Как возникла идея написания этой книги

После проведения в России 5 лет назад наших первых исследований в области построения общин, мы столкнулись с некоторыми факторами, которые опровергали существующие в то время положения учения о росте общин Означало ли это, что некоторые принципы, рассматриваемые в Швейцарии как далекие от истины религиозные догматы, оказались совершенно ошибочными также и в России?

Чем тщательнее мы проводили наши исследования, тем больше убеждались в необходимости найти новый подход к разрешению проблемы устройства общин. Таким образом, мы основали в Нижнем Новгороде центр «АГАПЕ», наладили сотрудничество с институтом Койнония, а также с институтом, занимающимся вопросами построения церквей и различными другими организациями, разработали различные учебные пособия, являющиеся практическим руководством для пасторов и прихожан. Интерес к нашей работе возрастал, особенно в таких странах, как Германия, Австрия и Швейцария. После того, как христиане из других стран стали использовать разработанные нами учебные пособия, переведенные с немецкого языка на другие языки, мы приняли решение расширить сферу нашей деятельности Кто может нам ответить на следующий вопрос могут ли принципы, открытые нами в Германии и Швейцарии, встречаться также в Лос-Анджелесе или, например, Буэнос-Айресе и Санкт-Петербурге?

Чтобы дать ответ на этот вопрос мы решили провести исследование в церквах, расположенных в различных странах мира. Это оказалось нелегкой задачей в исследовательском проекте приняли участие более 1 000 церквей из 32 стран мира, расположенных на 5 континентах, было получено на 18 языках около 4 миллионов ответов, которые прошли обработку на компьютере с помощью специальных программ, после чего в соответствии с жесткими научными критериями были подведены итоги. Этот проект, целью которого являлось выявление причин роста общин, стал самым грандиозным исследованием, когда-либо проводимым среди христиан во всем мире. Институт Койнония принял на себя обязательство провести исследование в церквах Швейцарии и России Результат лежит перед Вами. Я совершенно уверен в том, что наши старания Были не напрасны. В этой книге, написанной Кристианом Шварцем, отражены принципы роста церквей, которые не только приемлемы на практике, но и вне всяких сомнений носят название Божественных принципов роста.

Обервеннинген, лето 1996 Роланд Курт

Отказ от технократического мышления

Почему многие христиане скептически относятся к предложениям, выдвинутым движением роста общин? Потому что они не хотят, чтобы их общины росли? Или они наотрез отказываются признаваться себе в успешности проделанной работы? Или же они не достаточно серьезно относятся к своим миссионерским обязанностям?

Некоторые христиане вполне заслужили такого рода упрёки. Однако всё было бы слишком просто, если несогласие с существующей на сегодняшний день концепцией роста общин исходило бы именно из этих кругов. Опираясь на собственный опыт, я могу сказать, что многие христиане, которые положительно относятся к вопросу роста общин и всячески пытаются помочь другим людям изменить их критическое отношение к собственным методам работы, всё ещё не смогли полностью осознать сущность движения роста общин. Они считают, что здесь речь идёт о самых простых рецептах, которые, однако, неприемлемы на практике. Их не покидает подозрение, что люди собственными усилиями пытаются делать то, что подвластно только одному Богу. Мы не знаем, насколько эта критика соответствует истине, однако у многих людей сложилось именно такое представление о движении роста общин. Это еще раз доказывает, что в данном случае на первый план выходит технократический подход, а духовная сторона вопроса остаётся в тени.

Итак, что же означают слова «Рост общины собственными усилиями»? Посмотрите внимательно на картинку, на которой изображена тележка с квадратными колесами, доверху нагруженная круглыми. Эту тележку пытаются привести в движение два человека, что требует от них большой затраты времени и сил. Для меня данная иллюстрация является не просто карикатурой. Это пророческое описание состояния отдельных частей общины

