Глава 8. Водоворот

/продолжение/

Как-то в феврале, на лекции по курсу индуктивного проповедования, один из студентов рассказал о том, как неделю назад, в день Святого Валентина, он говорил на проповеди о Божьей любви. “Когда готовил проповедь, мня поразило, как три основные свойства Божьей любви похожи на человеческую любовь. Таким образом, начав с идеи человеческой любви, я нашел примеры, чтобы пояснить и связать два эти понятия воедино“.

Затем молодой пастор поделился примерами из своей проповеди.

“Накануне дня Святого Валентина моя жена сказала, что хочет поехать в город, чтобы сделать кое-какие покупки, и спросила, не хочу ли я пойти с нею.

“О, нет, я очень занят сегодня. У меня еще слишком много работы”, — ответил я.

“ Не хочешь ли ты купить сладостей, цветов или что-нибудь еще?”- спросила она.

“Извини, милая. У меня совсем нет времени сегодня”, — сказал я, и она неохотно ушла одна.

Вернувшись из города, она посмотрела мне в глаза и сказала: “Все пять лет, как мы женаты, ты всегда помнил о дне Валентина. Скажи, — она виновато улыбнулась, — ты уже что-то придумал, не так ли?”

“Конечно, милая. Я не забыл о дне Валентина”.

На следующее утро я открыл ей свой секрет: “Я купил целую коробку праздничных чипсов, написал на каждом пакетике небольшие послания и спрятал их по всему дому, так что всю неделю ты будешь повсюду находить мои любовные записки”.

“На этом месте моего рассказа, — обратился студент к классу,- мои степенные прихожане бурно захлопали, что, насколько я знаю, впервые случилось в этой церкви. И затем уже я объяснил им свою главную мысль, которая состояла в том, что, подобно человеческой, Божественная любовь заботится о нас и готовит нам свои благодатные дары.

Увидев, как индукция буквально “втянула” людей в проповедь, я убежден в индуктивном подходе. Моя жена тоже от него в восторге”.

С помощью аналогии, подобной той, которую применил мой студент, можно просто подчеркнуть какую-то отдельную мысль в проповеди, и в то же время аналогию можно рассматривать как пятый из восьми основных индуктивных типов построения проповеди в целом.

5. АНАЛОГИЯ. Изучив Писание, мы увидим, что Бог использует 4 вида аналогии: (1) соотносительная /отец — сын, невеста — жених, пастух — овца/; (2) сравнительная /собаки, свиньи, волки, сокровища/; пространственная /высочайший, глубочайший/; (4) функциональная /плоды, стены, тело, голова, дверь, корни, соль, свет/.

Как же построить проповедь, используя способ аналогии?

Рассмотрим один из возможных вариантов на примере толковательной проповеди, основанной на 1-ом Псалме и развивающей аналогию праведного человека с деревом.

Вы можете начать проповедь с вопроса: Что же такое, на самом деле, христианская жизнь? Что она из себя представляет?

Это может стать “общим основанием” вашей проповеди.

Вы можете рассказать о некоем строгом христианине, который, лишившись привычной поддержки духовного общения, увидел, что его духовная жизнь ухудшается. После этого примера вы можете сделать предварительный вывод, что христианская жизнь нуждается в подпитке.

Приведите еще ряд дополнительных примеров /истории, цитаты, факты, библейские примеры, Писание и т.д./, которые приведут вас к дополнительным предварительным выводам. Христианская жизнь подобна дереву в следующих аспектах: рост должен быть постоянным; как дерево выделяет кислород, так и христианин должен отдавать себя ближним; христианская жизнь постоянно подвергается испытанию: она дает убежище и покой; она приносит плоды. Можно сделать множество промежуточных выводов, но /если вы хотите сохранить индуктивное развитие проповеди/, прежде чем утверждать что-то, сначала приводите примеры.

После того, как сделано определенное количество предварительных выводов, они сводятся к единому заключению, и проповедь завершается ответом на вопрос: Что же собой представляет христианская жизнь? — Христианская жизнь подобна дереву. И в конце можно еще раз подчеркнуть, в чем же состоит это уподобление.

Такой способ индуктивного развития можно использовать для большинства аналогий, которые встречаются в Библии. Каким образом Бог подобен свету? Что значит быть телом Христовым?

