Часть 4: Новая структура мышления

Естественный рост общины — это не один из существующих методов роста церкви, а совершенно новый вид мышления. На протяжении данной книги мы неоднократно рассматривали проблему «технократического» и «спиритуалистического « мышления. В чём же заключается основное отличие различных структур мышления ? Знание ответа на этот вопрос поможет нам выявить препятствия, вставшие на пути практического применения принципов естественного роста общины.

Закон полярности в Божьем творении

Отличительной чертой всего Божьего творения является закон полярности. Действие этого закона можно показать на примере функций человеческого головного мозга. Человеческий мозг разделён на 2 полушария: левое и правое Левое полушарие, контролирующее правую часть тела, выполняет мыслительные, логические, рациональные и вербальные функции. Правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за творческие и интуитивные процессы. Благодаря ему человек способен распознавать и воспроизводить картины, запоминать мелодии и поэтические рифмы.

Аналогичная связь наблюдается между различными полюсами в Божьем творении, например, в электрических процессах, процессах магнетизма, а также в отношениях между представителями обеих полов. Согласно закону полярности одной силе всегда противопоставлена другая. В результате связи различных полюсов высвобождается поток энергии, который воздействует на «принцип самоорганизации». В качестве примера возьмём полярность полов. Процесс продолжения человеческого рода не требует организации из вне. Он происходит как бы «само собой» путем высвобождения притягательной силы со стороны обоих полюсов Это и есть высвобождение биотического потенциала!

Всякий раз, когда в Библии говорится об общине Иисуса Христа, мы имеем дело с двойной полярностью. Для описания сущности общины в Новом Завете используются как динамичные, так и статичные примеры. Динамичный подход особенно отчетливо проявляется в тех главах, где община Иисуса Христа описывается с помощью органических примеров (напр, община как тело, Рим 12:4-8). Статичный подход характеризует высказывания, отличающиеся технически архитектурным языком (напр. Павел как «мудрый строитель», строящий на твердом основании — 1 Кор. 3:10). Итак, понятие «статичный полюс» обозначает не болезненное явление под названием «статичное мышление», а употребляется в смысле значения слова «статика» из области архитектуры: каждому зданию необходима хорошая статика. В некоторых стихах Нового Завета эти понятия настолько тесно переплетаются, что возникает эффект контраста (см. табл. слева внизу). Для библейского мышления характерно гармоничное сочетание обеих полюсов.

На изображённой вверху иллюстрации показаны непрерывные отношения между двумя полюсами: с одной стороны, динамичный полюс способствует процессу организации (структуры, правила, программы и т.д.); с другой стороны, созданные организационные структуры должны влиять на развитие динамичного полюса. Пока не прекращается круговой процесс (не только в нашем мышлении, но и на практике), взаимодействие двух полюсов остаётся наиболее продуктивным, что в конечном итоге свидетельствует об интенсивном росте здоровых общин. Непрерывные отношения между двумя полюсами служат наглядным примером действия Святого Духа и являются символом высвобождения «биотического потенциала», возникающего через взаимодействие обоих полюсов. Процесс роста происходит благодаря Святому Духу Проблема заключается в том, что в большинстве общин произошла остановка действия кругового процесса, что привело к замене двухполюсного мышления на одностороннее. Именно в этом заключается причина неправильного мышления, которое рассматривается в данной книге.

Опасности, подстерегающие справа и слева

Круговой процесс, составляющими которого являются динамичный и статичный полюса, может нарушиться по двум причинам (см илл справа) Во-первых, не исключена возможность абсолютизирования правого полюса, что привело бы к полнейшему обеспечению всей общины Иисуса Христа лишь в рамках этого полюса Такой подход я называю «монизмом», который входит в структуру технократического мышления.

