Часть 3: Шесть биотических принципов

В работе над каждым из 8-ми качественных признаков решающее значение имеет высвобождение «биотического потенциала «, заложенного Богом в общину. Чтобы данное утверждение не осталось лишь красивой теорией, нам необходимо ответить на следующий вопрос: «Как это происходит?» Что мы можем сделать для того, чтобы привести в действие автоматические механизмы роста, с помощью которых Бог строит свою общину? Для лучшего понимания закономерностей Божьего Царства, мы должны учиться у Божьего творения, в основе которого лежит ряд принципов, относящихся ко всему живому, в том числе и к организму под названием «община «.

Технократический или биотический?

В качестве показательного примера «технократического мышления», критикуемого в данной книге, я выбрал робота (см. илл, в левой колонке). Чем больше руководство церкви в процессе построения общины руководствуется подобными принципами, тем меньше рост общины протекает естественно. Биотические принципы построены на закономерностях, совершенно отличных от технократических: с одной стороны, развитие живого организма (см. илл, справа) и с другой — процесс создания робота.

К сожалению, в большинстве книг на тему рост общины описан принцип действия «робота», а не живого «организма».

Негативное отношение к методам создания робота, ещё не значит, что закономерности, лежащие в основе этого метода, неприемлемы на практике. Напротив, они безупречно функционируют в мире техники, машиностроения и компьютеризации, т. е. в а-биотическом мире. Однако при их использовании в мире биотическом они совершенно выходят из строя. В данном случае речь идёт о двух различных функциональных сферах.

Никому из нас в голову не пришла бы идея заниматься посевом роботов и затем ждать всходов. Роботы не предназначены для посадки, полива и сбора урожая. Их нельзя поить молоком, а для укрепления иммунной системы они не нуждаются в холодном душе. В мире техники не действуют законы органического роста, также как и технократические закономерности неприемлемы в мире живого. Т. к. община относится к биотической сфере, нецелесообразно ждать для неё помощи из вне.

Технократический подход к проблеме роста общины также соотносится с её естественным ростом, как робот с человеком, как восковая фигура с оригиналом, как пластиковый цветок с цветущей розой. В этом сопоставлении можно распознать определенное сходство, но не более. Недостаток технократического метода заключается в том, что он полностью исключает автоматически действующие механизмы роста. Ни одна машина — даже самый высокоразвитый робот — не может воспроизводить себе подобных.

В мире техники действуют законы, совершенно отличные от принципа «само собой» и от органических процессов роста. Осознание этого факта является ключом к пониманию органических процессов, протекающих также в организме под названием община!

С этой целью в данной главе мне хотелось бы описать принципы, типичные для биотического мира. Несмотря на всю их непохожесть, целью каждого из них является достижение больших результатов при минимальной затрате энергии. Такое обращение с энергией лежит в основе наших наблюдений за Божьим творением. Тогда как в мире техники без затраты энергии из вне практически невозможно привести машину в движение, в мире живом аналогичные процессы происходят как бы «само собой», согласно принципу, который неоднократно упоминается в Библии.

Почему неприемлемы технократические принципы

Мы не должны упрекать христиан, склонных к технократическому мышлению, в ложных мотивах. Стремление защитить общину Иисуса Христа более чем оправдано. Наша критика направлена не против этого мотива, а против методов достижения соответствующих целей.

Хотелось бы показать сущность технократического принципа на отвлеченном примере из зоологического мира. В одной африканской стране защитники природы решили создать заповедник для слонов, чтобы сохранить неизменной численность животных. Результат не заставил себя ждать: численность популяции слонов, обычно регулируемая естественным путем, например, с помощью естественных врагов или посредством болезней, стала стремительно возрастать. Спустя некоторое время уже не стало хватать растительной пищи для всех животных. Чем больше становилось слонов, тем меньше оставалось растений. Как только число слонов достигло критической отметки, последнее деревце было съедено животными. Внезапно произошло изменение всех условий окружающей среды. Процесс размножения было уже невозможно остановить, что привело к вымиранию всей популяции! Меры, направленные на защиту слонов привели к их преждевременному уничтожению (см. иллюстрацию).

