Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней)

Основатель Церкви Джозеф Смит заявлял, что весной 1820 г. ему было видение, в котором он видел Бога и Иисуса Христа. Ему было сказано не вступать ни в какую Церковь, но основать Церковь Христа во всей ее полноте. В сентябре 1823 г. ангел Морони специально явился Смиту в видении, чтобы сказать ему, что книга, содержащая историю древних обитателей Америки, захоронена на холме, называемом Кумора, примерно в четырех милях от города Пальмира, штат Нью-Йорк. На следующий день Смит предположительно нашел книгу. Хотя ему и не дозволялось заглядывать в книгу до 1827 г., он в конечном счете перевел ее и записал на золотые пластины. Смешанные с видениями и откровениями, изложенные в ней учения стали основой Книги Мормона. Смит написал еще две книги: «Учения и заветы» и «Бесценная жемчужина». Мормоны являются прилежными, трудолюбивыми, морально устойчивыми, воздержанными людьми; тем не менее большинство их доктрин едва ли согласуется с Библией. Мормоны верят, что:

1. Библия является Словом Божьим лишь тогда, когда она правильно переведена. Они считают, что Книга Мормона стоит выше Библии, потому что слова в ней являются «чистыми» словами.

2. Человек предсуществовал с Богом в виде бессмертной души еще до того, как был сотворен. Одной из причин сотворения мира стало сотворение тел для этих душ.

3. Богу понравилось, когда Адам с Евой согрешили, потому что теперь земля могла быть заселена.

4. Ныне существуют бессмертные души, обитающие в духовном мире со Христом, Который проповедует им Благую весть.

5. В мормонских храмах надлежит совершать обряды крещения за умерших.

6. Иисус женился на Марии, Марте и другой Марии во время брачного пира в Кане Галилейской (Journal of Discourses, vol. 4, p. 259 by Brigham Young).

У них существует полигамия, или многоженство, там, где это разрешено законами страны.

7. Брак должен быть запечатлен в мормонском храме раз и навсегда.

8. Существуют три степени небес — целестиальная celestial (для самых верных мормонов); террестриальная terrestrial (для не очень верных мормонов) и телестриальная telestrial (для всех остальных, которые будут слугами). В сущности все человечество получит жизнь вечную, однако некоторая его часть станет служить другой.

Некоторые доктринальные верования, общие с мормонами

1. Мормоны верны в уплате десятины.

2. Мормоны заботятся о своем здоровье, воздерживаясь от употребления алкоголя и табака.

3. Мормоны принимают концепцию дара пророчества в Церкви в наше время.

4. Мормоны верят в крещение путем полного погружения в воду.

5. Мормоны согласны с идеей, что традиционные религии сегодня являются «падшим Вавилоном» и христианству нужно вернуться к новозаветным учениям.

Некоторые главные доктринальные расхождения с мормонами и библейские тексты, помогающие преодолеть их 1. Библия неверно переведена

(См. 2 Тим. 3:15, 16; Ин. 17:17; Пс. 11:7; 2 Петр. 1:21; Мф. 4:4.)

2. Крещение за умерших: вера, основанная на неправильном понимании 1 Кор. 15:29. В Новом Завете крещение всегда является личным решением, отражающим веру во Христа, покаяние во грехе и принятие учения Иисуса. (См. Деян. 2:38-41; Мк. 16:16; Мф. 28:19, 20.)

В Новом Завете спасение обусловлено личным выбором. Никто не может обеспечить спасение для другого человека. (См. Откр. 22:17; Пс. 48:8.) В 1 Кор. 15:29 апостол Павел ведет спор о воскресении мертвых. Таким образом, он поднимает вопрос: если мертвые вовсе не воскресают, для чего тогда вы креститесь (в греческом переводе — «ради чего, из-за чего»)? Когда Христос вернется, мертвые во Христе будут воскрешены, а живые праведные вместе с ними будут восхищены навстречу Иисусу в воздухе (1 Фес. 4:16,17). Креститься ради или из-за мертвых означает креститься в результате их положительного влияния и христианской жизни и таким образом подготовить себя к встрече с ними в вечности. (См. Евр. 11:39, 40.)

3. Святость воскресенья: мормоны считают, что первый день недели, воскресенье, назван в оригинале Библии на греческом языке «субботой» восемь раз. Это основано на совершенном непонимании слова, обозначающего неделю, которое происходит от того же однокоренного слова в оригинале, что и слово «суббота», но имеет другой смысл. (См. Быт. 2:1-3; Исх. 20:8-11; Иез. 20:12, 20; Лк. 4:16; Мф. 24:20; Деян. 13:42-44; Лк. 6:5; Мф. 12:8; Ис. 66:22, 23.)

