Часть 2: Фактор — минимум

Ознакомившись с принципом естественного роста общины, некоторые христиане начинают сомневаться: «И всё это вместе взятое мне нужно учитывать ? Так ведь за деревьями и леса не увидеть». Однако именно здесь вступает в действие «стратегия-минимум «: достаточно для начала выбрать и подробно рассмотреть одну какую-либо сферу. Какая же сфера является решающей с стратегической точки зрения ? Согласно нашим исследованиям, необходимо также произвести аналогию с сельским хозяйством, а именно принять во внимание так называемый «фактор-минимум». Стратегия-минимум является биотическим ответом на вопрос о планировании процесса естественного роста общины.

Сосредоточение имеющихся сил

Стратегия-минимум предполагает наличие слабо развитых качественных признаков общины, которые значительно препятствуют её росту. С другой стороны, при сосредоточении усилий на факторах-минимум можно ожидать позитивного влияния на дальнейший рост общины (ср. две илл.). При естественном росте церкви речь идёт не о выполнении как можно большего объёма работы, а скорее наоборот: затрачивая как можно меньше сил вести работу в нужном направлении! Необходимо сосредоточить имеющиеся усилия на основных духовных и стратегических факторах, что в конечном итоге может привести к аналогичному результату, который имеет место в истории о Давиде и Голиафе, ни у кого не оставалось сомнений в том, что Голиаф был сильнее Давида, однако последний вёл борьбу, опираясь на Божественную мудрость. Во-первых, ему удалось умножить свою силу с помощью применения камнемёта. Во-вторых, свои удары Давид направлял на самое уязвимое место врага, а именно на лоб Голиафа Подобным образом крошечная оса может вывести из строя огромного слона. В то время как по логике технократического мышления незначительные причины могут вызвать малые последствия, мы сталкиваемся с обратным, а именно, в рамках целостной системы на первый взгляд неважные причины могут привести к самым невероятным результатам.

В 1-ой части (стр. 40-41) мы уже вели речь о том, что если качественные признаки общины достигли качественного показателя от 65 (или более), то почти со 100-процентной уверенностью можно сказать, что в таких случаях речь идёт о растущей общине. Эта 65-я гипотеза указывает на стратегическое значение фактора-минимум: как только достигнут показатель 65, община вступает на путь качественного роста. После разносторонней обработки данных, полученных от 1000 общин, оказалось, что результаты работы над фактором-минимум в значительной мере определяют качественный показатель общины. Однако стратегия-минимум никоем образом не ставит своей целью утвердить доминантную позицию фактора-минимум по сравнению с другими факторами Говоря о процессе естественного роста общины, мы имеем в виду гармоничное сочетание всех 8-ми качественных признаков, из чего следует, что работа должна вестись одновременно над развитием всех 8-ми факторов. Цель стратегии-минимум заключается в том, чтобы научить нас правильно ориентироваться во временных сроках, так как практически невозможно вести работу на 8-ми фронтах с одинаковой концентрацией усилий (у кого достаточно мужества, могут, конечно, попытаться!). Необходимо выбрать верное направление в работе, когда минимум затраченных усилий может привести к существенным результатам.

Совершенно естественным является тот факт, что фактор-минимум значительно отличается от одной общины к другой. В то время, как для общины А качественный признак «целесообразные структуры» является решающим стратегическим пунктом, в общине Б таким пунктом является «страстная духовность», в общине В «наделяющее полномочиями руководство». Каждая община в соответствии со своей ситуацией должна выявить для себя важный стратегический пункт, не отождествляя свой опыт с опытом других церквей! Также не исключено, что в рамках одной и той же общины в разное время фактором-минимум могут являться различные качественные признаки. Фактор-минимум имеет тенденцию к быстрым изменениям, особенно тогда, когда работа ведётся именно в этом направлении. Каждый профиль общины (включая изображённый на этой странице), представляет собой лишь мгновенный снимок сложившейся ситуации, которая в любой момент может измениться.