Логика, которой руководствовались защитники слонов, типична для технократического мышления. На этой логике основаны убеждения, согласно которым установка новых дорожных знаков ведёт к сокращению аварий, современные оружия к миру, строгие законы к сокращению количества преступлений, сильные антибиотики к выздоровлению, социальные пособия к сокращению числа нищих, более интенсивное применение удобрений к высокой урожайности. В настоящее время мы уже неоднократно убеждались в несостоятельности данной логики мышления. Несмотря на оправданность этих мер в определенных ситуациях не исключено, что с их помощью можно разрушить то, что они должны защищать; например, полное сосредоточение внимания на множестве дорожных знаков лишает водителя возможности сосредоточиться, оружия служат причиной конфликтов, строгие законы ведут к неподчинению населения, антибиотики ослабляют иммунную систему, социальные пособия подрывают собственную инициативу, удобрения отравляют почву.

Такого рода усилия почти всегда приводят к обратному результату. Несостоятельность логики технократического мышления более подробно мы рассмотрим в 4-й части книги («от А до Б»). Технократы не замечают обратной связи между изначальным пунктом А и пунктом Б. Понимание такого рода механизмов определяет протекание всех естественных процессов. На следующих страницах мы ещё вернёмся к этой теме.

В наших общинах мы зачастую совершаем аналогичную ошибку, подробно описанную в примере с «защитой слонов». Пример из жизни общины: после того, как одарённый христианин оставляет свое служение в церкви, руководство пытается найти ему замену. После неудачной попытки найти человека, обладающего соответствующими духовными дарами, принимается решение поручить это служение одному из прихожан («Кто-то же должен выполнять эту работу!»). Краткосрочный результат оказывается позитивным: работа продолжается, новый сотрудник чувствует себя польщённым за оказанную ему честь — все довольны!

Однако спустя некоторое время ситуация меняется: новый служитель привыкает к мысли о том, что совершенно нормально нести служение, не соответствующее духовным дарам. Все больше растущее в нём недовольство он воспринимает как «страдания за Христа», одновременно слыша со стороны своего окружения похвалу в свой адрес за самоотверженное исполнение долга. В церкви утверждается неправильная структура мышления. У христиан, обладающих соответствующим даром, уже не хватает мужества взять на себя это служение, так как они не хотят обижать преданного слугу Бога.

Несмотря на кажущуюся банальность ситуации, она не является таковой. В ней достаточно ясно показано, что суммарность отдельных технократических решений ведёт к вытеснению принципа «само собой». Применение следующих шести принципов является попыткой использования закономерностей биотического мира в процессе построения общины.

Принцип 1: Сплетение

Прежде всего рассмотрим значение «биотического принципа» сплетения для роста общины. Одно из больших чудес Божьего творения состоит в том, что отдельные элементы как мельчайших микроорганизмов, так и целостного мозга удивительным образом, непостижимым для человеческого сознания, сочетаются друг с другом Согласно биотическому принципу сплетения, большей значимостью обладает способ соединения отдельных частей в единое целое, чем сами элементы Аналогичный принцип лежит в основе процесса построения общины. Община Иисуса Христа является целостным организмом, развивающимся по Божьему плану Практически невозможно до конца постичь значимость отдельных частей (напр , одного из «8-ми качественных признаков» или какого-либо мероприятия, или определенного стиля служения) без учета ее места в целостной системе Изменения, происходящие с одной частью, неизбежно повлекут за собой преобразование всех других частей организма.

С помощью разработанного нами метода анализа общин, мы имеем возможность подробно исследовать действие этого принципа на практике Для каждой общины по ее желанию мы можем составить характеристику ее качественных признаков После выявления качественного показателя ряда общин, мы сделали интересное открытие если в общине ведется работа над одним из восьми качественных признаков, изменяется не только показатель этого признака, но и всех остальных! Работа над качественным признаком «основанное на дарованиях сотрудничество» может привести к изменениям, как позитивным, так и негативным, в следующих сферах, а именно «духовность», «структуры» или «отношения»

Комплексное мышление должно протекать в рамках, соответствующих комплексным структурам общины Следует отметить, что не каждая форма сплетения является здоровой (см илл справа сверху) Задача заключается в том, чтобы создать форму сплетения, позволяющую осуществить образование «субсистем» и процесс размножения. Вместо того, чтобы учиться у самой природы, являющей нам редчайший образец строительного плана (неслучайно об этом так много сказано в Библии), мы пытаемся решить проблему планирования с помощью программ менеджмента, зачастую построенных на технократической логике мышления.

