Второй шаг — экзегетическое исследование отрывка

Возможно, когда вы услышали о том, что проповедь это не слово человека, говорящего о Боге, но слово Бога, говорящего о Себе Самом, посредством уст человека, вас охватил лёгкий трепет от осознания ответственности. Что – же позволяет нам иметь уверенность в том, что мы не ошиблись с выводами, можем ли мы быть уверены, что правильно поняли весть, изложенную в Библии? Ведь мы говорили, что наши исследования должны быть непредвзятыми, а значит достаточно независимыми. Мы должны сами, независимо от других, может быть более опытных и образованных людей, делать какие то заключения, выводить определённые идеи на основании одной только Библии. И затем говорить всё это со святого места, с церковной кафедры, говоря как слова Божьи. Говоря «независимо» мы имеем в виду, что, хотя мы и пользуемся трудами наших предшественников в Господе, учёных, богословов, посвящённых людей, однако не их мнение является для нас последней инстанцией и мерилом истины. Бог не только дал человеку великий дар свободы мнения и убеждений. Мы просто обязаны быть независимыми в своих убеждениях. Только в условиях свободы и личной независимости возможно нормальное функционирование сотворённой Богом личности. Только тогда, когда человек свободен и независим от других, он сам может выбрать зависимость от Бога, с Которым он, человек, связан священными узами творения. Никакой другой человек, богослов или пастор, не может быть для проповедующего наивысшим авторитетом. Только Бог, говоривший устами пророков. Только то, что записано в Библии. Однако правильно ли мы понимаем нашу Библию? Можем ли мы быть уверены в том, что, читая и исследуя Писание, действительно поняли истину? Не ошиблись ли мы с выводами? Не хотелось бы оказаться в заблуждении. Мы имеем дело не с математикой, социологией или статистикой. У нас в руках не просто наука, искусство, ремесло. Мы приступили ко Святому Святых, где решается наша вечная участь — вечное счастье или вечное поругание и посрамление. Ошибка будет иметь непоправимые последствия для меня самого, и серьёзно осложнить путь на небо для тех, кто меня слушает. Могу ли я быть уверенным, что все то, что я намерен говорить есть истина Божья?

Для того чтобы не ошибиться с выводами на основании нашего исследования, необходимо, прежде всего, водительство Божье. Поэтому мы так много говорим о молитве, и особенно о необходимости молитвы при исследовании Библии. И в ответ на наши молитвы и так же молитвы многих других посвящённых людей, Бог даёт нам сейчас определённые правила для исследования Библии и подготовки проповеди.

Приступая к исследованию Библии, первым делом необходимо отказаться от всего, что вы слышали или читали по поводу этой темы раньше. Нужно быть готовым к тому, что вам придётся пересмотреть какие то свои представления о той теме, которую вы собираетесь рассматривать в проповеди. У меня был такой случай. Рассматривалась тема, касающаяся оправдания по вере. Эта тема достаточно обширна, и хотя в проповеди было определённое завершение, однако всех возникающих вопросов разобрать за один приём не удалось. Я пообещал церкви, что в следующую субботу вопрос будет рассмотрен до конца. На тот момент времени у меня было определённое представление по тому вопросу, который необходимо было рассмотреть. Однако когда я с молитвой начал подробнее изучать тему, в моём сознании всё перевернулось, и вывод, который я сделал по теме, был совершенно другим. В следующую субботу я так и сказал в начале проповеди, что Бог, посредством Писания изменил моё представление по данному вопросу. Никогда не поздно переменить мысли, если вы убедились, что были неправы, и Божья истина выглядит иначе.

Итак, чтобы не навязывать Писанию своего понимания, подходите к исследованию с детской простотой. Постарайтесь забыть всё, что вы знали до сих пор по исследуемой теме. Постарайтесь быть непредвзятыми и непредубеждёнными. Критически относитесь ко всем комментариям, толкованиям, справочникам. Создайте условия независимого исследования.

