Введение

Как помочь? Почему, когда мы проповедуем, все большее количество людей не желает нас слушать? Каким образом наш электронный век сказывается на проповеди? Может ли когнитивистика с ее самыми последними открытиями в области функционирования головного мозга помочь нам лучше доносить до людей Слово Божие?

Изучая работу головного мозга современные исследователи выяснили, что его правое и левое полушарие функционируют совершенно по-разному и обладают разными способностями. Критическое мышление, чтение и логические операции осуществляются за счет работы левого полушария, тогда как творческие способности, образная память, чувство и воображение представляют работу правого полушария.

Однако какое отношение все это имеет к утренней воскресной проповеди? Около пятисот лет назад изобретение печатного станка радикальным образом изменило мир. Изменились самые основы человеческой коммуникации, что не замедлило сказаться на самом характере мышления. “Поймав” человечество на крючок печатного слова, Гуттенберг способствовал тому, что значительная часть нашей мозговой деятельности стала осуществляться по принципу работы левого полушария с присущей ему линейной логикой. На протяжении пяти веков почти вся наша проповедь и наставление строились на этой основе. Сегодня это старое основание потрясается тяжелой поступью новой революции. Печатный станок перестал быть незаменимым средством, позволяющим собирать и передавать другим плоды человеческой мысли. Сегодня почти вся информация накапливается на микрофильмах или в памяти компьютера, а затем распространяется путем передачи на экран или с помощью фотоэлектронной распечатки. И если правы специалисты в области коммуникации, которые говорят, что единственным решающим фактором, определяющим характер нашей цивилизации, могут стать средства передачи информации, а также накопление ее основного объема, то в таком случае мир телекоммуникационных связей сулит нам такие же драматические перемены, какие в свое время принес подвижный шрифт Иоганна Гуттенберга.

Мы уже переступили порог новой эры — эры визуальной грамотности. Если мы не видим это, то просто потому, что не хотим это замечать. Ученики средней школы, закончившие ее в этом году, за все 12 лет учебы больше времени провели не в классе, а за телевизором. Прихожанин, у которого на посещение церкви уходит 50 часов в год /или 100, если он ходит туда и в воскресенье вечером/, каждый год за телевизором проводит около 2000 часов. Наш мир меняется, и он уже изменился.

Но как все это сказывается на нашей проповеди? С точки зрения когнитивистики, традиционные формы проповеди можно расценить как деятельность левого полушария головного мозга

/причем, это касается как тех, кто проповедует, так и тех, кто слушает/. Гомилетика в значительной степени опирается на анализ, логику и язык. Когда читается проповедь, то нередко внимание ей уделяется не столько образам и догадкам, сколько отвлеченным понятиям, не целостному взгляду, а какой-то последовательности, не чувствам, а фактам, не ориентации на какую-то связь, а установке на рациональное осмысление.

Однако революция в области коммуникации ведет людей в другую сторону. Сегодня визуальная связь изменяет наше сознание. Впервые за пять веков правое полушарие начинает настойчиво заявлять о себе, требуя, чтобы к нему почаще обращались, как в самой жизни, так и в учебе.

Наши слушатели больше “не ловятся” на печатное слово и логику. Вместо этого они предпочитают переживать действие

и испытывать чувство вовлеченности, которое дает им работа правого полушария. Первое, что им приходит на выручку — это телевизор. Телевизор дает им возможность как бы самому участвовать в происходящем. Зритель перестает быть простым наблюдателем и включается в действие. Микрофон позволяет уху стать вместилищем всех звуков вокруг. Камера дает возможность как бы принять участие в драке, в футбольном матче или каком-то развлечении. То, что прежде было далеким, существовало только в воображении или вообще казалось нереальным, благодаря алхимии телеэкрана в один миг становится живым, ярким и достоверным.

Подобно тому, как в век космонавтики человек, благодаря космическим полетам, стал преодолевать гораздо большие пространства, наш электронный век за счет компьютеров дает нам возможность увеличить наши мыслительные способности, за счет микрофона — возможности слуха и благодаря телекамере позволяет увидеть то, чего иначе мы бы не увидели. Вовлеченности в происходящее становится образом жизни, а сенсорное восприятие превращается в первостепенный метод обучения.

