VII. Диаконские беседы

1. К диаконским беседам необходимо подготовиться.

Необходимо подобрать соответствующие цитаты из Библии, которые помогут избрать правильные направления в вопросах практической христианской жизни. Это может выполнить диаконат или сам диакон.

Ориентировкой и помощью может служить материал, данный в приложении, в котором собраны и сгруппированы стихи Св. Писания по темам, а также дополнения, в котором собраны и сгруппированы цитаты из Духа Пророчества.

Диакон заранее готовится к беседе с членами, пользуясь предложенным материалом или при помощи имеющегося у него необходимого материала и литературы. Личной подготовкой является и то, что до посещения диакон с молитвой обращается к Богу, прося у Него мудрости, силы, чувства, такта, терпения, чтобы его посещение принесло добрый плод. Он должен молиться о том, кого идет посещать.

2. Способность говорить.

Это талант от Бога, который необходимо заботливо развивать и врачевать. Язык — средство, которым можно и строить и разрушать. «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается..» 15:23,28; 18:21).

3. Умение слушать.

Поступают жалобы на таких диаконов, которые говорят без умолку, не давая и слово сказать посещаемому. Однажды некто сказала о своем попечителе: «Что хочет сказать сестра Х. я уже знаю наперед, но что желал бы сказать я ей, ее это не интересует, она это не слушает и не знает». Необходимо научиться слушать. Не безразлично как слушает диакон. Есть слушание безразличное равнодушное, но когда диакон слушает со вниманием и интересом, это чувствует собеседник, однако диакон обходительно, очень тактично должен сказать ему о том, что имеет нечто важное сказать ему.

4. Антропология (Человековедение).

Диакон общается с людьми различного склада характера. Есть тип людей, которым свойственна повышенная возбужденность и чувствительность. В обращении с ними необходима особая осторожность и чувство такта, в особенности касаясь в разговоре возникших у них проблем… Есть люди, на которых в духовном попечении влияет только решительный, твердый стиль обращения. Для того чтобы определить правильное направление беседы, избрать лучший способ влияния на душу, необходимо образование и способности, данные Богом. Диакон, которому вверено это служение, должен просить у Бога знание, мудрость и умение для исполнения этого служения.

5. Содержание диаконских бесед.

А) При обычном регулярном посещении беседы направляются на истину, слышанную во время богослужения. Если посещаемый отсутствовал на богослужении, то необходимо ознакомить его с основной мыслью и содержанием проповеди на основании конспекта. Если посещаемый был на богослужении, то необходимо совместно рассуждать над полученным в проповеди поучением и способом применения его в практической христианской жизни. Можно разобрать несколько вопросов первой части богослужения.

Б) Беседы личного характера, специальные.

Неправильно, если диакон всех посещая, всегда говорит заученные, вызубренные цитаты. Необходимо всегда направлять разговор в соответствии с обстоятельствами и целью посещения, не уклоняясь от темы. При сложившихся трудных, деликатных обстоятельствах, решающим мерилом должно быть авторитетное «Так говорит Господь».

6. Основные направления диаконского служения.

Диакон не только необходимый собеседник, но личность, которая идет и посещает для того, чтобы служить вверенным ему людям. Цель его посещения должна определять характер и суть беседы (Ефес. 4:12). Цели, для которых Господь даровал различные дары по благодати Своей:

А) С целью совершенства святых для достижения единства веры и познания. Привить иммунитет против ложных учений.

Б) Возрастание для достижения подобия характера Христа и Его любви…

В) Исправления членов для созидания единой семьи.

Г) Каждый член, в полную меру и силу трудится для созидания всего тела (ст. 16).

Цели определяют важнейшее направление посещений и бесед диаконов:

1. Какова личная связь посещаемого со Христом?

2. Его отношение к Священному Писанию, его вера, читает ли он регулярно Библию, сколько времени посвящает для этой цели?

3. Изучает ли труды Е. Уайт. Его отношение к ним?

4. Его сложившиеся взаимоотношения с общиной. Считает ли он ее Богом избранным народом, считает ли преимуществом для себя принадлежать к этому народу?

5. Его точка зрения и отношение к руководящим в народе Божием. Считает ли он их Божьими управителями, которым Он вверил Свое дело?

6. В каком свете видит своих собратьев? Много ли уделяет времени на разговоры об их ошибках? Знает ли он, что сплетни и безответственное высказывание своих мнений, рассуждений – это сильно действующее средство, разрушающее единство церкви.

7 Аккуратно и регулярно ли посещает богослужения, любит ли темы Субботней школы, как их изучает, разработал ли или имеет специальную методику к ним?

8. Активен ли в общественном разборе тем и глав Субботней школы? Что подмечает в проповеди, и как старается применить полученные знания в практической жизни?

9. Запоминает ли основные мысли и тексты Писаний из проповеди и просматривает ли их дома? Необходимо давать советы для правильного слушания проповеди, чтобы слышанное усваивалось с пользой…

10. Имеет ли обязанности в общине и как их выполняет? Сердечно, с радостью или только желает почета, а работы — нет?

11. Верен ли Богу в пожертвовании? Испытывает ли на себе Божье благословение от верности?

12. Его мнение о заблуждениях, расколах.

13. Как трудиться на своем рабочем месте? Христианин ли он и тогда, когда выполняет свои обязанности как труженик? Какие его взаимоотношения по месту работы, атмосфера вокруг него?

14. Что связывает его с миром? (его отношение ко всему земному). 1Ин. 2:15-17.

15. Семейная жизнь. Гармонична ли она? Как находит выход в решении различных вопросов, проблем?

16. Источник существования. Нет ли материальных затруднений? Правильно ли распределяет! средства или легкомысленно, часто ли берет и долг?

17. Понимает ли советы Св. Писания в отношении исполнения принципов воздержания (в отношении воздержания — внимание должно быть обращено не только на вопросы еды, питья, но и порядка, санитарии и гигиены личности, окружающей среды, отношение к труду и отдыху).

18. Имеет ли лично опыты с Богом?

19. Имеет ли печаль или проблемы, с которыми поделившись, мог бы лете перенести их.

20. Диакон, принимая во внимание вышеизложенное, не следователь, желающий покопаться и углубиться в дебрях личной жизни, навязывающий свои предложения, следящий и подглядывающий за жизнью посещаемого члена. Эта служение должно выполняться как поручение Божие, Который через диакона хочет изъяснить! Свою волю, оказать помощь нуждающемуся и всякому человеку.