеральной Конференции 1946 года о том, что все «изменения или пересмотры курса нашей деятельности» в Церковном руководстве должны быть «одобрены делегатами на съезде Генеральной Конференции», выражает концепцию властного статуса съезда Генеральной Конференции, как это уже давно принято у нас. Так, на съезде 1877 года было принято следующее решение:

«Наивысшим авторитетом после Бога среди адвентистов седьмого дня является воля всего этого народа, выраженная в решениях Генеральной Конференции, действующей в пределах её законных прав; и этим решениям должны подчиняться все без исключения, если нельзя доказать, что эти решения противоречат Слову Божьему и праву свободы совести» (Ревью энд Геральд. т. 50. № 14, с. 106).

Елена Уайт в 1909 году писала: «Если на Генеральной Конференции вынесено суждение братьев, собранных со всех концов мира, личная независимость и личное суждение не должны упрямо отстаиваться, но быть подчиненными. Работник никогда не должен считать за добродетель стремление настойчиво отстаивать свою независимую позицию вопреки решению всей церкви» (Свидетельства, т. 9, с. 260).

Задолго до этого, ещё в 1875 году, Е. Уайт писала в том же духе: «Церковь Христа находится в постоянной опасности. Сатана стремится уничтожить народ Божий, и потому мнения или суждения одного человека недостаточно, чтобы на них можно было положиться. Христос желает, чтобы Его последователи составляли единую Церковь, соблюдая порядок, придерживаясь правил и дисциплины, и чтобы все были в подчинении один другому, почитая других лучше себя» (там же, т. 3, с. 445).

В этих богодухновенных словах, в решениях Генеральной Конференции 1877 года и в потребности иметь четко определенные правила, необходимые для поддержания надлежащего порядка, мы находим не только оправдание издания данного Церковного руководства, но также и справедливые требования, направленные ко всем нам, как к служителям, так и к рядовым членам церкви.

Содержание Церковного руководства является выражением понимания Церковью адвентистов седьмого дня христианской жизни, а также церковной власти и дисциплины, основывающихся на библейских принципах. В Церковном руководстве выражен авторитет полномочного съезда Генеральной Конференции. «Бог постановил, чтобы представители Его церкви со всем концов земли, собравшись на Генеральной Конференции, получили надлежащие права» (Свидетельства, т. 9, с. 261).