Иисуса Христа. Община движется вперед, однако этот процесс происходит очень медленно. В чём причина? Может быть, в сильном ветре, дующем прямо в лицо? Или в крутой горе, по которой приходится тащить тележку? Такие ответы часто соответствуют истине. Нам, христианам, зачастую в лицо дует сильный, порывистый ветер или крутая дорога, ведущая в гору, осложняет путь, по которому движется наша община. Однако эта иллюстрация наглядно показывает, что суть проблемы лежит в другом. Изменение внешних условий не может устранить все существующие препятствия. На этом примере наглядно показано, что Бог, со своей стороны, предоставляет нам все средства, необходимые для построения общины. Проблема состоит в том, что мы их просто не используем. Вместо того, чтобы прибегнуть уже к готовым методам, данным нам Богом, мы пытаемся изо всех сил тащить общину на собственных плечах. Именно этот процесс я называю «технократией общественного роста». Это не значит, что оба человека, изображённых на иллюстрации, являются малодуховными людьми. Их конечная цель — привести в движение общину — вполне понятна и оправдана. Однако методы, которые они используют для достижения этой цели, не соответствуют Божьему плану.

В основе этой книги лежит несколько иной подход к вопросу о построении общины. Процесс роста церквей мы называем «естественным» или «биотическим». Слово «биотический» означает ничто иное, как новое открытие закономерностей жизни (греч. «bios»), что значит привести в действие автоматические механизмы роста, с помощью которых Бог строит свою общину, вместо того, чтобы попытаться это сделать, полагаясь на собственные усилия.

Что означает понятие «естественный рост общины»?

Почему процесс построения общины, который мы рассматриваем как альтернативу технократическому мышлению, называется «естественным ростом общины»? Слово «естественный» означает учиться у самой природы. Это значит учиться у Божьего творения, что в свою очередь подразумевает учиться у Бога-Творца. Чтобы нагляднее продемонстрировать этот принцип, я зачастую использую на семинарах фотографию, которую Вы видите в правом верхнем углу страницы. На ней показана закономерность органических процессов роста. Большинство авторов, описывающих рост общин, согласились бы со мной в том, что эта закономерность лежит также в основе роста общин. Однако некоторые популярные концепции являются недостаточными по своей глубине. Они значительно далеки от реальности, которая сокрыта глубоко под землей. Эту реальность определяют следующие факторы: состав почвы, темпы роста корней, функция червей. Возникает вопрос, почему происходит рост растений, изображённых на фотографии? Потому что заранее намечены определенные цели роста, ограниченные временными рамками: «До июня 1997 г. длина моего стебля должна увеличиться на 30 см»? Может быть, именно в этом кроется тайна роста. Тем самым, я хочу обратить Ваше внимание на то, что невозможно получить исчерпывающий ответ на поставленный вопрос до тех пор, пока мы не перестанем игнорировать реальное положение вещей.

Далеко не все теологи однозначно рассматривают закономерность, наблюдаемую в природе как парадигму теологического мышления, на что есть определенные причины. Этот метод, для обозначения которого в теологическом языке используется термин «theologia naturalis», становится в высшей степени проблематичным, как только речь заходит о теологии в узком смысле слова, а именно о познании Бога. В конечном итоге все сводится к иллюзии, собственными силами познать Бога — без Иисуса Христа, без креста, без откровения. Хочется подчеркнуть, что говоря о естественном росте общины мы никак не имеем в виду процесс познания Бога. Прежде всего мы стремимся постичь принципы, лежащие в основе построения церкви. Исходя из вышесказанного, я считаю, что использование принципов творения является в этой связи не только правомерным, но и крайне необходимым. Примечательно, что в Новом Завете часто встречаются притчи, в которых приводятся примеры из природного мира. Как правило, эти притчи рассказывает сам Иисус, чтобы с их помощью показать закономерности, лежащие в основе Божьего царства: например, притча о полевых лилиях, всходах, растущих как бы сами по себе, горчичном зёрнышке, дереве и его плодах, законах посева и сбора урожая. Некоторые толкователи Библии объясняют частое использование таких примеров тем фактом, что слушатели Иисуса в основном были сельскими жителями, поэтому образный язык был им наиболее понятен. Однако я считаю такое объяснение недостаточным. Если бы Иисус жил на земле в наши дни, то маловероятно, что он стал бы использовать в своих притчах примеры из области компьютерной техники («Царство Божие подобно программному обеспечению: информация, которая вводится в компьютер, автоматически выводится в обработанном виде»). Такого рода технократические примеры не отражают сущности жизненных процессов.