Пример с сосудом-минимум

По собственному опыту я могу сказать, что большинство христиан можно убедить в верности теории естественного роста общины не с помощью проведения различных научных анализов, а с помощью простого показательного примера. На моих семинарах я часто использую «сосуд-минимум», построенный из деревянных планок различной длины, иллюстрацию которого Вы видите на странице справа. При проведении семинаров в церквах, для которых мы заранее составили профиль развития, как правило, на отдельных планках я записываю названия восьми качественных признаков, в соответствии с уровнем их развития в данной общине. На самой низкой планке стоит название фактора-минимум (напр., «структуры»), на самой высокой — фактор-максимум (напр, «духовность»).

Затем я заливаю сосуд водой до тех пор, пока вода не начинает течь через край. В то время, как я продолжаю лить воду и вода уже течет на пол, достигая ног впереди сидящих членов общины, я спрашиваю участников семинара, что же я, по их мнению, должен делать? Некоторые из них, среди которых, как правило, находится управляющий, приказывает мне немедленно прекратить моё занятие. Я, естественно, отказываюсь выполнить их просьбу, так как в нашем примере потоки воды, которые текут с неба в сосуд, отождествляются с Божьим благословением. Мы же не можем запретить Богу изливать на нас свои обильные благословения!

Другие участники видят решение этой проблемы в том, чтобы больше отводить время на молитву. На это я отвечаю, что молитва, с моей точки зрения, является важным и абсолютно незаменимым фактором в построении общины, поэтому я уже заранее увеличил планку «страстная духовность» на 10 см — однако эта сама по себе важная мера не помогла решить возникшей проблемы. Вода продолжает течь через край. Спустя некоторое время одному из участников приходит в голову идея увеличить длину планки фактора-минимум. Результат не заставил себя ждать: в тот момент, когда длина этой планки увеличилась всего на несколько сантиментов, объём воды увеличился! Я привожу этот пример только по одной причине: статистические, математические или духовные факторы, определяющие стратегию-минимум, представляют собой тесно связанные звенья целостного организма. Нам удастся заинтересовать людей только в том случае, если мы прибегнем к помощи убедительных примеров.

С помощью аналогий такого рода можно наглядно продемонстрировать сущность процесса развития общины: состоящий из восьми планок (= качественные признаки) сосуд представляет собой модель того, что мы можем и должны построить согласно Божьей воле. Благодаря нашей усердной работе над улучшением качества сосуда мы не можем приостановить поток текущей в него «воды» (новые члены общины). Если Бог не захочет излить потоки «воды», нам не поможет даже самый красивый сосуд. С другой стороны, если Бог даёт воду (с теологической точки зрения многое говорит за то, что именно это является Его любимым занятием) многое зависит от качества нашего «сосуда» (= общины), что в конечном итоге определяет его вместимость.

Несомненно при рассмотрении таких примеров, а также библейских притч, не нужно путать понятия образность и основной смысл. Каждая притча имеет свои границы, которые нельзя преступать при её толковании. При учитывании этих границ такого рода иллюстрации могут оказать большую педагогическую помощь, заключающуюся в том, чтобы наглядно показать основные элементы естественного роста общины, напр, такие как соответствие наших действий Божьему плану, взаимосвязь количественного и качественного показателей.

Примеры из области сельского хозяйства

Стратегия-минимум так же, как и все структурные элементы, лежащие в основе процесса естественного роста общины, имеет аналогичные примеры в области биологии. Они базируются на открытиях, касающихся применения почвенных удобрений. Эти открытия были сделаны около 150 лет назад биологом и химиком Юстусом фон Либигом. Либиг открыл, что для роста одного растения необходимы четыре минеральных вещества: азот, калий, известь и фосфорная кислота. При наличии в почве всех вышеупомянутых веществ, рост растения происходит автоматически; но -как только один из минералов израсходован (илл. 1), рост растения прекращается. После удобрения почвы соответствующим минеральным веществом, растение вновь начинает расти до тех пор, пока не израсходуется один из четырех важных для роста элементов (илл. 2). При вторичном применении удобрения с содержанием фосфорной кислоты по причине его успешного применения в прошлом, из недостатка возникнет переизбыток (илл. 3), что может привести к окислению и отравлению почвы. Чем больше усилий прилагает крестьянин, тем меньше становится его урожай и в большей мере происходит отравление окружающей среды. И, напротив, в случае удобрения почвы новым, недостающим для растения веществом (илл. 4), его рост возобновляется. С помощью открытого Либигом нового способа удобрения почвы, ориентированного на «фактор-минимум», произошло радикальное переосмысление «Естественного закона сокращающегося прироста урожайности» и было достигнуто молниеносное повышение урожайности сельскохозяйственных культур без дополнительной затраты усилий со стороны крестьян!