Несмотря на «небиблейское» происхождение понятия «сплетение», оно в полной мере отражает сущность того, что в Библии носит название «истина» Библейская истина заключается в том, чтобы рассматривать определенный феномен не изолированно, а в системе комплексных отношений, учитывая порядок, установленный Богом-Творцом Рассматривая с этой позиции технократическое мышление, его можно назвать «логичным», но никак не мудрым.

Встречи служителей

Руководители различных сфер деятельности регулярно организуют встречи для совместного обсуждения различных вопросов

Принцип 2: Размножение

Неограниченный рост, являющийся мечтой технократов, в корне противоречит биотическим принципам. Однажды наступает такой момент, когда органический рост достигает своих естественных границ. Рост дерева, к примеру, не может протекать бесконечно. Из его семян появляются другие деревья, которые, в свою очередь, дают новые семена Это и есть биотический принцип «размножения», проходящий через всё Божье творение.

Наши исследования показали, какое влияние может оказать применение этого принципа на качественные показатели общины. Одним из числа многих примеров может служить размножение малых групп. Всем христианам, принявшим участие в нашем исследовательском проекте, мы задавали следующий вопрос: «Является ли целью Вашей малой группы её преумножение посредством деления на ячейки?» Результат данного опроса представлен на иллюстрации внизу слева: никакой другой аспект не отражает в полной мере состояние качественного показателя общины как позитивный ответ на этот вопрос!

Принцип размножения затрагивает все жизненные сферы общины. Тогда как естественным плодом яблони является не яблоко, а новая яблоня, также и плод работы группы должен выражаться не в новом христианине, а в образовании новой группы. Соответственно результатом развития общины является не новая группа, а образование новой общины; плодом деятельности руководителя — новые руководители, а не его последователи; плодом служения евангелиста — новые евангелисты, а не новообращенные. Где бы ни применялся этот принцип, результат остаётся налицо. Я считаю принцип размножения самым важным мотивом для основания новых общин, так как он является жизненно важным принципом общины Иисуса Христа.

Как бы ни стремилась община к неограниченному увеличению числа своих членов (см. 46-48), она не может не считаться с принципом размножения. Выступление в защиту малых общин не означает замораживание их роста, достигшего низкого уровня. Здесь речь идет о защите принципа размножения. В результате нашего исследования была установлена позитивная связь между качественным показателем общины и числом её дочерних общин за последние 5 лет.

Готовность и способность общины к воспроизводству новых церквей является убедительным доказательством здорового естественного роста. И. напротив, ничто так ясно не свидетельствует о патологическом состоянии общины, как структуры, препятствующие размножению.

Несмотря на то, что понятие «размножение» не встречается в Библии, в Священном Писании мы находим бесчисленные примеры использования этого принципа Богом. С моей точки зрения, самым лучшим примером того является служение Иисуса: он сделал своими учениками 12 апостолов, поручив им воспитывать своих учеников и т.д. Таким образом, в основе процесса евангелизации лежит принцип мультипликации.

Процесс размножения неразрывно связан с процессом умирания. Почему мы исключаем факт умирания отдельных христианских групп и целых общин после прошествия определенного отрезка времени? Эта мысль не покажется нам устрашающей лишь в том случае, если община или группа уже воспроизвела на свет 4 «детей», 16 «внуков» и 54 «правнука». Согласно принципам Божьего творения, личностный организм умирает, однако «генетическая информация» остается и распространяется дальше.

Деление малых групп

«Основной целью нашей малой группы является деление её на ячейки»

Принцип 3: Преобразование энергии

Наиболее значимым средством, используемом в природном мире для обеспечения выживаемости живых организмов и целостных экосистем является принцип из области экологии под названием «Джиу-джитсу». Существующие энергетические потоки, в том числе и «врожденные», направляются в нужное русло посредством незначительных энергий. Разрушительная энергия может быть преобразована в созидательную. Противоположностью этому принципу является «ментальность боксера», когда противодействия со стороны другого человека или окружающего мира нейтрализуется посредством собственных усилий, которые затем ещё раз используются для достижения конечной цели.

Показательным примером преобразования энергии может служить борьба организма с вирусными инфекциями. Аналогичный принцип используется врачом при прививках. Отрицательная энергия посредством процесса иммунизации преобразуется в положительную.