Как понять сравнение христиан с солью? В каком смысле Бог уподобляется пастуху или Отцу? Этот перечень может быть продолжен. Графически развитие аналогии можно выразить следующей схемой:

См схему 8./Проповедь-аналогия/

Как мы уже отмечали, говоря об аналогии в 3 главе, опасность этого метода состоит в использовании слишком далеких, натянутых сравнений. Лютер говорил, что аллегории Оригена слишком безнравственны, чтобы иметь какое-то значение. Поэтому, если аналогия используется как основная идея проповеди, мы должны быть очень осмотрительны и ограничивать себя только теми сравнениями, которые Бог дает нам в Писании. Их там более чем достаточно, для того чтобы сделать выбор.

Использовать аналогию в качестве основной структуры проповеди можно и по-другому: не делать саму аналогию основной идеей проповеди, а использовать ее только для того, чтобы убедительней раскрыть главную мысль проповеди. Например, проповеди на тему “Семь ключей к Царству Божию”,

“Четыре основания нашей веры” и тому подобные, используют аналогию, чтобы выразить свою идею более конкретно. Такие проповеди могут быть в полной мере индуктивными, если в них задействованы элементы индукции и какие-либо утверждения делаются только после иллюстративного материала.

6. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ. Всякую проповедь, в которой рассматриваются причины и следствия какого-либо явления, можно адаптировать к индуктивной структуре. И в наше прагматическое время, желающее все выяснить и узнать, причинно-следственный подход, действительно имеет большие возможности для вовлечения слушателей в процесс проповеди.

Строить проповедь на рассмотрении причинно=следственных отношений можно с помощью двух основных подходов.

Один из них состоит в том, что в начале, в качестве общезначимого основания проповеди, формулируется очевидное следствие какого-либо явления и задается вопрос: Какая причина / или причины / привели к этому? И проповедь, в целом, становится поиском причин, утверждение которых происходит только в окончательном выводе.

Например, вы хотели бы сказать надгробную речь об одном из членов вашей церкви, который был настоящим христианином, построив ее как строго индуктивную проповедь с использованием причинно-следственных отношений. Вы можете начать с примеров, свидетельствующих о его высоких нравственных качествах, или коротко рассказать об этом достойном восхищения человеке./Это является следствием/.

Затем вы переходите к поиску причин, подразумевая или прямо задавая вопрос: Чем объяснить, что такой-то стал тем человеком, каким мы его знали, человеком, которого все любили и уважали? Рассмотрите некоторые обстоятельства или причины, которые, возможно, сформировали характер этого человека. Покажите, например, что он воплощал в себе различные плоды Святого Духа, после чего можно сделать вывод, что в результате тщательного возделывания этих плодов Духа он достиг полноты христианской жизни. Такая проповедь может стать призывом к подлинно христианской жизни для каждого из присутствующих на похоронах.

Кроме этого, вы можете привести примеры, свидетельствующие о его преданности семье, делу, которым он занимался, другим людям, Богу, и прийти к выводу, что подлинная христианская жизнь складывается в результате гармоничного сочетания всех сфер жизни.

Приводим примерную схему такой индуктивной проповеди, построенной по принципу причинно-следственной связи:

См. схему 9./от следствия к причине/

Для того, чтобы такая проповедь была действительно индуктивной и исследовательской, предварительные причины не должны носить декларативного характера. Вот почему на схеме они даются под знаком вопроса. Вы можете сделать какие-то ориентировочные, неполные выводы после рассмотрения каждой возможной причины, но от любого категорического утверждения надо воздержаться, пока вы не пришли к окончательному выводу. Поиск причин должен продолжаться до самого конца.

Что касается подхода “от следствия к причине”, здесь надо иметь в виду, что следствие, с которого вы начинаете проповедь, не должно иметь частный характер, а быть неким общим понятием /как, например, ”полнота христианской жизни”/, представленным, однако, конкретным жизненным примером. Затем ставится вопрос и начинается поиск причин /как в приведенном выше примере надгробной проповеди/.

Второй способ выражения причинно-следственных отношений состоит в том, что проповедь начинается с причины и вопроса:

“К чему это приведет?” Наилучшим образом этот способ оправдывает себя в пророческой проповеди.

Например, проповедь на тему об ответственности христианина в мире голода и нужды, строится по принципу “от причины к следствию”, разрабатывая его следующим образом. Вы начинаете с пространного вступления, в котором говорите о существующем положении вещей /status quo/. Предположим, вы собрали различный материал /истории, цитаты, факты/, свидетельствующий о том, как материалистично наше общество и как мы богаты по сравнению с остальным миром.