4. Бессмертие души: вера в то, что у каждого человека есть бессмертная, неуничтожимая душа, существующая независимо от тела и покидающая его по смерти, отправляясь в рай или в ад. (См. 1 Тим. 6:15, 16; Быт. 2:7; Еккл. 12:7; Иов 27:3; Пс. 145:4; 6:6; 113:25; Ин. 11:11-14.) Помните, что слово «душа» встречается в Библии 1600 раз, но выражение «бессмертная душа» — ни одного раза. 53 раза Библия называет смерть сном.

Возможные методы расположения к себе мормонов

1. Устанавливайте тесные дружеские отношения.

2. Пригласите их на обед.

3. У мормонов очень крепки семейные узы, поэтому окажите уважение семье, пригласив всех ее членов на совместное изучение Библии.

4. Предложите урок о богодухновенности Библии.

5. Расскажите о вашем личном опыте познания Иисуса Христа.

6. После 3-5 недель уроков предложите тему: «Является ли Евангелие мормонов библейским?»

7. В атмосфере любви посоветуйте своим друзьям-мормонам последовать за истинным Христом.

В помощь вашему служению мормонам я включил сюда библейский урок, озаглавленный «Является ли Евангелие мормонов библейским?» Вы увидите, что библейские тексты, предваряющие доктрины мормонов, ясно выказывают их ошибочность.

Является ли Евангелие мормонов библейским? Был ли Иисус зачат Святым Духом?

Библейский ответ: Мф. 1:18-21; Л к. 1:35.

Ответ мормонов: Бригам Юнг, второй по счету президент Церкви мормонов, однажды заявил:

«Итак, раз и навсегда запомните, что Иисус Христос не был рожден Святым Духом* (Journal of Discourses, vol. 1, p. 51.)

Джозеф Филдинг Смит, президент Общества двенадцати апостолов, отвергал распространенное мнение, будто бы и Книга Мормона, и Библия утверждают, что Христос был рожден от Святого Духа. Он заявил следующее:

«Нам говорят, что Книга Мормона утверждает, будто Иисус был зачат от Святого Духа. Осмелюсь оспорить это утверждение. Книга Мормона ничему подобному не учит! Равно как и Библия» (Doctrines of Salvation, vol. 1, p. 19.) Был ли Иисус рожден от девы?

Библейский ответ: Ис. 9:6; Ис. 7:14.

Ответ мормонов:

В заметках, опубликованных 9 апреля 1852 года, Бригам Юнг заявил:

«Когда Дева Мария зачала дитя Иисуса, Отец родил его в Своем подобии. Он не был рожден Святым Духом. А кто есть Отец! Он — первый из человеческой семьи… об этом я вам мог бы рассказать гораздо подробнее, но если бы я должен был говорить вам всю истину, богохульство по сравнению с ней было бы ничто в смысле предрассудков и чрезмерной праведности рода человеческого. Тем не менее я сказал вам истину, насколько это возможно для меня… Иисус, наш старший брат, рожден во плоти от того, кто был в Едемском саду, и который является нашим Отцом Небесным. Итак, пусть всякий, слышащий это учение, задумается, прежде чем сделать его светочем жизни или отнестись к нему безразлично, ибо оно подтвердит его спасение или осуждение» (Journal of Discourses, vol. 1, pp. 50, 51.)

Подобные же рассуждения привели «апостола» Орсона Пратта к такой фразе: «Для плотского тела Христа требовались мать и отец. Следовательно, отец и мать Иисуса по плоти должны были бы находиться в отношениях мужа и жены; следовательно, дева Мария должна была быть некоторое время законной женой Бога-Отца. Мы используем термин «законная жена», потому что было бы в высшей степени богохульством сказать, что Он осенил ее или родил Спасителя незаконным образом… У Него было законное право осенить Деву Марию в положении мужа и родить сына, хотя она и принадлежала другому: ибо закон, которым Он правит людьми, не предназначен для того, чтобы подчинять Его или предписывать правила, которые Ему надлежит исполнять. С Его стороны также было законным после такого обхождения с Марией отдать ее Иосифу, ее нареченному мужу. Отдал ли Бог-Отец Марию Иосифу на время или раз и навсегда, мы не знаем. Поскольку Бог был ее первым мужем, то может статься, что Он отдал ее в жены Иосифу только тогда, когда она была в смертном теле, и что Он предназначил после воскресения взять ее Себе в жены навечно (The Seer, p. 158.)

