Десятый шаг – приготовление вступления и заключения

Почему в конце? Потому что рама делается для картины, а не картина для рамы. Оправа подбирается для камня, а не наоборот. Вступление и заключение это оправа камня. Вступление потому и называется вступлением, потому что вводит слушателя (или читателя) в то, что уже приготовлено автором. Именно главная, основная часть определяет, каким будет вступление. Если же начать работу со вступления, то, хотим мы того или нет, но приготовленное нами вступление будет оказывать влияние на дальнейшую работу, на содержание основной части. Либо у нас просто не получится хорошего вступления, т. к. на момент его создания у нас ещё не было главной части, и мы не знали, какой она будет, и поэтому вступление просто не вышло. Поэтому, вступление, чтобы собственно, быть таковым, должно создаваться уже после того, как готова вся остальная проповедь. Иначе, это уже будет не вступление, а просто первый пункт основной части, а вступления в проповеди попросту не будет.

Вступление

Для чего вступление?

1. Средство привлечь внимание аудитории, ввести слушателей в режим восприятия речи.

Нам необходимо преобразовать недобровольное внимание в добровольное, чтобы вас слушали не потому, что нужно, а потому, что интересно.

Следующие средства можно использовать для привлечения внимания аудитории:

а) Парадоксальное утверждение.

б) Употребление известного утверждения в незнакомом контексте

в) Риторический вопрос.

г) Статистический факт.

д) Чтение библейского отрывка.

е) Иллюстрация.

К примеру, вы говорите « Вы знаете, что среди нас есть убийцы» (?!!) «Да, всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца». Или «Вы знаете, что если бы все дети адвентистов, начиная с 1844 года, становились адвентистами, не уходили в мир, то на сегодняшний день нас, адвентистов на земле было бы не 11 миллионов, как сегодня, а больше 120. И это даже в том случае, если бы мы, как церковь, не занимались бы совершенно никакой евангелизацией, но увеличение членства происходило бы только засчёт естественного прироста адвентистского населения».

2. Средство настроить сердца слушателей на восприятие духовных истин.

Вступление позволяет построить мост из мира эмоций, мыслей, забот и волнений слушателей в мир Божьего слова. Люди приходят на собрание каждый со своими переживаниями, со своим настроением. Вступление это попытка вначале проникнуть в эту сферу чувств, мыслей людей, в мир греха, из которого они сейчас пришли, и затем уже плавно переводить их мысли и чувства в духовные сферы, в небесные обители, где обитает чистота, истина и справедливость. Поэтому вступление должно обнажать нужды людей, их ощущение нестабильности в обществе, одиночество, болезни, нищету. Однако не следует каждую проповедь начинать с проблем. Говорите о хорошем не только в конце, но и в начале, иначе люди могут «отключиться» от вас с первых слов проповеди, с мыслью «ну, достали уже с проблемами…». Кроме того, вообще, не следует изобретать для себя никаких шаблонов. Делайте ваши проповеди разнообразными.

Иногда бывает так. Говорит человек и вроде бы всё хорошо в его проповеди. Но что-то не так и не поймёшь что именно. Остаётся какой то неприятный осадок. Соблюдение следующих рекомендаций позволит вам избежать неприятных ситуаций.

1. Не делайте слишком длинных вступлений. Вступление должно занимать не более трёх минут.

2. Вступление не должно быть более ярким и захватывающим чем сама проповедь. Оно не должно обещать больше чем будет в проповеди.

3. Не начинайте с оправданий, что не было времени, как следует подготовиться.

4. Не начинайте с длинных приветствий.

5. Не начинайте с сентиментальных признаний в любви.

6. Не начинайте с пересказа новостей.

Заключение

Заключение делается после вступления. Сначала готовиться вступление к проповеди, а затем уже заключение. И вот почему. Некоторые темы вступления можно повторить в конце. Может получиться красивое обрамление, если вы закончите той же мыслью, с которой и начали. Если во вступлении была красивая иллюстрация, в конце можно о ней напомнить. Если начали с чтения текста из Библии, можно и закончить этим текстом. Иногда это звучит красиво. Однако это даже не правило. Скорее это одно из возможных средств для придания проповеди гармоничной формы.