Ещё один хороший совет. Поставьте себя на место автора, в его условия. Попытайтесь представить себе то, о чём говориться в отрывке. Представьте себе Иисуса, омывающего ноги своим ученикам. Представьте себе, что один из них, это вы… Что вы чувствовали бы на месте Петра? Постарайтесь понять состояние души автора Писания, его чувства. Затем постарайтесь встать на место слушателя. Это поможет вам лучше понять автора и в конечном итоге, лучше понять Бога. С этого должно начинаться экзегетическое исследование отрывка.

Прежде чем делать какие либо выводы относительно истин, содержащихся в Божьем слове, необходимо собрать как можно больше информации по исследуемой теме. Думаю, что с этим никто спорить не будет. Согласитесь, что всякая ложь основана на недостатке достоверной и точной информации. Ересь цветёт пышным цветом в болоте невежества. Если мы всё время торопимся делать какие либо выводы, не получив ещё всех сведений, это нас ни к чему хорошему не приведёт. Поэтому всякое исследование начинается со сбора фактов, исторических сведений, статистических данных. Мы должны приложить максимум усилий к тому, чтобы собрать информацию из всех источников, которые имеются в нашем распоряжении. Только после этого можно переходить к анализу полученных сведений, фактов, и затем уже формулировать каких либо выводы и заключения. Не торопитесь с выводами, не забегайте вперёд Бога. Сделайте всё что возможно, чтобы собрать как можно больше информации по изучаемой теме. Никто не осудит вас за то, что вы не имели доступа к определённой информации. Но если, в процессе подготовки проповеди, вы не заглянули в книги, которые есть в вашей личной или в церковной библиотеке, не сделали даже попытку найти нужный материал, это достойно осуждения. Кроме того, это накопление информации не должно быть хаотичным. В этих исследованиях должен быть определённый порядок и последовательность. Все эти исследования необходимо производить по следующему плану:

1. Текстуальный анализ.

а) Анализ различных переводов.

2. Анализ исторического контекста.

а) Автор и его род занятий.

б) Время написания.

в) Обычаи и традиции того времени, которые могут прояснить понимание отрывка.

г) Кому адресован отрывок.

д) Цель написания – проблема, ответом на которую стал отрывок.

3. Анализ литературного контекста.

а) Контекст отрывка.

б) Контекст до и после.

в) Расширенный контекст.

г) Контекст книги.

д) Контекст автора.

е) Контекст завета.

ж) Контекст всей Библии.

4. Грамматико-синтаксический анализ.

а) Определение жанра отрывка.

б) Определение и исследование важных слов: ключевых, повторяющихся, неясных, редких, фразеологических оборотов.

Итак:

1. Текстуальный анализ.

Первый этап экзегетического исследования – анализ переводов. Не секрет, что наша Библия написана не на русском языке. В связи с этим, мы имеем некоторые сложности с её толкованием, по той причине, что не всегда возможно совершенно точно перевести на другой язык, ту мысль, которая заложена в тексте оригинала. Тому причиной конечно и несоответствие структуры языков, семантические разночтения. К сожалению, очень часто бывает трудно подобрать в русском языке полностью подходящее выражение или слово, которое точно передаёт все оттенки смысла того, что написал, скажем, Матфей по-гречески. Кроме того, и сам русский язык за годы существования нашего стандартного, Синодального перевода тоже изменился. Многие слова, которые в позапрошлом веке имели один смысловой оттенок, сегодня имеют совершенно другое смысловое наполнение и для уха современного слушателя звучат совершенно не так, как то подразумевали авторы Синодального перевода. Поэтому обстоятельства требуют от нас тщательного изучения различных переводов Библии, чтобы лучше понять изложенную в ней истину. Исчерпывающий материал по этой теме представлен в книге Дж. Закрисона «Как толковать Библию и произведения Е. Уайт» (© Источник жизни 1998г.) Кроме того, даже если мы и не найдём в результате нашего исследования серьёзных разночтений, всё равно полезно почитать Библию в разных переводах. Та же истина, та же мысль, но сформулированная в других, непривычных выражениях, позволяет нам отойти от стереотипов нашего понимания текста, по-новому взглянуть на изучаемую тему, растормозить мышление, навести на мысли, подсказать идею, найти что то новое в знакомом тексте. Всё это существенно обогатит нашу проповедь, сделает её интереснее и содержательнее.