Бригам Юнг объяснил рождение Христа следующим образом: «Рождение Спасителя было таким же естественным, как рождение наших детей: это был результат естественного процесса. Он явился соучастником плоти и крови — был рожден от Своего Отца, как и мы рождаемся от своих отцов» (Journal of Discourses, vol. 8, p.115.)

Хебер К. Кимболл, являвшийся членом Первого президентского совета Церкви мормонов, сделал такое утверждение:

«Что касается моих взглядов на дела Божьи и Его творения, то я скажу, что был естественно рожден; так же родился и мой отец, и мой Спаситель Иисус Христос. По Писаниям, Он первородный от Своего Отца по плоти, и в этом не было ничего сверхъестественного» (Journal of Discourses, vol. 8, p.211.) Где находится источник спасения?

Библейский ответ: Ин. 14:6; Деян. 4:12.

Ответ мормонов:

«Необусловленное, или общее спасение, то, которое свершается только по благодати без послушания евангельскому закону, состоит в простом факте воскресения… Подобное спасение, очевидно, свершится для всего человечества… Это не спасение праведных, не то спасение, которого ищут святые. Те, кто достигнет только общего, или необусловленного спасения, будут судимы по своим делам… Они… останутся… в вечности… будут слугами более достойным» (Mormon Doctrine, p. 669.)

Бессмертие, а не жизнь вечная: «Обусловленное, или индивидуальное спасение, которое свершается по благодати в сочетании с послушанием Евангелию, состоит в принятии наследства в Небесном Царстве, тем не менее те, кто не возвысится, обретут только бессмертие, а не жизнь вечную… Они будут жить отдельно и одиноко, в безбрачии…

«Полное спасение достигается силой знания, истины, праведности и всех истинных принципов… Без искупления, без Евангелия, священства и запечатляющей силы не было бы спасения. Без непрерывного откровения… не было бы спасения. Если бы не Джозеф Смит и восстановление, то не было бы спасения».

«Спасение вне Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не существует» (Mormon Doctrine, p. 669, 670.) Существуют ли столь великие грехи, которые искупаются только кровью Христа? Библейский ответ: 1 Петр. 2:20-24. Ответ мормонов:

В книге «Доктрины спасения» Джозеф Филдинг Смит утверждает: «Джозеф Смит учил, что существуют определенные грехи, столь тяжкие, что человека, совершившего их, они поставят вне Христовой силы искупления. Если эти проступки совершены, тогда кровь Христа не омоет людей от их грехов, даже если они покаятся.

Следовательно, их единственной надеждой является пролитие их собственной крови ради искупления, если это вообще возможно, от своего имени… И люди должны были искупить определенные преступления, насколько это им под силу, ибо за грехи свои они поставили себя вне искупительной силы крови Христа» (Doctrines of Salvation, p. 135, 136.) Как такие грехи могут быть прощены?

Библейский ответ: Ин. 3:16; Гал. 2:20; 1 Ин. 1:7-9; Мф. 12:32. Ответ мормонов:

Бригам Юнг, второй по счету Президент Церкви мормонов, сказал:

«Люди порой совершают такие грехи, которые не могут быть прощены ни в этом мире, ни в грядущем, и если бы эти люди увидели истинное свое состояние, они не колеблясь пролили бы свою кровь наземь, чтобы дым воскурения восшел к небесам как жертвоприношение за их грехи; и курящийся фимиам искупил бы их грехи, — а будь это не так, грехи прилипли бы к ним и остались на них в духовном мире.

Я знаю — когда вы слышите от моих братьев, что люди будут отсечены от земли, то считаете это грозным учением, но оно — ради спасения их, а не ради уничтожения…

Более того, мне известно, что есть такие преступники закона, которые, знай они самих себя и единственное условие, при котором они могут обрести прощение, умоляли бы братьев своих пролить их кровь, чтобы дым воскурения вознесся к Богу как жертвоприношение, дабы умиротворить гнев, направленный против них, и чтобы закон возымел силу. Еще скажу: ко мне приходили люди и предлагали свою жизнь, чтобы искупить свои грехи.

Верно, что кровь Сына Божьего была пролита за грехи людей от момента грехопадения и доныне; тем не менее люди могут совершать грехи, которые Его кровь никогда не сможет очистить. Так было в древности, так дело обстоит и в наши дни, и, хотя все эти принципы утверждаются открыто, люди все еще не понимают их. Тем не менее закон абсолютно тот же. Есть грехи, которые могут быть искуплены жертвоприношениями на алтаре, как в древности; и есть грехи, которых ни кровь агнца, ни кровь тельца, ни голубя не могут отпустить, но они должны искупаться кровью человеческой. Вот причина, по которой люди к вам так обращаются с этой точки зрения; они понимают лишь доктрину и бросают несколько слов о ней. Вас научили этой доктрине, но вы ее не понимаете» (Проповедь Бригама Юнга, Journal of Discourses, vol. 4, p. 53, 54; Desert News, 1856, p. 235.) Могут ли люди спастись от грехов своих без покаяния и исповедания?