Для «монизма» характерно полное отождествление обеих полюсов если только правому полюсу свойственна правая форма (напр, правое учение, правые политические взгляды, правые программы построения общины), необходимость в левом полюсе (динамичная жизнь организма общины) отпадает С одной стороны, круг может прерваться слева направо В этом случае динамичный полюс отделяется от своего статичного пандана Формы, программы, структуры и органы устраняются по причине их никчемности Такой подход я называю «дуализмом», который входит в структуру спиритуалистического мышления.

Возможно, с помощью более простого примера мне удастся объяснить значение, на первый взгляд, таких абстрактных понятии Для того, чтобы услышать музыку такой, какой она должна быть, нам необходимы катод и анод, стереосистема и 2 колонки Какое же отношение имеет этот пример к монистическому мышлению? Это все равно, что слушать музыку при помощи одного моно-звука, получая при этом неописуемое удовольствие.

Согласно дуалистическому мышлению, необходимо использовать лишь левую колонку, а правую убрать по причине ненужности Истина заключается в следующем так как Бог дал нам 2 уха, чтобы слышать — еще одно доказательство двойной полярности — мы не должны забывать о существовании 2-х колонок.

Итак, несмотря на различие обоих полюсов — монизм означает отождествление, дуализм — разделение — в одном они схожи, а именно они исключают двухполюсное мышление Последствием монистического мышления для процесса построения общины является технократия (девиз «следуй только этой программе, и твоя община начнет расти»), последствия дуалистического мышления можно выразить словом «спиритуализм» (девиз «Все структуры духовно несостоятельны!») Однако ни та, ни другая форма мышления не имеют ничего общего с действительностью Обе они направлены против библейского мышления и живой веры, и в конечном итоге против конструктивной работы над развитием общины.

Различные структуры мышления можно сравнить с очками со стеклами разных цветов Можно смотреть на одну и ту же реальность или читать один и тот же стих из Библии и видеть совершенно разные вещи Проблема как монистов, так и дуалистов заключается в том, что они слепы на один глаз. Они даже не желают взглянуть на то, что мы им с большой охотой хотели бы показать!

Большинству христиан свойственно дуалистическое или монистическое, спиритуалистическое или технократическое, субъективное или объективное, мистическое или магическое мышление.

Они не смогут принять наше учение о двойной полярности, пока не получат соответствующие «очки» Для того, чтобы это стало возможным, необходимо более подробно рассмотреть обе «ошибочные» структуры мышления, что поможет нам понять, почему в христианстве мало внимания уделяется биотическим, двухполюсным и библейским принципам.

Технократическая структура мышления

В чём же заключается сущность технократической структуры мышления?

Как мы уже видели, для технократов община состоит только из правого полюса. По мнению технократа, правый полюс выполняет одновременно как свои собственные функции, так и функции левого полюса. Технократическое мышление может проявляться в различных формах, например: «Если богослужение провести по этому плану, то Святой Дух автоматически сойдет На общину», или: «Если ты согласишься с этим мнением, то ты автоматически станешь христианином», или: «Если ты пройдешь определенный ритуал посвящения в сан, то ты сможешь стать пастором», или: «Если ты последуешь следующей программе роста, то твоя община автоматически попадет в разряд растущих и процветающих».

Существует огромное множество различных точек зрения — от догматизма и клерикализма до культовых, — однако все они имеют под собой одинаковую технократическую основу. Представители этой группы считают правый и левый полюса единым целым.

Технократ не способен увидеть разницы между этими двумя полюсами. Для них не существует никакого различия между посещением определенного богослужения и действием Святого Духа, между слепым поклонением определенным догматам и личными отношениями с Иисусом Христом, между церковным ритуалом посвящения в сан и процессом принятия духовных даров, между проведением определенной программы развития общины и живой общиной. Их монистическое мышление мешает им увидеть значение принципа двойной полярности.