Биотический принцип особенно показательно описан в Евангелии от Матвея в 6-ой главе 28-м стихе: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут». Значение греческого слова «ка1а-mathete», переведённого на русский язык как «посмотрите», в греческом языке гораздо шире. Эта форма слова образована от глагола «manthano», что означает «учиться», «осматривать», «исследовать». Если в греческом языке приставка «ка1а» стоит в начале какого-либо глагола, изначальное значение слова зачастую приобретает усилительный оттенок, что в данном конкретном случае означает: «тщательно изучать», «досконально исследовать», «рассмотреть до мельчайших подробностей». Что же мы должны так тщательно изучить? Очевидно, что речь здесь идёт не о красоте лилий, а о механизмах их роста.

Ключ — «биотический потенциал»

При изучении Божьего творения и его функциональных механизмов всегда наталкиваются на явление, называемое учёными «биотическим потенциалом». Согласно определению из области экологии под биотическим потенциалом подразумевается «свойственная организму или виду способность размножаться и воспроизводить себе подобных». Основная функция кофейной машины заключается не в воспроизводстве новых кофейных машин, а в варке кофе. Совершенно другая картина наблюдается в природном мире, творении Божьем: кофейное дерево плодоносит кофейными зёрнами, из которых, в свою очередь, вырастают новые кофейные деревья. На этом примере показана сущность принципа, заложенного Богом в своё творение, поэтому он носит название божественного принципа творения.

При рассмотрении естественных процессов необходимо обратить особое внимание на биотический потенциал. Несоответствие биотического потенциала росту, происходящему в естественных или лабораторных условиях, в области экологии называется «резистентностью окружающей среды». Наша задача заключается в том, чтобы сократить до минимума резистентность окружающей среды и направить процесс роста в естественное русло.

Аналогичный принцип также лежит в основе роста общины. Мы не должны своими силами «выращивать» общину. Все наши усилия нам нужно направить на высвобождение биотического потенциала, уже заложенного Богом в общину. Итак, наша задача заключается в том, чтобы максимально сократить резистентность окружающей среды, по возможности устранив все негативно влияющие внутренние и внешние факторы. Т. к. мы практически не в состоянии контролировать все внешние негативно действующие факторы, мы должны сосредоточить свои усилия на факторах внутренних, сдерживающих процесс роста и размножения общины. Остальное сделает Бог, т. к. он дарит рост (1 Кор. 3:6).

В основе всепроникающего структурного закона Божьего творения заложен принцип самоорганизации, который в процессе длительного системного исследования получил название «auto-poiesis» (= «создающий само себя»), что в действительности должно носить название «theopoiesis» (созданное Богом). В переносе на организм общины вопрос звучит так: как добиться самоорганизации? Что нобходимо сделать для высвобождения «биотического потенциала»? Что может привести в движение механизмы роста, с помощью которых Бог собственоручно строит свою общину? Несмотря на разную формулировку всех трёх вопросов, их суть в одном. Все четыре колонны, на которых основывается процесс естественного роста общины, — «качественные признаки», «стратегия-минимум», «биотические принципы», «новая структура мышления», — одновременно являются ответами на поставленные выше вопросы.

Тот факт, что некоторые книги нехристианских авторов, в которых описывается этот принцип, имеют изотерическую окраску, может неблагоприятно сказаться на нашей теме. Однако естественный рост общины также отличается от изотерики, как астрономия от астрологии! Очень сомнительно, чтобы нехристиане, которые открыли принцип самоорганизации и задумались над его особенностями, попытались бы связать его с каким-либо псевдо-религиозным содержанием. Вместо того, чтобы искать связь с единственно истинным Богом, Отцом Иисуса Христа, Творцом неба и земли, вышеупомянутые авторы соотносят этот принцип с оккультными представлениями. Однако этот факт не опровергает авторское право на него Бога — даже если люди превратно истолковывают Божьи принципы, они всё равно остаются таковыми, что лишний раз может быть доказано с помощью Библии.

Принцип «само-собой» в Библии

Понятие «автоматические механизмы роста» является ключевым словом определения, данного нами «естественному росту общины». Библейский принцип, лежащий в основе этого понятия, описан в Евангелии от Марка 4,26-29: «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растёт, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». В этой притче ясно показана роль человека в данном процессе. Он может и должен сеять, а также собирать урожай, «спать и вставать». Однако он не может сам производить плод. В притче сказано, что земля сама собой производит плоды. Согласно многим комментариям, слова «само собой» являются ключевыми для понимания основного смысла притчи. Что же они означают?