Без сильного заключения проповедь будет бесполезной. При наличии сильного заключения даже слабая проповедь всё же может принести плод в жизни слушателей. Чаще всего люди лучше запоминают то, что было сказано в конце. Это закон.

Цель заключения, не просто хоть как-то закончить, но подвести итог сказанному, обобщить все, что было развёрнуто и рассмотрено в проповеди. Заключение отвечает на вопрос «что дальше?». Заключение может иметь различные формы, в зависимости от темы проповеди, и, что ещё более важно, от цели проповеди. Ведь по сути, заключение это то место, где стрела проповеди попадает в цель – в сердце человека. И от того, каким будет заключительный этап полёта стрелы, в значительной степени зависит, состоится попадание или нет. Поэтому цель проповеди должна определять форму и содержание заключения. Мы рассматривали четыре вида целей проповеди. Повторим их.

1. Изменение уровня знаний.

2. Обретение нового видения.

3. Установление новых отношений с Богом.

4. Новая жизнь.

Как сделать так, чтобы заключение проповеди могло помочь в достижении каждой из перечисленных целей? Следующие советы помогут нам довести проповедь до конца и насколько это возможно способствовать достижению цели.

1. Если цель проповеди проинформировать, заключение должно подводить итог, суммировать сказанное. Можно сделать краткий обзор, повторить основные положения, утверждения или выводы. Такой краткий обзор может служить заключением только лишь в том случае, если цель проповеди действительно, проинформировать слушателей. Такое заключение не подойдет, скажем, в том случае, если поставлена цель, сформировать видение или призвать к новой жизни. Нужно тщательно готовить такое суммирующее заключение, чтобы итог не превратился во вторую проповедь.

2. Проповеди, имеющие целью сформировать видение, должны заканчиваться оценкой возможностей или вариантов. Такое заключение определяется содержанием проповеди – о чём проповедь?

3. Если цель проповеди – повлиять на отношения человека с Богом, в заключении необходимо предложить сделать выбор и принять решение.

4. Если цель проповеди – призыв к новой жизни, этот призыв должен прозвучать в конце. Не стоит делать его в начале или в средине. Это не произведёт должного впечатления на слушателей.

Есть смысл так же прислушаться к следующим общим советам, относительно заключения, независимо от того, какую мы преследуем цель в проповеди.

1. Заканчивайте на оптимистичной ноте, чтобы после проповеди хотелось жить, творить, побеждать, чтобы у людей появилась уверенность в том, что все преграды силой Божьей будут, в конце концов, устранены. Чтобы люди ощутили прилив сил для молитвы, для борьбы, для служения. Ужасно, если люди уйдут с проповеди напуганными, подавленными бременем своей вины и предстоящего наказания. Если в вашей проповеди будет только пламя адского огня и запах палёного мяса, не думаю, что это послужит ко спасению тем, кто пришёл к вам за утешением и поддержкой.

2. Никогда не заканчивайте проповеди словами «Да благословит вас Бог и поможет в этом вопросе…».

3. Не закрывайте Библию до того, как вы сказали последнее слово.

4. Когда делаете призыв, говорите с внутренним подъемом.

5. Не стремитесь использовать слова «наконец», «в заключение».

Во всяком выступлении перед аудиторией, будь то публичная устная речь или музыкальный номер, декламация стихотворения или что-то ещё, очень важным является то, как вы начнёте своё выступление и как закончите. Насколько чётко будут обозначены границы вашего выступления, большая буква в начале, и заключительная точка, насколько гармоничным и законченным будет построение выступления. От этого зависит конечный результат. И поэтому, самые первые и самые последние слова очень важны. Их нужно особенно хорошо приготовить, продумать, взвесить каждое сочетание слов, интонацию речи. Кроме того, на практике, во время выступления или перед выступлением, что-то может произойти. Вы можете разволноваться или вдруг заболит голова, или перед самым выходом случится что то неожиданное вы собьётесь с мысли, и начало вашего выступления будет смазано. То же самое относится и к заключению. Вы можете вдруг потеряться в мыслях или в конспекте, или ветер унесёт листочек с вашими записями, или вас отвлечёт неожиданный запоздавший посетитель, пришедший как раз вовремя, к концу… И в результате концовка проповеди не прозвучит и соответственно не произведёт должного впечатления на слушателей. Чтобы предупредить это явление, лучше всего заучить самое первое и самое последнее предложение проповеди наизусть. По крайней мере, вы будете чувствовать себя увереннее и свободнее. Конечно, это не означает, что вы уже теперь должны говорить строго то, что приготовлено. Может быть Дух Святой, перед самым выходом подскажет вам что то более подходящее. Но на всякий случай лучше приготовиться к неожиданностям. Всякое в нашем деле бывает.

