Вопросы, которые чаще всего задают о смерти

Что имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Лучше выйти из тела и водвориться у Господа»? (2 Кор. 5:6,8)

Во 2 Кор. 5:1-11 Павел противопоставляет земное, смертное тело, подверженное болезням и смерти, славному, вечному, бессмертному телу, которое Бог приготовил для нас на небесах. Выражение «выйти из тела» означает оставить это смертное тело со всеми его земными болезнями. Выражение «водвориться у Господа» означает войти в славное, бессмертное тело, которое мы получим по Втором пришествии Христа. Во 2 Кор. 5:4 содержится намек на то, что апостол ожидает, «чтобы смертное поглощено было жизнью». Эти слова перекликаются с написанными Павлом в 1 Кор. 15:51-54: «Мы… изменимся… ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». В 5-й главе Второго послания к Коринфянам, равно как и в 15-й главе Первого послания, Павел ожидает облечения в бессмертие по Втором пришествии Христа (см. также 2 Тим. 4:6-8).

Если мертвые спят, то как сумела волшебница из Аэндора вызвать Самуила из могилы, чтобы царь Саул мог поговорить с ним? (1 Цар. 28:15)

В связи с этой историей необходимо учитывать три важных факта:

1. На протяжении всего Ветхого Завета Господь ясно повелевает: выводить из земли Израильской всяких волшебников и убивать их. Слово Божье срывает маску со всякого спиритизма и представляет истинную сущность его как действия демонических, сатанинских сил (см. Втор.18:10-15;Ис. 47:13,14).

2. Саул уже отверг совет пророка Самуила. Он обратился к Богу и не получил ответа (1 Цар. 28:6). Причина, по которой Саул обратился к волшебнице из Аэндора, заключалась в том, что он не получил ответа от Господа. То, что увидел Саул, не было Самуилом. Обратите особое внимание — в Библии говорится, что волшебница увидела «как бы бога («богов» в английском переводе. — Прим. пер.), выходящего из земли» (стих 13), и Саул «узнал», что увидел Самуила (1 Цар. 28:14). Поскольку «мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5), то сатана маскируется под наших умерших близких, имитируя их внешний вид и голоса (Откр. 16:14). 3. Конечным результатом посещения Саулом волшебницы из Аэндора было не покаяние, не исповедание греха и жизнь, а отчаяние, разочарование и смерть (1 Цар. 28:16, 20, 21; 31:3, 4, 9, 10). Обманутый сатаной, он предал свою душу бесам.

Не подразумевает ли Павел, что человек по смерти своей отправляется прямо на небеса, заявляя, что он имеет «желание разрешиться и быть со Христом» и что «смерть — приобретение»? (Флп. 1:21, 23)

Библия сама себе не противоречит. Павел не утверждает здесь — одно, а там — другое. Мысль апостола ясна: по Втором пришествии Христа мертвые праведники воскресают, чтобы получить свою вечную награду (1 Фес. 4:16,17; 1 Кор. 15:51-54). В Послании к Филиппинцам апостол указывает, что «наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп. 3:20, 21). Мы снова видим, что он желает лишь Второго пришествия нашего Господа. Направляя своему другу, Тимофею, послание из той же самой римской темницы, апостол заявляет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7, 8). Павел с нетерпением ожидал возвращения Иисуса, когда он смог бы увидеть лик своего Господа и оказался бы приобщен к вечности. Да, смерть — награда! Для апостола она означала свободу от немощи ветхого тела, избавление от уз римской темницы и защиту от искушений сатаны. Для Павла смерть была сном, в котором время остановилось. Следующим событием после того, как он закроет свои глаза в смертном сне, будет разрешение от уз земных и пребывание со Христом. Поскольку между моментом смерти человека и Вторым пришествием Христа для Павла не существует течения времени, то смерть означает, что мы закрываем глаза для сна и просыпаемся, чтобы уже пребывать с Господом.

В притче о богаче и Лазаре говорится, что богач сразу же попал в ад, а Лазарь — в рай. Если мертвые спят, тогда как объяснить эту притчу? (Лк. 16:19-31).