Если мы слишком привержены пятисотлетней проповеднической традиции, мы довольно скоро обнаружим, что между живым восприятием действительности, поисками, открытиями и творчеством, в котором наши слушатели имеют возможности попробовать свои силы на протяжении недели, и сравнительно скучными, банальными призывами воскресной проповеди пролегает непроходимая пропасть. Если мы не предпримем решительных шагов, чтобы радикально изменить манеру нашего проповедования, нам довольно скоро станет ясно, что для наших слушателей внутренняя жизнь постепенно становится чем-то далеким, духовная реальность кажется вымыслом, а то, что должно стать живой истиной Слова Божия, становится всего лишь легкой дымкой субъективного переживания. Многие молодые люди, не преуспевшие в духовном развитии и с головой погруженные в деловой мир нашего эмпирического общества, уже сейчас чувствуют, что сложившаяся традиция или обходит их, или относится к ним свысока, поскольку наша проповедь не столько подводит к открытию, сколько просто основывается на дедуктивном повелении, и поскольку, стремясь сосредоточить внимание слушателей на нашем призыве, мы не стремимся к тому, чтобы объяснить его и позволить пережить самому.

Почему люди не хотят слушать? Как нам увлечь их? Что должна говорить Библия? Каким образом Иисусу и другим великим библейским проповедникам удавалось завладеть вниманием своих слушателей? Нет ли в их опыте, сложившемся еще до Гуттенберга, того ключа, который позволил бы нам понять, как надо проповедовать сейчас, когда эпоха печатного станка миновала, а также в будущем?

Когда проповедовали Иисус, пророки и апостолы, они особое внимание обращали на индуктивную манеру проповеди. Однако разве кто-нибудь вспоминает об этом? Хоть кто-то подумал об Иисусе как проповеднике? Почему наши тексты по гомилетике обходят его пример стороной? Кто-нибудь помнит о том, что простые люди с радостью слушали Иисуса, когда он проповедовал индуктивно, стремясь войти в ту ситуацию, в которой они находились?

Разве кто-нибудь следует примеру Иисуса, включая в свою проповедь какую-нибудь притчу, рассказ или сравнение? Кто знает, что на Нагорную проповедь уходит 18 минут и что в ней множество примеров, наглядных образов, сравнений, различных приемов, которые захватывают внимание и среди которых можно назвать загадки, обыгрывание физической привлекательности или обращение к повседневному опыту?

Может ли Иисус что-то дать нам в смысле построения проповеди? Могут ли другие талантливые проповедники прошлого дать нам какой-нибудь простой пример, который помог бы нам в нашем деле? Являются ли наши слушатели чем-то случайным по отношению к проповеди или их можно сделать ее соучастниками?

Может ли она привлечь их внимание и заставить включиться в происходящее? Могут ли наши проповеди задействовать оба полушария человеческого мозга?

Вопросов много, но ответы не оставляют в покое.

Давайте посмотрим на проповедование с новой точки зрения. Иисус и последующие за ним талантливые проповедники учат нас простому подходу, и мы легко раскроем их секреты, если как следует изучим их проповеди. Они обещают дать нам лекарство, которое пойдет на помощь этим немощным и поверхностным проповедям, столь обычным сегодня. Кроме того, они познакомят нас с различными способами, используя которые мы сможем привлечь внимание наших слушателей.

Эта книга — не философское, метафизическое или гносеологическое исследование. В ней мы изучаем жизнь. Исследуем опыт. Изучаем Слово Божие. И, кроме того, исследуем логику здравого смысла и поиска.

Какова цель? Быть проще, — проще, но не глупее. В этой книге мы пытаемся быть максимально простыми, так же простыми, как прост здравый смысл. Такими же привычными, как привычен повседневный опыт. Столь простыми, чтобы люди услышали нас. И даже прислушались. И увлеклись.