В Библии почти на каждом шагу мы сталкиваемся с принципом преобразования энергии. Типичным примером является история, описанная в 17-ой главе Деяния Святых Апостолов, где Павел в ареопаге взывает к афинянам по поводу жертвенника «неведомому Богу». Аналогичный принцип использует Бог также тогда, когда Он допускает преследования христиан, чтобы больше людей услышали о Евангелии (Деян. 8) Кровь мученика приносит всходы Евангелия. «Враждебная» энергия преобразуется в «святую» энергию.

Понимание этого принципа ведет к адекватному отношению к кризисным ситуациям и ударам судьбы. Вместо того чтобы всецело покориться судьбе («Этого хочет Бог») или оказывать яростное сопротивление («Здесь замешан сатана»), необходимо просто задать себе вопрос «какую пользу для Божьего царства я могу извлечь из этой ситуации? Такая постановка вопроса является не только обоснованной, но и корректной с точки зрения Библии. Библейская истина гласит «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Мне кажется, что речь здесь идет о самом малоизвестном принципе построения общины, благодаря которому общины могут извлечь больше пользы из своих кризисных ситуаций, чем из некоторых популярных теорий.

Многие технократические формы деятельности, используемые в общине, — например, применение методов манипуляции при проведении евангелизации, — отражают принцип «ментальности боксера». При обратном подходе учитываются потребности нехристиан (речь здесь идет не о «духовных потребностях»!) для удовлетворения которых Бог сам дает нам множество возможностей.

На примере участия новообращенных христиан в евангелизации можно показать значение этого принципа для общины с высоким качественным показателем (см. илл. справа). Многие общины отказываются от помощи новообращенных при проведении евангелизации, считая их незрелыми в вере. Однако согласно принципу преобразования энергии можно рассматривать данное обстоятельство как новый шанс: новообращенные ещё не порвали все отношения с «миром», говоря на «мирском языке», у них много общего с нехристианами. Вместо того, чтобы рассматривать участие новообращенных в евангелизации как «опасность», многие растущие общины считают этот факт своим преимуществом.

Новообращённые

«Новообращённые в нашей церкви активно занимаются евангелизацией»

Принцип 4: Многоразовое использование

Сущность принципа многоразового использования мне хотелось бы пояснить на примере иллюстрации, изображенной справа. Падающие с дерева листья нельзя рассматривать как «мусор», требующий уничтожения при дополнительной затрате энергии (согласно технократической логике мышления). Благодаря работе микроорганизмов почвы листва превращается в перегной, который служит питательным веществом для дерева, способствуя тем самым дальнейшему процессу возникновения листвы. Такого рода круговорот является структурным принципом, лежащим в основе всего живого. Наладив действие аналогичных процессов в своей общине, мы можем многократно добиться положительных результатов при однократно затраченной энергии. До недавнего времени настоящий принцип рассматривался весьма односторонне. Совершенно разумно, что община использует одно и то же помещение для различных целей или что, например, подготовленную проповедь читают также на домашней группе. Однако согласно примеру с деревом, сущность этого принципа заключается в том, что бы результаты работы преобразовать в энергию, полезную для этого же служения.

Показательным примером действия этого принципа является принцип «соруководства», который чаще используется в общинах с высоким качественным показателем, чем в других (илл слева). Руководитель не будет тратить усилия на сам процесс руководства, тогда как с другой стороны, существуют специально разработанные программы обучения новых руководителей. Воспитание в руководителях чувства ответственности является надежной гарантией успешности обучения. Итак, однажды затраченные усилия многократно приносят плоды, то есть способствуют появлению новых руководителей. Именно этому учил нас Иисус. У него не было отдельно разработанных программ для своих учеников и остальных людей.

Являясь служителем народа, Он обучал своих учеников Благодаря практическому обучению можно добиться высоких результатов при минимальной затрате усилий.

Принцип многоразового использования неразрывно связан со всеми жизненными сферами общин, в том числе финансовой. Наглядным примером линейной логики технократического мышления может служить классическая модель сбора пожертвований в церкви, (которая несомненно оправдана в некоторых ситуациях). Итак, даритель А финансирует проект Б, результаты которого не имеют никакого отношения к исходному пункту А. Графически связь между пунктом А и Б можно изобразить с помощью одной стрелки При таком методе необходима двойная затрата усилий с одной стороны, чтобы «мотивировать» дарителя, и с другой, что бы осуществить проект.

