Ислам — больше, чем религия

Как нам лучше понять идею джихада и насколько эта идея укоренена в мусульманском сознании? Почему ислам бросает такой вызов нормам западного общества и христианству? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно обратиться к истории завоеваний ислама.

Прежде всего, ислам претендует на то, что он — последнее послание Бога к человечеству. Развитие религии, зародившейся на Аравийском полуострове, и превращение ее в «образ жизни», уходит корнями в ее особую историю — историю, неразрывно связанную с ее основателем Мухаммедом. Он родился в Мекке в 570 г. н.э. и в возрасте сорока лет начал проповедовать абсолютное единство Бога. Немногие поверили его словам. В 622 году он переехал в Медину с небольшой группой своих последователей. Там он выступал в роли пророка и государственного деятеля. К 632 году, в год его смерти, он завоевал Мекку и добился покорения воинственных аравийских племен. Его преемники халифы приступили к завоеванию территорий Персидской и Византийской Империй. К 732 году новая арабо-исламская империя простиралась от Испании до Индии! Большинство восточных христиан, оказавшись под властью мусульманских правителей, вынуждено было платить подушный налог и мириться с ограничениями в жизни, чтобы сохранить свою религию.

Таким образом, два фактора объясняют, каким образом ислам превратился в единое целое, охватывающее религию, государство и культуру: один — жизнь и пример Мухаммеда, основателя этой религии, и методы, с помощью которых ему удалось сделать ислам религией всего Аравийского полуострова; другой фактор — геополитический: две сверхдержавы того времени, Византия и Персия, истощив друг друга в жестокой борьбе, не смогли противостоять нападению арабо-исламских войск, кото рые пришли с Аравийского полуострова после смерти Мухаммеда в 632 году н.э.

Вторая исламская экспансия произошла, когда в ислам обратились многочисленные турецкие племена из Центральной Азии, перебравшиеся на Ближний Восток, чтобы служить наемниками мусульманских халифов в Багдаде. После монгольского нашествия на Ближний Восток и падения Багдада в 1252 году турки подхватили дело ислама и продолжили его завоевания.

В 1453 году они положили конец Византийской Империи, разгромив Константинополь и переименовав его в Стамбул. Оттоманские турки колонизировали огромные территории в Центральной и Восточной Европе. Через 12 лет после того, как Мартин Лютер выдвинул свои 95 тезисов, турки впервые осадили Вену и осаждали ее еще дважды в течение века!

Краткий экскурс в историю возникновения и экспансии ислама показывает, что эта религия распространялась в основном благодаря завоеваниям. Фактически, ислам рассматривает захватнические войны, как важную часть веры, называя их джихадом. Здесь я должен добавить, что не хочу преуменьшать значение того факта, что, с одной стороны, ислам — такая же религия, как и другие, т. е. это — теистическая религия, которая учит, что Бог — одновременно Создатель и Владыка мира. В ней есть свои религиозные обряды и молитвенные дома. С другой стороны, в исламе присутствует особый политический компонент, который очень важен для поддержания норм и традиций жизни верующих. Мусульмане должны жить в рамках «шариата» — исламского права, а их политические деятели должны проводить его в жизнь. Исламское государство обеспечивает развитие особого исламского мировоззрения и культуры. Поскольку ислам — это религия, политика и культура, объединенные в единое целое, мусульмане несут в себе, осознанно или неосознанно, мечту об установлении исламского порядка, в котором власть Аллаха проявится ныне и здесь. Когда обстоятельства складываются благоприятно, мусульмане достаточно активно отстаивают и провозглашают свою политическую философию в западных странах, как это произошло недавно в Великобритании.

Чрезмерное внимание христиан к проблеме «джихада» не созвучно духу нашего времени, требующему от всех нас жить в согласии и забыть прошлое в условиях глобализованного и хрупкого мира. Но что, если некоторые цивилизации не могут адаптировать свою идеологию к современной ситуации? Что, если, как мы видим сегодня, исламский радикализм охватывает наш мир от Индонезии, через Пакистан и до Ближнего Востока? Должны ли мы заниматься самоцензурой и скрывать факты, основанные на древних догматах веры, значение которых в мире все еще велико?