Вера в существование описанного выше автоматического принципа не имеет ничего общего с рассматриваемыми в этой книге биотическими автоматически действующими механизмами роста (ср. стр 12-13). В данном случае автоматизм можно сравнить с действием технического автомата. Действия происходят по строго указанной статичной схеме: я бросаю с одной стороны автомата монету и получаю с другой стороны банку кока-колы. Технократический принцип по своей структуре мышления имеет общие черты с магией. Точно также, как фокусник после произнесения магической формулы ожидает определенного результата, также и технократ полностью уверен в том, что с помощью различных формул, догматов, структур и методов построения общины он может совершить чудо.

Внутренней психологической силой воздействия технократической структуры мышления является её способность обеспечивать внешние гарантии.

Вместо того, чтобы полностью довериться Иисусу Христу, технократы пытаются найти гарантии из вне. Некоторые христиане уже не могут ограничиться созданием структур, способствующих развитию органического полюса общины. Наряду с этим они разрабатывают программы, направленные на сохранение здорового духа общины. Самой распространённой формой мышления, по крайней мере на Западе, я считаю монистическо-технократическое мышление. Эта опасность угрожает почти каждой общине. Цели представителей этого течения внешне выглядят вполне достойными и достаточно духовными; однако это не меняет того факта, что для развития организма общины они не только неприемлемы, но и могут нанести вред.

Спиритуалистическая структура мышления

Дуализм, лежащий в основе спиритуалистической структуры мышления, проявляется на различных уровнях, а именно: духовном и материальном, органическом и организационном, Божественном и человеческом, естественном и сверхъестественном Дуализм означает полнейшую рассогласованность обоих полюсов. Спиритуалисты считают «духовным» только динамичный полюс, структурный рассматривается ими в лучшем случае как второсортный, в худшем случае как совершенно ненужный.

Прежде всего спиритуализм следует понимать как полную противоположность технократической структуры мышления Его ошибка заключается не в том, что он отвергает технократические структуры, а в том, что он отвергает структуры вообще. В этом проявляется и его неадекватное отношение к творению. Спиритуалисты до сих пор ещё до конца не осознали факта сотворения Богом материального мира и оценки Творцом своего творения как «хорошо весьма» (1 Быт 31). Они до сих пор не поняли, что воплощение» означает факт «становления слова плотью», повлекшего за собой соблюдение всех условий творения (Иоан. 1:14). Они не поняли, что по свидетельству Библии Божий Дух является созидательной жизненной силой творения (Пс. 103.30; 34:14). Творение — это значит оживление мертвой материи Божьим Духом!

Сложность общения со спиритуалистами заключается в том, что зачастую их слова звучат очень «духовно». Однако при более тесном общении с ними как правило, выясняется, что их духовное понимание более основано на учении гностиков, чем на Библии. Чтобы не быть неправильно понятым, хотелось бы отметить, большинство спиритуалистов не имеют ничего общего с теологией гностицизма. Их учение может включать в себя даже такие моменты, как признание Бога Творцом, принятие Иисуса как Сына Божия «во плоти», рассмотрение Святого Духа в качестве созидательной силы для общины. Однако несмотря на все это, на уровне бессознательного, интуиции и чувств, который для практической работы гораздо важнее, чем «официальное учение»! — во многом сказывается влияние философии гностицизма.

Каждый раз, когда мне приходится проводить семинары в спиритуалистических кругах, я сталкиваюсь с одним и тем же фактом: стоит мне заговорить о принципах, установленных в ходе нашего исследования, они рассматриваются участниками как «бездуховные», но по крайней мере «созидательными». Когда же я перехожу от правил к исключениям (несмотря на их существование, они не играют важной роли по сравнению с принципами), глаза слушателей сразу загораются, как бы говоря мне: «Вот видите, здесь действительно действует Бог!» Обычно принято строить собственную работу в соответствии с правилами, а не с исключениями к ним. Но что значит «обычно»? В рамках спиритуалистической структуры мышления данная точка зрения вполне оправдана. В том случае, если описанные нами правила и принципы действительно являются «бездуховными», то только работа Святого Духа может изменить ситуацию.