Итак, работа по подготовке проповеди подошла к концу. Заканчивается и наш семинар. И возможно в вашем сознании звучит сейчас только одна мысль: «О, это так сложно». Не отчаивайтесь. Всё это гораздо проще, чем кажется. Во всяком деле нужен навык. Первые попытки, конечно, бывают тяжкими и не всегда удачными, но затем всё пойдёт хорошо. Самое главное – обрести навыки, как говорится «набить руку». Конечно, такая работа требует времени и наличия различной справочной литературы. Но и это Бог усмотрит. Если действительно нужно, появятся и книги, и справочники и комментарии, и время. Ведь кто как не Бог заинтересован, чтобы слово Его проповедовалось достойно. Конечно, для подготовки действительно хорошей проповеди недостаточно только одного дня. Неделя тоже пожалуй будет маловата для основательной работы. А что делать, если приходиться говорить каждую субботу? Для этого должно быть несколько человек, которые проповедуют по очереди. И в Израиле была череда священников – не служили годами, непрерывно, одни и те же люди. Была возможность переключиться, как следует подготовиться к очередному рабочему циклу. И народ не привыкает к одному оратору, делая его идолом. И у проповедующего есть достаточно время, чтобы хорошо подготовиться. Именно для того мы и проводим обучение, чтобы приготовить к служению больше проповедников, чтобы все служители в церкви говорили проповеди грамотно. Церковь Божья должна иметь достаточно хороших проповедников – для того она и поставлена.

Однако если всё же не хватает времени, можно сократить часть работы. Конечно, все, о чём мы говорили, очень важно для подготовки хорошей проповеди. Но в критической ситуации, что-то можно пропустить. Попробуем сформулировать сокращённый вариант подготовки проповеди.

I. Определение отрывка.

1. Избрание отрывка.

2. Определение границ отрывка.

1. 3. Определение субъекта и предиката отрывка.

II. Экзегетическое исследование отрывка.

1. 1. Анализ исторического контекста.

а) Автор и его род занятий.

б) Обычаи и традиции того времени, которые могут прояснить понимание отрывка.

в) Кому адресован отрывок.

г) Цель написания – проблема, ответом на которую стал отрывок.

2. Анализ литературного контекста.

а) Контекст отрывка.

б) Контекст до и после.

3. Грамматико-синтаксический анализ.

а) Определение жанра отрывка.

б) Определение и исследование важных слов: ключевых, повторяющихся, неясных, редких, фразеологических оборотов.

III. Формулирование экзегетической идеи текста.
IV. Теологический анализ текста.

1. Каким представлен в тексте Бог и Его характер?

2. Какими представлены взаимоотношения Бога и человека?

3. Что означал текст для тех, для кого он был первоначально предназначен?

4. Какой духовный принцип изложен в тексте?

5. Какова весть текста и как она согласуется с вестью Библии?

V. Гомилетический анализ.

1. Что текст означает для меня лично?

2. Какой духовный принцип применим в моей жизни?

3. Как донести весть до слушателя и при этом не повредить ее?

VI. Формулирование цели проповеди.

Это очень важный раздел работы, без него никак не обойтись.

VIIОпределение путей достижения цели проповеди
VIII. Написание плана проповеди.

Необязательно писать полный развёрнутый план, но хотя бы набросать его в общих чертах.