Следующий этап экзегетического исследования можно назвать накоплением материала, скажем так, информации к размышлению. Мы уже упоминали один положительный момент, состояний в том, что для лучшего понимания текста, необходимо поставить себя на место автора в его ситуацию. В этом нам может помочь исследование исторического контекста.

2. Анализ исторического контекста.

Для лучшего понимания исторического контекста необходимо определить следующее:

а) Автор и его род занятий.

б) Время написания.

в) Обычаи и традиции того времени, которые могут прояснить понимание отрывка.

г) Кому адресован отрывок.

д) Цель написания – проблема, ответом на которую стал отрывок.

Знание об авторе книги и его образе жизни может помочь в понимании его образа и стиля мышления, навести на некоторые размышления. Неплохо так же иногда знать, когда написана книга, в каком промежутке времени, до определенных важных исторических событий или после. Это так же накладывает определённый отпечаток на мысли писателя и соответственно на способ подачи истины.

Обычаи и традиции. Действительно очень важная вещь. Мы никогда не поймём до конца, например притчу о десяти девах, если не исследуем народных традиций связанных со свадьбой в те времена. Наставление Павла о «платочках» в 11 главе 1 Коринфянам доставляют служителям столько хлопот, опять же только лишь из-за того, что люди не учитывают исторических и культурных условий Коринфа. Для сравнения, в ветхозаветные времена не было таких требований относительно головных уборов и, кстати, священники в храме должны были совершать служение в головном уборе, хотя Павел пишет Коринфянам, что тем самым мужчина постыжает свою голову. Много интересного можно найти в богословских комментариях относительно обычаев и традиций в библейские времена.

Адресат. Почему евангелие от Иоанна начинается с такого не совсем понятного утверждения о Христе как о Слове (греческое λογος), а Евангелие от Матфея – с родословия Христа? Потому что Матфей писал для иудеев, а Иоанн для греков. Соответственно способ подачи материала совершенно разный.

Цель написания. Перу апостола Павла принадлежат послания Галатам и Коринфянам. И это совершенно разные послания, потому что различны цели написания их, с разными проблемами сталкивались христиане в этих общинах. А послание Евреям вообще отличается от всех посланий Павла, как по тематике, та и по стилю написания. В отличие от других своих посланий, Павел написал это письмо своим соотечественникам, «однажды просвещённым и вкусившим дара небесного». Поэтому он пишет об Аврааме, Мелхиседеке, священниках. В 11 главе он перечисляет «целое облако свидетелей», явно не для новичков в Писаниях. Все это было хорошо знакомо тем, кому он писал.

Где брать все эти сведения? Многое можно найти в комментариях Елены Уайт, Уильяма Баркли, других авторов. Краткие, но в то же время полезные сведения изложены в Новом завете, в переводе М. П. Кулакова, в краткой аннотации к каждой книге.

3. Анализ литературного контекста.

а) Контекст отрывка. С этого мы уже начали и многое исследовали.

б) Контекст до и после. Полезно посмотреть, что предшествовало тем событиям, которые мы исследуем, и что последовало за ними. К примеру, если вернуться к рассмотренному эпизоду, когда Христос исцелил бесноватого, то нам будет весьма интересно посмотреть, какие события были перед этим, что предшествовало этому исцелению, и посмотреть также, куда Иисус отправился дальше.

в) Расширенный контекст. Это контекст раздела книги. Помимо деления на главы, книги Библии делятся ещё на разделы, большие фрагменты, по несколько глав в каждом. Например, книга Даниила делится на две большие части – историческую и пророческую. Сведения о разделах книг можно найти в, так называемых Введениях («Введение в Ветхий завет» и «Введение в Новый завет») а так же в Библейской энциклопедии в разделе «Книги Библии» стр. 87 – 107. (© Российское Библейское Общество 1996г.)