Перенос этих закономерностей на общину помогает объяснить наиболее часто встречающийся феномен: пастор (крестьянин) изо всех сил пытается применить у себя в общине те же принципы, что и его коллега из соседней общины. Однако его усилия не приносят видимых результатов, в то время, как община последнего переживает бурный рост. Тот, в свою очередь, пытается убедить пастора несмотря на неудачу, продолжать по его примеру интенсивную работу в области «евангелизации». Наш пастор следует этому совету, чем лишь ещё больше усугубляет своё положение. Поведение «удачливого пастора» аналогично действиям крестьянина, который уверен, что лишь применение фосфорной кислоты в качестве удобрения может увеличить в 2 раза количество урожая, т. к. в «фосфорной кислоте» он видит решение всех проблем.

Фактор-максимум или фактор-минимум?

В последние годы я неоднократно сталкивался с тем, что некоторые христиане, убедившись в преимуществах стратегии-минимум, стали рассматривать её в качестве основного принципа поведения во многих жизненных сферах. Исходя из этого, в некоторых общинах стала паролем следующая фраза: «Мы всегда должны сосредотачивать свои силы на том, что нам меньше всего удается». Совершенно очевидно, что такого рода философия заранее обречена на неудачу! Стратегия-минимум в корне противоречит этому представлению. Такого рода противоречие может возникнуть лишь тогда, когда показанные нами на примере «сосуда-минимума» закономерности рассматриваются изолированно от целостного процесса естественного роста общины. В некоторых сферах нашей жизни на первый план выходят наши сильные стороны (напр., сюда относится «ориентированное на дарования сотрудничество»). Наряду с этими сферами есть и другие, где основной акцент ставится на наши недостатки (напр., там, где в 5 гл. 22 ст. Послания к Галатам речь идет от «плодах Святого Духа»). В связи с вышесказанным, постановка вопроса, предполагающая альтернативный выбор между сильными и слабыми сторонами, уже сама по себе является неверной.

Говоря об общине в целом, это означает следующее: в тех случаях, когда речь идет о взаимозаменяемых элементах, можно говорить о совершенствовании наших сильных сторон и не тратить много времени на устранение недостатков. Например, если гордостью общины является богослужение с привлечением профессиональных музыкантов, исполняющих органную музыку, то для такой церкви было бы целесообразно и в дальнейшем совершенствоваться в этом направлении, например, намеренно приглашая в церковь творческих людей, интересующихся музыкой, а не тратить свои усилия на то, чтобы наряду с органной музыкой ввести в прославление игру на тамбурине. Аналогичный принцип можно применить и в других жизненных сферах общины, если только в них не идет речь об основополагающих элементах (ни органная музыка, ни игра на тамбурине не являются для роста общины определяющими факторами). Однако тогда, когда речь заходит о жизненно важных показателях церкви — наши 8 качественных признаков также относятся к этой категории — основное положение, согласно которому не стоит обращать особого внимания на свои слабости, полностью теряет свою значимость. Как только наблюдается слабое развитие или отсутствие одного из восьми качественных признаков, напр. «Целесообразные структуры», совершенствование сильных сторон в другой области, напр., «страстная духовность» не принесёт особой пользы, так как прекращение роста будет вызвано не первичным дефицитом духовности, а структурными недостатками. Прежде всего необходимо позаботиться о выздоровлении целостного организма, и только затем работать над развитием его сильных сторон.

На практике мы успешно применяли эти 2 основных принципа, используя достоинства общины для совершенствования её слабых сторон. Если, напр., как изображено на картинке, к числу хорошо развитых признаков церкви относится признак «основанное на дарованиях сотрудничество», а её слабым местом является пункт «ориентированная на потребности евангелизация». Это совсем не значит, что «духовные дары христиан потеряли свою значимость, поэтому на первый план выходит только евангелизация». Ответ заключается в следующем’ «Давайте эффективнее применять все дары, данные каждому из нас Богом, для проведения евангелизации», этот метод является типичной иллюстрацией того, что в целом характеризует естественный рост общины. Наша цель состоит не в том, чтобы подогнать общину под схему уже заранее разработанной программы. Напротив, мы пытаемся успешно применять уже данные Богом дары и ускорения роста церкви.