При другом подходе ситуация в корне меняется заинтересованные в данном проекте люди (Пункт Б) одновременно заботятся о его дальнейшем финансировании (Пункт А) Крут замыкается Усилия, затраченные на работу над проектом, одновременно обеспечивают его финансовую защиту, что способствует возникновению «структуры самофинансирования»

Принцип соруководства

«Руководители малых групп и других сфер деятельности в общине имеют своих учеников»

Принцип 5: Симбиоз

Симбиоз в природе — это ничто иное, как сосуществование различных видов с целью обоюдной пользы. У этого принципа есть 2 антагонизма: «борьба за выживаемость» и «монокультура». Сущность принципа борьбы за выживаемость заключается в том, чтобы выжить за счет других видов. В результате принципа «монокультуры» теряется многообразие всех видов и лишь один из них доминирует над всеми остальными (в общественной жизни это явление называется «монополизм»). Принцип монокультуры исключает любую конкурентную борьбу, а вместе с тем гармоничное сосуществование и взаимодействие различных видов. Любая форма монокультуры является выражением технократического мышления. Для технократов не существуют важнейших системообразующих процессов, например, таких, как выживание птенцов или существование областей повышенной влажности. На сегодняшний день известно, что для оптимального развития сельского хозяйства (как и всех органических систем), необходимо наличие многообразия видов. Любого рода вторжение монокультуры в естественный ход вещей нарушает гармонию важнейших процессов симбиоза и саморегуляции, что ведет к продолжительному разрушению целостной системы (см. илл. сверху справа). Чем больше мы извлечем пользы из экосистем, тем интенсивнее будет развиваться сельское хозяйство. Применяя искусственные удобрения и пестициды, мы зачастую забываем о том, что благодаря процессу симбиоза, природа «сама» заботится о плодородности почвы.

Остается только сожалеть, что стремление к единству христиан неразрывно связано с монополистским мышлением. Технократы считают, что единство христиан только тогда станет оптимальным, когда все церкви будут принадлежать единой религиозной организации, где все служения будут проходить по одинаковому плану и все христиане станут представителями одного религиозного направления. Как данная модель, так и принцип «монокультуры» являются результатом технократического мышления.

При проведении нашего исследовательского проекта у нас была возможность на практике проследить действие принципа симбиоза. Лучшим примером того является принцип использования духовных даров. Вместо того чтобы спорить о единстве христиан, необходимо обратить особое внимание на применение духовных даров, которые во всём своём многообразии являются прекрасным дополнением друг друга. Отличительной чертой структуры симбиоза является гармоничное сочетание, а не столкновение потребностей отдельных христиан («Что служит построению общины?»). Хочется отметить, применение этого принципа в большей мере характерно для общин с высоким качественным показателем, чем с низким (см. илл. внизу).

В нехристианской литературе о менеджменте этот принцип носит название «отношения вин-вин»: больше не должно быть ни победителей, ни побежденных, а только общие победители. То, что сегодня теоретики менеджмента считают своим открытием, было провозглашено Иисусом еще 2000 лет назад в рамках »золотого правила». Оно не называлось тогда «вин-вин» или «симбиоз». Его название — «любовь к ближнему». Если бы у нас была возможность выбирать между конкурентными и монопольными структурами, я бы лично выбрал первое. Несмотря на все недостатки конкурентной структуры, по сравнению с тупостью, монотонностью и неэффективностью монополизма она является сущим благом. К счастью нам не нужно выбирать между этими двумя альтернативами. Духовный принцип симбиоза во многом превосходит вышеупомянутые структуры!

Симбиоз духовных даров

«Мы заботимся о том, чтобы служение наших сотрудников соответствовало их духовным дарам»

Принцип 6: Функциональность

В Божьем творении каждый элемент обладает определенной функцией. Это происходит даже тогда, когда на первый взгляд, эта функция практически не видна, например: «Почему у реки бывает так много изгибов?» «Какая функция присуща насекомым?» Технократы не могут распознать функциональность самобытности природы, поэтому они стремятся к тому, чтобы выпрямить русло рек и уничтожить насекомых. Примечательно, что все это происходит под эгидой «функциональности» (любимое слово технократов). Однако в их представлении это понятие обозначает «функциональность» робота, а не то самобытное явление, о котором пойдет речь в данной главе. Отличительным признаком всего живого в Божьем творении является способность приносить «плод». Сущность этого «плода», — будь то яблоко, каштан или ребенок, — заключается в сохранении «вида». Отсутствие плода ведет к вымиранию всего живого.