Важно отметить, что это, прежде всего, притча. Она пятая в серии притчей — о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне (Лк. 15) и неверном управителе (Лк. 16:1-11). Притчи предназначены для того, чтобы преподавать людям великие нравственные уроки. И всякое утверждение в притче не нужно воспринимать буквально. К примеру, у нас у всех нет шерсти и четырех ног, как у овец. Мы не сделаны из металла, как серебряная драхма. Каждая притча ставит перед нами вопрос: какие великие нравственные уроки заключены в ней? У нас могут быть большие неприятности, если мы попытаемся воспринимать каждую деталь притчи буквально, вместо того, чтобы извлекать из нее урок, который Иисус пытается преподать нам. Давайте предположим, что притча о богаче и Лазаре — это буквальная история. Переговариваются ли люди на самом деле, будучи в раю и в аду? Могут ли они слышать вопли последних? Есть ли на самом деле у душ пальцы и языки, как о том сказано в притче? У Авраама должно быть довольно обширное лоно (внутренности, утроба. -Прим. пер.), чтобы вместить всех, кто туда попадает. Воспринимать притчу буквально означает создать для себя грандиозные проблемы. Рай был бы ужасным местом, если оттуда мы могли наблюдать за постоянными, вечно длящимися мучениями наших друзей. Зачем Иисус рассказал эту историю? Какие уроки Он пытался нам преподать? Евреям была хорошо известна легенда, где смерть описана как путь через долину тьмы, где спасенные праведники укрываются в лоне Авраама, а навечно потерянные идут навстречу своей гибели. Иисус использовал эту историю, чтобы преподать нам три урока. Во-первых, евреи верили, что богатство было признаком расположения Бога, а нищета — признаком Его недовольства человеком. В притче богач, который по верованиям евреев был благословлен Богом, кончает жизнь в аду, а бедняк — в раю. Иисус изменил ожидаемый исход притчи.

1. Богатства, добытые жадностью, нечестным путем или обиранием нищих, вовсе не являются признаком Божьего расположения.

2. В притче описывается огромная пропасть, разделяющая ад и рай. Иисус ясно дал понять, что после смерти человеку не дано никакого второго шанса. Решение, принятое при жизни, определяет нашу вечность.

3. Иисус указывает, что если фарисеи отвергли ясное учение Слова Божьего о спасении, то они также отвергли бы и Его великое, сверхъестественное, наглядное чудо, как воскрешение из мертвых.

Иудеи всегда просили у Иисуса знамений. Он дал им величайшее знамение. Некоторое время спустя Он воскресил Лазаря из мертвых (Ин. 11:11-14,43,44). Иудеи «положили убить Лазаря» (Ин. 12:10). Они настолько обозлились на Иисуса, что решили убить и Его. Они читали Библию засоренными глазами (2 Кор. 3:14-16). Они не поняли, что «все Писание» свидетельствует об Иисусе (Ин. 5:39). Когда Он воскресил Лазаря из мертвых, они не поверили этому. Его слова в Евангелии от Луки оказались пророческими: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Какой призыв задуматься! Какое настойчивое предупреждение! Писание — наш единственный авторитет. Иисус использовал популярную среди евреев историю, чтобы продемонстрировать эту непреложную истину. Таким образом, вся Библия удивительно гармонична.

Что имеется в виду в Книге Откровение, когда описываются души убиенных под алтарем, восклицающие громкими голосами: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6:9-11)

Олицетворение — это распространенный библейский метод описания ситуаций символическим языком. После того, как Каин убил Авеля, Господь сказал Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Действительно ли вопияла кровь Авеля? Нет! Не буквально. Языковыми средствами передается Божья преданная, любящая, нежная забота о Его мученике Авеле и ответственность Каина за свое грешное дело. Согласно Евр. 12:24, кровь Христова говорит лучше, нежели Авелева. Она дарует прощение, милость и искупление. Естественно, что кровь Христова не говорит в буквальном смысле слова. Образно выражается Божья весть искупления. В 6-й главе Книги Откровения Бог ясно говорит, что не забыл Своих верных мучеников на протяжении многих столетий. Их кровь символично вопиет к Богу, умоляя совершить справедливый суд над их преследователями и вознаградить верных жизнью вечной. В Библии слово «душа» часто означает личность, или человека (Рим. 13:1; Иез.18:4; Деян. 27:37). Оно также означает жизнь (см. Евр. 13:17; 1 Петр. 4:19; Мф. 10:28). Таким образом, можно прочитать: жизни убиенных за Христа — символически, как кровь Авеля, — вопиют из-под земли о праведном суде. Последний суд совершится, и Сам Бог вынесет приговор!