Слово «automate» встречается в греческом первоначальном тексте и переводится как «автоматически». В библейском тексте однозначно идёт речь об «автоматически действующих механизмах роста»! Однако во время пребывания Иисуса на земле слово автоматический означало «без какой-либо видимой причины», что для каждого верующего еврея значило «благодаря действию Бога». В переносе на церковь имеется в виду следующее: для стороннего наблюдателя явления и процессы, происходящие внутри общины, происходят как бы «сами собой» или автоматически. Однако мы, христиане, верим в то, что за видимым «автоматизмом» непременно скрывается творение Божьих рук. При более подробном рассмотрении процесс «автоматизма» вдруг оказывается «теоматизмом»!

Говоря о принципе «само собой» мы имеем в виду естественный рост общины. Это не просто красивые слова. Здесь речь идет о стратегическом центре построения общины. Растущие общины, осознанно или нет, используют в своей работе автоматические механизмы роста. Это и есть »тайна их успеха»! Процесс роста общины во многом определяется применением этого принципа, который на практике, к сожалению, не всегда верно используется. Неправильное применение этого принципа не только не поможет приоткрыть тайну роста общины, но и делает его совершенно неприемлемым для других церквей. В дальнейшем мы еще раз вернемся к рассмотрению этой проблемы.

Что означает понятие «естественный рост общины»?

Высвобождение естественных механизмов роста, с помощью которых Бог строит свою общину!

Принципы естественного роста общин я вывел из 3-х различных источников:

1. Благодаря практическим исследованиям, проведенных в растущих и нерастущих общинах, что однако это не значит слепое перенятие опыта этих церквей.

2. Благодаря наблюдениям за природой, то есть за Божьим творением, как это сказано в Библии.

3. Благодаря изучению библейских текстов. В Священном Писании мы практически на каждом шагу сталкиваемся с биотическими принципами естественного роста общины, хотя в Библии они не носят такого названия.

Наблюдения за природой или общиной не должны стать для нас точкой отсчёта. Если какой-либо «эффективный» принцип не соответствует библейской истине, то мы, будучи христианами, не должны считать его единственно верным. Далеко не все принципы, наблюдаемые нами в природе, являются «биотическими» с точки зрения естественного роста общины. Все они требуют особенно тщательной проверки на основе Библии.

Основное отличие теории естественного роста общины от широко распространенных принципов роста заключается в следующем:

1. Она опровергает прагматическую и а-теологическую точку зрения на эту проблему («Цель оправдывает средства»), утверждая основанный на принципах образ действий.2. Её целью не является повышение количественных показателей («Как повысить посещаемость богослужения?»). В свете этой теории качественный показатель общинной жизни является стратегическим ключом процесса роста общины.

3. В её основе лежит не искусственное, человеческое управление процессом роста общины, а высвобождение автоматических механизмов роста, с помощью которых Бог сам строит свою общину.

Процесс естественного роста общины должен положить конец поверхностному прагматизму, статичной причинно-следственной логике, ориентации на количественные показатели, манипулятивным методам маркетинга, а также изжившему себя старому мышлению. Говоря другими словами, мы должны распрощаться с разработанными человеком программами успеха и перейти к принципам роста, заложенных Богом в своё творение.

Чтобы нагляднее показать отличие естественного процесса роста общины от других точек зрения на этот вопрос, на протяжении всей книги мы будем использовать 3 термина: «технократическая», «спиритуалистическая» и «биотическая» структура мышления. Эти понятия являются сокращенными обозначениями различных мировоззрений, которые более подробно изложены в 4-й части книги (стр. 83-102).

При рассмотрении предпосылок, лежащих в основе различных структур мышления, мы, возможно, поймем причину, по которой биотическая модель естественного роста общины не находит всеобщего понимания среди христиан.

 

Технократическая структура мышления

Спиритуалистическая структура мышления

Биотическая структура мышления

Роль структур, программ, методов и т.д.
переоценивается

Роль структур, программ, методов и т.д.
недооценивается

Теологический принцип, лежащий в основе естественного роста общин