Миссионерское служение мусульманам: задачи на будущее

Хотя на западе существует больше возможности для миссионерской работы среди мусульман, не стоит забывать и о нашем долге нести им Евангелие на их родине. Конечно, можно считать, что евангелизация мусульман в странах Дар аль-Ислама — неосуществимая миссия. Тем не менее, то, что невозможно для человека, возможно для Бога.

Мне выпала честь в течение тридцати шести лет нести Благую Весть об Иисусе Христе, распятом, воскресшем и явившемся вновь, народам арабского мира. В течение этих лет от мусульман и восточных христиан пришло более двухсот тысяч писем. В то время как большинство корреспондентов-мусульман проявляло интерес к библейскому Мессии, некоторые действительно признали Его Спасителем и Господом с огромным риском для своей жизни. В силу существования в исламе Закона о вероотступничестве, запрещающего мусульманам обращаться в христианство, я не имел возможности крестить новообращенных или основывать местные церкви. Но у меня нет сомнения в том, что многие новообращенные выстояли в своем христианском свидетельстве.

В чем будет состоять миссионерское служение мусульманам в новом тысячелетии? Миссионерская работа на радио по-прежнему очень важна для распространения Слова Божьего и приобщения к нему новых мусульман.

Тем не менее, невозможно игнорировать политические, экономические, культурные, и, что самое важное, религиозные факторы, действующие сегодня в мусульманском мире. Ближайшее будущее вызывает у меня серьезную обеспокоенность, поскольку ситуация в мусульманских странах в целом быстро ухудшается. Те из нас, кто живет в пределах западного полушария, похоже, очень слабо осведомлены о том, что происходит в арабском или в более многочисленном мусульманском мире. Пока не прекратятся поставки нефти, мы вряд ли всерьез задумаемся об этой далекой части света. В конце концов, неужели недостаточно того, что мы для них сделали? Не мы ли в начале этого десятилетия отправили полмиллиона наших мужчин и женщин на Аравийский полуостров для освобождения Кувейта от Саддама Хусейна? Неужели мы недостаточно сделали для установления мира между Израилем и его арабскими соседями?

Подъем и распространение воинствующего ислама заставят нас обратить пристальное внимание на мусульманский мир и миллиард человек, живущих в нем. В результате краха националистических идеологий, не сумевших сдержать обещание создать справедливое и процветающее общество, их место сегодня заняли радикальные мусульмане. Недавно я прочитал книгу с интригующим названием «У Бога 99 имен: репортаж с Ближнего Востока в состоянии войны». Автор, Джудит Миллер, больше двадцати лет работала корреспондентом «Нью-Йорк Таймс» по Ближнему Востоку. Предсказывая будущее этого региона, она написала:

«Джон Пейдж, главный эксперт Мирового Банка в области экономики Ближнего Востока, полагает, что мировая экономика развивается столь быстрыми темпами, что страны или регионы, которые не способны произвести необходимые структурные изменения в борьбе за долю рынка и капитала, вероятнее всего, будут всегда жить в бедности. Сегодня на долю Ближнего Востока приходится всего три процента мировых иностранных инвестиций; Азия получает 58 процентов. В настоящее время Ближний Восток покупает почти 50 процентов всего оружия, проданного странам третьего мира».

Эти печальные факты ясно указывают на истинную природу кризиса, охватившего сегодня мусульманские страны. Ясно, что ислам не способен справиться с проблемами современного мира. В то время как радикалы, больше известные сейчас как исламисты, с гордостью утверждают, что «истинный ответ — в исламе», нет видимых оснований полагать, что эти лозунги обладают реальной силой для решения тяжелых проблем миллионов мусульман, живущих в городе и в деревне.

Книга Джудит Миллер заканчивается мрачными предсказаниями:

«Арабы много пишут по поводу болезненных проблем мусульманства. Историк Бернард Льюис отметил, что эти работы можно разделить на две категории. В то время как некоторые аналитики спрашивают: «В чем наша ошибка?», другие требуют ответа: «Кто так поступил с нами?». Если первый вопрос ведет к обсуждению конкретных мер для решения проблемы, то второй приводит лишь к «заблуждениям, фантазиям и теориям заговора», которые усиливают чувство обиды, разочарования, а также к «бесконечной, бессмысленной череде фанатиков и тиранов», что способствует укреплению в сознании образа мусульманина, как террориста-самоубийцы. Многие аналитические статьи, написанные арабами в арабских странах с позиции самокритики, увы, подпадают под вторую категорию.

Как грустно, если после стольких страданий арабы воспримут другую идеологию (здесь речь идет об исламском радикализме), которая, скорее всего, стала бы лишь преградой к обретению процветания, динамизма, терпимости и творческой фантазии, характерных для их цивилизации в прошлом».

Принимая во внимание эти взгляды и послушно внимая Слову Божьему, мы приходим к выводу, что на этом этапе мировой истории миссионерское служение в мире в целом и в мусульманских странах в частности, должно коснуться каждого члена церкви. Прежнее разграничение между миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом устарело. Как я уже говорил, миллионы мусульман и приверженцев других мировых религий живут сейчас на Западе. Кроме того, огромное число христиан из Америки, Европы и тихоокеанских государств работает во многих частях мусульманского мира. У них достаточно возможностей для миссионерской деятельности, пусть иначе организованной, но обязательно верной наказу, оставленному нам Господом!

Итак, как члены Тела Христова, мы должны быть неустанными тружениками на ниве нашего Господа. Нельзя позволять себе стоять в стороне, ограничиваясь финансовой поддержкой миссионерской деятельности. Трудясь на ниве миссионерской работы в своей стране и в своих общинах, мы должны активно поддерживать своими молитвами, щедрыми дарами, а также христианским образом жизни тех, кого послали в далекие страны. Нельзя допускать, чтобы активной миссионерской деятельностью среди нас занимались только мусульмане. Нам дарована великая Весть, и мы должны поделиться ею с человечеством. Если мы, христиане, живущие на западе, уклонимся от своего миссионерского долга, предписанного Богом из вечности, то его будут исполнять христиане из Африки, Азии и Латинской Америки. Апостол Иоанн увидел прекрасное будущее и описал его чудесными словами:

«После этого взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откровение 7:9, 10).