Согласно логике спиритуалистического мышления действие Святого Духа лишь тогда может достигнуть своего апогея, когда в процессе построения общины вся работа проводится не Богом, а людьми. Дуалистически мыслящий человек не способен видеть противоречий в своей собственной теории, согласно которой Богу постоянно пришлось бы нарушать свои принципы, чтобы построить общину. Такие люди считают, что эти принципы исходят не от Бога, а от людей или даже от сатаны. Данное утверждение в рамках спиритуалистического мышления также может показаться вполне правомерным.

Последствия ошибочного мышления

При более подробном рассмотрении как спиритуалистической, так и технократической структуры мышления ещё ярче видны их недостатки.

Спиритуалисты самоотверженно борются против рационализма технократического мышления. Разве можно с ними не согласиться? Что касается меня, мне бы не хотелось вести против них борьбу в одиночку! Технократы, в свою очередь, выступают против нерациональности, отчужденности от мира и неясности спиритуалистического мышления. Хочется отметить, что они также правы, отстаивая свои интересы — с точки зрения Библии, теологии и стратегии.

В начале вся картина выглядит несколько туманно. Значит ли это, что спиритуалисты и технократы правы? Однозначно нет, так как эти два учения во многом противоречат друг другу.

Существует очень простое решение проблемы, а именно сопоставить обе теории с принципом двойной полярности (см. илл.). Так как спиритуалисты и технократы достаточно категоричны в своих оценках, их отношение к вышеупомянутому принципу можно назвать крайне отрицательным.

Например, как рассматривает спиритуалист двойную полярность? В его понимании она не намного отличается от технократических принципов, потому что как в том, так и в другом случае камнем преткновения для спиритуалистов является структурный вопрос.

По мнению же технократа процесс естественного роста общины представляет собой настоящий вызов всему структурному, техническому, рациональному и программному. Если же технократ не является страстным защитником программы роста общины, то наш подход к вопросу её естественного роста он будет рассматривать как покушение на традиции и порядок в церкви.

В зависимости от того, в каких кругах я вращался, меня неоднократно уже называли либо «спиритуалистом», либо «технократом». В течение нескольких лет я не мог понять, почему меня обвиняли в том, против чего я, собственно, боролся? Моя реакция была достаточно резкой: «Нужно было внимательно слушать! Попробуйте найти хотя бы одно единственное доказательство из моего реферата — вряд ли вам это удастся!» Говоря такие слова, со своей стороны я был совершенно прав Однако я не замечал одной детали, а именно, что мои оппоненты со своей точки зрения также были правы. Эта ситуация может служить еще одним доказательством несовместимости различных структур мышления.

Действия как спиритуалистов, так и технократов только тогда отличаются последовательностью, когда они пытаются сопоставить принципы двойной полярности, лежащие в основе процесса естественного роста общины, со своими собственными. Как только я это понял, мне сразу стало ясно, почему дискуссии на тему устройство общины зачастую являются безрезультатными. По другому и быть не может, пока мы пытаемся убедить друг друга в правильности или ошибочности той или иной точки зрения! То, что сейчас нужно христианам, это своего рода «интеллектуальная революция». Я намеренно не говорю «духовная революция», так как это слово не отражает сущности проблемы, которая заключается в предпосылках мышления (= структурах), с помощью которых мы пытаемся выразить наш духовный опыт.

Теологические выводы

Все три вышеописанные структуры мышления имеют отношение практически к любому теологическому вопросу. В своей книге «Изменение мышления в церкви» я пытался объяснить, что причиной почти всех больших конфликтов в истории церкви, некоторые из которых продолжаются и по сей день, является борьба между монизмом и дуализмом, объективизмом и субъективизмом, гетерономией и автономией, технократией и спиритуализмом. Другими словами, это борьба между двумя ошибочными точками зрения на христианскую веру! Если не произойдет «изменения мышления», то, возможно, до второго пришествия Христа нам не удастся разрешить этих конфликтов.