Не случайно Иисус часто использовал понятие плода, чтобы показать духовные закономерности. «Так всякое доброе дерево приносит и плоды добрые» (Матф. 7:17), или «По плодам узнаете их» (Матф. 7:16). Как в библейском, так и в биологическом контексте, плоды обладают определенной формой и свойствами, по которым можно узнать о состоянии всего организма. В рамках естественного роста общины, мы задаем вопрос на 2-х уровнях: 1) на уровне качества: «Как происходит развитие качественного показателя восьми качественных признаков9» и 2) на уровне количества «Как протекает рост общины?» Примечательно, что в общинах с низким качественным показателем такая постановка вопроса совершенно исключена (см. илл. слева).

Такого рода «анализ успеха» необходим для того, чтобы уберечь общину от идеологической обработки Говоря о естественном росте, мы не имеем в виду подход к новым членам общины с точки зрения целесообразности их прихода в церковь в настоящий момент. Прежде всего, нас интересует вопрос, соответствует ли это решение основным принципам процесса устройства общины? В данной ситуации периодическое обращение к видимому «плоду» является самой объективной проверкой соответствия этих принципов нашей работе в общине.

Статистика посещаемости

«В нашей церкви ведётся статистика посещаемости богослужений»

Биотическое — прямая противоположность обычному

Почему все качественные признаки, подробно рассмотренные в 1-ой части, называются «биотическими»? Посмотрите внимательно на таблицу на правой странице, в правой колонке которой указаны существительные, а в левой соответствующие им прилагательные. Основной смысл восьми качественных признаков заключается не в существительных («руководство», «сотрудничество», «духовность», «структуру», «богослужение», «малые группы» и тд), а в прилагательных («наделяющий полномочиями», «основанный на дарованиях», «страстный», «целесообразный», «вдохновляющий», «целостный» и т д ). В то время как понятия, выраженные существительными, можно соотнести с любой общиной, отличительной чертой общины с высоким качественным показателем является то, что ей удалось высвободить автоматические механизмы роста, заложенные в общину Богом. Как это происходит? Такое возможно только благодаря (осознанному или неосознанному) применению биотических принципов, описанных в этой главе. В литературе на тему рост общины встречаются самые различные отличительные черты растущих общин. На сегодняшний день я располагаю 23 списками «признаков», составленных различными авторами, и все из них имеют в виду примерно одно и то же. Возникает вопрос почему же я «наш» список противопоставляю всем остальным. Причина в том, что только в нашем списке ключ к разгадке биотического «успеха» каждого признака лежит в понимании значения прилагательных. На первый взгляд все формулировки могут показаться несколько абстрактными, однако это не меняет сути дела С помощью одного и того же понятия можно выразить целый ряд различных наблюдений, которые, однако, имеют общую структуру.

Несколько лет назад, работая над написанием материалов о практическом применении биотических принципов, мы сделали одно интересное открытие применение принципов естественного роста общины являются полной противоположностью общепринятой точке зрения на этот вопрос. В некоторых общинах практикуется обратное тому, что составляет основной смысл вышеупомянутых прилагательных, причем все это делается только из самых «духовных» побуждений. При практическом применении «традиционное» христианское мышление зачастую приобретает «спиритуалистические» и «технократические» черты.

Наше исследование показало, что причиной быстрого роста общин является высвобождение автоматических механизмов роста, заложенных в общину Богом. С другой стороны, если общину характеризует низкий качественный показатель, и как следствие этого число ее прихожан не увеличивается, — это свидетельствует о том, что в ней не используются биотические принципы, описанные в данной главе. Не составляет труда указать общинам с низким качественным показателем на их ошибки, которые, однако, не всегда легко исправить.