IX. Наполнение проповеди.

Вы можете мысленно, про себя проговорить все, что будете говорить во время выступления, может быть несколько раз. Во время этой работы можно сразу писать краткий тезисный конспект. Этого конечно мало, но, что делать?

X. Приготовление вступления и заключения.

Это тот минимум работы, которую вы сможете осуществить даже в течение одного вечера. Думаю, что уж один вечер для работы у вас будет. Конечно это в случае аварийной ситуации. Всё же Божья работа требует основательной подготовки.

Наш предмет называется «Гомилетика – 1». И это значит, что мы с вами только начали осваивать бесконечные просторы искусства составления проповеди. Рассмотренный нами способ приготовления проповеди не является единственно возможным. Для того чтобы проповедовать Божью весть, необязательно везде, всегда и всюду говорить только текстуальные проповеди, приготовленные с использованием перечисленных 10 шагов, по определённому шаблону. Это скучно и никому не нужно. Тогда зачем нам нужен этот план, если на практике всё не так?

Во-первых, экспозиционная – текстуальная проповедь, как самостоятельное средство передачи истины, всё же имеет право на существование, так же как и тематическая проповедь или проповедь рассказ. И поэтому время от времени любой проповедник может всё-таки использовать данный план для своей работы как особое средство для передачи истины.

Кроме того, некоторые из разделов изложенной программы можно использовать и для другой работы. Скажем, план экзегетического исследования вполне применим вообще во всякой работе с Библией, для исследования, личного духовного изучения, а так же для приготовления тематической проповеди или проповеди – рассказа. Для составления тематической проповеди так же вполне подойдёт и вся вторая половина нашей схемы с 4 по 10 шаги. И вообще, вся эта работа пригодится всякому проповедующему для обучения, как хорошая школа. Даже, несмотря на то, что в практической работе этот план будет использоваться нечасто, всё же стоит попробовать хотя бы в качестве практики, несколько раз, составить проповеди, строго придерживаясь данного плана.

В то время, когда я сам взял этот предмет, «Гомилетика — 1», и, вернувшись домой, с увлечением начал готовить проповеди по данному плану, я, конечно, оценил его несомненные достоинства. Действительно стало намного интереснее работать, так много нового открылось мне в Писании, когда я стал применять те рекомендации, которые получил. Я приготовил несколько проповедей именно по этому плану и получил истинное удовлетворение, как от самого процесса работы, так и от тех открытий, которые дал мне Дух Святой в процессе этой работы. Однако почему-то я не воспроизвёл всей работы полностью. Я сам лишь отчасти придерживался тех положений, которые изложены в данном семинаре. Но поскольку я взял предмет в академии, и для получения кредитов, мне необходимо было ещё и сдавать, делать письменную экзаменационную работу, по всем правилам. Для этой работы я взял одну из проповедей, которую уже говорил, но поскольку работа над ней была неполной, мне пришлось её дополнить и закончить, применяя все вышеизложенные правила. И знаете, каков был результат? Проповедь ещё больше обогатилась! В процессе этой дополнительной работы, я сам ещё лучше понял тему, ещё раз пересмотрел, нашёл ещё много нового, того, что не видел раньше, несмотря на то, что совсем недавно занимался экзегетическим исследованием по тому же самому отрывку. И я даже повторил эту проповедь в своей церкви, настолько мне понравилось то новое, что я нашёл. А всё началось с того, что мне просто понадобилось доделать проповедь и воспроизвести все этапы работы по Гомилетике – 1. Поэтому, стоит попробовать полностью проделать всю подготовку проповеди по плану 10 шагов. Уверяю вас, это будет полезный опыт.

И не забывайте, что с вами Иисус – самый лучший проповедник. В овладении гомилетикой никто не может сравниться с Ним. А Он обещал: «Се Я с вами во все дни до скончания века». Ведь мы о Нем говорим, Его имя проповедуем, если только в нашей работе нет элемента самопрославления и гордыни. Неужели Он оставит нас одних со всеми проблемами и трудностями, которые нам приходится преодолевать в работе над проповедью и вообще во всяком церковном служении? «Посему, приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».