Глава 7. Водоворот

Однажды я видел, как проповедник начал свою проповедь, разыграв следующее представление: он усадил Бога в некую космическую колесницу, подкатил ее к “краю Вселенной” и бесцеремонно спихнул Божество со сцены, предавая полному забвению.

Я знал другого проповедника, который придумал нечто новенькое, чтобы в начале проповеди привлечь внимание дремавших слушателей в церкви квакерского колледжа.

Его план состоял в том, чтобы спрятать под пиджаком игрушечные пистолеты своего сына и устроить пальбу поверх ошеломленных студентов.

“Ты лжешь!” — возопил еще один священник, как только взошел на кафедру. Он сделал драматическую паузу, выжидая, когда его изумленные прихожане придут в себя. Затем он опять закричал: “Ты лжешь!” и выдержал вторую паузу, прежде чем спросить: “Разве это похоже на Иисуса?”

Еще одна пауза. “Так вот, я слышал, как на днях один из членов нашей церкви говорил именно таким образом”. И в течение следующих двадцати минут, пока он проповедовал, все присутствующие в церкви были заняты тем, что, вспоминая события предыдущей недели, пытались представить, кого же это слышал их пастор.

Однажды в Пасхальное Воскресенье, в небольшом городе, являющемся центром округа, пастор поставил в алтаре своей церкви образцовый американский унитаз и “посадил” в него лилию. Шокированная община вызвала епископа, и раскаявшийся пастор специальным церковным органом методистов, осуществляющим окружной надзор, был лишен своего места и выдворен из города.

Билл Санди ломал стулья, неистовствовал и проклинал Джона Барликорна, срывал с себя одежды и незаметно исчезал под двойным полом в алтаре, показывая, что проповедь окончена.

Один студент, будущий пастор, вне себя от нахлынувших на него чувств, неожиданно посреди проповеди изображает падение

огромного дерева. После того как оно с грохотом рушится, он сообщает: “Видите, вы даже отодвинули скамейки, чтобы дать ему упасть”.

Но нет ли более подходящих, не столь оскорбительных способов для того, чтобы вовлечь слушателей в нашу проповедь?

Для осуществления этой цели от проповедника всегда требовались большие творческие способности. Но, возможно, ни в какое другое время привлечь и сохранить внимание слушателей не было такой трудной задачей, как сейчас.

Мы уже говорили о требованиях и ожиданиях современной аудитории. Она хочет, прежде всего, какого-либо действия. Ее раздражает, когда все раскладывается по пунктам. Телевидение и кино приучили ее к драматическому действию, захватывающим событиям, конкретному содержанию, быстрому развитию сюжета, реальным человеческим проблемам и постоянному разнообразию.

Сто лет назад проповедники нередко могли говорить час или два, последовательно и логично излагая свою проповедь. Но современный слушатель не будет стоять /или сидеть/ столько времени, чтобы выслушать вас. Для тех, кто привык к 10-15-минутным передачам телерадиовещания, 20-30 минутные постоянные воскресные беседы на отвлеченные темы превышают возможности их внимания.

Для проповедника, который сталкивается с этими проблемами, те театральные, добивающиеся внимания трюки, о которых мы говорили выше, могут показаться очень соблазнительными; иногда кажется, что только с помощью таких крайних мер можно проникнуть в сознание прихожан. Но хотя эти нелепости, действительно, могут произвести неизгладимое впечатление, на самом деле, они только заслоняют сущность истинного общения и понимания. Да, шокирующим вступлением можно привлечь внимание аудитории, но сохранить его и, что еще важнее, сосредоточить его на сути вашей проповеди — гораздо сложнее. Если, что называется, у вас нет цирка с тремя аренами, чтобы осуществить эти три задачи, на театральных эффектах всю проповедь не построишь. Они больше подходят для яркого вступления.