Нарисованная вами картина сегодняшнего мира и становится отправной точкой проповеди. Далее вы спрашиваете: “Какое значение имеет все это для будущего? К каким последствиям приведет?” Затем вы делаете логически обусловленный прогноз, используя исторические примеры, личный опыт, библейские эпизоды, ссылки на Писание. Как только вы представили этот материал /делая предварительные выводы или нет/, можно перейти к окончательному выводу о следствии, который в данном случае может состоять в следующем: Бог предоставил нам множество возможностей, и Он, конечно, будет судить нас по тому, как мы воспользовались Его богатством.

Различие между этими подходами /”от следствия к причине” и “от причины к следствию”/ увидеть несложно. Оба начинают с примеров из сегодняшней жизни, как того требует индуктивный метод. Но если первый подход начинает с примеров, которые можно рассмотреть как следствия, и спрашивает: “Какова причина этого?”, то второй — с примеров, которые являются причинами, а затем ставит вопрос: “ К чему это приведет, каковы, в результате, будут последствия?”

Оба они индуктивны в том, что поиск ответа продолжается до конца проповеди. И оба они построены по модели “водоворота”, которая весьма действенно вовлекает слушателей в совместный поиск.

7. ПРОБЛЕМА — РЕШЕНИЕ или ВОПРОС — ОТВЕТ. Эти два названия одинаково хорошо подходят одному из основных структурных типов индуктивной проповеди, и поэтому они, по сути дела, подпадают под одну и ту же категорию.

Принцип “проблема-решение”, предложенный Джоном Девеем, стал популярным в 1940-50-е годы. Однако его слабость заключается в том, что, в отличие, от истинной индукции, он не приводит к определенному выводу. Нередко такая проповедь только указывает на какую-то возможность. В результате возникло много слабых проповедей, которые ни о чем, по сути дела, не говорят. Здесь мы предлагаем совсем другое.

Рассмотрим этот тип индукции на примере проповеди, решающей проблему человеческого страдания. Вы можете начать с примера, близкого всем прихожанам — рассказать о несчастном случае, который произошел с кем-то из вашей общины. На этом примере вы ставите проблему/вопрос: “Почему Бог допускает страдание?” Затем вы используете дополнительный иллюстративный материал /короткие рассказы, цитаты, библейские истории и/или стихи /, приводящий к некоторым ориентировочным, частичным или заранее неприемлемым решениям/ответам. Вы можете сосредоточить проповедь вокруг Книги Иова, используя современные примеры и проводя сравнения с ответами, которые предлагали Иову его друзья. До тех пор, пока вы не представили все свидетельства, не делайте никакого окончательного вывода. В данном случае, принимая во внимание предмет разговора, вы не сможете дать какого-то простого решения/ответа этой проблемы/вопроса, но делая вывод, особое внимание обратите на то, как ответил Иову Бог.

Такая проповедь соответствует нашей основной схеме индуктивного развития по типу “водоворота”:

См. схему 10 /проблема-решение или вопрос-ответ/.

Любая проповедь, которая ставит одну отдельную проблему или один вопрос, легко вписывается в этот тип индуктивной структуры. Отвечает ли Бог на наши молитвы? Проблема зла.

Как сочетать неограниченную власть Бога и свободу выбора, которая дана человеку? Такие проповеди начинаются с того, что признается всеми, с общезначимого основания, и требует индуктивной разработки. Поиск понимания непременно пойдет индуктивным путем, если проповедник не даст ответа раньше, чем слушатели сами придут к нему с помощью его примеров.

В этом типе проповеди возможны различные структурные варианты. Вы можете объединить в проповеди несколько проблем или вопросов, каждый из которых ведет к своему выводу.

Пример такого варианта проблемной проповеди / на тему седьмого прошения из Иисусовой молитвы “Избави нас”/ смотрите в Приложении 1, где вы найдете полный текст проповеди, а также план и схему, составленные автором.

8. ОТБОР.

Этот тип индукции в какой-то мере связан с принципом “проблема-решение”, рассмотренным выше. Начальный этап проповеди — постановка проблемы или вопроса. Вся остальная проповедь — отсев неправильных, несоответствующих или неполных ответов, направленный к подлинному решению проблемы. Наконец, индуктивно, в процессе отбора, проповедь приходит к тому выводу, который вы хотели донести до слушателя.

Проповедь, основанная на Книге Екклесиаста, является хорошим примером такой индуктивной структуры, Вы можете обратиться к 5 главе, где дан план этой книги.

