VIII. Личность диакона и его обязанности

1. Пригодность.

Нереально было бы утверждать, что в каждой общине есть достаточное количество способных диаконов, располагающих высоким уровнем образования, многими способностями и духовностью. Очень трудно подобрать такую личность и есть места, где таковых нет, ведь мы имеем большое число малочисленных общин. Все мы люди, имеющие слабости, нам свойственно спотыкаться и падать, и все же Бог нам таким доверяет Свое дело. Е. Уайт описывает избрание учеников следующим образом: «Господь принимает людей такими, какие они есть. Если они вверяются ему, Он развивает их способности для дела служения. Дух Божий пробуждает дремлющие способности во всяком, кто принимает Его! Если без всяких усилий души предаются Богу, то под руководством Святого Духа соразмерно возрастают и укрепляются, становясь способными к принятию и осуществлению Божьих истин и требований. Связь с Богом расширяет кругозор, отшлифовывает быстроту и восприятие ума, рассуждения же будут более уравновешенными. Желающие верно служить Христу будут освещены жизнедеятельной силой Солнца Праведности и через Него укрепившись и утвердившись, принесут много плода во славу Божию» (ЖВ. стр. 232).

«Тело имеет многие члены, которым дано соответственное задание, и Бог есть та Личность, Которая дает дары благодати, образование для дела служения, просящим у Него! Священное Писание — определенный источник способностей: «Не потому чтобы мы сами способны были помыслить что-то от себя, как-бы от себя, но способность наша от Бога: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета» (2Кор. 3:5-6). Во время избрания служителя, избранный на дело служения не взирая на свои слабости и другие трудности, должен принять поручаемое, потому что Сам Бог дал поручение и дает силу и способность для возможности исполнения его. Во время выхода из Египта, в пустыне, когда Господь повелел строить скинию, кто был заранее обучен и способен к тому, чтобы все это в точности исполнить и все это устроить? Где были в то время опытные мастера и большие возможности? Об этом можно читать в Исх. 35:30-36. Избранные были исполнены Духом Святым, наделенные мудростью, знанием всякого порученного дела для его выполнения, а также для обучения других. Соломон после его избрания царем обратился в молитве к Богу. Рассказывая о том, что хоть он и Им избран на служение, но чувствует себя очень малым, неопытным к выполнению столь важного ответственного служения. Поэтому он просил у Бога сердце мудрое, чтобы уметь судить в Израиле, различать что зло, а что добро. Подобно и диакон после своего избрания пусть обратиться в молитве к Богу, прося способности для исполнения порученного служения.

2. Связь с Богом.

Способность диакона не дается раз и навсегда. Необходима постоянная связь с Богом (Иоан. 15:4-5). Необходимо просить не только соответствующего образования у Бога, чтобы во время попечительства был проявлен дух рассудительности, но необходимы личные опыты как свидетельство того, что Сам Господь руководит человеком. Диакон может давать только то, чем он сам располагает. Он нуждается в особом терпении, чувстве такта, смирении, решительности. Сам от себя никто не способен на это. Достижение этих качеств возможно т.к. они являются результатом личной связи с Богом. К примеру, может ли диакон наставлять, ободрять, укреплять вверенных ему членов, предостерегать их от гнева, от ссор и раздоров друг с другом, от чрезмерной чувствительности, обидчивости, если сам он не приобрел опыт достижения этих качеств и не знает, как они даются? Диакон должен приобрести опыт, о котором говорит Павел в послании к Филип. 4:13: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

3. Сознание ответственности.

Получив любое задание диаконского служения, диакон должен относиться к нему со святой серьезностью, выполняя его с чувством ответственности. Каким бы ни казалось незначительным данное ему поручение, диакон должен верно и в срок выполнить его и отчитаться. Павел в Шор. 12:15-23 на примере человеческого тела указывает на важность каждого служения. Сам Господь просит отчитаться каждого, кому поручено Его дело (Матф. 25:14-30, 46). И Христос следующим принципом определяет состоятельность в служении: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук. 16:10). В этом отношении Е. Уайт пишет следующее: «Верность в исполнении малых дел воспитывает души для исполнения больших обязанностей с верностью» (ПЦ).

4. Познание истины.

Диакону необходимо исследовать Писания и Свидетельства Духа Пророчества, чтобы быть сведущим в познании истины. Он должен быть готов служить советом из Св. Писания, которые дают правильные принципы служения.