Библейский ответ: Деян. 16:30, 31; Деян. 3:19, 20. Ответ мормонов:

Бригам Юнг, второй по счету Президент Церкви мормонов, заявил:

«Давайте вообразим такую ситуацию. Предположим, вы застали своего брата в постели со своей женой и пронзили их обоих копьем, вы будете оправданы, а они искуплены за свои грехи и приняты в Царство Божье. В подобном случае я бы так и поступил. В подобных обстоятельствах у меня нет жены, которую я любил бы настолько, что не смог бы пронзить копьем ее сердце, и сделал бы это с чистой совестью…

Нет ни мужчины, ни женщины, которым при нарушении установленного между ними и Богом завета не требовалось бы оплатить долг. Кровь Христа никогда этого не омоет, ваша собственная кровь должна искупить это…» (Journal of Discourses, vol. 3, p. 247.)

А как насчет наших дней? Джозеф Филдинг Смит, официальный историк Церкви мормонов в последние годы, являлся на протяжении многих лет «глашатаем» этих истин в своих трудах. Он говорит:

«Но люди могут совершать некоторые прискорбные грехи… которые ставят их вне воздействия искупительной крови Христа… Следовательно, их единственной надеждой является пролитие их собственной крови во искупление…» (Doctrines of Salvation, vol. 1, pp. 134,135, Joseph Fielding Smith.)

Означает ли это, что должна проливаться человеческая кровь?

Джозеф Филдинг Смит, историк мормонов, делает следующее заявление по поводу доктрины «искупления кровью»:

«А теперь буквально пару слов на тему искупления кровью. Что это за доктрина? Нефальсифицированная, если угодно, отвергающая зловредные инсинуации и ложные обвинения, которые так часто выдвигались против нее, она просто-напросто такова: все человечество может быть спасено через искупительную кровь Христа, следуя законам и обрядам Евангелия…

Но человек может совершить определенные прискорбные грехи — в соответствии со светом, открытым ему, и знаниями — которые ставят его вне воздействия искупительной крови Христа. Если после этого он и будет спасен, то должен принести в жертву свою собственную жизнь во искупление грехов, — насколько это ему по силам, — за этот грех, ибо только кровь Христова при определенных обстоятельствах не поможет (Ibid, pp. 133, 134).

Брюс Макконки, из Первого совета семидесяти, в своей книге «Учение мормонов» заявил: «При определенных обстоятельствах существуют некоторые серьезные грехи, для которых очищающая кровь Христа не действенна, и Закон Божий таков, что люди должны пролить свою собственную кровь во искупление своих грехов…» (р. 87.)

Б. X. Роберте, историк Церкви мормонов, описал доктрину искупительной крови следующим образом: «Для спасения души человека, чьи грехи ставят его вне действия славных средств спасения, необходимо, чтобы пролилась собственная кровь грешника, вот что нужно помнить» (A Comprehensive History of the Church, by В. Н. Roberts, vol. 4, p. 129.) Любовь ли это?

Библейский ответ: 1 Ин. 4:8-10,19-21.

Ответ мормонов:

Это любовь к твоему брату: «Предположим, что его постигла великая беда… которая, он знает, лишит его того, чем является возвышение… так что он не сможет достичь его без пролития своей крови, и также знает, что, пролив свою кровь, он искупит тот грех и будет спасен и возвышен с Богами, и нет ли в этом доме мужчины или женщины, которые не хотели бы сказать: «Пролейте кровь мою, чтобы мне быть спасенным и вознесенным с Богами».

Возлюбите ли вы того мужчину или женщину настолько, чтобы пролить их кровь? Я могу привести вам множество примеров, когда людей праведно закалывали для того, чтобы искупить их грехи… нечестивость и пренебрежение народов запрещают этому принципу осуществляться в полную силу, но настанет время, когда Закон Божий заработает в полную силу.

Это и есть любовь к нашему ближнему как к самому себе; если ему нужна помощь, помогите ему; и если он хочет спасения и для этого необходимо пролить его кровь… чтобы он был спасен, пролейте ее… Вот так надо любить человечество» (пророк Бригам Юнг; размышления, написанные 8 февраля 1857 г. Опубликованы 18 февраля 1857 г. в «Desert News», а также в Journal of Discourses, vol. 4, pp. 219, 220.)