Вопросы, которые чаще всего задают о библейской субботе

Поскольку апостол Павел заявляет: «Итак, никто да не осуждает вас за… субботу» (Кол. 2:16, 17), то, может быть, соблюдение субботы необязательно?

Этот текст в Кол. 2:16, 17 является одним из самых неверно толкуемых в Библии. Принцип библейского истолкования гласит, что нельзя дозволять неясному удерживать вас от исполнения того, что понятно. Библия о субботе говорит совершенно определенно. Она была дана по сотворении мира (Быт. 2:1-3). Ее соблюдал и Иисус (Лк. 4:16), и апостол Павел (Деян. 13:42- 44), и она будет соблюдаться на небесах (Ис. 66:22,23). В Библии упоминаются два вида суббот. Суббота как седьмой день недели и ежегодные субботы. Суббота как седьмой день недели, утвержденная по сотворении мира и являющаяся частью закона Десяти Заповедей, — это еженедельное напоминание о любящем, всемогущем Творце. Ежегодная суббота относится исключительно к истории Израиля. В Послании к Колоссянам особенно подчеркивается: «Итак, никто да не осуждает вас за… субботу: это есть тень будущего…» (Кол. 2:16,17). Суббота как седьмой день недели — это памятник творения, а не тень того, что должно быть в будущем. В Евр. 10:1 закон теней соединен с жертвоприношениями животных. В Иез. 45:17 используется точно такое же выражение в точно таком же порядке, что и в Кол. 2:16, 17, и все это связано с церемониальными системами празднеств и жертвоприношений (мясо, питие, празднества, новомесячия и субботы), чтобы осуществить примирение для дома Израилева. Суббота как седьмой день недели описана в Лев. 23:3. В стихах 5-32 той же главы описываются церемониальные субботы (Пасха, стих 5; опресноки, стих 6; первый сноп, стих 10; первые плоды, стих 17; праздник труб, стих 24; День очищения, стихи 27-32; праздник кущей, стихи 34-36). Как праздник труб (стих 24), так и День очищения (стих 32) подчеркнуто названы субботами. Эти ежегодные субботы были непосредственно связаны с событиями, предвосхищавшими смерть Христа и Его Второе пришествие. Они были предназначены Богом быть тенью, или указывать на грядущего Мессию. В Лев. 23:37 для описания этих церемониальных суббот используются те же выражения, что и в Кол. 2:16, 17. В Лев. 23:38 выражение «кроме суббот Господних» отделяет церемониальные субботы от субботы как седьмого дня недели. Поскольку Христос уже приходил на землю, субботы церемониального закона обрели в Нем свое исполнение. Суббота как седьмой день недели продолжает вести к Богу — Творцу, создавшему нас. Народ Божий будет соблюдать ее как отличительный знак своих отношений с Богом (Откр. 14:2; Иез. 20:12, 20).

А как насчет Рим. 14:5? «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума». Действительно, не все ли равно, какой день соблюдать?

Иногда полезно подметить то, о чем библейский текст не повествует, равно как и то, о чем в нем говорится. Стихи 5 и 6 ничего не говорят ни о поклонении, ни о субботе. Они просто говорят об отношении ко дню. Говорить, что именно этот «день» является субботой — слишком неосторожное допущение. Стих 1 этой же главы задает тон всему остальному отрывку, показывая, что дискуссия концентрируется на «спорах о мнениях», или спорах на темы, вызывающие сомнения. Можно ли сомневаться в том, что суббота — это седьмой день недели, отделенный Богом по сотворении мира (Быт. 2:1-3) и помещенный в самую сердцевину нравственного закона (Исх. 20:8-11)? Конечно, нет! Ключ к нашему тексту находится в стихе 6, который утверждает: «Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога». Спор происходит вокруг дней поста, а не суббот. Некоторые христиане из иудеев считали, что в посте по определенным дням была своя выгода. Они судили других по собственным меркам. Фарисеи постились дважды в неделю и тем хвалились (Лк. 18:12). В 14-й главе Послания к Римлянам Павел указывает, что поститься или не поститься в определенный день — дело совести каждого, а не проблема Божьей заповеди.

А разве ученики Христа не собирались вместе в первый день недели? Деян. 20:7.