Подобно большим эффектным вступлениям, индуктивный метод стремиться к тому, чтобы завоевать внимание слушателей. Но с его помощью можно сделать нечто большее, чем просто на некоторое время вывести их из состояния спячки, для того чтобы проповедник смог поговорить с ними несколько минут.

Как мы неоднократно подчеркивали, цель индукции состоит не только в том, чтобы привлечь внимание, но и удерживать его, в том, чтобы слушатели принимали участие в самом процессе размышления, оставаясь с проповедником до тех пор, пока вместе с ним не придут к общему выводу. Индукция пытается сделать так, чтобы прихожане из наблюдателей превратились в участников проповеди.

Некоторые считают, что для индуктированного проповедования достаточно только пространного вступления. Но, в действительности, индукцию нельзя сводить только к этому. Индуктивными могут быть все части проповеди и вся она в целом.

Индуктивная проповедь, от начала до конца, удерживает внимание слушателей и убеждает их не в приказном порядке, а благодаря особенностям своего построения. Мы не узнаем в полной мере, что такое индуктивная проповедь, пока не увидим, что композиция — эта та структура, которая делает проповедь индуктивной.

Мы уже достаточно подробно говорили о характерных чертах индукции и о многих различиях между индукцией и дедукцией. Но было бы целесообразно еще раз рассмотреть некоторые из них с точки зрения того, как они влияют на построение проповеди.

Индуктивная проповедь начинается с конкретного и частного — фактов, иллюстраций, примеров, жизненного опыта; дедуктивная — с утверждений, выводов, суждений, обобщений.

Индукция перекидывает мосты от частного к общему; дедукция все строго определяет, ограничивает, рассекает и отстаивает свои предпосылки. Индуктивные примеры предшествуют и ведут к определенным суждениям; дедуктивные — следуют за уже сделанными утверждениями и подкрепляют их.

При индуктивном характере проповеди любые утверждения, суждения, заявления и увещевания следуют или вытекают из иллюстративного материала в ходе самой проповеди. Дедуктивная проповедь начинается с выводов проповедника, которые являются результатом его подготовки к проповеди; они предлагаются слушателям как данность, независимо оттого, готовы ли те принять их и идти дальше.

Эти различия можно обобщить следующим образом: дедуктивный проповедник начинает с истин и затем намеревается доказать их; индуктивный — действует так, что слушатели готовы увидеть истину, принять, согласиться и откликнуться на нее в конце проповеди.

Но каким образом все это влияет на то, как проповедь построена или спланирована? Одно из основных правил индуктивного плана состоит в том, что он, обычно, начинается с примеров, которые служат как совокупное доказательство, приводящее к одному из подпунктов. В противоположность этому, дедуктивный план начинается с пунктов или разделов, за которыми следуют примеры и доказательства.

В своей книге Preparing and Pulpit /Nashville|Abingdon Press,1968/, John E.Baird предлагает образец индуктивного плана. Он представлен здесь рядом с типичной дедуктивной структурой.

ИНДУКТИВНЫЙ ПЛАН ДЕДУКТИВНЫЙ ПЛАН

~ Пример 1. Вступление

Данные статистики 2. Главная мысль

Основной раздел А Основной раздел А

Иллюстрация Данные статистики

Пример Иллюстрация

Пример Основной раздел В

Основной раздел В Пример

Цитата Пример

Пример Иллюстрация

Подраздел 1 Основной раздел С

Пример Подраздел 1

Подраздел 2 Иллюстрация

Основной раздел С Подраздел 2

Главная мысль 3. Вывод

Как вы видите, наиболее очевидным различием между этими планами является порядок примеров по отношению к тем пунктам плана, которые они подтверждают. Но можно отметить и другие различия.

Когда индуктивный план начинается с конкретного примера, отдельное вступление к проповеди становится ненужным. Начальный пример берет на себя функцию вступления и, кроме того, содействует совокупности доказательств в индуктивном процессе.

