Глава 12. Устремляясь к цели

В майские выходные на праздник современной христианской музыки из разных штатов съехалось двенадцать тысяч человек. Во все стороны от импровизированной сцены на тысячи футов по травянистому склону тянется своеобразный амфитеатр. Разбросанные повсюду одеяла и брезентовые палатки свидетельствуют о временном прибежище самых разных компаний, собравшихся вместе, чтобы развлечься музыкой вперемежку с поглощением припасенных хот-догов и другой походной еды.

Всякий раз после очередного выступления в толпе начинается движение, и время от времени кто-то затевает игру в футбол или что-нибудь еще. Обстановка непринужденная, подобно морю толпа находится в постоянном движении.

Какая-то группа заканчивает свое выступление, грохот постепенно смолкает и ведущий громко и напористо объявляет: “А теперь перед нами — один из ведущих американских молодежных проповедников. Вот он! Поприветствуем его…”.

Оратор подходит к микрофону, вынимает из кармана Библию и говорит: “Я прочту вам несколько стихов”.

В тот же миг по толпе прокатывается волна, и примерно тысяча человек встает и начинает пробираться к краю. В этот день оратор выступает три раза. Три раза он начинает с того, что открывает Писание и читает стихи, и все три раза из-за какой-то протестантской формальности при первых же его словах около трех тысяч человек спешит куда-то уйти.

И тем не менее этот оратор хорошо знает молодежь. Каждая его проповедь приковывает к себе внимание десяти тысяч человек, и все двадцать минут они остаются на месте. Все, что он говорит, опирается на их переживания, опыт, образ жизни. Он приводит и научные доводы, и примеры из жизни. Он рассказывает различные истории. Содержание и построение его проповеди отвечают индуктивным принципам; он не делает никаких утверждений заранее, пока слушатели вместе с ним не придут к определенному выводу.

Очевидно, что он хорошо подготовился к выступлению.

Стоя на сцене, которой служит грузовик с прицепом, он находится в отличном контакте со слушателями: взглядом, жестами, словами, всей манерой изложения в целом. Он в полной мере использует все возможности индукции.

И он добивается хороших результатов. Всякий раз, когда он после проповеди приглашал к исповеди, поток молодых людей устремлялся к зданию за сценой, чтобы поговорить с его помощниками. Три проповеди, три приглашения — и сотни молодых людей открыли Христу свое сердце.

Я с интересом наблюдал, как разворачивались события этого дня. В тот же день, у того же проповедника и даже на той же самой проповеди я видел две противоположных реакции. Как в дурном сне, который, наверное, часто мучит проповедников, тысяча слушателей разошлась сразу, как он начал говорить. Но все-таки сотни молодых людей вышли вперед, чтобы засвидетельствовать свою преданность Христу.

Я вспоминаю здесь этот пример, потому что он один показывает разные реакции, которые могут ожидать проповедника, — и ту, которой мы боимся, и ту, о которой молимся.

Вовлечение. На протяжении всей книги мы говорили, что вовлечение слушателей, их участие в проповеди является тем ответом, который мы стремимся получить от них, целью нашего проповедования, чашей Грааля нашего призвания.

Мы говорили о некоторых индуктивных способах достижения этой цели, но мы не рассматривали само это понятие.

Очевидно, что, если после проповеди сотни людей свидетельствуют о своих христианских убеждениях, вы, вероятно, сумели сделать их участниками проповеди. Но, если тысяча людей встают и уходят, как только вы начинаете говорить, значит, вы, наверняка, не сумели добиться этого.

Что же значит эта реакция, называемая нами вовлечением?

Как одна и та же проповедь может вызвать такие разные реакции? Как вовлечь слушателей в проповедь?

Реакция аудитории — наименее предсказуемая величина в нашем проповедовании. Аудитория — это та часть коммуникативного процесса /а он, если вспомнить Аристотеля, состоит из трех слагаемых/, которая не находится под прямым контролем оратора. Поэтому в поведении аудитории всегда таится большая опасность для проповедника и возможность его полной неудачи.

Наверное, эта непредсказуемость, эта неспособность вызвать заранее предопределенную реакцию слушателей и является главной причиной, почему большинство учебников по проповедованию так мало или почти ничего не говорят о самих людях, которые приходят слушать нас. Вместо этого специальная гомилетическая литература и даже более популярные книги по этой теме почти исключительно посвящены проповеди и самому процессу проповедования.

Игнорируя фактор аудитории, гомилетические учебные пособия как будто хотят сказать, что современная проповедь может быть сделана по единому образцу, как товары с этикеткой “один размер для всех”. Однако мало кто из самих авторов на самом деле считает, что одна и та же проповедь, произнесенная одним и тем же образом, годится и для пожилых людей, и для учащихся средней школы. Здравый смысл со всей очевидностью показывает, что проповедь надо как-то изменить и приспособить к слушателям, иначе мы очень быстро потеряем контакт с ними.

Процесс коммуникации невозможен без аудитории и ее отклика. Без внимательного отношения к этому аспекту проповедования, мы обрекаем себя на неудачу и теряем всякую надежду на то, что слушатели примут участие в нашей проповеди.

Следует учитывать, что нельзя полностью застраховаться от неудачи, потому что, каков будет ответ аудитории, зависит, в конечном счете, только от нее. Даже Святой Дух не может насильно добиться от нее покорности. Но надежда на вовлечение и участие слушателей в проповеди неизмеримо возрастет, если мы будем знать и учитывать то, что побуждает их к ответу /иначе говоря, мотивацию ответа/.

Мотивационная психология — один из самых сложных и спорных разделов психологической науки. Но, если кратко, большинство современных теорий утверждает, что проявлению реакции или какому-то действию человека предшествуют несколько определенных ступеней. Если мы хотим получить ответную реакцию на нашу проповедь, она должна вызывать и стимулировать каждую из этих ступеней:

1.Внимание — информация воспринимается, слова

различаются, осознанное слушание имеет место.

2.Оценка — все, что говорится, оценивается как хорошее

или плохое, вредное или полезное.

3.Осознание — желания, склонности, побуждения

становятся явными и определенными.

4.Решение — после того, как все положительные и

отрицательные моменты взвешены, выбирается действие.

Индуктивное проповедование без труда соединяется с этими стадиями мотивационного процесса. Например, если мы начинаем проповедь, опираясь на опыт и нужды слушателей, это повышает наши шансы на первой ступени. Положительный опыт, хорошие воспоминания и создание картин лучшего будущего могут иметь большое значение на второй ступени. Затем индуктивная проповедь достигает момента открытого проповедования /третья ступень/ и, наконец, предлагается выбор /четвертая ступень/.

Если мы хотим вызвать отклик у слушателей, наша проповедь должна способствовать их продвижению по всем четырем мотивационным ступеням. И мы можем направлять их /время от времени мягко подталкивая/ по этому пути к ответу, если мы знаем и используем сочетание четырех различных факторов побудительного характера.

Во второй главе мы кратко касались первого фактора — мы говорили об этической притягательности самого оратора, как личности, обладающей умом, христианским характером, доброй волей и чувством долга. Симпатия, которую вызывает проповедник, помогает создать тройственные взаимоотношения, связывающие проповедника и его проповедь со слушателями. Когда слушатели принимают проповедника, они более охотно принимают и его проповедь, и шансы на их положительный отклик резко увеличиваются.

Нет необходимости повторять то, что говорилось во второй главе о значении личности оратора, который, по Аристотелю, является первым компонентом коммуникационного процесса.

Но из предшествующего обсуждения этой темы должно быть понятно, что одной из сильных сторон индуктивного подхода является идентификация /солидаризация, отождествление/ между проповедником и аудиторией. Именно она составляет ту основу, на которой строятся все остальные типы обращения к слушателям. Без этой твердой опоры они не были бы так значимы.

Так, вторым фактором, который находится в нашем распоряжении, является обращение к разуму слушателей. Мы можем привести слушателей к желаемому ответу на нашу проповедь средствами логики и разума, усилив их убедительными и интересными дополнительными фактами. Многие аспекты индуктивного проповедования, о которых мы говорили в этой книге, особенно принципы индуктивной логики, индуктивного развития и различные структуры индуктивной проповеди, привлекают слушателей именно своей разумностью и целесообразностью.

Хотя я никогда бы не стал утверждать, что только с помощью индуктивный подхода наша проповедь может обратиться на разум слушателей, все-таки логика здравого смысла ближе к ежедневному опыту людей, чем доводы дедукции. Кроме того, как отмечалось раньше, индуктивная логика в большей степени открывает проповедника слушателю.

После занятий по индуктивному проповедованию один из моих студентов сказал: “Такая проповедь убедила меня и привела к Господу. До этого я очень любил спорить. Я спорил с каждым проповедником и всякий раз побеждал, по крайней мере, мне так казалось. Однажды я услышал по радио проповедника, который говорил совсем по-другому. Он начал проповедь с того, в чем я был заодно с ним. Так как мне не пришлось спорить, я начал соглашаться с ним. Он убедил меня с помощью моего собственного здравого смысла”.

Другой студент, стоявший рядом с нами, добавил: “Какой-нибудь критически настроенный профессор истории из вашей общины может начать разбирать вашу проповедь по кусочкам, от параграфа к параграфу, если вы начнете с каких-либо положений, в типичной гомилетической манере. Но начав с некой исходной общей точки, с того, на чем стоит и он, вы лишаете его возможности с самого начала вступить с вами в спор”.

Конечно, нет никакой гарантии, что какой-то враждебно настроенный слушатель согласится с вашим выводом, к которому вы придете в конце проповеди. Но чем дольше вы сможете держать аудиторию в согласии с вами, заставляя ее признавать разумность все новых и новых аргументов, тем выше шансы на положительный отклик на вашу проповедь.

Третьим средством, доступным каждому проповеднику, является обращение к эмоциям аудитории. Зачастую неверное понимание и использование этого фактора в прошлом, вызвало критическое отношение к нему и привело к тому, что он мало используется в современном проповедовании.

Когда многие современные проповедники слышат об эмоциональной проповеди, они представляют себе евангелистов которые, проповедуя на открытых площадках, зычным голосом пламенно изрыгают страшные угрозы, или известных ораторов прошлого, добавляющих в свои проповеди слезливые, душещипательные истории, тщательно рассчитанные на то, чтобы манипулировать слушателями, пользуясь чувствительностью их сердец и играя на сфабрикованном чувстве вины.

Эмоциональность, однако, не должна быть напускной, чрезмерной или манипулирующей. Чуткий, честный проповедник может эффективно использовать эмоциональное воздействие, если его чувства искренни и вызывают доверие у современной, искушенной аудитории. Так как эмоциональное воздействие — это нечто гораздо большее, чем театральные представления или монументальные, витиеватые сочинения.

Индуктивное проповедование, по самой своей природе,должно обращаться к эмоциям слушателей, потому что оно всегда начинается с самого важного для наших прихожан, затрагивая их нужды, ценности, опыт и переживания.

С эмоциями связана настолько большая часть жизни, что включение многих индуктивных элементов, так или иначе связанных с реальным опытом /о которых мы говорили раньше/, как раз и послужит их пробуждению и проявлению. Если мы осознаем этот потенциал, учтем его возможности и даже как-то рассчитаем и спланируем его действие, тогда обращение к эмоциям слушателей повысит воздействие проповеди и вызовет отклик аудитории.

Например, восприятие окружающего мира посредством пяти органов чувств пробуждает наши эмоции. Когда человек что-то видит, слышит, осязает, пробует на вкус или запах, он реагирует эмоционально. Классический примером такой реакции может служить одна из проповедей Генри Уорда Бичера, когда он накануне Гражданской войны ездил по Великобритании, призывая английских рабочих поддержать хлопковую блокаду.

Первое выступление прошло впустую: полтора часа он говорил под насмешки и свист толпы, симпатизирующей Южным Штатам.