Причина, по которой эта встреча упомянута в повествовании, заключается в том, что Павел на следующий день покидал их и совершил великое чудо, воскресив Евтиха из мертвых. Ясно, что эта встреча происходила ночью. Это темная часть первого дня недели (Деян 20:7). В библейские времена темная часть суток предшествовала светлой (Быт. 1:5). Суббота соблюдалась с захода солнца вечером в пятницу и до захода солнца вечером в субботу (Лев. 23:32; Мк. 1:32). Если эта встреча проходила в темную часть первого дня недели, то в действительности это была встреча в субботу вечером, как мы сегодня говорим. Павел провел всю субботу вместе с верующими. На следующий день, в воскресенье, он отправляется в путь, поэтому встреча продолжается в субботу вечером допоздна. На следующий день, в воскресенье, Павел пешком отправляется в Асс, затем отплывает в Митилину. Если бы Павел почитал воскресенье священным в честь воскресения Христа, почему он тогда провел целый день в пути вместо того, чтобы поклоняться в этот день Богу? Записи свидетельствуют, что Павел соблюдал субботу (см. Деян. 13:42-44; 17:2; 16:12, 13; 18:4).

Можем ли мы действительно сказать, какой день является седьмым днем недели?

Существует по крайней мере четыре способа, при помощи которых мы можем уверенно сказать, что суббота — это седьмой день недели:

1. Библия ясно говорит, что Иисус был распят в день приготовления (Лк. 23:54). Его ближайшие последователи покоились согласно заповеди в день субботний (Лк. 23:55, 56), а Иисус воскрес из мертвых в первый день недели (Лк. 24:1; Мк. 16:9). Большинство христиан признают, что Иисус умер в пятницу, день приготовления, на следующий день покоился во гробе и воскрес в первый день недели, воскресенье. Суббота — это день между пятницей и воскресеньем, или седьмой день недели.

2. Язык. В более чем 140 языках мира седьмой день недели называется словом «суббота». Язык — свидетель сохранности субботы на протяжении столетий.

3. Астрономия. Ведущие астрономы мира утверждают, что недельный цикл никогда не менялся. Такие центры, как Королевская морская обсерватория США и Королевская Гринвичская обсерватория Великобритании подтверждают постоянство недельного цикла.

4. История. Еврейский народ на протяжении столетий вел точные записи о субботе. Он хранит истинную субботу на протяжении более 4000 лет.

Я соблюдаю воскресенье в честь воскресения Господа. Что в этом плохого? Не в этот ли день воскрес Христос?

Да, действительно, Иисус воскрес в воскресенье (Sunday — буквально день солнца, первый день недели в календарях многих стран. — Прим. пер.)! Но Он никогда не повелевал нам поклоняться Ему в день, названный в честь Его воскресения. Как обряд причащения символизирует Его смерть (1 Кор. 11:24, 26), так крещение символизирует Его воскресение из мертвых (Рим. 6:1-6). Символ воскресения Христа — это не поклонение в день солнца, заимствованное христианством из обряда поклонения солнцу в языческом Риме, но прекрасный обряд крещения — символ новой жизни, преображенной чудесной творческой силой Святого Духа. В водной могиле крещения ветхий наш человек символически умирает и погребается, тогда как новая жизнь воскресает со Христом.

Разве один из семи дней является каким-то особенным? Почему вы так много говорите о субботе?

Здесь дело не просто в определенных днях. Суть в том, какой смысл сокрыт в этих днях. Тонкий обольститель сатана, действуя через отступническую религию, попытался изменить Закон Божий (Дан. 7:25). Он втоптал истину в грязь (Дан. 8:12). Он создал трещину в Божьем граните истины. Бог призывает нас устранить эту трещину, соблюдая Его субботу (Ис. 58:12, 13). Мы должны повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:19). Поклоняться Ему в седьмой день недели означает признать авторитет нашего Творца — Господа, Который повелел соблюдать этот день (Исх. 20:8-11). Сознательно принимать ложный день поклонения означает принимать установление, произведенное и утвержденное исключительно людьми, впавшими в богоотступничество. В действительности вопрос таков: чьи мы слуги – Божьи или человеков? (Рим. 6:16). Всякое празднование дня, предшествующего моему дню рождения или последующего за ним, не означает, что эти дни являются моими днями рождения. День рождения мира — это библейская суббота, седьмой день недели. Этот день — памятник нашему любящему Творцу. И никакой иной день.