5. Важные качества диаконского служения.

Для обеспечения нормальных условий диаконского служения необходимо обладание следующими важными качествами:

А) Сочувствие, соболезнование, готовность помочь.

Этому мы можем научиться от Иисуса, Который может сострадать нам в немощах наших, будучи искушаем Сам во всем (Евр. 4:15). Попавший в беду и грех, ослабевший брат, которого посещает диакон, изранен и изнеможен сатаной. Как Христос с состраданием склоняется над грешником, чтобы оказать ему помощь, так и диакон должен искать к нему путь сближения, проявляя, сострадание и сочувствие. Однако проявляя сочувствие к грешнику, не должен сочувствовать греху! Диакон должен уметь отличать где осуждается грех и где судят грешника, чтобы правильно и умело врачевать и относиться к искушаемому, находящемуся во временном владении у сатаны (как и пр. Иона). Бог желает видеть в диаконе личность, пришедшую изъяснить предлагаемую Богом благодать, всепрощающую любовь и целительную силу для всех человеков. Но ни в коем случае не представлять того, кто своими рассуждениями выставляет на вид и обозрение недостатки, обостряет отношения, и углубляет пропасть, в которую упал ошибающийся. Христос является образцом для диакона, о котором пророк Исайя цитирует: «…трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42:3). Диакон должен быть нелицеприятен! У него не должно быть духа партийности и проявлять сочувствие он должен не только к тому, кто симпатичен ему. Пусть учиться у Христа — быть для всех ближним! Особенно для тех, кто в этом сильно нуждается. Но если поступает с лицеприятием, то грех делает и перед законом оказывается преступником.

Б) Самообладание и терпение.

Пусть просит силы у Господа, чтобы все время собеседования быть терпеливым! Возможно, что брат по своей мнительности и чрезмерной чувствительности и в диаконе видит своего противника, который занимается его проблемами. Диакон должен уметь сносить поношения. Тут может быть использован стих из Писания: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16:32; см. 15:18; 15:2).

В) запрещение распространять новости.

Диакон не должен портить мир опекаемого разговорами о недостатках других. Каждый член общины имеет в себе и хорошее и плохое. Говори только о хорошем! В этом диакон должен быть примером, иначе подобные наставления останутся безответными. Говорить о других только плохое, быть постоянно занятым только этим, критикуя их, может превратиться в дурную, вредную привычку, характерной особенностью личности. «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга», «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело», «Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости» (Прит. 17:9, 11:13, 15:30).

Г) Личные контакты диакона с членами общины.

Контакты и взаимоотношения должны быть задушевными, основанными на любви и доверии. Таким образом, достигается возможность того, что собратья со своими проблемами будут спешить к своему диакону, а не к кому-нибудь другому. Было бы неправильным считать, что опекаемый должен слепо подчиняться во всем своему диакону, но он сам должен следовать за Христом. В опекаемом должна быть воспитываема самостоятельность т.к. он обязан иметь чувство ответственности за личный контакт с Богом, нельзя допускать, чтобы диакон за него думал и нес на себе его ответственность. Диакон должен помочь человеку, указав ему путь в уповании на Бога и в приобретении личных опытов с Ним! Указать на Божью любовь и благодать, необходимые для спасения души.

Д) Взаимоотношения диакона с наставником.

Бог желает, чтобы в Его Церкви все руководились принципами, действовали согласно порядка, данного Им Самим. Тело действует посредством скрепляемых связей гармоничного взаимодействия всех членов, и, что самое главное под руководством Христа! Следовательно, диакон должен с почтением относиться к советам старшего диакона, пресвитера, проповедника в общине и отчитываться о своей работе. Являясь примером почтительности и уважения к другим, стремится и призывает к этому своих членов и содействует созданию такой атмосферы во всей общине. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5:12-13).

Полная независимость таит в себе опасности, подобно как любой из органов или членов тела хотел бы независимо от других действовать, функционировать, жить. Это бы нарушило соразмерность, равновесие, здоровье и жизнь. Таким же образом это происходит в общине и Церкви. Диакон осуществляет свою работу, основываясь и руководствуясь Священным Писанием, Свидетельством Духа Пророчества, самостоятельно, однако в созвучии с другими собратьями и руководством в целом.