В отдельном специальном выводе тоже нет необходимости, если все расположение частей ведет к основной идее проповеди. Например, простое индуктивное развитие состоит из примеров, приводящих к утверждению главной мысли следующим образом:

Пример А

Пример В

Пример С

Следовательно: Главная мысль и вывод.

Таким образом, традиционные части, на которые делится проповедь, при индуктивном построении сливаются в единое целое. Индуктивное развитие проповеди поддерживает интерес и вовлеченность слушателей, но такая проповедь может иметь не больше явного смысла чем повествование, притча, или даже шутка. Однако, это не значит, что проповедник говорит без всякой цели и идеи. /Боюсь, что бесцельных проповедей уже вполне достаточно, и это не то, что мы здесь защищаем/.

Каждая индуктивная проповедь нуждается в основной идее; она есть организация этой идеи в определенном порядке; на этой идее сосредоточена подготовка проповеди, ее изложение перед слушателями и расчет на желаемое восприятие. Целью индуктивной проповеди является то, к чему мы хотим привести слушателей в результате нашего проповедования.

Объясняя эти индуктивные принципы своим студентам, пытаясь донести до них идею проповеди, как бы затягивающей слушателей в свой вывод, я использую образ водоворота. Когда мы обсуждаем в классе эту тему, я часто рисую простую схему, наглядно изображающую идею индуктивной проповеди.

См. схему 1.

Отправной точкой любой индуктивной проповеди /то, что на схеме обозначено как “общее основание”/ может быть жизненный опыт, проблема, вопрос, потребность, конфликт или какие-то другие напряженные моменты. Но это всегда то, что непосредственно затрагивает людей и ведет их, посредством многих индуктивных элементов или их сочетания, к определенному выводу, который является основанным на Священном Писании средоточием всей проповеди.

Движение от конкретного к общему, от свидетельства к заключению, которому мы здесь придаем особое значение, является наиболее общим принципом индуктивной структуры.

Но существует несколько типов индукции / их можно также назвать индуктивными доказательствами, индуктивными мыслительными процессами/, которые могли бы быть использованы в индуктивной проповеди. С помощью каждого из них можно достичь цели индуктивной проповеди — вовлечь, “затянуть” слушателя в тот вывод, к которому мы хотим их привести. Все эти типы индукции удовлетворяют требованиям индуктивного метода и подтверждают его характерные особенности, которые мы обсуждали в этой книге. И все они соответствуют основной модели “водоворота”, которую мы только что рассмотрели. Чтобы лучше понять возможные структуры индуктивной проповеди, в этой и следующей главах мы подробно рассмотрим 8 типов индукции, сопровождая их планами, схемами и комментариями.

1. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ. Это, быть может, простейший /и, безусловно, самый прямой, тип индукции. Индуктивное, по принципу водоворота движение, набирает силу по мере того, как специально подобранные примеры накладываются один на другой, пока не подведут к определенному выводу. Иногда между примерами можно делать предварительные или неполные заключения. Но и они постепенно ведут к окончательному выводу всей проповеди.

ПЛАН

А. Значимый пример из реальной жизни.

Предварительный вывод /по желанию/

В. Пример

Предварительный вывод /по желанию/

С. Пример

Предварительный вывод /по желанию/

D. Пример

Предварительный вывод /по желанию/

ВЫВОД.

См. схему 2. /Схема индуктивного перечисления/.

Число примеров / а они включают различные рассказы, случаи библейские истории, ссылки на жизненный опыт и другие индуктивные элементы, возможно, цитаты и факты — словом, любые подтверждающие свидетельства/,приводимых в этом типе индукции будет зависеть от времени, темы и аудитории.

Чем отрицательнее настроена аудитория, чем менее она восприимчива по отношению к выводу, который мы намерены сделать, тем больше шагов потребуется / и они должны быть мельче/, чтобы привести ее к нему. Выбранные нами примеры могут включать любые или все индуктивные элементы, которые мы рассматривали в 3 главе, и состоять из любых комбинаций различных ссылок на историю, современность или Писание.

Хорошее практическое правило, касающееся выбора примеров, состоит в том, чтобы начинать с самого современного, наиболее близкого аудитории, и, отталкиваясь от него, продвигаться дальше.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ. Более сложный подход, подход, который использует более широкое и более тщательное перечисление примеров в качестве основного средства развития, может быть назван индуктивным исследованием. В этом типе индукции более свободный и широкий набор примеров, затрагивающих различные аспекты темы, целенаправленно сводится воедино, чтобы дать полную, всестороннюю картину.

Этот процесс похож на действия мореплавателя, который, увидев новую землю, пытается обогнуть ее, чтобы узнать, остров это или полуостров. Его можно сравнить и с действиями путешественника по неисследованным местам, который вдоль и поперек изучит незнакомый объект, чтобы определить его размеры и все особенности. Примеры, точки зрения на предмет разговора могут быть различны, в зависимости от вашей темы проповеди. Как и в простом перечислении, примеры могут сопровождаться предварительными выводами /что так же необязательно/. Но предела своего индуктивного развития, проповедь достигает тогда, когда проповедник, с помощью всех собранных примеров, всесторонне исследует и рассмотрит тему, что, в конечном счете, приведет его самого и слушателей к более осознанному открытию и выводу.

План и схема проповеди-исследования в значительной мере сходны с любой проповедью, использующей перечисление, отличаясь только более тщательно разработанными и широкими ступенями.

Предположим, например, что вы готовите проповедь об искуплении, назвав ее “Бог дает вторую возможность”.

Следующая схема, сохраняя идею всестороннего подхода и нашу основную структуру “водоворота”, может дать более полное представление о том, как построить такую проповедь.

См. схему 3./Схема всестороннего исследования/.

Предположим, что вы начинаете проповедь об искуплении с жизненного примера, о котором вы недавно прочитали в газете: На одной из станций нью-йоркского метро, переполненной в час пик народом, упала на рельсы молодая женщина, но ее успели вытащить буквально перед промчавшимся поездом. Затем вы приводите еще один или более примеров / они могут касаться личной, семейной, церковной или местной жизни/, свидетельствующих о том, как чья-то жизнь, карьера, семья или что-либо другое, были избавлены от смертельной опасности, о том, как кто-то получил вторую возможность.

Вы можете привести пример и из спортивной жизни, которая богата критическими моментами, иллюстрирующими идею второй возможности. Пример из мира природы, когда мать рискует или даже жертвует жизнью ради защиты своего потомства, тоже может стать ценным подпунктом вашего плана. Дополнительный материал из различных областей науки и культуры можно затем связать с библейскими примерами, предлагая все более глубокое понимание идеи искупления, пока все это не приведет вас к тому выводу, который вы хотели донести до слушателей.

Как правило, нет необходимости включать в проповедь все ступени приведенной выше схемы. Равным образом, не следует сводить только к этим сферам всесторонний характер своего исследования. Фактически, эту тему можно всесторонне исследовать в проповеди, отвечая на вопросы, которые обычно задают журналисты: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Проповедь, которая развивается вокруг темы, отвечая или пытаясь ответить на эти вопросы, используя рассказы, примеры, цитаты, Писание и т.д., может дать самое полное представление о смысле искупления. Таким образом, главная цель этого типа проповеди состоит в том, чтобы, идя к основному, логическому выводу, дать всесторонний, систематизированный взгляд на предмет своего исследования.

3. БИОГРАФИЯ. Представляющая собой конкретное исследование, биографическая проповедь, темой которой является какого-либо библейского персонажа, также может развиваться по принципу индукции. Накопленный фактический материал набирает силу и энергию, пока не приводит к выводу, который четко сформулирует принципы, утверждения и положения, вытекающие из исследования.