Через несколько дней он должен был выступать в одном из центров текстильной промышленности, где его ожидала еще более враждебная аудитория, потому что английские фабрики зависели от труда рабов на хлопковых плантациях. Бичер взошел на платформу, волоча за собой тяжелые цепи, с грохотом бросил их и воскликнул: “Этими цепями сковывают руки людей”. В этот день никто не прервал его проповедь, потому что вид и грохот этих железных оков подействовали на эмоции его слушателей.

Очевидно, что возможности использования этого метода /”показывай и рассказывай”/ ограничены. Но при творческом подходе можно найти много эффективных наглядных примеров и визуальных средств воздействия, пригодных для проповедования с кафедры. На чувства слушателей можно воздействовать и вербально, с помощью конкретной “сенсорной” лексики и ярких описаний.

Эмоции зависят не только от физических ощущений. Они тесно связаны и с нашей памятью, так что, вызывая у наших слушателей воспоминания, мы тем самым пробуждаем их чувства.

Воображение тоже очень часто связано с эмоциями; погружая людей в мир мечты и воображения, мы помогаем проявиться их внутренним скрытым чувствам. Проявлению и выходу эмоций способствует и настроение; поэтому создавая и поддерживая на проповеди соответствующее настроение, мы делаем ее более эффективной.

Наверное, самым распространенным и наиболее эффективным средством, вызывающим эмоции слушателей, являются различные истории, случаи, примеры, взятые из реальной жизни. Значение этого еще раз подчеркнул доктор Эвин Адамс в своей работе о взглядах Кьеркегора на природу общения и о том, как их можно применить, проповедуя христианство в Японии. Адамс был создателем и директором методистского радиовещания в Хоккайдо. Он говорит: “Каждые шесть месяцев мы обращались к прохожим на улицах с просьбой оценить наши передачи. Мы сделали несколько неожиданных открытий относительно распространения евангельской вести:

/1/ Людям нравятся истории;

/2/ Им нравятся истории о людях;

/3/ Им нравятся истории, рассказанные с пафосом;

/4/ Чувства — ключ к убеждениям.

Когда мы воспользовались этими соображениями в наших радиопередачах, положение изменилось к лучшему. Мы вкладывали в передачи больше сердечной теплоты и чувств, и письма слушателей наполнили наши почтовые ящики.

Чувства являются ключом к убеждениям — даже для эмоционально сдержанных восточных людей. Наши передачи пользуются успехом даже у тех, кто, казалось бы, в жизни не проявляет заметных эмоций в ответ на обращение к их чувствам».

Взгляд Кьеркегора на общение как на интеллектуально-эмоциональный процесс включает два аспекта: диалектический, интеллектуальный, где безраздельно господствуют теория, логика и разум, и эмоциональный, чувственно-интуитивный, где правят эмоции. Проповеди, посвященные догматическим и теологическим вопросам, часто имеют сугубо интеллектуальный характер. И, конечно, в этом нет ничего плохого. Но зачастую в своем стремлении к учености мы преувеличиваем значение мыслительной, интеллектуальной сферы и преуменьшаем роль эмоций, чувств, интуиции и личного контакта в нашем проповедовании.

Мы забываем, что люди не только думают, но и чувствуют.

Более того, большую часть своей жизни они живут в сфере чувств и взаимоотношений. Даже великие мыслители, в основном, живут эмоциями. Те, кто думает, что живет только разумом, большую часть жизни живет в мире чувств.

Мы знаем, что конкретные жизненные примеры и переживания тоже несут информацию и, чтобы понять это, не надо ездить в Японию: достаточно взглянуть на публикации в прессе.

“Reader`s Digest”, например, в каждом своем выпуске печатает глубоко проникновенные рассказы, о которых узнают около ста миллионов читателей. “Guideposts” каждый месяц рассказывает различные истории в таком чувствительном стиле, что некоторые скептики усматривают в нем явную сентиментальность. Можно сказать, что эти журналы тоже о чем-то сообщают.