Хотелось бы подчеркнуть, что применение биотических принципов еще не является полной гарантией успеха Например, существует теория, направленная против Евангелия, основанная на значении креста, на котором умер Иисус Нельзя также исключать возможность ошибок со стороны «исполнителей» Пока мы не научимся правильно применять принципы роста общины, мы не добьемся больших успехов.

Учиться биотическому мышлению

В основе процесса естественного роста общины лежит не конкретно разработанная программа, а ряд принципов. В этом состоит отличие нашего метода, с одной стороны, от идеологии законности («мы во всём должны следовать программе»), и с другой стороны, от свободного от всяких принципов прагматизма («цель оправдывает средства»). В таблице, изображённой справа, представлены различия между этими двумя методами.

Большинство людей — пасторы не являются исключением — не привыкли думать комплексно. По собственному опыту я могу сказать, что «биотическому мышлению» можно научиться. Выступая на семинарах пасторов по теме естественный рост общины, я не ставлю своей целью (вопреки всем ожиданиям) дать конкретные ответы на задаваемые мне вопросы. Моя цель состоит в том, чтобы показать все ошибки типичного «христианского» мышления и научить людей думать в соответствии с биотическими принципами. В настоящий момент мы пытаемся разработать учебные пособия о разностороннем применении биотических принципов в повседневной жизни общины. Когда меня, ознакомив с ситуацией, спрашивают о разрешении какой-либо проблемы, как правило, я не даю точных ответов. Вместо этого я ставлю встречный вопрос: «Как Вы считаете, возможно ли применить в данной ситуации биотический принцип преобразования энергии (или, например, размножения, симбиоза и т.д.)?»

Затем мы пытаемся вместе решить проблему, что зачастую приводит к положительному результату благодаря такой простой постановке вопроса. Выражаясь образно, моя задача заключается не в том, чтобы подарить «цветы» общинам, а в том, чтобы помочь им вырастить их собственные цветы Я твердо уверен, что этот метод оправдывает себя и на других уровнях.

Неоднократно я убеждался в том, что зачастую наша интуиция заставляет нас поступать не согласно биотической логике мышления, а вопреки ей Только продолжительная работа над этим принципом способна изменить нашу интуицию и тогда нам уже не нужно будет каждый раз обращаться к 6-ти принципам, а мы уже сможем интуитивно принимать верное решение. Все зависит от того, что определяет нашу интуицию! Нельзя рассматривать биотические принципы в повседневной жизни общины как точное руководство к действию. Они лишь указывают верный путь роста общины 90% работы пастора заключается в том, чтобы найти решение непредвиденных ситуаций, например, таких как, развод семьи прихожанина, финансовые трудности, проведение ремонта, конфликт с одним из старейшин, оскорбленное чувство самолюбия одного из христиан. Не удивительно, что у пастора возникают сложности, отделить личные проблемы от служебных.

В рамках естественного роста общины мы не стремимся к тому, чтобы вычеркнуть все эти вопросы с повестки дня Наша цель состоит в том, чтобы соотнести решение всех этих проблем с Божественными принципами роста. Именно в суммарности принятия всех этих решений проявляется практическое использование принципов построения общины.

При более подробном рассмотрении биотических принципов все они могут показаться лишь различными вариациями одного и того же принципа: «Как можно создать лучшие условия для высвобождения автоматических механизмов роста, с помощью которых Бог строит свою общину?» В сущности все принципы построения общины сводятся лишь к постановке этого вопроса За последние годы я научился тому, что необязательно знать сотни различных принципов Значительно важнее понимать сущность действия автоматических механизмов, созданных Богом.

Как уже было отмечено, существует значительная разница между затратой собственных усилий для руководства общины и организацией процесса руководства с помощью автоматических механизмов роста Прихожане общин с высоким качественным показателем значительно чаще испытывают чувство радости в служении и не считают, что они несут чрезмерную нагрузку, т к они на практике переживают действие Святого Духа Несомненно, что даже в общинах с высоким качественным показателем встречаются перегруженные христиане Эта ошибка имеет место также и в здоровых общинах Мы не должны считать ошибки принципами успеха.

Некоторые христиане считают успех растущих общин делом случая или Божьим благословением В действительности такие общины нашли нестандартное решение своих проблем Их отличие от других церквей состоит в том, что они рассматривают определенные ситуации не как препятствия, а как представившийся шанс дальнейшего развития Именно в этом нам должны помочь шесть биотических принципов.