Индуктивная биографическая проповедь о жизни Моисея может быть спланирована и графически изображена следующим образом:

Вступление / цель которого — привлечь внимание, вызвать интерес, раскрыть актуальность темы и сосредоточить слушателей/.

а. Рождение

б. Тростник

в. Платная кормилица

г. Внук фараона

д. Двор и школа в Египте

е. Личностный кризис

ж. Награда герою

з. 40 лет бегства

к. Горящий куст

л. Возвращение в Египет

м. Десять казней

н. Исход

о. Пустыня

Основное положение, утверждение, вывод.

См. схему 4.

Но тема биографической проповеди не должна, непременно, ограничиваться только одним библейским персонажем. Не так давно мой уважаемый коллега доктор Чарльз Киллиан читал биографическую проповедь, состоящую из трех частей, в основе которой лежала часто повторяющаяся библейская фраза “Бог Авраама, Исаака и Иакова”. Такая проповедь может иметь следующий план:

Биография 1 Биография 2

а. Призыв а. Довольство.

б. Доверие б. Доверенное лицо

в. Завет в. Сосуществование

г. Деятельность г. Соглашение

д. Черты характера д. Смущение

1. Авраам 2. Исаак

Биография 3

а. Обманщик

б. Обман

в. Вызов

г. Обманутый

д. Перемена * * 4. Вывод

3. Иаков *

Каждая из этих трех биографий может иметь свою отдельную схему типа “водоворота”, которую можно изобразить в виде нашей основной модели. Но для того, чтобы наилучшим образом показать, как эти три части собраны в одной проповеди, надо составить схему их отдельных, трехчастных изображений.

См. схему 5. /Схема комбинированной биографической

проповеди/.

Эти три биографии дают яркие характеристики каждому персонажу. Сначала различия между ними не подчеркиваются, но явные контрасты нарастают по мере приближения к выводу, который ясно формулируется только в конце проповеди. Вывод:

Если Бог приближает к Себе этих трех разных героев, если Он может быть Богом Авраама, Исаака и Иакова, Он может быть и нашим Богом”. Таким образом, сокровенный смысл проповеди заключается в надежде, милости, Божьем покровительстве и особенно в христианской идее принятия.

Так случилось, что в этой проповеди использовались три биографических рассказа. Но число их может быть различно. Кроме того, чтобы проповедь была индуктивной и библейской по смыслу, вовсе не обязательно брать для нее биографии только библейских персонажей.

4. Повествование. Структура проповеди, основанной, в первую очередь, на рассказывании историй, может быть в полной мере индуктивной, если никаких выводов и утверждений не делается, пока рассказ не закончен. В Библии содержится множество историй, которые достойны того, чтобы их пересказать.

Книги Эсфири, Руфи, Еноха могут быть использованы в качестве проповеди-повествования, которая не содержит никакого поучения, пока не сделан вывод из рассказа.

Великие исторические события, о которых рассказывает Библия, дают дополнительный материал для его обработки в повествовательной проповеди. Исход, обретение земли обетованной, падение Царств, рождение Христа, события Его земного служения, страстная Неделя — все это можно разработать в виде повествовательной проповеди.

Повествовательную проповедь можно использовать, чтобы дать обзор больших периодов библейской истории. Например, изложение ветхозаветной истории Израиля может включать шесть картин /учитывая, что истинное повествование не делится на пункты /: 1. Жизнь Авраама ; 2. Исход;

3. Вавилонское пленение; 4. угроза исчезновения

5. Рассеяние и восстановление; 6. Ожидание.

Для того, чтобы наша “История евреев” стала индуктивной проповедью, необходимо просто какие-либо утверждения и выводы отнести в конец повествования. Но она может стать индуктивной вдвойне, если мы сравним опыт избранного народа Божьего с нашим сегодняшним опытом, используя после каждой картины / или в заключение/ такой элемент индукции, как сопоставление.