Бессмертна ли душа?

В Библии слово «душа» употребляется приблизительно 1600 раз, но ни разу не встречается выражение «бессмертная душа». Слово «смертный» означает «подверженный смерти». Слово «бессмертный» означает «не подверженный смерти». Библия выразительно гласит: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). Иисус заявлял, что как тело, так и душа могут быть погублены в аду (Мф. 10:28). Бессмертие является атрибутом Божества. Только Бог естественно бессмертен (1 Тим. 6:15, 16). Первая ложь сатаны в саду Едемском относилась к смерти. Дьявол заявил, что последствием непослушания будет не смерть, а жизнь. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Слово Божье говорит: «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Смерть — это отсутствие жизни. Грех дарует не вечную жизнь в аду, а тотальное, абсолютное изгнание от лица Божьего через полное исчезновение. Мысль Библии ясна. Человек смертен (Иов 4:17). Мы ищем бессмертия (Рим. 2:7). Праведные получат бессмертие как дар от нашего Господа в Его Второе пришествие (1 Кор. 15:51-54). Грешники также получат вечное возмездие. «Сделанный грех рождает смерть» (Как. 1:15). Тогда лишь остается выбирать между вечной жизнью и вечной смертью.

Что имеет в виду Петр, когда говорит о Христе, проповедующем духам в темнице? (1 Петр. 3:19)

Чтобы понять этот стих, необходимо прочитать весь отрывок (1 Петр. 3:18-22). Стих 18 гласит, что Иисус, святый Сын Божий, преданный на смерть за наши грехи, ожил силой Духа Святого. Стих 19 как бы переводит нашу мысль в другое русло, утверждая, что Христос проповедовал духам в темнице тем же самым Святым Духом. Когда он проповедовал этим духам в темнице? И кто эти духи? Об этом говорит нам стих 20! Во дни Ноя сердца людей непрестанно пребывали во зле. Они находились в узах духов бесовских. Тот же Дух Святой, Который воскресил Иисуса от буквальной смерти, обратился к людям, одержимым духами бесовскими, которые во дни Ноя оказались духовно мертвыми, чтобы возродить их к духовной жизни. Дух Христов обратился через пророка с проповедью Евангелия к людям, уловленным в духовные темницы (1 Петр. 1:10-12). Великая сила Духа открывает темницу греха и освобождает пленников (Ис. 61:1). В 1 Петр. 3:21 пример еще нагляднее. События потопа связаны с крещением. Как когда-то Дух Святой воскресил Иисуса от смерти к жизни, ввел семью Ноя в ковчег, спасая от смерти и ведя к жизни, так и ныне Дух Святой трудится, пробуждая духовную жизнь, обличая людей во грехе, даруя силу изменить жизнь и ведя их через воды крещения. Во дни Ноя Дух вел людей от смерти в жизнь. Сегодня тот же Дух избавляет людей из духовных темниц, направляя их от смерти к жизни — и все это благодаря великой силе воскресшего Христа.

Каково учение Библии о реинкарнации (перевоплощении)?

Перевоплощение основано на двух предпосылках, ни одна из которых не является истинной. Первая: люди очищают сами себя посредством собственных праведных дел. Вторая: существует бессмертная душа, которая переживает телесную смерть. Библия учит, что спасение приходит только по вере во Христа (Еф. 2:8; Рим. 3:24- 31). Смерть — это сон до момента славного воскресения (1 Фес. 4:15, 16; 1 Кор. 15:51-54). После смерти второго шанса не дано (Евр. 9:27). Ныне — время для спасения (2 Кор. 6:2).