В таблице на правой странице вы видите результаты моих исследований церковных догматов. Как в рамках дуалистической, так и монистической структуры мышления представлен целый список догматов, известных нам по теологическим дебатам (релятивизм, сепаратизм, догматизм, клерикализм и т.д.).

Обратите внимание на тот факт, что основная структура технократического мышления, а именно монистическое мышление, проявляется не только в форме «технократии роста общины», также как и догматизм, сакраментализм и клерикализм являются лишь различными формами монистическо технократического принципа!

Глядя на эту таблицу, нам становится ясно, почему принцип естественного роста общины нельзя рассматривать как «теологически-чуждый». Факт межконфессиональности этого принципа ещё не значит, что он теологически нейтрален. Самым большим заблуждением движения «Рост общины» я считаю отношение к принципу роста общины как к «теологически нейтральной методологии».

Двухполюсную структуру мышления характеризует «преобразующий принцип»: все существующие структуры рассматриваются под аспектом их коэффициента полезности для развития динамичного полюса, то есть общины как организма. Именно эта особенность лежит в основе структурного закона реформаторского движения. Замечено, что чем больше церковь готова принять реформаторский принцип, тем лояльнее она относится к принципу естественного роста общины.

И напротив, людей практически невозможно убедить в верности реформаторского принципа, пока он ещё мыслит спиритуалистическими или технократическими категориями. Все духовные, библейские, стратегические аргументы не смогут убедить их в обратном.

Мы должны отдавать себе отчет в полной несостоятельности теории, согласно которой, можно убедить людей в верности принципа естественного роста общины благодаря методу «how to». Пока мы сами не убедимся в правильности этого принципа, нам не помогут никакие изощренные методы. Иногда использование отдельных «методологий» для спиритуалистов и технократов может привести к обратному результату.

Что это значит на практике?

Какое влияние может оказать теоретически рассмотренное нами «двухполюсное мышление» на процесс развития общины? Исследования нашего института показали, что недостаточно количественного подхода для выявления динамики роста общины. С помощью миллиметровой бумаги и кривых роста мы можем сделать определённые выводы относительно посещаемости богослужений и других количественных аспектов роста. Однако в опредении качественного показателя общины мы не сможем добиться позитивных результатов (высокий показатель посещаемости богослужений нельзя отождествлять с высоким показателем качества). Как мы уже упоминали в 1-ой части, стабильный рост по всем «8 качественным признакам» оказывает положительное влияние на фактор посещаемости общины.

Для более наглядного представления обоих процессов, нам необходима форма диаграммы, отражающая оба аспекта двухполюсного принципа, а именно: качество и количество, органическое и техническое мышление, тогда как примером линейной формы технического мышления может служить стрелка («от А до Б»), круговой символ можно рассматривать в качестве примера органического мышления («Какое влияние оказывает пункт Б на исходный пункт А?»). Ошибка как технократов, так и спиритуалистов заключается в полной изоляции обоих аспектов друг от друга (см. илл. справа сверху). Цель процесса естественного роста общины заключается в выявлении точек соприкосновения этих 2-х измерений. В Новом Завете мы уже сталкивались, с одной стороны, с техническо-архитектурным описанием (Построение общины) и, с другой стороны, с динамично-органическим (Рост общины). Примером совмещения обоих точек зрения может служить хеликс общины (= спираль).

