Виды проповедей

Существует множество разновидностей проповедей по форме. Невозможно описать их все, да, возможно, и не стоит. Настоящую, живую проповедь нельзя втискивать в прокрустово ложе какой – либо конкретной формы. Однако для того, чтобы пройти этап обучения, освоить предмет гомилетики, неплохо поговорить об основных видах проповедей. В дальнейшей, практической работе необязательно каждый раз определять, какой вид проповеди вы будете использовать, и придерживаться какой – либо жёсткой формы проповеди. Однако само по себе знание разновидностей проповедей и требований к каждому виду проповеди не помешает. В любом случае всякая проповедь, которую вы будете готовить будет укладываться, по крайней мере, в одну из двух следующих разновидностей, о которых мы будем говорить ниже.

Тематическая проповедь

Это возвещение библейской идеи извлечённой и полученной через историко-грамматическое и литературное исследование группы текстов Писания, имеющих одинаковую тему, в их контексте, которую Святой Дух прилагает, во-первых, к самому проповеднику, а затем к слушающим его. Это классическое определение тематической проповеди. Оно позволяет нам сделать несколько заключений.

1. Группа отрывков, которые мы рассматриваем по всей Библии, должна иметь одинаковую тему.

2. Каждый отрывок должен быть нами рассмотрен и исследован в его контексте.

Кроме того, вышеизложенное определение предъявляет к нашей работе в рамках тематической проповеди, определённые объективные требования. В случае нарушения этих условий, в лучшем случае, проповедь перестаёт быть тематической, в худшем, мы нарушаем принципы исследования Библии и рискуем впасть в ересь.

Требования к тематической проповеди.

1. В процессе подготовки проповеди её тема, главная идея проповеди должна быть прослежена на протяжении всей Библии, чтобы быть уверенным, что идея является действительно библейской.

2. В тематической проповеди должен быть основной текст, задающий основную идею проповеди.

3. Тематическая проповедь не должна излагать целую доктрину, а только часть какой – либо доктрины.

В качестве иллюстрации к последнему пункту можно привести следующий пример. В субботу один из братьев возвращается домой после утреннего богослужения. Его жена, тоже член церкви, не смогла присутствовать на богослужении. Естественно она поинтересовалась у мужа, о чём проповедовал пастор в проповеди. Муж ответил: «О грехе». «Ну, и что он говорил о грехе?»- решила уточнить жена. «Кажется, он был против»…Можно потратить массу времени и сил на подготовку проповеди, но если тема проповеди слишком пространна и широка, у слушателей мало что останется в голове. Люди только устанут о вашей проповеди.

Мы не будем подробно останавливаться на тематической проповеди, это не входит в рамки нашего курса. Эта разновидность проповеди изучается по предмету «Гомилетика – 2». На данном предмете мы будем подробно рассматривать следующий вид проповеди, который называется:

Изъяснительная проповедь

Это возвещение библейской идеи, извлечённой и полученной в результате историко-грамматического и литературного исследования отрывка Писания в его контексте, которую Святой Дух прилагает, во-первых, к личности и опыту самого проповедника, а затем через него к слушающим его. Таково классическое определение изъяснительной проповеди. Часто её ещё называют текстуальной, т. к. она разрабатывается и строится на основании какого либо текста или отрывка текста. Как и в случае с тематической проповедью, вышеизложенное определение текстуальной проповеди предъявляет определённые требования к работе проповедника.

Требования к изъяснительной проповеди.

1. Направление проповеди даёт сам отрывок. Субъект отрывка это тема проповеди, предикаты отрывка это части проповеди.

2. Изъяснительная проповедь это не комментарий к тексту. Проповедь должна иметь одну тему.

О том, что такое субъект и предикат мы поговорим далее. Сейчас несколько слов о том, чем отличается проповедь от комментария. Разбирая и комментируя какой либо отрывок из Писания, мы можем увидеть в нём множество разнообразнейшего материала и много различных тем для обсуждения и размышлений. К примеру, исследуя отрывок из Иоанна 14 главы с 1 по 27 стих, мы обнаруживаем, что в нём содержится масса интересных вещей, о которых можно было – бы порассуждать. Например, мы можем говорить о психологическом состоянии учеников перед вечерей и о причинах такого состояния. Мы могли бы говорить о пришествии Христа и о цели Его пришествия. Можно также говорить о божественной природе Христа, о Духе Святом, о праведности по вере, о законе и о грехе. Может быть, если очень постараться, мы могли бы увидеть в этой главе тему о состоянии мёртвых или о тысячелетнем царстве. Однако если вы обо всём этом сразу будете говорить в проповеди, думаю, это будет не самая лучшая проповедь, которую когда-либо слышали ваши слушатели. Это можно назвать комментарием, но никак не проповедью. Если вы проповедуете на отрывок Иоанна 14 с 1 по 27, то вы должны, прежде всего, определиться, какая из всех мыслимых тем, которые освещает этот отрывок, является главной. И затем уже разрабатывать и исследовать только одну эту главную тему, и в проповеди говорить о ней, не уклоняясь в сторону. Для себя, конечно, не вредно поисследовать и другие темы, заключённые в данном отрывке, однако вставлять их в проповедь не стоит. Ваша проповедь будет перегружена побочной информацией и не принесёт желаемых результатов. Этот материал может пригодиться вам для другой, какой-либо тематической проповеди. Текстуальная же проповедь должна вырастать из главной темы отрывка, и никак не иначе.

Итак, мы переходим к подробному изложению материала о том как работать над составлением изъяснительной проповеди. Следующий раздел предмета можно назвать так: