VI. Диаконские посещения

1. Необходимость посещения.

Посещения необходимы для того, чтобы диакон мог ближе, в домашней обстановке, узнать своих членов, познакомится с обстоятельствами их жизни, обязанностями, проблемами, потому что только так он может понять своих членов, правильно увещевать, ободрять. Беседы личного характера в домашней обстановке более доверительна, так как происходит в непринужденной обстановке.

2. Время посещений.

А) Как правило, посещение происходит в заранее обусловленное время, т.к. в этом случае, диакон может быть более длительное время провести с членом, однако это не значит, что продолжительность посещения должна быть несколько часов. В вечернее время посещения не Должны быть особо длительные, ведь пожилые люди в основном рано ложатся спать, а семьи среднего возраста занимаются своими собственными делами, выполняя вечерние обязанности, укладывают детей спать и др. Диакон должен обладать чувством такта, чтобы определить до каких пор ему оставаться, какое время благоприятное для собеседования и размышлений и когда необходимо уходить. Все это можно решить с членом заранее обусловив время посещения.

Б) Как исключение можно посетить члена неожиданно. Естественно в таком случае посещения должны быть краткими, ведь посещаемый и его семья не приготовлены к его приходу. Возможно в это время они заняты работой или другим ранее запланированным делом.

3. Точность.

Возможно, что члены или семья распланировала свое время и в заранее назначенное время ожидает диакона, поэтому очень важна точность при посещении. Диакон должен приходить не раньше и не позже.

4. Правила поведения при различных обстоятельствах.

Если во время посещения присутствуют и неверующие члены семьи, то это должно быть главным фактором избрания подходящий необходимой темы собеседования. Диакон должен быть тактичен, учтив, вежлив. Если члены семьи посещаемого равнодушны, агрессивны к истине, остерегайтесь желания обязательно наставить их на путь истины. Не обличайте их образ жизни, обстановку и поведение, ибо, таким образом, нельзя достигнуть хороших результатов, а наоборот можно усугубить, усложнить положение живущего в той семье члена. Если же члены семьи дружелюбны, интересуются истиной, необходимо обязательно уделить время для беседы с ними. Если присутствуют дети, то необходимо проявить к ним дружелюбие, веселое настояние и бодрость. Быть обходительными с ними, оказав внимание небольшим подарком.

5. Посещение новообращенных членов общины.

С особой заботой диакон должен посещать новообращенных членов, т.к. у них во время первых диаконских посещений формируется мнение и впечатление о диаконском служении. Новые члены имеют еще очень мало опыта в духовной жизни и сатана с особым усилием нападает на них, поэтому они нуждаются в защите, ободрении и в том, чтобы диакон рассказал им много хороших опытов. Новых членов необходимо посещать чаще. Достоин сожаления тот факт, что новообращенные члены после крещения оставлены на произвол судьбы. До крещения было приложено не мало усилий, чтобы он стал членом Церкви, а после того, как эта цель достигнута, едва ли проявляется забота о нем. Однако после крещения член нуждается в особом попечении.

6. Посещение молодых членов общины.

Самая ответственная задача диакона — это наладить правильные отношения с молодым членами. Исполнение этой задачи зависит с многих молитв, требует добросовестного труда и выдержки. Закрепленный за молодым членом диакон, должен стать ему духовным другом, давать ему сердечные советы и если необходимо, обличения и наставления.

7. Посещение христианских семей.

Христианская семья должна быть свидетеле Божьих благословений, посылаемых всем любящим Его. Семейная жизнь имеет определенное влияние на жизнь общины (как большой семьи). Если диакон посещает всю семью, то должен с особым вниманием разбирать вопрос о святости и гармоничности семейной жизни, возрастания в любви, необходимости семейных богослужений, совместного чтения Священного Писания и др.

8. Посещение членов общины преклонного возраста.

С пожилыми членами общины, располагающими свободным временем, можно проводить более продолжительные беседы. В основном, они даже рады тому, что имеют с кем побеседовать. Одна из проблем людей преклонного возраста — чувство отверженности обществом, мнение о том, что они никому не нужны, являются бременем и обузой для людей. Настроение, состояние духа и здоровья у людей преклонного возраста очень изменчивы. Некоторые из них сохранили физические силы, духовную бодрость и свежесть, другие же стали обессиленными, сломленными жизнью. Исход» из всех этих обстоятельств и их состояния их духа, необходимо учитывать и планировать сроки диакоиского посещения и длительность. В основном пожилые люди любят много говорить, вспоминая опыт прошлого в их жизни, необходимо представить им возможность для .Tix)it), однако вместе с тем, диакон должен и сказать, что пришел к ним с вестью. Пусть его тома будет — забота Божья о людях, Его милосердие и благодать, о заключительных этапах плана спасения и ободрение в Господе Ис. 46:4, Псал. 92: 13-16.

9. Посещение больных.

Каждый из людей по-разному переносит недуги и заболевания. Естественно, это так же зависит и от тяжести заболевания. Некоторые терпеливо переносят трудности, иные же способны при малейшей степени заболевания впадать в отчаяние, беспокойство, предаваясь ропоту. Диакону необходимо, взвешивая обстоятельства, обратить внимание и на эти особенности. По-иному переносят заболевания молодые, по-иному пожилые люди, которые в болезнях видят приближающиеся тени смерти, однако, в любом случае, диакон несет им утешение при посещении. Ни в коем случае нельзя выставлять себя всезнающим, относительно болезни. Диакон, как духовный попечитель, беседуя с больным, говорит о том, что Господь допускает испытания и трудности, которые послужат ко благу.

10. Посещение находящихся при смерти.

При посещении тяжело больного, находящегося при смерти, возникает вопрос — необходима ли ему сказать правду о его состоянии? Решение этого вопроса не входит в круг его обязанностей однако и вводить в заблуждение больного те не его задача. Диакон должен говорить, решение о выздоровлении больного в рук Божиих, однако время, которым мы располагаем является даром Божьим, чтобы приготовиться славному Второму Пришествию Иисуса Христа направить себя на путь, ведущий к жизни вечной, укрепляя надежду и веру больного славное Воскресение из мертвых — 2Кор. 4:14-Прежде всего, важно, чтобы больной бы приготовлен к смерти, наладил свои взаимоотношения с Богом и окружающими, и таким образом, удалил внутреннее беспокойство пер возможной смертью.

11. Посещение находящихся в трауре.

Находящихся в трауре необходимо утешат надеждой славного Воскресения. Говорить и надо о том, что Господь предлагает каждому человеку желанный счастливый конец. Нам неизвестны пути Господни и если Он допустил смерть, то и этим Он хотел добра людям. Траур приближает человека к Господу. Много гордых сердец было разбито в трауре. После похорон диакон должен посетить не только родственников умершего, которые являются членами общины, но и не членов общины, ибо во время траура они более восприимчивы к истине Божией.

12. Посещение членов, склонных к расколам.

В некоторых общинах есть люди беспокойного характера, всегда сомневающиеся, беспокоящиеся, которые словами Е.Уайт «… всегда собирающие колючки, тернии и крапиву». Всегда нанизывая ошибки на булавку, жужжат и ропщут, занимаясь слабостями других. В церкви есть и такие христиане, о которых пишет апостол Павел: «…ибо не во всех вера» (2Фес. 3:2), и сатана использует их чувства, вводя в заблуждение, используя их неутвержденность в истине. Диакон с большим чувством такта, любовью и терпением должен сближаться с ними. Споры не убедительны, но терпеливыми, спокойными, решительными словами, подтвержденными фактами истины могут принести хорошие плоды. Темой беседы должно быть упование на Бога, необходимо указать на опасные последствия духа критики. Примером должен служить Христос, Который никогда не одобрял грех, человеческие слабости и недостатки, тем не менее, никогда не жаловался на Своих учеников, не критиковал их. Необходимо указать на то, что если кто с пристрастием, чуждым огоньком осуждает согрешающих, то это еще не значит, что сам он последователь Христа. Постоянно беспокоящийся человек может иметь теоретические познания истины, но он не имеет опыта личных контактов с Иисусом Христом, его якорь веры не укреплен в Иисусе, поэтому сатана подвергает его налетом человеческих сомнений, учений, хитростей, дабы отвергнуть его от Церкви Божией. Такие души необходимо привести ко Христу с помощью текстов Священных Писаний и Свидетельств. Эти души необходимо особенно оберегать тогда, когда в общине возникают группировки и противоречия. Хороший диакон в таких ситуациях не только обращает внимание на членов общины своими частыми посещениями, но и уделяет больше внимания членам, имеющим такие склонности.

13. Посещение членов, впавших в грех или живущих в нем.

Особое внимание диакон должен уделять тем, кто совершил грех или живет в грехах. Однако необходимо уметь различать одно от другого. Впасть в грех — человеческая слабость, невнимательность, породившая грех через искушение. Другое дело — встать на путь греха и жить в нем. Если во время не будет оказана помощь, такие члены ослабеют и полностью падут, поэтому нельзя медлить с диаконским посещением. Этим членам сатана нанес тяжелые раны, которые надо лечить так, как изложено в притче Христа о милосердном самарянине. С чувством особого такта необходимо укачать на грех, ибо Господь может снасти только тот человека, который сознает свою греховность и ошибки. Его необходимо привести ко Христу, Господь готов простить кающегося. Необходимо заверить и убедить его в том, что диакон готов оказать ему всестороннюю помощь, предложив ему совместно молиться, поститься, если он этого желает и просит. Возможно, что он агрессивно отвергнет предложенную помощь, однако диакон должен проявить выдержку и терпение. Если же он чувствует, что не может уже проявить выдержку и терпение, необходимо спокойно закончить разговор, отложив его продолжение на следующие дни, спокойно попрощаться, потому что при спорах Бог не присутствует.

Необходимо выразить сожаление и опасение о том, что согрешающий лишает себя предложенной Христом благодати, подвергая себя опасности лишиться вечной жизни. Не должна быть потеряна надежда, нельзя ни в коем случае думать, что это потерянный случай. В дальнейшем… надо поступать согласно указания Матф. 18:15 с целью спасения души. С особой заботой необходимо возносить молитвы о находящихся в искушениях, необходимо просить Бога о том, чтобы Святой Дух влиял на их совесть. Диакон не должен возлагать на себя работу Святого Духа, но его обязанностью должно быть: «Ибо мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас…» (2Кор. 5:20). Мерилом взаимоотношений диакона с павшим в грех братом должна быть рекомендация Ё. Уайт: «Бог желает, чтобы Его служитель объединял себе чистое влияние, сочувствие и сострадание… Что вы думаете, как смотрит Бог на та называемых сотрудников Христа, которые в время, когда души борятся с искушениями, ожесточившись негодуют, как в притче о блудно сыне старший брат? Как важно проявлен сочувствия и сострадания Христова, которые могли бы быть сильнейшим средством взаимосвязи между Христом и ими; чтобы они явили сочувствие к павшему грешнику страдающей душе, которая мертва во грехах. Бесчеловечное отношение человека к ближнему является самым великим грехом.

Многие думают, что являются представителями и носителями правды Божьей даже тогда, когда любовь к ближнему и Христово смирение у них полностью отсутствуют. Необходимо проявлять больше христианских чувств не только к тем, жизнь которых нам кажется безошибочной, но и в особенности к тем бедным и несчастным, страдающим, борющимся со грехом, искушаемым и унывающим в жизни, которые согрешают и вновь раскаиваются. С чувством сострадания к немощам мы должны идти к их нашим ближним, оно должно быть подобно состраданию наше Милосердного Первосвященника» (Служен. Еванг., глава «Существующие обязанности служителя»).