Вступление

Арабская мудрость гласит: «Когда ты говоришь, сказанное тобой должно быть лучше молчания». Велика ценность всякого слова, которое мы произносим. Оно влияет на сознание слушающих, независимо от того, что мы думаем об этом, считаемся ли мы с этим влиянием или нет. Поэтому, когда нам предстоит говорить перед людьми слова Божьи, необходимо основательно подготовиться к выступлению, чтобы наше влияние на людей было позитивным. Прежде всего, это духовная подготовка. Говорящий слова Божьи, должен знать Того о ком собирается говорить. Нет никакого толка от всей суммы богословских знаний, которыми нас нашпиговывают в академии, если я сегодня не пообщался с Богом наедине, не услышал из Библии слова Божьи для меня лично адресованные, не напитался духовной пищей, для меня приготовленной на небесной кухне. Если этого нет, что бы я не говорил людям, всё это не произведёт никакого воздействия на слушающих, более того, воздействие будет скорее отрицательное, чем положительное.

С другой стороны есть много посвящённых людей, которые знают Бога, имеют ежедневные духовные опыты, и в то – же время не умеют говорить перед аудиторией. Они могут говорить много и правильно, преподавать истину верно, как сказал апостол Павел «не повреждая слова Божия», однако слушать их бывает неинтересно. Их выступления не производят впечатления на слушателей, не оставляют следа в сознании, не вызывают отклика в сердцах. И дело не только в том, что у них нет дара говорить, а скорее в том, что им недостаёт грамотности. Мне доводилось также, слышать проповеди образованных людей, имеющих степень магистра или доктора богословия. И это были действительно сильные, впечатляющие проповеди, вызывающие самые лучшие духовные переживания. Сам Господь обращался к людям через проповедника, призывая к покаянию и к посвящению. Секрет успеха такой проповеди в гармоничном соотношении двух составляющих: посвящении Богу и владении гомилетикой. Как первое, так и второе очень важно и в отсутствии одного из этих элементов, проповедь не получается, как бы мы не старались сделать её лучше. Нет сомнения в том, что молитва важна для подготовки настоящей проповеди. Однако если мы просим мудрости у Бога, то через изучение гомилетики, Сам Бог даёт нам мудрость для того, чтобы посвящённость и молитва, при помощи гомилетики, могли найти своё отражение в нашей проповеди.

Итак, гомилетика – искусство составления проповеди. Что такое проповедь и чем проповедь не является? Прежде всего, проповедь это публичное выступление, относящееся к разряду искусства. Недостаточно просто выйти перед народом и сказать всё, что ты думаешь об этом народе просто так, спонтанно, без предварительной подготовки, без обдумывания, что сказать, как сказать, в какой последовательности изложить материал, что говорить и чего лучше пока не говорить. Что сказать в начале, что в конце, какие слова произведут на слушателей наибольшее впечатление, какие наоборот произведут обратный эффект и не приведут к цели. Кроме того, спонтанная, необдуманная речь чаще всего содержит много ненужной или несистематизированной информации, которая только утомляет слушателя и в итоге разум его не наполняется ничем полезным и сердце не устремляется навстречу истине. Вы можете говорить много прекрасных истин, но если в вашем выступлении нет логической последовательности, связности, ваше выступление неизбежно обречено на провал. Однако если вы предварительно всё хорошо обдумаете, взвесите, расставите по местам, подвергнете определённой обработке тот материал, который собираетесь преподнести, одним словом, хорошо приготовитесь, это и будет называться искусство проповеди. Подобно тому, как ваятель берёт глыбу необработанного мрамора и высекает из неё прекрасную статую, так и проповедник берёт истину и превращает её в проповедь, которая, по словам Ричарда Бернарда «Осведомляет невежественных, созидает понимающих, воспитывает злых, поощряет добродетельных, обличает ошибающихся, укрепляет слабых, возвращает потерянных, вселяет уверенность сомневающимся, постоянно питает молоком и твёрдой пищей».

Следующие составляющие можно назвать слагаемыми успеха проповедника.

1. Природный талант.

2. Академическое образование

3. Самостоятельная работа.

4. Дар Святого Духа.

И ещё. Неподготовленным проповедником скорее пользуется сатана чем Бог. Рано или поздно мы все это поймём.

Итак, что – же такое проповедь и чем проповедь не является?

Проповедь это не слово о Боге, но слово Бога. Не слова человека размышляющего о Боге, но слова Бога обращённые к человеку. Не вид общения человека с человеком но Бога с человеком. В отличие от лекции, когда человек говорит то, что он считает истинным, проповедь представляет собой самооткровение Бога, использующего уста человека для того, чтобы донести истину до сознания и сердец людей. Поэтому недопустимо говорить «давайте порассуждаем». Весть Божью не обсуждают, её только передают. Проповедь это не передача знаний от человека более знающего менее знающему. Цель проповеди не только в том, чтобы проинформировать. Её главная цель, привести человека в соприкосновение с Богом, при котором Бог нечто говорит человеку а человек слышит Его голос. Проповедь это не просто добрый совет, но это слово со властью, не просто пожелание или один из вариантов поведения, к которому слушатели вольны прислушаться или нет. Это единственно возможный путь по которому следует идти. Проповедник должен дать слушателям понять, что альтернативных вариантов не существует.

Проповедь это не нравоучение, подтверждённое и приправленное библейскими текстами. Недопустимо, чтобы проповедник заранее вооружился какой то красивой мыслью и затем искал в Библии тексты для её подтверждения. Не должно и не может быть движения от мысли к тексту. Двигаться можно только от текста к мысли. Проповедь это не красивая мысль, преподнесённая в библейской упаковке, но сама Библия, богато инкрустированная уместным многоцветием речевых узоров. Короче говоря, проповедь это Библия, сама истина Божья, преподнесенная в упаковке слов и мыслей. Гомилетика не просто разновидность речевого общения, отличающееся от риторики лишь тем, что она оперирует духовными истинами и имеет священное применение. Гомилетику ни в коем случае нельзя считать частью риторики. Это самостоятельная дисциплина, лишь в некоторых сферах пересекающаяся с риторикой. Цель проповеди – привести ко спасению а не просто в чем – то переубедить или что – то отстоять. Поэтому работа над проповедью это сначала, и прежде всего, работа проповедника над собой. В противном случае вся последующая работа не будет иметь никакого смысла. Хорошие проповеди говорит тот, кто одарён, образован, трудолюбив и основательно подготовился. Но лучшие проповеди говорят те, кто прежде чем размышлять над проповедью и готовиться, достаточное время проводят в общении с Богом.

Мы выяснили, что проповедь это не слово человека размышляющего о Боге и делающего определённые заключения, но слово Самого Бога о Себе. Как проповеднику добиться цели, чтобы его проповедь именно таковой и была? Как я могу быть уверенным в том, что мои слова это именно то, что сказал бы Господь Иисус, будь Он на моём месте? Для того, чтобы приготовить именно такую проповедь, необходимо, прежде всего, глубокое, основательное, грамотное исследование Библии. Мы говорили так же и о том, что проповедь это не красивая мысль в библейской упаковке, но сама Библейская истина. Как избежать этой ошибки, искоренить саму возможность такого подхода к проповеди, когда проповедник сначала вооружается интересной мыслью, которая ему понравилась а затем ищет библейские тексты, которыми можно проиллюстрировать эту мысль? Прежде всего, необходимо понять, что на всех этапах работы над проповедью, мы должны двигаться от библейского текста к теме а не наоборот. Прежде чем проповедник решает, что именно он должен говорить, он должен исследовать Библию и мысль, тема, которую он собирается донести до слушателей, должна быть результатом его собственного исследования Библии. В идеале, проповедник должен брать в руки Библию без всякого предварительного размышления о том, что он собирается в ней найти, без каких – либо опережающих выводов и мнений, так сказать, непредвзято. Однако на практике такое случается довольно редко. Конечно, бывает такое, что служитель просто исследует Библию для своего духовного развития и вдруг находит в ней то, что необходимо было бы сказать народу в проповеди. Но чаще всего мы берёмся за изучение Библии для того, чтобы найти в ней ответ на конкретную нужду существующую в церкви, какую либо проблему, которую нам предстоит решить при помощи Слова Божия. Для такой ситуации вполне подходит следующий компромиссный вариант: вы определяете тему, которую необходимо исследовать, затем производите исследование и уже после того, делаете какие – либо окончательные выводы. Необходимо позволить тексту преобразовать тему. Схема вашей работы следующая:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ТЕМА – ТЕКСТ – ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ТЕМА

В процессе этой работы мы должны быть готовы пересмотреть наши представления о том, о чём собираемся говорить!

Ещё одна составляющая по настоящему библейской проповеди это отсутствие чего-либо незначительного. Не стоит говорить о том, чего вы не до конца поняли или не пережили, или не воплотили в практике реальной своей жизни. Кроме того, неистинное, неверное, а просто говоря ересь проникает в церковь тогда, когда мы якобы получаем «новый свет» и выносим это сразу на церковь ни с кем не обсудив, не посоветовавшись с братьями и сёстрами, не исследовав как следует в свете Духа Пророчества, с молитвой…

Библейское содержание подразумевает так же и библейскую наполненность. Это не разбор и критика ложных учений но изложение истины. Пусть из ваших уст звучит сама библейская истина а не то, как люди извращают Библию. Не стоит всё время критиковать ложные учения, разбираться в том, кто больше наврал, и где. Для того, чтобы отличить истинную купюру от ложных, необязательно знать, как выглядят все фальшивые купюры производящиеся в мире. Для того, чтобы изучить их все, нам потребуется очень много времени и сил, и возможно мы всё равно не охватим всей системы подделки денег во всём мире. Лучше если мы просто будем знать, как выглядят настоящие деньги. Так – же и с истиной. Необязательно знать все ложные учения, которые существуют на сегодняшний день. Чтобы разобраться во всех хитросплетениях богословской мысли отравленной вином Вавилона нам потребуется много лет, и может быть, не хватит нашей жизни для выполнения этой огромной задачи. Лучше просто изучать и проповедовать истину.