Для того, чтобы объединить понятия роста и устройства, органического и технического мышления, линейного и кругового видения практической работы, наш институт разработал модель так называемого «хеликса общины» (см. рис. справа внизу, ср. также стр. 43 и 51). Стрелка, в форме спирали, показывает количественный рост (рост посещаемости богослужений), голубая стрелка показывает, в какой стадии развития находятся отдельные качественные признаки одной из общин (качественный рост). Тогда как мы можем работать над улучшением качественных показателей (напр, структуры, руководство, малые группы и т д.), повлиять на рост количественного показателя (посещаемость богослужения) мы не можем. Лишь благодаря работе над улучшением показателей всех 8-ми качественных признаков, мы «сможем» повысить посещаемость богослужений.

Это графическое изображение всегда является для нас вспомогательным средством разработки системного анализа общины.

После исследования более 1000 общин, расположенных на 5-ти континентах, в соответствии с этим критерием, мы смогли установить взаимосвязь между качественным и количественным аспектом.

К сожалению, люди, мыслящие спиритуалистическими или технократическими категориями, не всегда могут понять особенности комплексной динамики роста.

Можно ли «управлять» процессом построения общины?

Вопрос о том, насколько мы можем управлять процессом роста общины является одним из самых спорных в дискуссиях на эту тему. Несмотря на прочтение большого количества литературы по данному предмету, я еще не пришел к заключительным выводам. Пока не будет найден удовлетворительный ответ, нет никакого смысла продолжать разговор о практических аспектах развития общины!

Очевидно этот вопрос до тех пор останется неразрешенным, пока мы не откажемся от спиритуалистического или технократического мышления.

В рамках двухполюсной структуры мышления настоящую проблему уже можно считать разрешенной: тогда как на организаторском уровне этот процесс однозначно можно считать «управляемым», то на органическом уровне нет. Не имеет смысла сохранять «динамическое напряжение» и клясться в «парадоксальной идентичности», поэтому весь процесс выглядит вполне логично.

В дискуссиях на эту тему затрагиваются, как правило, спорные вопросы как спиритуалистической, так и технократической структур мышления (ср. илл.). В связи с тем, что согласно спиритуалистическому мышлению (организм) община немыслима как структурное образование, спиритуалисты по праву заявляют: «Нельзя управлять общиной как организмом!» Спиритуалистов-экстремистов вполне удовлетворяет такой ответ. Наряду с ними существует категория христиан (их большинство), представители которой не совсем согласны с этим утверждением и пытаются действовать в соответствии со своими принципами. Однако суть их действий до сих пор остается неясной. Спиритуалисты не принимают всерьез теологический самоанализ и в любой ситуации готовы сослаться на «тайну Господа».

Так как технократы признают существование общины как организации, в их представлении процесс развития общины должен быть управляемым. Однако никто из них до сих пор не отважился произнести этого утверждения. Тогда как на практике этот процесс однозначно считается управляемым, теория утверждает обратное. В конечном итоге утверждения как спиритуалистов, так и технократов сводятся примерно к одному: «Несмотря на то, что мы никак не может повлиять на процесс роста общины, тем не менее мы должны что-либо предпринять!»

Такого рода парадоксы в действительности являются последствиями сравнения ошибочных структур мышления с тем, о чем написано в Библии.

Представители этого течения зачастую ссылаются на слова Павла, с помощью которых Апостол попытался выразить связь человеческого и Божественного: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6). Из этих слов совершенно ясно, что каждый крестьянин может «делать», а что нет. Он может сажать, поливать, собирать урожай. То, что он не может — это «взрастить». Одновременно с этим он знает, от его работы зависит урожай. Из этого следует, что мы не в состоянии повлиять на количественный рост общины. Наша работа должна быть направлена на то, чтобы соотнести организационный полюс общины с Божьими принципами таким образом, чтобы органический полюс мог свободно и беспрепятственно развиваться. Именно в этом заключается значение стратегического принципа, лежащего в основе процесса роста общины.