Другой пример — проповедь на тему христианского совершенства. Ее можно разработать следующим образом:

Сначала, в качестве “общезначимого основания”, вы приводите пример из реальной жизни, который ставит или, по меньшей мере, подводит к вопросу, определяющему направление проповеди: Что такое христианское совершенство? Или, Возможно ли достичь совершенства? Затем, используя дополнительный иллюстративный материал /истории, цитаты, библейские рассказы и т.п./, вы приводите и, один за другим, отбрасываете определенное число таких примеров, которые не дают правильного ответа. После исключения всех или, по крайней мере, большинства распространенных ошибочных представлений, вы, наконец, приходите к своему выводу /выводам/, который, как того требует индукция, вы должны сначала проиллюстрировать конкретным примером.

План и схема такой проповеди могут быть таковы:

Пример из реальной жизни

Вопрос или проблема:

Что такое христианское совершенство ?

Это не совершенство ангелов

Не совершенство Адама

Не телесное совершенство

Не совершенное знание

Не совершенное делание

Не совершенное суждение

Не совершенные отношения

Но:

пример — совершенная любовь

пример — совершенные устремления

пример — совершенные установки

См. схему 11.

Рассматривая восемь основных типов индукции, мы показывали, как каждый из них может быть проведен через всю проповедь в целом. Но возможные варианты индуктивных структур не ограничены предложенными здесь планами и схемами; каждый тип индуктивного развития может быть скорректирован и адаптирован различными способами, которых бесконечно много.

Степень пользования индукцией тоже может быть различна.

В проповеди может быть использовано:

(1) индуктивное вступление

(2) индуктивное изучение Библии

(3) индуктивное построение одной или более частей

(4) индуктивное доказательство от частного к общему

(5) комбинация 1-4 пунктов во всецело индуктивной проповеди.

Хотя всякое использование индукции способствует вовлечению слушателей в процесс проповеди, я убежден, что, чем шире применяется индукция, тем активнее слушатели.

Если некоторые из восьми типов индукций мы свяжем с традиционными гомилетическими схемами и подходами, число индуктивных проповеднических структур увеличится. Нижеследующие традиционные структуры можно легко приспособить к индукции или как-то изменить их, чтобы тем самым задействовать индуктивный подход. Речь идет о “лестнице”, “охоте”, контрасте, антитезисе, “кабеле”, “мышеловке”, гегелевской диалектике, мотивационной последовательности, “да”- ответе, “колючей проволоке” и основном изложении [См. приложение 4 относительно того, как эти и другие гомилетические структуры можно сделать индуктивными].

На протяжении всей этой книги мы не раз повторяли, что сила индукции, ее способность увлечь слушателя и, по сути дела, подлинный критерий подлинной индукции заключается в том, что она не начинается с возвещения основной мысли проповеди. К этому постепенно подводят содержащиеся в ней примеры и свидетельства. Таким образом, любая структура проповеди или ее план, отвечающий этому требованию, индуктивна по своей природе и, следовательно, способствует повышению реального участия в этой проповеди со стороны слушателей.

Одним из важных вопросов, который касается структуры и который мы затронули только на уровне конкретного примера [не вдаваясь в его детальное рассмотрение в рамках нашей дискуссии, посвященной проблеме возможной структуризации материала], является вопрос о том, где и как библейский текст может влиться в индуктивную проповедь.

Дуайт Стивенсон [в своей книге The Biblical Preacher’s Workshop] высказывает некоторые соображения относительно использования индукции в вероучительных проповедях, исследующих истину. С его точки зрения такая проповедь должна посредством использования аналогий и примеров индуктивно двигаться к своей кульминации, которая и будет представлять возвещение библейского текста. Автор сравнивает такую проповедь с речью на какой-нибудь номинации, когда в самом конце при блеске прожекторов и прочем великолепии совершается самое главное — объявляется победитель. По мнению автора, такое индуктивное движение к тексту можно назвать “подлинно библейским проповедованием”.

Что касается Крэддока, то он не считает, что индуктивная проповедь должна подводить к тексту Писания. С его точки зрения текст заранее должен присутствовать в индуктивной проповеди. Кроме того, он считает, что библейское повествование, биография или рассказ могут быть вполне индуктивными.

Исходя из того, что мы видели в этой и предыдущей главах, можно сказать, что оба автора правы. Размещение и накопление библейского материала может варьироваться от одной индуктивной проповеди к другой в зависимости от темы, аудитории и типа использованной индуктивной структуры.

Однако независимо от того, располагается ли текст в начале проповеди или в ее конце, каждый раз, когда мы начинаем проповедовать, Библия может и должна лежать в основе всей проповеди. Ее роль столь важна, ее авторитет так существенен для всего, о чем мы собираемся проповедовать, что в следующей главе мы рассмотрим данный вопрос более подробно.