г) Контекст книги.

д) Контекст автора. Если в Библии несколько книг данного автора, полезно увидеть, как этот автор раскрывает исследуемую тему в других своих книгах. К примеру, исследование высказывания Павла о духовном теле (1 Кор 15: 44.) в контексте других книг апостола, сохранит нас от лжеучения и даст правильное понимание того, что имел в виду Павел.

е) Контекст завета.

ж) Контекст всей Библии.

По мере расширения контекста значимость наших исследований, конечно, снижается, но всё же стоит иногда посмотреть, как данная тема раскрывается во всей Библии, или во всём Новом Завете.

Для чего необходимо исследование контекстов? Для того чтобы:

а) Исследовать развитие темы в других частях Библии.

б) Сопоставить тему отрывка с темами близлежащих отрывков.

в) Как повлияло – бы отсутствие отрывка на развитие темы книги.

4. Грамматико-синтаксический анализ.

а) Определение жанра отрывка.

Повествовательный жанр: Пятикнижие Моисея, исторические книги, отдельные части в пророческих книгах, Евангелия и Деяния Апостолов.

Законодательный текст: части книг Исход, Левит, Второзаконие.

Поэзия: Псалмы, Песни Песней, Плач Иеремии.

Премудрость: Иов, Притчи, Екклесиаст.

Пророческий жанр: Книги пророков, кроме книг Даниила и Откровение.

Апокалиптический жанр: Книги Даниила и Откровение , 24 глава Матфея.

Определив жанр, мы можем определить наше отношение к тому, что написано. Естественно, что поэтические произведения не могут рассматриваться и восприниматься нами наравне с законодательными текстами, и служить нам в качестве жизненного руководства на все случаи жизни, хотя и имеют божественное происхождение и могут служить для ободрения, утешения или обличения. Пророческие книги не могут восприниматься и использоваться так же, как и повествовательные т. к. у них совершенно другое назначение. Поэтому жанр отрывка, безусловно, будет накладывать отпечаток на результат нашего экзегетического исследования и соответственно на проповедь.

б) Определение и исследование важных слов: ключевых, повторяющихся, неясных, редких, фразеологических оборотов. В самом деле, очень важное исследование. Некоторые слова в отрывке действительно могут быть опорными или ключевыми, определяя значение всего отрывка и накладывая отпечаток на всё повествование, его смысл. Наше понимание текста может существенно обогатиться при исследовании одного ключевого слова. Например, Иоан.15:1-11. Одно из ключевых слов этого текста – «плоды». Исследовав, какое значение имеет это слово в Новом завете, мы сделаем вывода о том, что собственно имеет в виду Иисус, говоря о плодах христианина. В отрывке, где описывается исцеление бесноватого в стране Гадаринской (Мар. 5 гл.) наше внимание может быть обращено на слово «устрашились», в 15 стихе. Размышляя над этим словом, мы можем прийти к некоторым интересным выводам. Неплохо было бы так же уточнить значение ключевых слов в оригинале. К примеру, Иоан.14:2. «Я иду», в оригинале глагол πορευομαι, от слова πορεια – путешествие, путь, передвижение. А в 16:7 «пошел» — απελθο, от слова απερχομαι, — уходить, удаляться. Очевидно, что в первом случае в центре внимания Иисуса находится его путь, который проходит через Голгофу, а во втором сам факт его ухода и дальнейшего отсутствия. Для того, чтобы осуществить подобные исследования, необязательно знать греческий (хотя конечно некоторые начальные сведения всё же нужны). В этих исследованиях может помочь «Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам». Часто бывает необходимо просто уточнить значение слова в оригинале, даже если оно переведено достаточно точно. Кроме того, случается, что русское слово, которым переведено слово, со временем изменилось и утратило те оттенки смысла, которое имело в эпоху создания нашего Синодального перевода. При помощи Симфонии с ключом можно уточнить значение многих слов. Слово «бесчинно» во 2 Фес.3:6. ατακτως, переводится как «беспорядочно, своевольно, не подчиняясь установленному порядку».

В отрывке Иоан. 1:35-51, часто встречается глагол «видеть» в различных формах: «увидев идущего Иисуса», «пошли и увидели» и т. д. Если подробно исследовать это явление в оригинале, то можно обнаружить следующее: по отношению к человеку чаще всего используется греческий глагол βλεπω, что означает просто видеть, смотреть. Однако в предложениях, где говорится о том, что Иисус увидел или видит, чаще всего использован более многозначительный глагол, ειδω, означающий помимо просто, «видеть» ещё и «знать», «понимать». Очевидно то, что видит Иисус, отличается от того, что видим мы.

В Евангелиях, особенно в Евангелии от Матфея особенно часть используется выражение «Сын Давидов» по отношению ко Христу. Люди очень часто называют Иисуса этим именем. Возможно, для нас это выражение, скорее всего, звучит как просто констатация того факта, что Иисус действительно является прямым потомком великого Израильского царя – не больше. Мы воспринимаем это выражение, если так можно выразиться, как отчество Иисуса. Однако уж очень часто люди называют Иисуса этим именем. Примечательно, что сам Иисус так Себя никогда не называл. Он предпочитал по отношение к Себе другое имя: Сын Человеческий. В чём дело? А дело в том, что в устах Иудея словосочетание Сын Давида значило больше чем просто отчество, признание кого-либо потомком Давида. В сознании Иудеев веками складывался словесный шаблон: Сын Давида это Мессия! Это освободитель, который придёт восстановить царство Израилю, избавит народ от притеснителей и поставит выше всех народов, будет править всем миром. Может быть именно поэтому, Иисус никогда Себя так не называл. У Него была другая цель и, соответственно, другое имя.

Исследование слов производится по следующему плану:

1. С помощью словаря находим значение слова (семантическое поле слова)

2. Исследуем по симфонии, как это слово используется в других местах и контекстах и какой смысл оно там имеет.

3. Рассматриваем окружение слова.

4. Имеет ли слово прямой или переносный смысл. С течением времени многие слова приобрели совершенно другой смысл.

5. Выбираем то значение, которое больше всего соответствует контексту исследуемого отрывка.

Вы замечаете, что по мере продвижения работы, информации становится всё больше и больше и ваша память с ней уже не справляется. Не стоит надеяться на память. Записывайте. Тупой карандаш лучше острой памяти. Тетради и блокноты конечно хороши для записей, однако для наших исследований они не годятся. Лучше если записи результатов экзегетического исследования делать на отдельных листочках. В дальнейшем их легко можно будет раскладывать по темам, сортировать для удобства исследований. Хочу ещё раз обратить ваше внимание. До тех пор, пока не закончится процесс накопления информации, не делайте никаких выводов. Молитесь и просите Бога об истине. Не опережайте события. Дайте Богу время приготовить ваше сознание к тому, чтобы вы смогли понять Его ответ. Планомерные исследования помогают нам, навести порядок в мыслях.

Текстуальный анализ

помогает отойти от шаблонов понимания текста, уточнить значение слов и предложений.

Исследование исторического контекста

создаёт правильное представление о том, какую идею автор имел в виду, применяя то или иное выражение. Это исследование даёт нам возможность избавиться от заблуждений, т. к. не исключено, что, читая Библию, мы будем автоматически толковать и воспринимать её в контексте наших современных социальных и исторических условий. Именно поэтому у нас возникает множество проблем и вопросов с пониманием Библии. Именно поэтому Библию либо не понимают совсем, а если что-то и понимают, то чаще всего неправильно. Именно это приводит к возникновению различных ересей, разногласий в церквах и между различными церквами. К примеру, много вопросов возникает, относительно употребления вина. Когда современный читатель, видит у Павла в послании Тимофею «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина…» что он себе представляет? Конечно же, бутылку восемнадцатиградусного зелья. И все усилия миссионеров, служителей медицинского евангелизма сходят на нет. Уже ничего невозможно доказать. Исследования истории,– какое вино пили в библейские времена, какое именно вино, какой напиток имел в виду Павел, позволит нам избежать губительной ошибки.

Исследование отдельных слов

позволяет нам глубже проникнуть в смысл высказываний, даёт возможность увидеть истину в ярких красках. Это действительно очень важное исследование. Сколько свежих идей, мыслей, можно получить, исследуя значения слов в их оригинале.

Ещё раз повторим план экзегетического исследования.

1. Текстуальный анализ.

2. Анализ исторического контекста.

3. Анализ литературного контекста.

4. Грамматико-синтаксический анализ.

Возможно, объём исследований может показаться вам слишком большим. Необходимо ли копать так глубоко? Если использовать в проповеди всё что вы нашли, проповедь может получиться очень большой. Необходимо ли всё то, что вы находите, говорить в проповеди? А если не нужно, то, может быть, и не стоит копать, перерывать справочники, словари, тратить время на то, чтобы собрать все эти сведения?

Поверьте, все эти поиски вам не помешают. Во-первых, вы не знаете, какая именно информация вам действительно будет нужна, а какая нет. Судить о том, что из получаемого вами материала действительно пригодится, а что нет, вы сможете только после того, как получите его, когда увидите, результат. Возможно, скажем, что когда вы узнаете, кто по профессии был автор отрывка, это наведёт вас на определённые размышления. Всё что мы собираем сейчас это информация к размышлению, и мы не знаем, что именно нам в последующем понадобится. Поэтому лучше собрать как можно больше информации, а потом уже разбирать её. Кроме того, даже если что-то и не будет использовано в этой проповеди, всё равно эта работа не пройдёт даром. Для повышения вашего кругозора, общего богословского образования совсем не помешают знания. Может быть, когда-то это вам пригодится. Кто-то обратится к вам с вопросом, или при подготовке следующей, скажем тематической проповеди или семинара, вам могут пригодиться ваши сегодняшние находки и открытия. Поэтому не беспокойтесь о том, что вам приходится напрасно трудиться. Может быть, что-то и не войдёт в проповедь, какой то материал останется за кадром, однако ничего просто так не бывает. Бог управляет всем. И если вы это нашли, значит, всё это пойдёт на пользу и вам и вашим подопечным.

В процессе изучение различных комментариев необходимо сразу кратко записывать ваши мысли. Может быть, не стоит их писать подробно, хотя бы кратко, но обязательно со ссылкой на место в книге, чтобы потом можно было легко найти и продолжить развитие мысли. Так много ценного, данного нам Богом материала мы можем потерять, если не фиксируем на бумаге наши находки. Столько проповедей я сам потерял из-за того, что не записывал свои мысли. В тот момент, когда находишь что-то интересное, новое, кажется – как это можно забыть, не нужно записывать, я потом обязательно это всё вспомню, это невозможно забыть. Нет. Потом это уже не восстановить. Поэтому необходимо обязательно записывать. Ещё раз повторю – тупой карандаш лучше острой памяти.

Итак, в результате наших поисков, мы накопили достаточно материала, с которым теперь будем работать. Это информация к размышлению, которую мы сможем проанализировать и прийти к определённым выводам. Впереди у нас ещё много работы и у нас много разнообразнейших сведений, которые мы получили в результате произведённого исследования, и с которыми мы теперь будем работать. У нас много самой разной информации, которую нам дал Дух Святой, в том числе через разнообразные справочники, словари и симфонии. Целая куча различных мыслей, фактов, идей. Это так же и обетования, наставления, обличения. Всё это перемешалось и возможно кто-то испытывает лёгкий шок – что со всем этим теперь делать? Как во всём этом разобраться, чтобы самому окончательно не запутаться и людей не запутать. И для того, чтобы действительно разобраться со всем этим, нам нужно теперь как следует вооружиться. Мы должны приготовить особые инструменты, которыми будем с этой кучей работать. Поэтому, давайте пока отодвинем её в сторону, пусть она полежит, а мы займёмся другим.