Подобные истории каждый день показывает и телевидение.

Почему большинство телезрителей говорят, что они смотрят эти мыльные оперы, чтобы найти ответы на проблемы своей жизни?

Обращаться во время проповеди к эмоциям слушателей — это не значит разыгрывать за кафедрой драму из жизни или делать из воскресной проповеди мыльную оперу; так мы зайдем слишком далеко. Но дело в том, что мы вообще редко идем в этом направлении. Впечатления и переживания повседневной жизни остаются за пределами слишком многих проповедей. Когда это происходит, когда рассудок главенствует, а сердце никак себя не проявляет — наши проповеди остаются без ответа. Чтобы проповедь стала убедительной, нужно объединить в ней обращение к этическому, эмоциональному и рациональному началам.

В дополнение к этим традиционным типам воздействия, которые были определены еще Аристотелем, но не всегда применялись, современная когнитивистика предлагает другой мотивационный фактор. И хотя этот четвертый фактор часто совпадает с эмоциональным и рациональным воздействием, о которых уже шла речь, недавние открытия в физиологии поднимают так много интересных вопросов, относящихся и к проповедованию, что об этом надо говорить как о новом, важном понятии. Назовем это обращением к сознанию в целом.

Во второй главе, рассматривая, как человек познает мир, мы вкратце познакомились с современными научными представлениями о том, что какие процессы идут в двух полушариях человеческого мозга. Оказывается, что большинство аналитических, теоретических, оценивающих, логических функций «приписаны» к левому полушарию. А правое полушарие отвечает, в основном, за образные, творческие, визуально-пространственные, интуитивные, целостные, невербальные процессы.

Веками традиционная гомилетика основной упор делала на вербальное, аналитическое, логическое воздействие левополушарных процессов. Она не задействовала такие правополушарные функции, как воспоминания, воображение, эмоции, нестандартное мышление, образное мышление, интегрирование личностного опыта.

Библия, напротив, обращается, в основном, к нашему правому полушарию. Невербальное, метафорическое, непреходящее, пророческое — все это блестяще используется в Писании. Индуктивные элементы и индуктивное развитие повествования, которые столь очевидны в Божьем Слове /о чем мы говорили в пятой и шестой главах/, по самой своей природе являются факторами воздействия на правое полушарие.

Таким образом, если мы хотим целиком задействовать сознание наших слушателей, если мы хотим увеличить их мотивацию к положительному ответу, необходимо, чтобы наша проповедь содержала все четыре вида обращения, которые мы рассмотрели. Перед тем, как произнести проповедь, хорошо бы спросить себя:

Подтверждается ли то, о чем я говорю, моим христианским характером?

Затронет ли проповедь эмоции слушателей?

Есть ли в ней рациональное начало?

Воздействует ли она на оба полушария человеческого мозга, что дало бы возможность вовлечь сознание слушателей в его целостности?

Если на все вопросы вы ответили положительно, ваша проповедь будет результативной.

На протяжении нескольких страниц мы говорили о том, как оратор может оказать влияние на реакцию своей аудитории.

Но какой реакции мы добиваемся? Через всю книгу проходит термин “вовлечение”. Но “вовлечение” для чего? С какой целью?

Чтобы меня не обвинили, что, говоря о том, как убедить людей, я забываю о Боге, заявляю, что никакой проповедник и никакая проповедь не изменяет человека. Сделать это может только Бог. Однако Он удостаивает нас чести принять участие в Его работе.

Нужно, чтобы наша цель была целью Бога, целью Евангелия. И такой целью является изменение человека и его жизни. Называем ли мы это ли убежденностью, предубеждением или христианский рост, ответ, которого мы хотим от слушателей, — это чтобы они изменились.

Мы хотим, чтобы изменились мнения и убеждения людей; для этого нужно обратиться к их разуму. Мы хотим изменить чувства — нужно обратиться к сердцу и эмоциям. И если это произошло, изменяются взаимоотношения и образ жизни, и это делает Бог.

Индуктивное проповедование может служить орудием Его работы.