Почему прагматизм заводит в тупик

В таблице, помещенной справа, я постарался изобразить три существенных различия между процессом естественного роста общины и «классическое точкой зрения на рост общины». Как мы уже видели, наш принцип не основывается на философии, включающей в себя организационную парадигму. Мы также уже подчёркивали, что в рамках естественного роста общины цели её построения намечаются в области качества, а не количества. В этой главе я хотел бы рассмотреть третий отличительный признак, имеющий прямое отношение к первым двум, а именно: естественный рост общины исключает прагматический метод, и вместо него придерживается принципиального образа действий.

Прежде чем приступить к критике прагматизма, необходимо понять, почему этот мотив проходит красной нитью через все важные литературные произведения на тему рост общины. Против чего же выступают представители этого течения — против широко распространенной в христианстве идеологии, согласно которой мы не имеем права спрашивать о результатах наших поступков. Некоторые, правда, употребляют слово «прагматический», подразумевая под ним совершенно другое понятие.

Представителей течения роста общины всегда интересовал вопрос: «Каков будет результат наших действий?» Такая постановка вопроса вполне правомерна, потому что так задавать вопросы учил нас сам Иисус Христос.

По правде говоря, я не вполне доволен термином «прагматизм». Мне хотелось бы перечислить 6 причин, по которым я считаю ошибочным прагматический подход.

1. Отличительным признаком прагматизма (понятие пришло из мирской сферы) является беспринципность. Прагматизм, как мировоззрение, отвергает все общепринятые принципы. Несомненно христианские авторы не совсем попадают под эту категорию (по крайней мере они признают библейские принципы), однако почему же тогда в своих высказываниях они используют именно этот термин?

2. Прагматический принцип таит в себе опасность превратить критерий успеха в собственную теологическую норму. Выражаясь мирским языком: «Ничто не приносит такой успех как сам успех». В христианском варианте это звучит так: «Хорошо то, что способствует количественному росту общины. Большое количество людей на богослужении является лучшим доказательством того, что эта община находится на верном теологическом пути». Очевидно, некоторые авторы, занимающиеся тематикой роста общины, действительно попались в эту западню.

3. Прагматики постоянно спрашивают себя: «Какую пользу я могу извлечь из данной ситуации (для построения общины)?» Как уже было замечено, такая постановка вопроса вполне оправдана. Однако идеологам она ни к чему. Опасность прагматизма состоит в том, что при ответе на этот вопрос стараются учесть только краткосрочную пользу. Не всегда метдоды, оправдавшие себя за короткий период времени, оказываются приемлемыми в будущем.

4. Прагматики склонны к тому, чтобы с точки зрения человеческой мудрости судить о Божьем Царстве, не замечая при этом, что Божественная логика строится по другим законам. Они даже не замечают, что хотят оказаться умнее, чем Бог. Говоря о работе, построенной на принципах, необходимо учитывать, чтобы эта работа основывалась на библейских принципах, которые служат для построения Божьего Царства.5 Прагматизм противоречит библейскому принципу, согласно которому доброе дерево приносит добрые плоды (ср Матф 7:17) Это значит следующее дерево доброе, поэтому оно приносит добрые плоды. Прагматики задают себе такой вопрос: Как можно принести хороший плод, не тратя сил на ухаживание за деревом? Это объясняет их особую любовь к «искусственным плодам» (предпосылкой появления которых являются не хорошие деревья, а своего рода фабрика). Существует опасность того, что метод производства пластиковых плодов может навести прагматика на мысль о существовании «доброго дерева», плодоносящего такими хорошими плодами.

6. Прагматическое мышление может подготовить почву сомнительному библейскому оппортунизму. Его последствия могут быть самыми различными: например, приспособившись к духу времени и замаскировавшись под манипулятивные методы маркетинга прагматики могут прикрывать свои истинные намерения благими целями роста общины По своей сущности прагматизм склонен к оппортунистическому направлению.

Принцип естественного роста общины не разделяет девиза прагматизма: «Ничто не приносит такой успех, как сам успех». Его сущность выражается в следующих словах: причиной успеха общин является использование конкретных принципов, взятых из Библии.