Пятый шаг – гомилетический анализ

Преследует цель – донести вечную истину до людей, живущих в наше время, в нашем городе. Следующие вопросы помогут нам проделать эту работу:

1. Что текст означает для меня лично?

2. Какой духовный принцип применим в моей жизни?

3. Как донести весть до слушателя и при этом не повредить ее?

Мы выяснили, что небезопасно всё время говорить библейскую истину библейскими же словами только. Время другое. Столько много всего изменилось с тех пор, как на берегу Галилейского озера Иисус рассказывал народу притчи. Люди стали по другому жить, по другому мыслить. Кроме того, мы с вами живём в другой стране. Хорошо Иисус говорил о виноградной лозе, очень хорошая иллюстрация для передачи качества взаимоотношения христианина с Творцом его. Однако тем, кто виноград видит по большей части только в магазине, и то не часто, не говоря уже о том, чтобы самим возделывать его или, по крайней мере, хотя бы со стороны наблюдать за этим процессом, для таких людей понять до конца этот пример будет непросто. Многие не знают даже, что у виноградной лозы есть усики, которыми она цепляется за подпорки. Может ли нас чему-то научить эта аналогия, без дополнительного комментария? Тем не менее, в нашей работе мы можем использовать примеры, знакомые нашим слушателям. Может быть, не везде у нас растёт пшеница, но уж помидоры растут повсюду. Их пытаются растить даже на севере, в песке, среди болот и тайги. Можем мы использовать помидоры в качестве иллюстрации для проповеди об оправдании верой? Что нужно чтобы вырастить помидоры? Пытаемся ли мы сами как-то вытянуть ботву из земли, чтобы она росла? К чему приведёт такая попытка? Что мы делаем, чтобы на помидорной ботве появились плоды? Можем ли мы своими руками образовать на ботве завязь помидоров, чтобы больше было плодов, или для повышения урожайности нужно сделать что то другое? Поразмышляйте над этими вопросами. Вы увидите, как знакомое помогает познакомиться с незнакомым и понятное проясняет непонятное. Предложите людям поразмышлять над этими вопросами. Через некоторые время вы увидите плоды своей работы. Люди поймут и запомнят истину. Пройдёт время и в разговоре, или в обсуждении урока субботней школы, кто-то вспомнит вашу проповедь, как вы рассказывали про помидоры, и про оправдание по вере. Как донести библейскую истину до современных слушателей? Это и есть гомилетический анализ.

Извлечение гомилетической идеи это завершение основной части работы. Мы проделали пять шагов и за это время трижды кратко формулировали суть того, что собираемся сказать. В первом случае это была экзегетическая идея – то, что понимал автор отрывка, скажем Марк, когда писал про исцеление бесноватого. Во втором случае это было то, что Бог имеет в Своём сердце сказать нам. И в третьем случае это то, что должны понять люди, когда они услышат проповедь. Когда в субботу к вам подойдёт регент и спросит, о чём вы намереваетесь сегодня говорить, какую из трёх кратких формулировок вы могли бы привести? Конечно же, третью. Гомилетическая идея это именно то, что вы скажете регенту, то, что вы скажете церкви. Это то, с чем люди уйдут с богослужения. Это то, за чем они собственно приходили.

Однако это тоже не всё. Всякое действие делается с определённой целью. Всё, что мы делаем, мы делаем для чего-то. Редко что-то делается лишь только чтобы что-то делать. И даже в этом случае целью является удовлетворение жажды деятельности. Однако проповедь не может делаться только лишь для того, чтобы как-то занять время во второй части богослужения. Цель проповеди должна быть другая. Какая? Вот это и требуется определить на данном этапе подготовки. Именно сейчас требуется решить – а для чего, собственно говоря, всё это? Что произойдет, после того как в субботу люди разойдутся из собрания? Цель проповеди во многом определяется тематическим предложением. Однако тематическое предложение и цель проповеди это не одно и то же. Совсем необязательно говорить в проповеди, для чего вы всё это говорите (хотя конечно можно и сказать, если это потребуется). Пусть люди лучше сами всё поймут и примут решение без подсказки. Однако для себя проповедник обязан определить цель, что он, собственно говоря, хочет вообще то? Итак: