Вопросы, которые чаще всего задают о здоровье

Не сказал ли Иисус: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека»? Зачем тогда столько внимания уделять здоровью? Разве это существенно?

Текст, к которому мы обращаемся, находится в Евангелии от Марка 7:18-20. О чем здесь говорится? Новый Завет совершенно ясно заявляет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших…» (1 Кор. 6:19,20). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:17). «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Писание едино. В нем не встретишь в одном месте утверждений о необходимости с осторожностью выбирать еду и питье, а затем в другом месте — заявлений о том, что безразлично, какую пищу мы употребляем. Давайте обобщим 7-ю главу Евангелия от Марка. У фарисеев существовали очень строгие законы в отношении церемониальной чистоты. Они считали, что прикосновение к язычнику (не еврею) на рынке было осквернением. Всю посуду для приготовления пищи — горшки, чашки, тарелки надлежало тщательно обрабатывать, если к ней прикоснулся какой-нибудь язычник, таким образом осквернив ее (см. Мк. 7:1-5). Темой для спора в 7-й главе были не левитские законы здоровья (Лев. 11), данные любящим Богом для сохранения здоровья Своего народа, а иудейское «предание старцев» (Мк. 7:5). Фарисеи считали, что нельзя садиться за стол, не вымыв руки, ибо они осквернены общением с язычниками. Вопрос здесь не в том, что есть, но как есть. Суть не в отвержении законов здоровья, которые даны нам Самим Господом, но скор»ее в отвержении идеи церемониального осквернения из-за прикосновения к язычникам.

В этом контексте ничто, входящее извне, не оскверняет и не привносит грех. Всякий грех порожден помыслами. Евреи отвергли заповеди Божьи ради утверждения своего предания об исключительности (Мк. 7:9). Стих 19 гласит: «… чем очищается всякая пища». Слово, использованное здесь в значении «пища», звучит «брома». Никакая пища, в церемониальном смысле, не является нечистой. В самой пище нет греха. И грех возникает не извне, но изнутри (Мк. 7:21). Иисус не считал нечистых животных пригодными для пищи. Они были «санитарами» природы и никогда не предназначались в пищу. Поэтому суть 7-й главы Евангелия от Марка — это не здоровье, зависящее от употребления нечистых животных в пищу, а церемониальное осквернение от прикосновения язычников, передаваемое через пищу телу.

Не сказал ли апостол Павел: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (/ Кор. 8:8)1 Не заявлял ли он также: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести»? (1 Кор. 10:25)

Чтобы найти правильный ответ на эти разумные вопросы, обратимся к 1 Кор. 8:1. Павел начинает главу со слов: «О идоложертвенных яствах мы знаем» (стих 1), и, чтобы избежать недопонимания, вновь подчеркивает эту мысль в стихе 4: «Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем». Также в 10-й главе, стих 28 в конце рассуждений он говорит о мясе: «Это идоложертвенное». Часть мяса, используемого в идолослужении в языческих храмах Коринфа, продавалась на рынке.

Это побудило некоторых ортодоксальных евреев стать вегетарианцами (Рим. 14:2- 4). Суть обсуждаемого здесь вопроса такова: допустимо ли с нравственной точки зрения употребление в пищу идоложертвенного мяса? Вкушая, соучаствует ли тот человек в идолослужении? Павел говорит: идолы — это ничто (1 Кор. 8:4). Мы ничего не приобретаем и ничего не теряем, вкушая пищу (1 Кор. 8:8). Если ваша свобода является для кого-то камнем преткновения, оскорбляя его немощную совесть, тогда лучше не употреблять в пищу идоложертвенное (1 Кор. 8:11-13). Суть здесь не нечистая пища, а идоложертвенное. Иисус не пришел в этот мир, чтобы сделать свиней чистыми животными. Он пришел, чтобы очистить грешников. Нечистые животные, о которых говорится в Ветхом Завете, что они непригодны в пищу, все еще таковые и в Новом Завете. Поскольку Господь наш не лишает нас благ (Пс. 83:12), то нечистые животные и ныне не являются благом.

Не отменил ли Христос на кресте законы здоровья, которых придерживались ветхозаветные евреи?

Когда Иисус умер на кресте, Он отдал жизнь Свою ради искупления человечества. Его смерть никоим образом не повлияла на вопросы здоровья. Если, к примеру, свинина была нездоровой пищей, потому что свинья являлась «санитаром» природы до Креста, она остается нездоровой и поныне, потому что свинья все еще остается «санитаром» природы и после Креста. В противоположность распространенному мнению библейские законы здоровья предназначены не только для евреев. Когда Ной входил в ковчег, ему было повеление взять чистых животных по семь пар, а нечистых — по две. Поскольку из-за нехватки растительной пищи после потопа чистые животные должны были послужить пищей для людей, их взяли по семь пар. В 11-й главе Книги Левит Бог делает различие между чистыми и нечистыми животными, предназначенными в пищу всему человечеству. В Ис. 65:2-5 описываются те, кто восстал против Бога, поклоняясь идолам и питаясь свиным мясом. Пророк говорит, что противящиеся как те, кто «ест свиное мясо», будут уничтожены. Бог знает, что для нас лучше. Он желает, чтобы тела наши пребывали в добром здравии. Он призывает нас отказаться от всего, что причиняет вред Его храму.

Поскольку Бог сказал Ною: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9:3), то не позволительно ли есть все, что мы хотим?

Можно спросить: «Дал ли Бог Ною разрешение есть змей, крыс, аллигаторов, ящериц, червей и тараканов?» Конечно, нет. Ной уже знал разницу между чистой и нечистой пищей (Быт. 7:2). Бог просто-напросто говорит: «Ной, теперь ты можешь есть мясную пищу». Доказательством этого служит то, что позже, в 11-й главе Книги Левит и в Книге Второзаконие, 14-й главе, Бог однозначно запрещает есть мясо нечистых животных. Поскольку Бог не изменяет Своих нравственных критериев (Пс. 88:35) и поскольку Бог неизменен (Мал. 3:6), то Он не давал разрешения Ною делать то, что позже запрещал Моисею. Все законы Божьи, включая и законы, относящиеся к здоровью, продиктованы любовью, для того чтобы уменьшить страдания от болезней и сделать людей более счастливыми (Исх. 15:26). Многие в научных кругах признают, что соблюдение библейских принципов здоровья может существенно снизить уровень как сердечно-сосудистых, так и раковых заболеваний. Божьи пути всегда лучше.

Не сказано ли в Библии, что нужно остерегаться тех, кто требует воздерживаться от употребления мяса? (1 Тим. 4:3)

В этом тексте описаны люди, отступившие в последние дни от библейской истины. Согласно 1 Тим. 4:3, они распространяют два двояких заблуждения. Эти люди запрещают браки и повелевают воздерживаться от мясной пищи (греческое слово брома), которую Бог сотворил, чтобы мы принимали ее с благодарением. Здесь слово «пища» подразумевает не только животных, но и пищу вообще. То же самое слово используется в греческой версии Ветхого Завета в Книге Бытие: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). На протяжении столетий аскеты, монахи, священники заявляли, что мир — это зло. Как брачные узы, так и пища созданы Богом. И то, и другое — часть прекрасного замысла Божьего для человечества. Согласно 1 Тим. 4:4, 5, творения, освященные словом Бога, хороши, ими следует не пренебрегать, а принимать с благодарением. Здесь Павел ведет спор с фанатизмом, провозглашающим, что всякое физическое удовольствие — зло. Он показывает, что Божье творение — благо. Бог желает, чтобы сотворенные Им существа сполна наслаждались пищей, созданной для них. Поэтому суть здесь не в чистой или нечистой пище, но в том, является ли сама пища частью материального мира и должна ли она отвергаться принятием монашеских обетов. Павел говорит: НЕТ! Божье творение хорошо.

Какая разница, что мы едим и что пьем; ведь Бога интересует только наша духовная жизнь?

Человек представляет из себя систему. То, что оказывает влияние на физическое состояние, воздействует также и на умственную, и на духовную стороны системы.

Наши физические привычки влияют на качество крови, протекающей через головной мозг. Кровь низкого качества, поставляемая организмом в головной мозг, уменьшает нашу способность восприятия духовной истины. В Первом послании к Фессалоникийцам Павел говорит: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1 Фес. 5:23). В Послании к Римлянам он добавляет: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу…» (Рим. 12:1). По словам Иоанна, Иисус желает всем Своим детям: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2). Слово Божье прямо заявляет: то, чем мы питаем тела наши, имеет существенное значение.

Что имел в виду апостол Павел, когда советовал Тимофею употреблять «немного вина, ради желудка»? (1 Тим. 5:23)

Из этого отрывка становится очевидным, что Павел не потворствовал бытовому пьянству. Он ясно заявляет: «Впредь пей не одну воду, — всякий, кто путешествовал по Ближнему Востоку, знает, как трудно достать чистую, незагрязненную воду, — но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». О каком бы вине Павел ни вел речь (перебродившем или неперебродившем), совершенно ясно, что его совет Тимофею вызван проблемами с желудком последнего. Совет Павла относится к медицинскому употреблению, а не к бытовому удовольствию. Какое вино рекомендовал Павел? Призывал ли апостол к умеренному употреблению напитка, о котором в Книге Притчей говорится: «Не смотри на вино, как оно краснеет» (Притч. 23:31), напитка, который приносит стоны, ссоры, горе, раны без причины (Притч. 23:29), напитка, который обманчив (Притч. 20:1), напитка, лишающего здравого рассуждения, побуждающего глаза твои устремлять на чужих жен и сердце твое говорить развратное (Притч. 23:32,33)? Конечно, нет! Библия употребляет слово «вино» в отношении как алкогольного напитка, так и неперебродившего виноградного сока. Согласно Ис. 65:8, когда в виноградной кисти находится сок, в ней пребывает и благословение. Это явно неперебродивший, только что выжатый виноградный сок. В отношении вина, подаваемого на вечере, Иисус сказал ученикам Своим, что не будет впредь вновь участвовать в вечере, доколе «буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Вино на вечере, олицетворяющее чистую, неоскверненную Кровь Христа, должно быть неперебродившим, поскольку брожение — это признак греха. В Первом послании к Тимофею Павел призывает его употреблять немного вина или виноградного сока ради пользы его же желудка. Неперебродивший виноградный сок оказывает благотворное влияние на организм. Поистине благословен свежевыжатый виноградный сок.