Мусульманское влияние на плюралистические общества Запада

Итак, когда мы говорим о деятельности христианских миссий в мусульманских странах в 21 веке, мы должны хорошо сознавать, что сами мусульмане уже распространяют свою веру по всему миру. Это — новое положение дел. Когда Вильям Кэри начинал миссионерскую работу в 1792 году, все обстояло иначе. Другими словами, надеясь проводить миссионерскую работу среди мусульман, мы должны помнить о том, что в ответ они перейдут в мощное наступление. Мусульмане будут пытаться убедить европейцев и американцев в том, что только ислам в состоянии навести порядок в моральном и духовном хаосе западного общества.

Я хотел бы более подробно остановиться на этом вопросе, обратившись к работе двух видных христианских профессоров, один из которых преподает в США, а другой — в Германии. Оба обращаются к проблемам мусульман, которые живут на западе, ведут борьбу за выживание и пытаются заниматься миссионерской деятельностью в приютивших их странах.

Прежде, чем привести цитаты из их работ, я хочу разъяснить, в чем состоит традиционный исламский взгляд на мир. Согласно исламу, мир разделен на два лагеря: «Дар аль-Ислам» и «Дар аль-Харб», т. е. «Царство ислама» и «Царство войны». В исламских странах закон шариата обладает наивысшей силой и насаждается в обществе с помощью государства.

До недавних пор подавляющее большинство мусульман жили почти исключительно в странах Дар аль-Ислама. Теперь же, когда многие эмигрировали на запад, им трудно полностью соответствовать требованиям своей веры в среде, где государство занимает нейтральную позицию в вопросах религии. Радикальные мусульмане, пользуясь свободами западного плюралистического общества, упорно стремятся создать такие условия, которые позволили бы последователям ислама жить так, словно они по-прежнему находятся на исламской территории. Однако такие попытки могут быть реализованы лишь там, где закон шариата проводится в жизнь при поддержке теократического государства!

Любопытную статью под заголовком «Может ли устоять разделенный дом? Размышления о христианско-мусульманских противоречиях на западе» опубликовал в 1993 г. известный западно-африканский ученый Ламин Саннех. Профессор Саннех, мусульманин, принявший христианство, пишет о неизбежном столкновении «плюралистической традиции Запада» с требованиями мусульманских эмигрантов о соблюдении своих обычаев, в основе которых лежит их теократический взгляд на государство. Доктор Саннех пишет:

«На западе ошибаются, полагая, что можно сохранить религиозную терпимость, уступая притязаниям мусульманских экстремистов в вопросах территориальности. В доме, возведенном на таком фундаменте, не останется места для самого принципа плюрализма, благодаря которому западные страны радушно приняли мусульман и представителей других религий. Тот факт, что эти религиозные группы пополнили свои ряды и преуспевают на Западе, в то время, как религиозные меньшинства в исламских странах продолжают страдать от ущемления их гражданских прав, показывает, насколько неравноценны эти две традиции.

В условиях растущего наступления мусульман на религиозное пространство, и в свете полной несостоятельности стерильной, утилитарной этики светского государства, запад должен возродить ответственность за Евангелие, как общественную истину, и тем самым воссоздать основы, на которых современный Запад построил свое мировоззрение. К ним прежде всего относится веротерпимость».

Исходя из понимания религии как института, охватывающего все сферы жизни, и наблюдая моральный упадок западного общества, мусульмане, и это вполне понятно, полны готовности и желания предложить западным странам свою спасительную веру. Их решимость вызвана глубокой убежденностью в том, что западная цивилизация вступила в период своего упадка. Ответ может дать только ислам!

Это подтверждает и главная тема съезда мусульман, который состоялся в Чикаго в декабре 1994 года: «Ислам — на благо всего человечества!»

По другую сторону Атлантического океана известный немецкий богослов опубликовал статью, в которой затронул тему мусульманских меньшинств на Западе и их активность в миссионерском служении. Статья была опубликована в «First Things» за декабрь 1994 года под заголовком «Христианство и Запад: смутное прошлое, сомнительное будущее.» Вольфарт Панненберг, профессор систематического богословия в университете Мюнхена, пишет:

«Если западные свободы — не более чем права личности, то правильно поступают другие религиозные группы, когда стараются защищать свои групповые и духовные ценности от вторжения западной секуляризации. Помимо этого, исламские миссии в западных странах стремятся активно участвовать в миссионерской деятельности, направленной на освобождение народов Запада от материализма и безнравственности, связываемых с секуляризацией. Эти мусульмане считают, что христиа не не справились с задачей моральной трансформации общества. Такая критика представляет собой серьезный вызов, брошенный традиционному христианству и западной культуре. Культура, лишенная духовных и моральных ценностей, не готова принять этот вызов, и неминуемо придет в упадок».

Этот анализ ведущего европейского богослова требует от нас серьезного размышления. В конце концов, мы живем не во времена Вильяма Кэри или Самуэля Цвемера. Их труд находил поддержку на домашнем фронте, олицетворявшем христианскую культуру. Так, до Второй Мировой войны, средний мусульманин на Ближнем Востоке считал американцев исключительно честными людьми. Он мог доверять им больше, чем своим соотечественникам-мусульманам. Почему? Потому что все американцы, которых он знал, были либо миссионерами, либо учителями, и в жизни несли высокую этику подлинной христианской веры! Нередко в прошлом американские дипломаты, приезжавшие работать в этот регион, сами были детьми или внуками первых миссионеров.

Как уже упоминалось, даже прожив долгое время за пределами Дар аль-Ислама, мусульмане сохраняют привычный образ мыслей. Они не понимают той очевидной реальности, что западная культура отринула свое христианское наследие. Поэтому они путают христианство с западной культурой и воспринимают его как олицетворение дурной морали. Таким образом, участие в миссионерской работе среди западных людей становится для них как долгом, так и хорошим шансом. Весьма примечательно также и то, что такая деятельность не предполагает официального «направления» от миссионерской организации. Исламский взгляд на миссионерскую работу основан на концепции «давах» — призыва к людям обращаться в ислам. Это добровольная работа, в которой он участвует как мусульманин, как человек, который подчинился высшему Божьему откровению в Коране. Его священный долг — нести свою веру, используя любые средства: иногда мирные, а иногда такие, как джихад — священная война.