Осторожный подход к «образцовым» общинам

В последних главах мы уже упоминали, к каким результатам может привести перенос позитивного опыта, проделанного одной общиной, на другие. Приведённый выше пример, в котором опровергались универсальные свойства применения фосфорной кислоты в сельском хозяйстве, в равной мере можно сопоставить с каждым из восьми рассмотренных качественных признаков. Ни один из них, будь то «наделяющее полномочиями руководство» или «страстная духовность», «основанное на дарованиях сотрудничество» или какой-либо другой качественный признак не раскрывают в полной мере сущность процесса роста общины. Если общине при работе над одним из качественных признаков удалось отыскать ключ к разгадке, то она интуитивно натолкнулась на свой фактор-минимум. Однако это не значит, что работа другой общины в той же самой области должна привести к аналогичным результатам.

Я не случайно так подробно останавливаюсь на этом факте. Многие книги на тему рост общины написаны сегодня под девизом «Фосфорная кислота по всему миру». Некоторые пасторы, которые для развития своей общины один из восьми качественных признаков считают особо важным, пытаются убедить также другие церкви в абсолютном преимуществе именно этого признака. Но как только отдельные признаки рассматриваются как звенья единого целого, картина полностью меняется. Если наше исследование что-либо доказывает, так это несомненно тот факт, что каждый из восьми качественных признаков является в равной степени важным и незаменимым в области построения общины.

С большой осторожностью следует относиться к тезисам, основанным на личном опыте говорящего. Опираясь на собственный опыт, можно многие вещи объяснить значительно нагляднее, однако субъективные примеры нельзя использовать в качестве неоспоримого доказательства.

Какую же роль играют сообщения, в основе которых лежит личный опыт говорящих? Очень важную роль! Несмотря на то, что эти сообщения нельзя использовать как доказательства, они служат прекрасной иллюстрацией того, что уже доказано. Не следует упускать из внимания и тот факт, что наглядные пособия по сравнению с доказательствами для большинства людей обладают большей психологической силой убеждения. С психологической точки зрения наглядные иллюстрации для многих людей фактически служат доказательствами! Я постоянно стремлюсь к тому, чтобы в моём учении о построении общины использовать только общепринятые тезисы. Если же в контексте семинара возникает необходимость с другой точки зрения подойти к рассмотрению этих тезисов, я лишь очень коротко излагаю результаты нашего исследовательского проекта, больше предпочитая рассказывать анекдоты, истории, приводить наглядные примеры или упоминать события из моей собственной жизни.

Пример с «сосудом-минимумом», который я рассматривал на 52 стр., сам по себе еще ничего не доказывает, за исключением того, что каждое ведро способно вместить определенное количество воды. Однако на основе данного примера наглядно проиллюстрировано то, что с большой тщательностью было доказано раньше. Очень важно различать, с одной стороны, убедительные, с точки зрения психологии, примеры, например, анекдоты, и с другой стороны, требующие доказательств высказывания. Несоблюдение этого правила несомненно ведет к настоящей путанице между личными «свидетельствами», «моделями», «принципами» и «программами» (см таблицу на последней странице), так часто имеющей место в дискуссиях на тему построение общины.

Особенно часто «личный опыт» занимает место «общепринятых принципов» в том случае, где речь идет о быстро растущих общинах, которые для других церквей по праву могут служить образцовыми. В области построения общин эти церкви не знают себе равных, но это еще не значит, что принципы, свойственные данной общине, должны рассматриваться как общепринятые. Между тем, для большинства слушателей размер общины уже служит убедительным доказательством того, что ее тезисы в равной степени относятся и к другим Церквам. Мы должны в высшей степени осторожно относиться к подобным заявлениям «То, что имело успех в моей церкви, будет пользоваться успехом и в Вашей». Личный опыт никогда не может служить доказательством истины.

Вышесказанное ни в коей мере не должно означать, что мы не должны учиться у быстрорастущих общин Ничто так успешно не может вывести из сонного состояния какую-либо общину как живая, динамичная, растущая церковь Не всегда то, что хорошо для нас, может привести к таким же результатам в других церквах.