Все приводимые до сих пор примеры были простыми, состоящими из одного повествования, на основе которого можно было построить целую проповедь. Но подобно тому, как биографическая проповедь может включать более одной биографии, так и проповедь-повествование может объединять более, чем одну историю. И так же, как в случае с биографией, вовсе необязательно, чтобы каждая из историй в такой комбинированной проповеди была взята из Библии.

Простую, состоящую из одного повествования проповедь можно графически изобразить следующим образом. / Рассказ о Енохе или “История евреев” может строиться по этой модели/.

См. схему 6 /Схема простого повествования

с одной основной историей /.

Проповедь, состоящая из двух или более историй

/комбинированное повествование/, например, о Божием провидении, может объединять одну или более библейских историй с одной или более небиблейскими, что помогает раскрыть тему Божьего промысла в различных аспектах.

Последовательное, по типу “круговорота” развитие проповеди можно изобразить таким образом:

См. схему 7. / Комбинированное повествование/

В повествовательной проповеди вступление может не быть обязательной стадией. Иногда начальная сцена настолько значима и убедительна, что обладает достаточной силой, чтобы стать общим основанием проповеди. Можно делать предварительные, ориентировочные выводы /желательно после каждой картины в простом повествовании и после каждой истории в комбинированном/. Но как и во всякой индуктивной проповеди, все эти предварительные утверждения должны вести к заключительному выводу в конце проповеди, а всем выводам / и предварительным, и окончательным / должны обязательно предшествовать различные иллюстративные материалы, которые подведут слушателей к такой точке зрения.

Необходимо сделать еще несколько предостережений относительно повествовательной проповеди.

Во-первых, проповедь, которая целиком основана на рассказывании историй, возможно, самый трудный тип проповеди, и справиться с ней непросто. Для этого проповедник должен обладать творческим воображением и быть искусным рассказчиком. Так как этому искусству, как правило, можно научиться, мы рекомендуем: прежде, чем браться за такую проповедь целиком, приобретите опыт и уверенность, включая рассказывание историй в другие виды проповедей / например, как один из элементов проповеди-перечисления/

Хорошее руководство по искусству рассказывания было бы полезно каждому, кто хочет усовершенствоваться в этой области. Хорошей практикой явилась бы привычка строить каждый рассказ в соответствии с 4 основными элементами любого искусного повествования:

1. Начало

2. Последовательное развитие событий и конфликт

3. Кульминация

4. Конец

Второе предостережение, которое необходимо сделать, касается использования библейских историй. Даже если вы рассказываете их по всей правилам индукции / не делая никаких преждевременных утверждений/ вы можете потерпеть неудачу и не заинтересовать тех слушателей, которым Библия кажется устаревшей, далекой от жизни книгой. Поэтому особенно важно чередовать библейские истории с современными, применяя комбинированную повествовательную структуру.

Также рекомендуется делать к библейским историям вступление, тесно связанное с современной жизнью. Еще одна возможность, которая может и должна быть использована в сочетании с двумя предыдущими, состоит в том, чтобы в рассказы на библейские и исторические темы /равно далекие от современности/ включать сопоставления с опытом современной жизни. Например, избрание Эстер царицей можно сравнить с современными конкурсами красоты на звание Мисс Америка. Чувства Ионы на пути в Ниневию можно сопоставить с теми, которые, предположительно, испытывал Джимми Картер, когда, по совету своих помощников, предпринял во время Иранского кризиса тайную дипломатическую миссию к Аятолле Хомейни в Тегеран.

То, как дети Израиля хватали манну небесную, просыпавшуюся на них в пустыне, сравните с жалобами на еду, которые мы слышим в любом университетском кафе. Можно сделать множество сравнений, рассказывая библейские истории современному слушателю. Необходимо только использовать все свое воображение, чтобы заинтересовать и вовлечь его в наше повествование.

Повествование — это четвертый тип индуктивной структуры.

Еще четыре типа индукции мы рассмотрим в следующей главе.